Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ «УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОСЛАНИЯ» И. ПРИГОЖИНА» 
В.С. Лутай

Опубликовано в: Философия и синергетика

9. Поскольку введение дисипативно-хаотичного начала в методологию синергетики связано с принципиальной непредсказуемостью конкретных этапов в развитии большинства сложных систем, то еще одним из важнейших в этой методологии есть принцип постоянной обратной связи между нашим предсказанием изменений любого объекта целенаправленной деятельности и ее реальным результатом. Суть данного принципа можно рассматривать как дальнейшее развитие широко известного принципа обратной связи (положительной и отрицательной) в процессах кибернетического моделирования. (Некоторые важные идеи, связанные с доведением последнего принципа к его не только кибернетическому, но и общему философско-методологическому уровню, содержатся в интересной книге Л.А.Петрушенко [Петрушенко Л.А. Принцип обратной связи (некоторые философские и методологические проблемы управления). – М., 1967]). Достижения синергетики дают возможность понять, что принцип обратной связи есть одним из важнейших в ядре синергетики и конкретизировать его относительно решения острейших проблем современности. Так, уже не раз цитированная книга Пригожина и Стенгерс [2], имеет подзаголовок „новый диалог человека с природой”.

Как известно, компьютерное моделирование в нашу эпоху играет важнейшую роль в оптимизации нашей целенаправленной деятельности почти со всеми ее объектами, прежде всего, сложными и очень сложными. Но возникает вопрос – почему же оно не дало возможности оптимизировать решение тех важнейших противоречий, которые все больше угрожают уничтожениям человечеству. Академик Н.Н. Моисеев дает такой ответ на этот вопрос. Важнейшим и наиболее трудным этапом в компьютерном моделирования есть создание той содержательно-качественной модели сложных объектов, которая бы в принципе верно отображала его структуру, а также законы развития последней. Такая качественная модель разрабатывается, как правило, специалистами из данной научной области. В дальнейшем уже математикам и программистам, в сотрудничестве с упомянутыми специалистами, уже значительно легче успешно формализовать и конкретизировать эту модель, т.е. подключить к решению поставленной проблемы всю мощь логико-компьютерного моделирования и существующие методы диалога „человек – компьютер” [9, с. 52-54]. Это и предоставляет, в конце-концов, возможность довести результат такого диалога, который включает в себя и практически-инновационную деятельность, к получению положительного результата в решении многих сложных проблем.

В связи с этим возникает вопрос: а существует ли сейчас качественная модель решения острейших противоречий современности? Несмотря на попытки создать такую модель как современную концепцию оптимизации данных противоречий, в частности, концепцию устойчивого развития ООН и некоторые другие, о чем уже говорилось, надо признать, что такой качественной модели еще нет. Об этом свидетельствуют, в частности, уже цитированное выше, вступление к материалам Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию [с. 2-12], в котором после определения того, что сейчас отсутствует новая концепция образования, которая бы „отвечала современным требованиям и нуждам”, говорится о необходимости „передать этот вопрос на рассмотрение философам, которые занимаются изучением более глубинных проблем” [с. 4]. Поэтому в данной книге мы будем исходить из того, что именно субординированная система принципов универсального послания Пригожина и других представителей синергетики, которая была изложена выше, сможет сыграть роль первой попытки разработки данной качественной модели. Эта модель даст возможность не только включить в такое решение все могущество компьютерного моделирования (подробнее см. главу 3-ю данной книги), но и стать основой деятельности человечества.

Однако изложенная здесь субординированная система принципов ядра синергетической философии есть еще очень абстрактной и потому она нуждается в своей конкретизации относительно решения каждой из тех основных острейших проблем современности, которые были рассмотрены выше, что потребует разработки основных элементов картины мира и их субординации. К этому и перейдем в следующих главах и разделах книги.

Литература

1. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1997, № 6.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

3. Синергетическая парадигма. Когнитивно-Коммуникативная стратегия современного научного познания. – М., 2004.

4. Гегель. Соч. Т. V . – М., 1937.

5. Лутай В.С. О методе построения системы диалектического материализма. – К., 1970.

6. Лутай В.С. Основной вопрос современной философии. Синергетический подход. – К., 2004.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение и диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. – 1992, № 12.

8. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь. – М., 1991, №

9. Моисеев Н.М. Человек. Среда. Общество (проблемы формализованного описания). – М., 1988.

