Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ» И. ПРИГОЖИНА СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ И МЕТОД ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ» 
В.С. Лутай

Опубликовано в: Философия и синергетика

Так, в Украине, в частности и в наше время, большую популярность имеет кордоцентрическая философия сердца, основателями которой есть Григорий Сковорода и Памфил Юркевич. И хотя подобные идеи разрабатывались и многими другими неукраинскими философами, теологами, но именно этот вариант украинской философии сердца имеет ту существенную особенность, которая отвечает менталитету нашего народа. Поэтому много наших исследователей разрабатывают концепцию согласно которой истоки нашего варианта философии сердца надо искать в особенностях становления менталитета нашего народа, начиная со времен принятия христианской религии в Киевской Руси, а также в тех мировоззренческих принципах творчества Тараса Шевченко, Николая Гоголя и ряда других выдающихся украинских мыслителей, которые исходили из предоставления явного приоритета роли духовного-моральных ценностей над всеми другими [подробнее см., например, 4, с. 169-213].

Здесь мы остановимся на рассмотрении основных идей философии сердца потому, что наша концепция вхождения в Европейский Союз обязательно должна учитывать и эти идеи, соответствующие им особенности менталитета большинства нашего народа, который в основном отвечают этим идеям. Причем подобную оценку менталитета нашего народа дают не только украинские философы, а и такие известные мыслители как папа Иоанн-Павел ІІ, Дж.Сорос и ряд других. Поэтому концепция дальнейшего развития Украины должна учитывать эту специфику менталитета нашего народа, так как именно она может сыграть огромную роль в оптимизации решения острейших противоречий современности не только в Украине, но и, в частности, между двумя противоположными тенденциями – к максимальному удовлетворению или индивидуально-частичным или более общих коллективных интересов, во всем мире. Поэтому эта наша концепция может быть применена не только в Украине, а ее определенные общие принципы могут сыграть важную роль в разработке тех философских основ реформирования современных культур и образовательных систем, об отсутствии которых говорилось в цитированных выше материалах ЮНЕСКО.

Вместе с тем надо отметить, что философия сердца разрабатывалась в Украине не только представителями христианской философии. Так, Владимир Илларионович Шинкарук как директор Института философии АН в Украине, возглавил большой коллектив украинских философов, которые стремились разработать то направление гуманизации марксистской философии, т.е. преодоление ее в определенной мере сциентичного характера, которое как раз исходило из признания приоритетной роли в этом процессе таких категорий как „вера”, „надежда”, „любовь”. Поэтому это направление гуманизации марксистской философии также надо рассматривать как тот определенный этап развития философии сердца, который внес значительный вклад в развитие марксизма, но который, к сожалению, остался по сути не реализованным в практической деятельности коммунистической партии.

Односторонность как прошлых радикально левых, так и не менее радикально правых идей, на которые должен опирать курс развития Украины, обусловил то, что немало наших мыслителей начали разрабатывать ту новую центристскую концепцию нашего развития, которая бы смогла преодолеть эти крайности. Так, под руководителем доктора философских наук, профессора Ю.Римаренка группа украинских ученых в 1997 году написала фундаментальный учебник „Основы этнодержавства” [4], в котором разрабатывались данные идеи, направленные на преодоление односторонних недостатков как господствующего прежде „реального социализма”, так и современного рыночного фундаментализма. Именно развитие этих идей рассматривается многими нашими учеными как основа обновления нашего курса реформ, а поэтому и как объединяющая украинская идея. Но уже на теоретическом уровне разработки данных идей возникли сложные проблемы. Так, в 1996 году, после проведения Всеукраинской конференции „Философия образования в современной Украины”, наше Министерство образования и науки несколько раз собирало руководителей Институтов НАНУ по общественным и некоторых другим гуманитарным наукам для того чтобы организовать Всеукраинское совещание заведующими кафедрами этих наук. Результат – такое совещание и до сих пор не проведено, так как не было и сейчас нет хотя бы того проекта (или проектов), который бы можно было предложить для обсуждения на этом совещании в качестве общегосударственного. Т.е. уже на теоретическом уровне конкретизации и систематизации идей нового центризма (уже не говоря об их внедрении в практику) возникает много противоречивых между собой точек зрения.

