Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЙ О СЛОЖНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА» 
Н.М. Калинина

Опубликовано в: Философия и синергетика

Несмотря на то, в Учениях говорится о более развитых, менее развитых и отсталых Монадах, там же подчёркивается, что в метафизическом смысле нелепо говорить о «развитии» Монады или сказать, что она становится «человеком». Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Эволюция Монады – это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи, но прохождение «Души-Странницы» через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же, выражаясь в терминологии Лейбница, к перцепции через апперцепцию. «Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определённою тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений расцветающую в человеческое существо. Вместо того, чтобы сказать “Минеральная Монада”, правильнее было бы употребить выражение – “Монада, проявляющаяся в той форме Материи, которая называется Минеральным Царством”». То же самое относится и к Человеческой Монаде. Монада не изменяется, но, накапливая опыт, по-разному проявляется в разных царствах. «В целом Монадическая Эволюция в разных её аспектах может быть представлена как неизменный закон: нисхождение Духа в Материю, эквивалентное восхождению в физической эволюции; восхождение из глубин материальности к её status quo ante , с соответственным разложением конкретной формы и субстанции вплоть до Лайа-состояния, или что наука называет «нулевой точкою», и далее за пределы этого» [8, с.799].

В то же время в Природе различаются три отдельные схемы эволюции, которые «сочетались и переплелись во всём до полной невозможности расчленения», образуя, таким образом, единое целое. «Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть отражения …Единой Реальности на плане Космической Иллюзии» [8, стр. 256]. Монадическая эволюция касается роста и развития Монад в ещё более высокие фазы деятельности в соединении с Умственной эволюцией; Умственная эволюция представлена Манаса-Дхиани (Солнечными Дэвами), «дателями разума и сознания» человеку; Физическая эволюция представлена Предками земного человечества – Лунными Монадами. «Каждая из этих систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани, или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосм великого Макрокосма. И именно связь этих трёх течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас» [8, с. 256].

Эволюция Человеческой Духомонады. Управляющие параметры и параметры порядка.

В Учении Живой Этики сказано, что Природа сама, без помощи, никогда не смогла бы развить разум – она может создавать лишь «неразумные формы». Поэтому необходимо связующее звено между «духом» и «материей» – эволюционная сила разума и ума. Человек и является тем посредником, с помощью которого устанавливается связь между духом и материей. В силу своей природы он в одинаковой степени приспособлен для существования и в материальном, и в духовном мирах. «Рассудок человека соединён с его физической половиной, чтобы человек мог сохранить своё верховенство над низшими животными и подчинить природу своим надобностям. Его совесть соединена с его духовной половиной и служит безошибочным водителем среди натиска чувств, ибо совесть выражается во мгновенном ощущении, что правильно и что неправильно, и это ощущение может дать только дух, который, будучи частью божественной мудрости и чистоты, абсолютно чист и мудр. Подсказывания совести независимы от рассудка и могут чётко проявляться тогда, когда им не препятствуют низшие влечения нашей двойственной природы» [7, с. 437].

Человек может стать активным сотрудником Иерархии Разумных Сил только тогда, когда сможет преодолеть влечения своей низшей природы. Поэтому каждое погружение в материю – это серьёзный экзамен на соответствие человека его высшему предназначению. «Попытайтесь представить себе “дух”, небесное существо (как бы мы его ни называли), божественное по сути своей природы, но всё же недостаточно чистое для того, чтобы быть единым с ЦЕЛЫМ, и нуждающееся, для конечного достижения этого единства, в очищении своей природы. Сделать это оно сможет лишь в том случае, если индивидуально илично (т.е. духовно и физически) испытает каждое переживание и чувство из всех, существующих в многообразии дифференцированной Вселенной. По сути своей оно – мысль , и потому зовётся во множественном числе манасапутра , “сынами (вселенского) разума”. Эту вот индивидуализированную мысль мы, теософы, и называем истинным Я человека, мыслящей сущностью, заключённой в клетку из костей и плоти» [6, с. 170-171]. «Мы считаем каждое человеческое существо носителем или проводником Я, совечного всякому другому Я, потому что у всех их одна сущность и все они принадлежат к первобытной эманации одного мирового и бесконечного Я. Платон называет его логосом (или вторым проявленным Богом); а мы – проявленным божественным принципом, единым с мировым разумом или душой, но не антропоморфным, внекосмическим и личностным Богом…» [6 , с. 103 ] . «Наше перевоплощающееся Я в истоке своём было Богом, как и все первоначальные эманации Единого Неведомого Принципа. Но с тех пор, как оно «пало в материю» с тем, чтобы пройти от начала и до конца весь цикл последовательных воплощений, оно уже больше не свободный и счастливый бог, а лишь бедный странник, стремящийся вновь обрести на своём пути то, что он утратил» [6, с. 169]. Божественная Монада добровольно изгнала себя с Неба, чтобы спуститься для воплощения на низший план и, таким образом, преобразить животного из праха в бессмертного Бога. Как только Дух спустился, он сейчас же был захвачен в тенета Материи [9, с. 438].