ГЛАВА II

СИНЕРГЕТИКА О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ МИРА И ИХ КОНКРЕТИЗАЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

2.1. Синергетические принципы систематизации о бщих элементов картины мира

Синергетическая картина мира , как это было раскрыто в предыдущей главе работы, также должна быть построена методом восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот. Причем, поскольку синергетика вносит новые принципы в такое их построение , то нужно остановиться на решении вопроса о том, как эти принципы конкретизируются именно при построении данной картины. Начнем с рассмотрения общих закономерностей этой конкретизации.

Такие закономерности нужно рассматривать в качестве дальнейшего развития принципов классической диалектики. Поэтому покажем как строилась картина мира на основе последних принципов. Так, один из основателей неклассической науки Макс Планк писал: «Когда для построения точной науки мы отыскиваем точку, которая выдержала бы любую критику, то прежде всего необходимо значительно снизить требования. Мы не должны думать, что нам удастся сразу, с помощью одной удачной мысли, натолкнуться на имеющий всеобщее значение принцип, из которого можно с помощью точных методов развить завершающую систему науки. Наоборот, мы с начала должны довольствоваться такой истиной, которой не может коснуться скепсис. Другими словами, мы должны обратить наше внимание не на то, что нам хочется знать, но прежде всего на то, что мы достоверно знаем»(И.Планк М. Правила и границы точной науки// Вопросы философии 1998,№5,с.103-104). Таким образом, уже при построении точных наук, их системы мы не должны использовать только «точные (т.е. формализованные–В.Л.) методы». Еще в большей мере это относится к построению картины мира, которая включает в себя и ненаучные формы познания.

Построение данной картины в современную эпоху следует рассматривать как существенное развитие ранее разработанных принципов классической теории диалектики, которая включает в себя и картину мира. Поэтому остановимся кратко на проблемах разработки этой картины классиками теории диалектики. Так, Гегель писал, что «принцип системы», который одновременно является и «ее началом», не должен вообще « обосновываться в начале системы ибо он получает свое обоснование только в результате развертывания всей системы, которая выводится из него»(Гегель.Соч.,т.1.М., 1929,с.50). Однако, исходя из упомянутого выше принципа Лосева, согласно которому основою всякого мышления является «различение и обобщение», следует вывод о том, что это положение относится и к решению проблемы выбора начального принципа любой системы. А последнее означает, что исходный принцип такой системы обосновывается и как ее начало, т.е. методом восхождения от абстрактного к конкретному, и как обобщение ранее логически не связанных между собою знаний, т.е. методом восхождения от конкретного к абстрактному. В этом смысле принцип Лосева играет важнейшую роль в ходе построения современной картины мира.

Учения о построении картины мира разрабатывались в прошлые эпохи представителями классической и неклассической науки. Но поскольку синергетика вносит принципиально новые закономерности во взаимосвязь знаний о различных явлениях мира , то это относится и к построению новой картины мира. Причем, так как в картине мира раскрываются закономерности взаимосвязи всех наших знаний о явлениях мира, научных и ненаучных, то построение данной картины является наиболее сложной задачей. И хотя это построение опирается на общие синергетические закономерности, изложенные выше, но эти закономерности должны быть конкретизированы, в чем и заключается задача последующих частей работы. Нужно отметить, что эта конкретизация хотя и опирается, например, на взаимосвязь сциентическо-технократических и духовно-гумманистических знаний, но эти общие закономерности должны получить конкретизацию применительно к основным элементам картины мира, вплоть до познания „конкретных знаний о конкретном предмете”. Например, что нужно изменить в каждом из этих элементов прошлой картины, а что надо оставить. И главное, в построении картины мира конкретизация принципов синергетики, как правило, осуществляется неоднозначно, т.е. вводится и принцип плюрализма в это построение. В этом состоит главная трудность разработки новой картины мира.

Особую сложность в разработке новой картины мира представляет задача конкретизации неантогонистического разрешения тех острейших противоречий, которые человечество не смогло разрешить, несмотря на все свои усилия. Конечно, и в решении данной проблемы мы будем исходить из общих принципов синергетики, раскрытых в предыдущей части работы. Но их конкретизация применительно к каждого элемента картины мира, и особенно целостной картины, также является сложной задачей. Одной из важнейших проблем в построении новой картины мира является проблема соотношения выводимости и невыводимости. Поэтому перейдем к ее рассмотрению в процессе разработки синергетической картины мира.

