Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ФИЛОСОФИЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» 
Аршинов В.И., Буров В.А., Лепский В.Е.

Опубликовано в: Философия и синергетика

В.И. Аршинов , В.А. Буров, В.Е. Лепский
Институт философии РАН

Для преодоления современных цивилизационных кризисов и осуществления научного управления обществом необходим более чувствительный к субъектно-деятельностным реальностям инструментарий, которым и является философия постнеклассической науки, делающая сегодня свои первые шаги

Глобальное социально-экономические реформирование российского общества на рубеже XX — XXI веков происходило до формирования и институциализации развитой российской субъектности. Сегодня мы не можем однозначно идентифицировать Россию и ее стратегические интересы. Наиболее адекватной представляется идентификация России как цивилизации. Но тогда ее стратегические интересы оказываются связаны с ее цивилизационной миссией. Сегодня Россия, преодолевая свой цивилизационный кризис, может создать пути для выхода из кризиса всей техногенной цивилизации.

Выделяемой нами составляющей такой цивилизационной миссии является новый, соответствующий российской культуре основной тип знания.

С позиций классической парадигмальной модели знания европейской техногенной цивилизации идентифицируемое развитие осуществлялось многими субъектами как реализация множества индивидуальных, групповых, национальных и транснациональных проектов, часть из которых опирались на классическую научную базу. В итоге реализации этих проектов изменилось понимание российского гражданства, все шире практикуется двойное гражданство. Изменились территории постоянного проживания россиян: они были вытеснены и ушли из ряда бывших советских республик, но стали переселяться на территории экономически более развитых стран Европы и Америки, неспособных на данном этапе своего культурного развития к воспроизводству населения. Россияне получили большую личную свободу, была демонтирована сдерживавшая социальное развитие государственная машина. При этом историческим российским государством были потеряны исторические территории с русским и тяготеющим к России населением. Большие масштабы приняла миграция с Кавказа и из Китая. В результате превышения смертности над рождаемостью (сокращения рождаемости и сокращения продолжительности жизни) Россия теряет до миллиона коренного населения в год. Национальные богатства в условиях социальной и экономической нестабильности были вывезены из страны. В результате этого, не выдерживая конкуренции, на традиционной территории сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство. По многим оценкам российское государство идет по пути непредсказуемого кризисного развития.

Такая репрезентация социальной реальности не дает возможности найти конструктивный выход из перманентного кризиса. Мы можем наблюдать подобную репрезентацию кризиса ведущих стран техногенной цивилизации.

Опыт двух десятилетий наших реформ показал, что редукции классической парадигмальной модели знания европейской техногенной цивилизации, пытающейся увидеть «мир как он есть», не позволяют идентифицировать креативных субъектов происходящих в России социальных процессов и построить научное управление реформами. Для такой идентификации мы предлагаем использовать формирующуюся в российской философии постнеклассическую модель знания — учитывать целевые и ценностные позиции субъекта знания, являющегося неотъемлемой структурой познаваемой им реальности и ее конструктором. Происходящее становление российских субъектов креативной экономики показывает, что именно такой тип гуманитарного знания порождается ими в качестве основания деятельности и является практически эффективным. Однако востребованное практикой реформирования знание пока не учитывает складывавшуюся столетиями и тысячелетиями исторического развития и более ста тысячами лет антропологического развития «базальную» субъектность, заложенную не только в культуре, и языке, но и в глубинных реакциях человека на происходящее. Эта субъектность актуализируется каждым словом и каждым движением человека. Реальность, с которой мы имеем дело – базально субъектна. Она имеет свои цели и ценности, сложившиеся задолго до нас. Человек и общество самоорганизуются вокруг них как синергетических параметров порядка, и сами являются проявлением актуализаций базальной субъектности. Коммуникация субъектов общества неотделима от базальной автокоммуникации нашей цивилизации. Невозможна стабильность результатов социальной практики вне синергии всех форм социальной субъектности.

По итогам постсоветского периода можно определить, что часть значимых процессов самоорганизации новых субъектов российского общества носила негативный характер по отношению к базальной субъектности российского цивилизационного типа. Как цивилизация Россия оказалась в опасной дальнейшим распадом динамике морального и антропологического кризиса. Дальнейшая негативная самоорганизация общества неизбежно привела бы к непредсказуемому кризисному развитию всех его реальностей.

Сегодня на разных этажах российского общества формируется воля к уходу с определившейся нежелательной траектории кризисного развития. Необходимо философское и научное обеспечение общероссийского стабилизационного проекта, актуализация позитивной для российского цивилизационного типа самоорганизации российского общества и синергии российских субъектов.

В.С.Степиным и нашей авторской группой в ИФ РАН начата разработка философии постнеклассического научного знания, выражающей российские цивилизационные и культурные основания. Необходимыми для проведения предлагаемого исследования являются следующие разработанные авторами постнеклассические модели:

Философия постнеклассической науки

Знание в российской традиции существует не как дизъюнкция, выход из позиции деятельности в рефлектирующую позицию, а как недизъюнктивная (А.В.Брушлинский) целостность мышления, чувствования и действия. Деятельность неотделима от знания и в российской культуре является способом мышления и чувствования. Рефлексия выражена позицией синтеза всех планов реальности и оснащена средствами такого синтеза Философия постнеклассической науки является выражением такого традиционного для российской цивилизации смысла знания.

Исходя из этого, основным подходом нашего постнеклассического исследования является многопозиционное осуществляемое через нашу социальную активность структурирование реальности российского общества, выделяющее его неидентифицируемую классической парадигмальной моделью науки креативную субъектность. Важнейшими такими субъектами являются реальности культуры, выступающие как синергетические параметры порядка, вокруг которых происходит самоорганизация человека и общества.