Хотя человек и назван семеричным, он не состоит из семи, пяти или трёх существ. Все разрушающиеся после смерти тела являются лишь аспектами сознания (состояниями сознания). Физический человек – один, но мыслящий человек семеричен. Думая, действуя, чувствуя и живя в семи разных состояниях бытия, он проявляет себя на семи планах сознания. Для каждого из этих состояний и планов у высшего Я есть определённый набор чувств. К аждое качественное изменение в состоянии сознания даёт человеку новый аспект. И на любом уровне сознания человек действует в строгом соответствии со своим умственным и духовным состоянием. Но поверх всего временного и преходящего в Потоке Жизни стоит бессмертное Я человека. «…Меняются мысли и чувства. Три великих потока: плотной, астральной и ментальной материи – текут через соответствующие тела, или проводники, человека – плотное, тонкое и ментальное тела. Даже тело Света накапливает новые элементы. И всё же есть в человеке центр – Безмолвный Рекордёр, остающийся не подлежащим вечной смене материи Его оболочек и замене самих оболочек. Ощутив эту неизменяющуюся сущность в себе, может сознание на что-то опереться надёжно и осознать, что вечная, нерушимая сущность в человеке переживает всё, через что проходят или в чём выявляются её временные оболочки. Мысль, устремлённая на непреходящее и вечное, в преходящем и временном утверждается на Камне Вечного Основания Жизни» [4, 745]. «…Плотная оболочка погружает дух в условия, дающие возможности самых разнообразных испытаний. Да и само воплощение можно рассматривать как очередное испытание духа на определённое задание. Одни проходят через это успешно, другие не выдерживают и снова и снова возвращаются на Землю с тем же заданием. Многие восходят, многие опускаются всё ниже и ниже. … На всех ступенях лестницы жизни – борьба и преодоление» [5, 313].

Всякая система, и человек в том числе, подчинена внешним условиям. Эти условия в синергетике описываются в форме так называемых управляющих параметров . Если управляющие параметры изменяются достаточно медленно, то система может постоянно приспосабливаться к новым условиям. При определённых значениях управляющие параметры могут резко изменить поведение системы. Это новое поведение может быть описано посредством так называемых параметров порядка . Параметры порядка определяют поведение частей и, наоборот, части определяют через своё коллективное поведение поведение параметров порядка [13, с. 196]. Применительно к человеку можно сказать, что внешние условия, в которые он помещается в течение жизни, это есть управляющие параметры – законы, которым он должен строго подчиняться в силу своей природы. Совокупность оболочек, составляющих сложную структуру человека и способных к самоорганизации, можно рассматривать в качестве параметров порядка. В буддизме это дхармы и сканды . Е.И.Рерих писала»: «Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании» [11 , с . 318]. «Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность» [11 , с . 318]. «При каждом новом воплощении человека рождается новое соединение сканд, элементов одного и того же комплекса элементов (Выделено мною. Н.К.) или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность и после определённого времени в виде другой, третьей, четвёртой и т.д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность» [11 , с. 316].

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. «Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием» [11 , с. 316-317 ] . « Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем» [11 , с. 317]. Дух тех сканд, которые наиболее благородны (духовны), соединившись с Манасом, воплощающимся Я, сохраняются и добавляются к запасу его духовного опыта. Низшие сканды личности уничтожаются как проводник действий личности (так как личности уже нет), но сохраняются как кармические следствия , зародыши, взвешенные в атмосфере земного плана, готовые вернуться к жизни и соединить себя с новой личностью, когда Я воплотится вновь.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. «Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно, – это Нирвана» [11 , с. 317]. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. «Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного “Я”, сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях» [11 , с. 314].

Заключение .