Любая картина мира опирается на определенную логику. Но, как было раскрыто выше, ее построение включает интуитивное мышление, т.е. представляет собою единство формализованного и разных форм содержательного мышления. Это положение играет важнейшую роль в построении синергетической картины мира, поскольку в ней систематизируются все наши знания о мире. Поэтому в построении этой картины необходимо обратить внимание на соотношение интуиции и логики, выводимости и невыводимости, раскрыть их взаимосвязь на основных этапах развития мира и человечества.

Поскольку становление человечества было обусловлено тем, что интуитивные процессы мышления постепенно стали разворачиваться в речи, то именно речь стала исторически первой формой проявления логического мышления. Т.е. в речи раскрывались те закономерности деятельности людей, а затем и объектов этой деятельности, которые могли значительно легче передаваться другим людям, и которые стали играть все большую роль в прогрессивном развитии человечества. Причем, речь людей в течение длительного периода была связана с конкретной ситуацией их деятельности только посредством интуиции. Это еще раз подтверждает важнейшую роль интуиции в познании мира. Но поскольку прогресс человечества обусловлен тем, что интуитивное мышление постепенно разворачивается в формах речи, то это приводит, в конце концов, к тому, что раскрываются и всеобщие закономерности речевой деятельности, а также их взаимосвязь с интуицией. Данные закономерности были раскрыты в формальной и диалектической логиках, а также в их взаимосвязи, на чем мы подробнее остановимся ниже.

Таким образом, проблема выводимости и невыводимости наших знаний о мире неразрывно связана с соотношением интуиции и логики, с трактовкой этого соотношения на основных этапах развития человечества, особенно на этапе становления синергетики. Действительно, синергетика раскрыла, что понятие о выводимости наших знаний о мире может быть расширено таким образом, что оно включит интуитивную выводимость. Тем самым синергетика дает возможность расширить понятие о выводимости знаний, включив в него и интуитивный вывод организмов, в частности людей, что нашло свое віражение в понятии диалектического вывода. А это позволило установить определенные закономерности соотношения всех форм выведения. Т.е. если диалектическое мышление существовало задолго до того, как появилось слово «диалектика», то и умение выведения одних знаний из других появилось раньше, чем возникло понятие «логический вывод». При этом нужно отметить не только близость интуитивного и логического вывода, но и их существенное различие. Тем самым логический вывод будем рассматривать как высший этап интуитивного.

Более того, и интуитивный вывод знаний возник как новый более высокий этап становления определенных общих закономерностей синергетического реального мира. Речь идет о том, что такие закономерности как принцип новой телеологии и некоторые другие общие закономерности синергетики, рассмотренные в предыдущей главе работы, могут в некоторой степени быть раскрыты на интуитивной стадии становления мышления. Причем, синергетика сейчас раскрывает не только взаимосвязь разных форм выведения знаний, но и их соотношение с ее основными принципами. Эти ее достижения будут конкретизированы и использованы для разработки современной картины мира.

Вместе с тем синергетические принципы нелинейности, плюрализма говорят о том, что в этой науке важную роль играет и логическая невыводимость знаний. Т.е. ее принципы свидетельствуют о том, что в сложных синергетических процессах мы часто не можем однозначно вывести знания о новых явлениях из уже имеющихся у нас. Правда, там где раскрыты определенные параметры порядка явлений данного рода, последние играют роль правил вывода знаний об этих явлениях. Но такие параметры порядка обычно нуждаются в своей конкретизации для данных явлений. Тем самым соотношение выведения и невыведения знаний в построении современной картины мира требует дальнейшей разработки, что и будет сделано в следующих разделах работы.

Как было установлено выше, принципы философии сложных открытых систем (синергетических) могут сыграть роль той современной парадигмы, которая оптимизирует разрешение острейших противоречий современности и тем самым решит проблему «выживания и развития общества». Монография В.С Лутая «Основной вопрос современной философии. Синергетический подход» была в основном посвящена разработке системы этих принципов. Однако, как отмечалось в заключении к ней, практическая их реализация требует разработки проблем конкретизации данных принципов применительно к основным областям реального мира и нашей деятельности с ними. Т.е. речь идет о разработке картины мира и субординации ее элементов. И поскольку синергетика должна играть роль общей исходной основы новой картины мира, то и решение проблем упомянутой конкретизации следует начинать именно с нее. В этом и состоит главная задача предлагаемы х ниже раздел ов.

Лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин, а также и ряд других известнейших ученых, сделали немало в деле разработки синергетиче ских проблем в различных основных областях человеческой деятельности, а также проблемы такого ее взаимодействия с данными областями, включая непосредственно практическую деятельность, которая обусловливает их постоянное развитие.