Что же касается современных подходов основных наших партий к разработке украинской объединяющей идеи, то любой из них обычно претендует на то, что лишь оно может обеспечить наилучшие условия для прогрессивного развития экономики, политики, идеологии в Украине. В этом заключается абстрактная тождественность данных подходов. Но любая конкретизация этой тождественности приводит к возникновению тех противоречий между ними, которые часто становятся антагонистическими.

В данной работе мы изложили принципы построения современной философии и образования как „теории диалектики с большой буквы”. Безусловно, что такое построение нуждается в еще огромной работе по конкретизации данного подхода к основным областям нашей деятельности, идеи которой будут коротко изложены в заключении данной книги.

Литература

1. Кучма Л.Д. Украина: итоги социально-экономического развития и взгляд в будущее // Стратегическая панорама. – 2000. № 3-4.

2. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. – М., 1991.

3. Основы етнодержавства. – К., 1997.

4. Скотний В. Ф і лософія освіти: екзистенція ірраціонального в раціональному. – Дрогобич, 2004.

Заключение. О разработке синергетической философии как „диалектической логики с большой буквы”.

Безусловно, что изложенный выше материал не сможет обеспечить его реализацию в основных областях деятельности человечества, что для этого нужно реализовать принципы синергетики в каждой из основных областей деятельности человечества. Как уже говорилось, разработка синергетической философии как „диалектической логики с большой буквы” нуждается в конкретизации ее принципов относительно всех видов человеческой практической деятельности. Здесь мы остановимся коротко на такой конкретизации относительно основных областей реального мира.

Согласно принципу совпадения исторического и логического, систему этой конкретизации надо начинать с математики, куда в широком смысле, сейчас включается и компьютеризация всех знаний об основных областях реального мира. Т.е. современная математика раскрывает закономерности всех этих областей, поэтому она играет огромную роль в их познании и в развитии нашей теоретической и практической деятельности. Поскольку эта функция математики раскрыта в брошюре приблизительно на 100 страницах [Лутай В.С. Математические основания современной картины мира в свете синергетики: {www.mastermax.com.ua/tmp/V_S_Lutai2 . rar } или {diplom.org.ua/freebook/synerge.zip}]), то мы перейдем к следующим формам конкретизации системы принципов синергетической теории диалектики.

А именно, раскрытие закономерностей движения материи в дожизненной ее природе, прежде всего физической. Это также, как и все другие формы конкретизации, вытекает из принципа совпадения исторического и логического, так как именно физика не только предшествовала появлению наука о более высоких структурных уровней материи, а и играла большую роль в их становлении. Об этом свидетельствуют упомянутые выше идеи И.П.Павлова, И.Пригожина о роли физики в понимании психики, физики человека и много других. Но роль физики в современной науке – это очень сложная проблема, решение которой требует не только организации коллективов ученых, которые изучают разные разделы физики, но и организацию изучения данной физики с другими науками.

Следующая форма конкретизации основных принципов синергетики, это науки о живой материи, которые являются переходным звеном к обществу. Особого значения здесь приобретает изучение таких свойств живой материи как: опережающее отображение действительности и его развитие, становление психической деятельности, появление орудийной деятельности обезьян. Самое глубокое понимание этих свойств дает возможность трактовать человека как биосоциальное существо.

Огромное значение для синергетической теории диалектики с большой буквы имеют идеи, связанные с историей становления человечества. Здесь также основные этапы можно разделить на такие. Домифологический, мифологический и религиозный, первые научные знания, становление первых философских систем (древняя Индия, Китай, античная философия), философия эпохи феодализма, Возрождения, нового времени, философии связанные с научными революциями, которые сейчас привели к синергетической революции. Причем каждый из этих этапов трактуется сейчас с позиции синергетических принципов как поиск лучшего решения основного противоречия соответствующих систем и как положительное движение материи.

Нуждается в значительной конкретизации и философия современного образования, так как без реформирования образовательных систем невозможно и решение всех сложных задач по „выживанию человечества”. В связи с этим возникает вопрос – не есть ли развиваемые в данной книге предложения каким-то недостижимым идеалом? Но синергетика открыла, что в развитии сложных систем может появиться такой аттрактор, который ускоряет это развитие во много раз. Именно синергетическая теория диалектики может сейчас сыграть важнейшую роль такого аттрактора, в решении проблемы выживания человечества