Наука, сводящая сущность человека к случайной совокупности атомов и молекул, обедняет жизнь, лишает её смысла. В такой науке нет места философии. С переходом к системно-синергетической парадигме ситуация кардинально изменяется: на основании трансдисциплинарного подхода возникает возможность синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. В физику на законных основаниях входят вопросы, которые раньше в ней находились под строгим запретом: «куда», «зачем», «почему».

В XIX в. Е.П. Блаватская писала: «Наука наших дней, бесспорно, крайне материалистична. Но в одном смысле она находит себе оправдание. Природа, всегда действуя эзотерически in actu , … может быть судима профаном лишь по её внешнему виду, внешность же эта всегда обманчива на физическом плане. С другой стороны, естественники отказываются объединить физику с метафизикой, тело с оживляющими его Душою и Духом. Они предпочитают не знать их. Это, конечно, вопрос вкуса, но меньшинство очень разумно стремится расширить область физической науки, вступая на запрещённую почву метафизики, столь ненавистную некоторым материалистам. Эти учёные – мудрецы своего поколения. Все изумительные открытия не приведут ни к чему и останутся навсегда телами, лишёнными головы, до тех пор, пока учёные не приподымут покров Материи и не напрягут взор свой, чтобы заглянуть за пределы её. Теперь, когда они изучили Природу, длину, ширину и толщину её физической оболочки, пора бы отодвинуть скелет на второй план и поискать в её неведомых глубинах живую и настоящую сущность, её субстанцию – нуменон эфемерной Материи» [8, с. 787-788].

В начале ХХ в. было сказано: «Современная наука в последние тридцать лет приблизилась к границе того, что мы называем оккультными исследованиями, к познанию неотъемлемого единства, проникающего всё сущее от мельчайшего организма до высочайшего Духовного Правителя, руководящего жизнью в своей космической сфере. <…> …по мере того как наука исследует удивительную область внутренних причин, она касается истин настолько серьёзных и глубоких и всеобъемлющих, что в человеке непременно проснётся религиозный инстинкт. Иными словами, Божественное в человеке пробудится, когда будут осознаны эти глубокие истины, и таким образом знание, или наука, станет религией, а религия станет наукой, в высочайшем и полнейшем значении этого слова» [17, с. 178].

В конце ХХ в., после многочисленных потрясений и кризисов, через которые пришлось пройти человечеству, отыскание смысла жизни было обозначено в качестве главной задачи человеческого существования. «Осознание цели жизни является главной задачей человека. Без этого осознания жизнь его на Земле становится бессмысленной. И никакие старания и попытки найти выход из тупика желаемых результатов не дадут, пока не будут усвоены Основы, на которых зиждется сущее. Нет ничего в мире важнее этой задачи. Пока она не разрешена, цепи невежества и рабства люди не сбросят с себя» [4, 609]. «Очевидность окружающая так далека от действительности всех миров, слитых неотделимо в одном и связанных крепко друг с другом. Нельзя познать плотный мир отдельно от двух основных, ибо такое знание окажется однобоким и неверным. А изучать все три не позволяет отрицание невидимых двух. Этот барьер предстоит скоро разрушить, и разрушение его произведено будет руками науки, которая ныне отрицает эти миры» [3, 326].

Литература:

•  Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1962. Кн. III . Новосибирск, 1995.

•  Абрамов Б.Н . Грани Агни Йоги. 1966. Кн. VII . Новосибирск, 1995.

•  Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1969. Кн. X . Новосибирск, 1996.

•  Абрамов Б.Н . Грани Агни Йоги. 1971. Кн. XII . Новосибирск, 199 7 .

•  Абрамов Б.Н . Грани Агни Йоги. 1972. Кн. XIII . Новосибирск, 199 8 .

•  Блаватская Е.П . Ключ к теософии. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

•  Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т. 1. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2000.

•  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.

•  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.

•  Рерих Е.И. Космологические Записи // У Порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов.

•  Рерих Е.И . Письма. Т. III (1935 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

•  Рерих Е.И . Письма. Т. VII (1940-1947 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.

•  Стёпин В .С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Контакт – Альфа, 1995.

•  . Хакен Г . Самоорганизующееся общество // Будущее России в зеркале синергетики. – М.: КомКнига, 2006.

•  Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III . – М.: МЦР, 1995.

•  Учение Живой Этики. Иерархия. – М.: МЦР, 1995.

•  Учение Живой Этики. Беспредельность. – М.: МЦР, 1995.

•  Учение Храма. Т. III . – Мн.: УП «Звёзды Гор», 2005.