Но разработка предлагаемой концепции и особенно ее реализация во всех основных областях нашей деятельности является сложной задачей. Так, известный российский ученый Ю.В.Яковец пишет, в связи с этим, что выполнение данной задачи потребует не один десяток лет [2, с. 190]. Эту точку зрения разделяют и другие мыслители. Однако продолжающееся обострение упомянутых проблем, как отмечают многие ученые, философы, теологи, может привести уже в ближайшие годы к такому глобальному кризису, который неминуемо закончится гибелью человечества. Поэтому они исходят из необходимости не только разработки новой парадигмы деятельности человечества, но также из того требования, чтобы данная парадигма как можно быстрее была реализована в реформировании практического мировоззрения представителей всех современных культур, которое и определяет выбор их деятельности. Тем самым именно синергетическая философия должна играть роль того нового центра (аттрактора), который сможет значительно быстрее реорганизовать деятельность современного человечества, оптимизировать разрешение его острейших противоречий [1]. А это значит, что в соответствии с принципом «новой телеологии» Пригожина, развитие общества переходит на принципиально новый этап, что все прежние его формы развития, осуществляющиеся на основе интуитивного, т.е. неосознанного освоения синергетических закономерностей реального мира и общества, или в лучшем случае на раскрытии отдельных из них в науке, стали уже явно недостаточными для решения вышеупомянутых проблем [1, с. 108, 141-148]. Суть этого нового этапа (или нового » универсального послания» человечеству – по Пригожину) заключается как в систематической разработке синергетической философии, так и закономерностей их технологического внедрения во все области нашей деятельности. Таким образом, реализация этих синергетических идей может сыграть решающую роль в становлении той современной ноосферной цивилизации, которую начали разрабатывать многие выдающиеся мыслители [1, с. 102, 108].

С чего же следует начать разработку синергетическо-философских вопросов основных областей нашей деятельности, систематизацию наук о них в современнойкартине мира? С позиций исторического метода таким началом следует считать анализ физической формы движения, которая и является исторически первой в становлении реального мира. Существует и другая точка зрения. Поскольку в построении общей теории синергетической диалектики и в ее конкретизации важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному, то и разработку философских вопросов этих наук нередко начинают с самой абстрактной науки, раскрывающей наиболее общие законы развития деятельности людей, т.е. с математики. Причем, именно математика явилась и исторически первой в становлении системы научных знаний о реальном мире и человеческой деятельности. Разработка системы философских вопросов современной математики, на основе синергетической парадигмы, рассматривается сторонниками этой точки зрения в качестве исходной части современной картины мира и приводит к решению ряда важнейших проблем, на которых мы остановимся в дальнейшем. Однако мы будем исходить с позиций исторического метода.

Итак, начнем построение синергетической картины мира с физики. ЛИТЕРАТУРА

•  Лутай В.С. Основной вопрос современной философии. Синергетический подход. –К.,2004.

•  Яковец Ю.В. Глобальные тенденции социокультурной динамики и перспективы взаимодействия цивилизаций. // Стратегическая панорама.-К., 2004, -№3-4.

2.2. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ФИЗИЧЕСКОГО МИРА.

Выскажем некоторые идеи по систематическому изложению физической картины мира в свете синергетики с использованием метода восхождения от абстрактного к конкретному и обратно. В решении данной проблемы значительную помощь нам оказала книга В.Г.Буданова /1/ «Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании».(М.2007), в которой содержатся ряд синергетических идей о построении методом, о котором речь шла выше. Однако этот метод был использован им стихийно, т.е. без раскрытия его принципов и их соотношения. В данной книге постараемся учесть это критическое замечание. Как и при построении любой науки методом теории диалектики, синергетическую физическую картину мира нужно начинать с раскрытия главного противоречия ее объекта. Таким противоречием, как это было установлено выше, в синергетических системах является взаимодействие структурирующего и диссипативно-размывающего начал. И хотя данное противоречие было раскрыто только в синергетике, но великие диалектики прошлого пытались раскрыть подобное основное противоречие. Так, Энгельс писал, что «основной формой всякого движения являются приближение и удаление, сжатие и расширение, – короче говоря, старая полярная противоположность притяжения и отталкивания» (2,с.393). В этой связи, притяжение и отталкивание будем рассматривать как формы движения близкие к структурируещему и размывающему началам. Причем, Энгельс высказал мысль о том, что эти противоположности являются субстанциональной основой всякого движения, т.е. что они не могут привести к полному уравновешению мира или разделению его на те части, в которых одно из этих противоположных начал станет играть основную роль. Эти положения Энгельс демонстрирует на ряде примеров (Там-же,с.394). Но, к сожалению, и эти диалектические мысли о наличии субстанциональных противоречи й не получили развернутого изложения ни в классической диалектике, ни в синергетике .А ведь данные идеи направлены на субординационное раскрытие основных форм движения реальности, включая и картину мира.