Идентификация базальной субъектности — синергетических параметров порядка субъектообразования

Процессы субъектообразования в обществе происходят вокруг определяющих их общих для всех участников такого процесса реальностей культуры и цивилизации – синергетических параметров порядка. Эти реальности действуют как виртуальные субъекты исходной для всех участников структуры мира. В зонах действия таких реальностей с необходимостью начинаются поддерживаемые ими процессы субъектообразования. Идентификация феноменов такой виртуальной субъектности позволяет ставить задачу распределения ресурсов субъектообразования в зонах действия определяющих эти феномены синергетических параметров порядка.

Идентификация структуры коммуникативной среды субъектообразования

Процессы субъектообразования в обществе происходят как возникновение целостности социального субъекта, аккумулирующей энергетику социальной жизни в сети автокоммуникации такого субъекта. Для такой аккумулирующей автокоммуникации необходима некоторая «критическая масса» участников процесса, обеспечивающая замыкание их коммуникаций внутри формирующейся общности. Необходимая для запуска процесса субъектообразования величина этой «критической массы» зависит от структуры коммуникативной среды и синергетических параметров порядка, вокруг которых развивается коммуникация. Аккумуляция энергетики социальной жизни в автокоммуникационной сети социального субъекта во многом определяется особенностями автокоммуникативной культуры общества, формируя и развивая которую, вводя в нее новые средства и новые каналы, можно управлять процессами субъектообразования.

Постнеклассическое структурирование

При этом подходе в познаваемую реальность включена активность познающего субъекта, его цели, ценности, деятельность и состояния. Такая включенность субъекта с его внутренним опытом в реальность определяет базальную — первичную, доинформационную, переживаемую субъектом как данность структуру этой реальности. Для получения знания познающий субъект использует доступный ему набор конструктов науки и культуры и проецирует их на такую расширенную реальность. Через резонирующие этим конструктам проекции он вторично, уже на информационном плане, структурирует реальность для организации своей деятельности и определяет себя в этой реальности – решает задачу самоидентификации. Получаемое им научное знание образует информационную сферу над базально — первично структурированной реальностью и предназначено для решения структурируемых в ней задач.

Постнеклассическая склейка знания

Склейка получаемого субъектом знания как разных информационных сфер для разных базальных структур реальности осуществляется не путем совмещения этих сфер и создания из них общей теоретической конструкции (которая будет содержать неразрешимые в ней противоречия), а через субъекта, актуализирующего те или иные базальные структуры реальности в своей деятельности. Здесь и теперь реализуется частная актуализированная в деятельности базальная структура реальности и частная актуализированная в деятельности базальная структура самого субъекта. Мы имеем дело с законами актуализированного субъектом – субъектного мира.

Баланс информации и структуры

Информационные процессы управления деятельностью развиваются над актуальными базальными структурами, что позволяет балансировать сложность решения задачи и сложность необходимой для такого решения информации за счет актуализации адекватных решаемой задаче базальных структур реальности и субъекта.

Медиаторы культуры

Теоретическая конструкция и соответствующая ей информационная сфера принятия субъектом решений не являются замкнутыми системами, а открыты в культуру. Выход в сферы культуры из пространства теоретической конструкции осуществляется через медиаторы субъекта, открывающие ему эти сферы. В этих сферах он получает дополнительные средства структурирования себя и мира, и из них происходит актуализация некоторых структур реальности.

Синергетическое программирование

Еще один развиваемый авторским коллективом метод, используемый при разработке темы, — построение синергийного канала. Синергийный канал идентифицируется познающим субъектом как система связанных реальностей, действия в одной из которых приводят к согласованным изменениям в другой. Именно наличие такого согласованного изменения (синергии) позволяет определить наличие синергийного канала, тогда как связанные в канале реальности могут оставаться ненаблюдаемыми. Программирование решений задач в таких каналах имеет глубокие корни во всех традиционных культурах и является основанием всех духовных практик.

Постнеклассическая навигация

Постнеклассический субъект научного знания значительно расширяет для себя спектр допускаемых моделью научного познания позиций. Он уже не только анализирует, но и синтезирует реальность своей деятельности и ее законы. Это уже не идеализированный сторонний наблюдатель, а человек во всей полноте его бытия. Познающий субъект становится навигатором в пространстве позиций, из которых он открывает истины строения мира, в котором сам является активным творящим началом.

Постнеклассическая сборка и гуманитарные технологии

Все рассматриваемые реальности (синергийный канал, субъектная позиция и др.) могут быть синтезированы как результат сборки образующих их реальностей. Такой конструкторский подход позволяет технологизировать получение постнеклассического научного знания, постнеклассическую коммуникацию и автокоммуникацию.

В заключение выделим некоторые сформулированные нами утверждения, позволяющие обозначить цивилизационную миссию формирующейся философии постнеклассической науки:

Опыт российских реформ показал, что редукции классической модели научного знания не позволяют идентифицировать процессы субъектообразования в российском обществе и построить адекватное им научное управление происходящим социальным развитием. В таких редукциях оказываются ненаблюдаемыми прежде всего креативные субъекты структурирования исходных позиций знания и деятельности и само многообразие этих позиций — важнейшие реальности российского развития.

Классическая парадигмальная модель «мира как он есть» не рассматривает его базальное — исходное доинформационное структурирование как действие субъекта, выражающее его цели и ценности. Эта модель определяет исходную для информационных процессов структуру реальности как универсальную объективную данность, отделяет объекты от субъекта и наделяет независимым объективным существованием.

Для преодоления современных цивилизационных кризисов и осуществления научного управления обществом необходим более чувствительный к субъектно-деятельностным реальностям инструментарий, которым и является философия постнеклассической науки, делающая сегодня свои первые шаги.