Сложнейшей проблемой, при построении физической картины мира, является соотношение выводимости и невыводимости элементов этой картины, а также близких к ним физических понятий: холизма и элементаризма, дальнодействия и близкодействия, непрерывности и прерывности и ряда других. Поэтому рассмотрим далее решение данных проблем на основных этапах становления человечества. А именно, на этапах: 1) домифолгического; 2) мифологического и религиозного познания; 3) становления философии; 4) становления классической науки; 5) революционных переворотов в науке ; 6) и, наконец, что вносит нового синергетическая теория диалектики в решение этих проблем.

1) На этапе домифологического сознания, последнее в формах речи отражало, как правило, только важнейшие закономерности деятельности людей, а позже и простейшие закономерности объектов этой деятельности. Что-же касается некоторых синергетических закономерностей мира, управляющих явлениями этого мира, то они осознавались только с помощью интуиции. Это еще раз говорит о важнейшей роли интуиции в познании и практической деятельности людей.

2) На этапе мифологии и религии начинается разворачивание тех форм синергетического сознания, которые отражались только в интуиции, в формах речи, а также познание новых таких форм. Например, возникают разные космологические учения, которые имели важное значение для деятельности людей, несмотря на то, что в них содержались и многие положения, не соответствующие реальности. Кроме того, на этом этапе развития человечества происходит становление практической математики древних цивилизаций и ряд других достижениий нау ки.

Так, возникает принцип «золотого сечения», который все шире применяется в различных видах человеческой деятельности. Суть этого принципа состоит в следующем. Если у нас имеется отрезок «а», и его нужно разделить на два отрезка «в» и «с», то такое деление осуществляется так, что «а»:»в» равно «в»:»с». Причем было раскрыто и количественное значение этого сечения, которое равнялось примерно 1,6. Принцип «золотого сечения» широко применялся при построении пирамид, в которых хоронили фараонов, при определении соотношения высоты пирамиды с ее сторонами, и в ряде других случаев.(О синергетическом понимании принципа «золотого сечения» в физике см. далее).

3) С появлением философии начинается новый более быстрый этап развития логических форм познания, что обусловливает и значительно более быстрое развитие многих видов практической деятельности людей. На этом этапе, как уже говорилось, возникают теоретическая математика, попытки разработки физической картины мира, законы диалектики в их осознанной форме и многие другие достижения науки.

4) Появление механики и становления механистической картины мира. Механика возникла как первая точная наука, изучающая природу. Она начала играть все большую роль не только в убыстрении развития техники, но и в развитии ряда других наук, что привело к широкому распространению стремления объяснения всех явлений мира на основе достижений механики. Так возникает механистическая картина мира. Однако, последующие революционные открытия науки показали ограниченность и неверность этой картины для объяснения мира в целом.

5) К достижениям науки в следующий период относятся, в первую очередь, теория относительности и квантовая механика. Специальная теория относительности раскрыла, что пространственные и временные отношения зависят от скорости измеряющего устройства, в том числе и от скорости субъекта, осуществляющего данное измерение. Это привело к опровержению абсолютизации ряда важнейших пространственных и временных отношений, признаваемых в классической механике.

Еще более существенные изменения в классическую механику вносит квантовая механика. Так, Гейзенберг писал, что одна и та же математическая схема может интерпретироваться или как квантовая теория корпускулярной картины, или как квантовая теория волновой картины(3,с.111), что потребовало .применения принципа дополнительности к этим соотношениям. Такой сложный характер законов квантовой механики стал причиной того, что возникли разные противоречивые точки зрения на сущность соотношения корпускулярных и волновых свойств микрочастиц, связанных с ними принципов выводимости (сводимости) и невыводимости. Так, И.Б.Новик, Ю.И. Кулаков и Б.В.Бирюков писали, что такое сведение «будучи транзитивным на уровне «абстрактной» возможности не является таковым на «фактическом» уровне реального мышления ученого,…нетранзитивность фактически осуществляемого сведения-выведения следует считать, по-видимому, фундаментальной чертой человеческого познания» (4,с.111). Это означает, что данные авторы понимали под транзитивностью только полностью логические формы мышления. С другой стороны, известнейший физик Д.Бом считает, что с точки зрения квантовой механики вселенную следует рассматривать как неделимую единицу, а представления о ее отдельных частях могут быть хорошими приближениями только в классическом пределе»(5,с.196).

Синергетическая теория вносит существенные изменения и в решение этой проблемы. Так, любое выведение какой-либо теории из ее исходных принципов, например математической ( см. гл.3), включает в себя и интуитивное мышление. Это дает новую трактовку проблемы выводимости и невыводимости. Однако, стремление к раскрытию интуитивных форм познания в логике – есть самая существенная задача познания.

Каким же образом мы должны строить синергетику физики избранным нами методом? Естественно, что нужно опираться на исходные принципы этой науки(см. гл. 1, разд.4). Но эти принципы являются общими для всех систем реального мира. Поэтому построение физики, как части теории синергетической диалектики, должно начинаться, на наш взгляд, с принципов Бытия и Становлении, предложенных В.Г.Будановым.

Сущность этих принципов можно свести к следующему. Еще в классической физике, и особенно релятивистской и квантовой, были раскрыты закономерности, взаимосвязи определенных форм материи. Эти закономерности и конкретизируются в принципах Бытия и Становления. Рассмотрим данные принципы с позиций избранного нами метода.

К Бытию относятся принцип гомеостаза(от греческого-одинаковый и состояние) и принцип иерахичности. Они характеризуют фазу «порядка», стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания. Первый, самый простой из этих принципов, говорит о поддержании программы функционирования системы, позволяющей ей следовать к своей цели. Причем, согласно Н.Винеру, всякая система телеологична, т.е. имеет цель существования. Эта телеологичность обусловлена тем, что система получает корректирующие сигналы, позволяющие ей не сбиться с пути. Такая корректировка осуществляется за счет обратных связей, которые подавляют любое отклонение в программе поведения, возникающее под действием внешних воздействий среды (кибернетический принцип телеологии). Синергетика вносит существенно новые закономерности в данный принцип. Поэтому синергетическое понимание принципа телеологии будем рассматривать как конкретизацию кибернетического. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике именуют аттрактором (притягивателем), к которому притягиваются близлежащие состояния. Тем самым, этот принцип отражает качественную неизменность состояния объекта на определенном отрезке его существования, т.е. он абстрагируется от качественного изменения данного объекта. Это говорит о том, что закономерности гомеостаза строятся в кибернетике методом восхождения от конкретного к абстрактному, а для синергетического понимания данного принципа применяется метод соответсвия.

Как мы видим, данный принцип не является пригодным только для описания сложных систем, ибо он может выражать и состояния более простых, классических систем. Различие между классическим и синергетическим гомеостазом заключается в том, что во втором случае структуры существуют лишь до тех пор, пока в систему подается поток вещества и энергии. В противном случае синергетический гомеостаз переходит в обычный, классический. Например, если поднять гирьку часов-ходиков, то они замолкают, поскольку прекращается поток энергии, обуславливающий ход часов. Или, если прекратить вращать педали велосипеда, то он падает. При этом, важно остановиться на том, что «гомеостаз может быть нарушен двумя способами-как внутренним, так и внешним способом …неустойчивое состояние описывается теперь принципами становления, это процессы перехода: порядок-хаос.

Следующий принцип гомеостаза– иерархичности, описывает состояния систем разного уровня на определенном этапе их развития. Категория струк- туры отражает, прежде всего, пространственные конфигураци, геометрические аспекты явлений. Принадлежность какого-либо объекта к определенному структурному уровню устанавливается в соответствии с его размерами. Мир иерархичен по многим признакам, например, по масштабам длин, времен, энергий. Это значит, что базовые стуктуры Вселенной принимают не все значения энергий, а только те, которые разнятся с относительны шагом в сто раз, начиная от кварков и кончая живыми организмами (лестница Вайскопфа). При этом, само число уровней необозримо велико, и в каждой базовой структуре существует множество подуровней. Причем, то, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный хаос, строительный материал. Это значит, что элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперь выражаются от типа коллектива всей системы, играющих роль параметров порядка этой системы. Именно они описывают в сжатой форме смысл поведения и цели-аттракторы системы. Важно подчеркнуть, что энергия взаимосвязи частиц, образующих структуру из ее элементов, больше, чем энергия связи данной структуры с окружающими ее условиями. Это и объясняет то, что элементы могут сохранять свое основное качество , входя в новую структуру. Т.е. далеко не все новые структуры приводят к исчезновению основного качества своих элементов. Последнее приобретает важнейшую роль в современную эпоху, грозящую уничтожением всего человечества и всех его культур, на чем мы остановимся в четвертой главе книги.

Причем, «при рассмотрении двух соседних уровней в фазе Бытия принцип подчинения гласит: долгоживущие переменные управляют короткоживущими, вышележащий уровень-нижележащим»(1, с.53). Это положение также будет использовано как важнейшее для объяснения высших форм движения реальности, в особенности социальной.

Синергетика, используя современные математические методы, может быть названа «эволюционным естествознанием». Хотя такое «естествознание» включает в себя и определенные закономерности и механизмы перехода к социологии. От Бытия к Становлению, этот принцип является новой парадигмой, которая переносит акцент от изучения инвариантов системы, положений равновесия, на изучение состояний неустойчивости, механизмы возникновения нового, рождения и перестройки структур. Поэтому сейчас мы не можем обойтись без раскрытия законов, присущих только наукам синергетического типа. Принципы систематизации этих законов раскрывается, по Буданову, в частности, в теории ритмокаскадов. Основная закономерность этой теории состоит в том, что развитие явлений происходит каскадами, подчиняющимся определенным ритмам. Причем, эти ритмы обусловлены, в первую очередь, пятью приципами Становления.

Первый из них – принцип нелинейности, был рассмотрен нами выше(см.разд.1.4.). Причем, данный принцип имеет предисторию. Так, А.Эддингтон писал: «То состояние мира, которое осуществляется в действительности, является наиболее вероятностным состоянием»(А.Эддингтон. М. , 1923, с. 177). Обобщая данный подход, Н.Винер приходит к пониманию статистической природы науки вообще( Н. Винер. Я—математик. М. 1964, с.246). Данный статистическо-вероятностный подход предшествовал появлению приннципа нелинейности. Причем, нарушение принципа нелинейности «выводит нас в сферу линейных систем и процессов, которые успешно описывают поведение вблизи гомеостаза и являются важнейшим предельным случаем» (нелинейности-В.Л.). Однако линейные принципы «не реализуют процессы становления. Такое нарушение принципа вполне понятно и контролируемо»(1,с.64-65). Тем самым, синергетика включает в себя и обратное движение нашего познания- от линейных процессов к нелинейным, т.е. использует и метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также и обратный метод, конкретизующийся в принципе соответствия. В наше время широкого распространения кризисных ситуаций именно нелинейные методы и соответствующая им методология востребуются для решения этих проблем.

Второй принцип «становления» – незамкнутость, открытость системы, по отношению к окружающим ее условиям. Этот принцип выражает невозможность пренебрежения взаимодействием системы со своим окружением. В отличие от тех случаев, когда мы раскрываем разовые изменения системы только благодаря действию одной причины (марковские процессы), в данном случае дело обстоит иначе. Буданов пишет, что это «объясняет наличие в нашей реальности одновременных макро-квантовых корреляций на любых расстояних, задает нелокальную корелляционнно-генетическую связанность Универсума. Фактически вводится новый тип исторической, холистической причинности, когда событие определяется всеми событиями системы, в том числе синхронными, ее историей и настоящим, своего рода немарковский Универсум» (1,с.37-38). Отметим здесь, что данный принцип говорит о холистическом мире, хотя этот холизм отличается существенно от прежнего холизма тем, что в нем нужно раскрывать роль микро-квантовых корреляций на любых расстояниях.

Важнейшую роль в синергетике играет тот ее предельный случай. когда открытые системы превращаются в закрытые, замкнутые. Поэтому, хотя в природе все системы в той или иной степени открыты, исторически первой классической идеализацией было понятие замкнутой, изолированной системы, системы не взаимодействующей с другими телами. Она являет образ маленькой вселенной на ладони, прозрачной и подвластной нашему разуму. Важно понять, что любую систему можно с заданной точностью считать замкнутой достаточно малое время, тем меньшее, чем больше открыта система. Для замкнутой физической системы справедливы фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса) радикально упрощающие описание простых систем. Но наиболее важным является то, что в замкнутых системах с очень большим числом частиц справедлив второй закон (начало) термодинамики. Он говорит о том, что энтропия как мера хаоса со временем возрастает или остается постоянной. Или, как пишет Моисеев Н.Н.: существует «принцип максимального рассеивания энергии». Тем самым, замкнутая Вселенная идет к хаосу-тепловой смерти. Как видим, синергетика и здесь внесла существенный вклад, который заключается в принципиальной открытости явлений нашего мира, прежде всего на мегауровне.

Третий принцип становления-принцип неустойчивости. Этот принцип в классике рассматривался как недостаток систем, ведь никто не будет конструировать неустойчивый самолет или велосипед. Но когда появились работы нового поколения, которые раскрывают механизмы перестройки с одного гомеостаза на другой, принцип неустойчивости стал рассматриваться как необходимый в такой перестройке. Данный принцип говорит о том, что сколь угодно малое воздействие на систему, относительно времени, приводит, в конце концов, к увеличению данного воздействия, если данное воздействие совпадает с определенным аттрактором. Это заканчивается бифуркацией данной системы. Для объяснения этой бифуркации в синергетике вводится категория хаоса, как внутреннего свойства нелинейных динамических систем. В классическом мышлении хаос не рассматривался как необходимое существенное свойство материи. однако в синергетике это не так. «В бытии всегда было сокрыто зерно становления, которое классический атемпоральный рациональный разум отторгал как нечто темное и непрозрачное, порожденное субъектом и могущее быть им же устранено посредством овладения определенными навыками мышления (Декарт)» (1, с.32).

Но синергетика открыла, что хаос постоянно присутствует, вуалируя все явления нашей жизни. И если мы его не замечаем, не идентифицируем как внутреннее свойство динамических систем, то это потому, что он наблюдаем, видим только лишь под углом определенной микроскопической перспективы. Т.е. это говорит о том, что интуитивное мышление до этого периода у людей выполняло функцию их приспособления к синергетическому миру.

Пригожин писал, что архитипом и символом неустойчивости можно считать перевернутый маятник, который может упасть влево или вправо в зависимости от малейших воздействий извне или случайных тепловых колебаний материала маятника, которые в обычном маятнике были абсолютно несущественными. Тем самым, в состоянии неустойчивости система (даже замкнутая) становится открытой, является приемником воздействия других уровней бытия, причащается Унивесуму, получает информацию, ранее недоступную ей.

Здесь мы отметим, утверждение Буданова, что неустойчивость это «корневой принцип синергетики. Нарушение принципа происходит в предельной ситуации перехода к устойчивости. Эта граница в синергетике весьма продуктивна, на ней происходят переходы хаос — порядок, рождение новых аттракторов, самоорганизация принципов становления. Это граница перехода от «бытия» к «становлению» (1,с.65). Причем, устойчивость и равновесие-это предельные случаи неустойчивости, а развитие осуществляется только через неустойчивость. В случае взаимодействия двух уровней, верхний уровень выступает как параметр порядка, по отношению к изменению системы низшего уровня. Это обобщение принципа становления, поэтому данный принцип включает в себя и два предыдущих.

«Открытие неустойчивости, непредсказуемости поведения в простых динамических системах, содержащих не менее трех переменных, в шестидесятые годы, совершило революцию в понимании природы сложности нашего мира, открыло нам миры динамического хаоса, странных хаотических аттракторов и фрактальных структур… Доказано, что существуют два универсальных предкризисных симптома поведения системы, иными словами два флага предвестника катастроф. Первый признак грядущей катастрофы – это «затишье» перед бурей» или предкритическое (предкризисное) замедление характерных ритмов системы, вторым признаком является увеличение шумовых флуктуаций в системе в окрестностях точки бифуркации, т.е. увеличение хаотических отклонений характеристик системы от их средних значений»(1,с. 58). Неустойчивости отвечает точка состояния на мегауровне, которую называют точкой бифуркации. Именно в ней можно несиловым, информационным способом, т.е. сколь угодно малым воздействием, повлиять на выбор системы, на ее судьбу. Это очень важно для решения острейших социальных проблем современности( см. гл. 4ю).

Причем, «динамический хаос обладает качеством – открывает систему внешнему миру. В этом режиме она обнажена и беззащитна к любым сколь угодно малым внешним воздействиям. Понятие замкнутой изолированной системы становится недостижимой идеализацией. Система вступает в диалог со Вселенной, она причащается Универсуму, ощущает себя его частью и подобием. В этом, видимо, наряду с внутренними источниками, и кроется креативное, творческое начало хаоса» (1,с. 36) Это качество динамического хаоса называют его коммуникативной функцией.