Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ Е.И. РЕРИХ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИНЕРГЕТИКИ»
К 125-летию со дня рождения Е.И. Рерих
 
Н.М. Калинина

Опубликовано в: Философия и синергетика

В Живой Этике сказано: «Человек должен постоянно быть на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение. Человек не может утверждаться на бывшем, ибо его больше не существует. Человек может знать прошлое, но горе ему, если он захочет применить меры прошлого. Пусть Вождь помнит, что несовместимо прошлое с будущим. Мудрость сознания новых комбинаций соединяет прошлое с будущим. Нелегко постоянно мужественно знать, что каждое мгновение обновляет миры, но из этого источника родится неисчерпаемая бодрость…» [43].
Любая открытая сложная нелинейная система постоянно находится в движении. Мы все живем в мире, находящемся в состоянии непрерывного становления — эволюции. Процесс эволюции характеризуется различными этапами, периодически сменяющими друг друга. На одном этапе структуры будут сходиться к некоторому центру, на другом — разбегаться от него. На определенной стадии в системе может возникнуть несколько ведущих центров, каждый из которых будет выполнять свою часть общей эволюционной задачи. Главная проблема на всех этапах эволюции состоит в том, чтобы процесс расширения сознания, сопровождающийся приобретением элементами системы все большего и большего числа степеней свободы, не привел к нарушению целостности системы, к разрушению ее структуры. Разрушение, за которым не следует создание новой, более прогрессивной структуры, есть впадение в хаос. Одна из причин хаоса — застой в делах и сознании, другая, и не менее опасная, — нелинейное самоускорение, сжатие процессов во времени до мыслимых и немыслимых пределов. Когда сотрудничество осуществляется на бегу, когда нет времени, чтобы задуматься, обменяться мнениями, выработать единую концепцию дальнейшего продвижения, иерархическая структура дает сбой в работе, поскольку при больших скоростях функционирования каждый ее элемент становится как бы изолированным от других элементов, соответственно, неспособным к сотрудничеству, а система в целом превращается из открытой в закрытую. Перегруженность сотрудников грозит болезнями, нервными срывами, нарушением контактов с коллегами.
Е.И. Рерих писала о том, что отсутствие раздоров является первым признаком культуры при сотрудничестве, и поэтому не уставала повторять, обращаясь к своим ближайшим ученикам: «Берегите друг друга как никогда! Только в Единении победим!». Она говорила о том, что выстраивание человеческих взаимоотношений в процессе руководства коллективом является творческим процессом, требующим тонкого подхода и доброжелательного отношения к людям: «…Водительство есть величайшее и тончайшее творчество, ибо оно должно быть основано на чувствознании. Люди говорят о разных видах творчества, но забыли о самом высоком, о творчестве людских отношений… Всеми силами духа создавайте атмосферу благожелательства и терпимости…» [44].
И возвращаясь снова к проблемам сотрудничества в масштабах планеты, когда весь мир сотрясают природные катаклизмы и экологические катастрофы, хочется сказать, перефразировав слова Е.И. Рерих: «Люди, берегите друг друга как никогда! Только в Единении победим!». И добавить: «Победим хаос!», поскольку основной смысл Бытия — постоянное преодоление хаоса.

Литература:

1. Аум, 362-363.
2. Рерих Е.И. Письма, т. IV, с. 273-274.
3. Там же, с. 233.
4. Рерих Е.И. Письма, т. V, стр. 284.
5. Братство, 193.
6. Мир Огненный, ч. III, § 36.
7. Рерих Е.И. Письма, т. IV, с. 45.
8. Там же, стр. 135.
9. Рерих Е.И. Письма, т. III, с. 428.
10. Рерих Е.И. Т. IV, с. 210.
11. Там же, т. IV, стр. 151.
12. Г.А.Й., т. XIII, 248.
13. Рерих Е.И. Письма, т. III, с. 510.
14. Г.А.Й., т. XIII, 9.
15. Грани Агни Йоги, т. II, 1961, п. 173.
16. Рерих Е.И. Письма, т. IV, с. 439.
17. Там же, стр. 7.
18. Рерих Е.И. Письма, т. V, стр. 139.
19. Рерих Е.И. Письма, т. III, с. 104.
20. Г.А.Й., т. 13, 523.
21. Рерих С. Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР; Мастер-Банк. — Стр. 43.
22. Рерих Е.И. Письма, т. III, с. 104.
23. Г.А.Й., т. IV, 459.
24. Там же, 20.
25. Там же, 423.
26. Рерих Е.И. Письма, т. V, стр. 127.
27. Письма Махатм. Новосибирск, 1933. — С. 33.
28. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР; Мастер-Банк. — Стр. 124.
29. Рерих Е.И. Письма, т. V, стр. 348,
30. Рерих Е.И. Письма, т. IV, с. 219.
31. Учение Храма/пер. с англ. — М.: МЦР, 2001. Ч. 1. — С. 237.
32. Напутствие Вождю, 59.
33. Листы Сада Мории, стр. 117, § 18 (Цит. по: Рерих Е.И. Письма, т. III, стр. 432.
34. Рерих Е.И. Письма, т. III, с. 414.
35. Рерих Е.И. Письма, т. V, стр. 338.
36. Там же, стр. 282.
37. Рерих Е.И. Письма, т. III, стр. 433.
38. Рерих Е.И. Письма, т. I, стр. 61.
39. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии. 1997.- № 3.- С.62-79.
40. Учение Храма/пер. с англ. — М.: МЦР, 2001. Ч. 1. — С. 237.
41. Рерих Е.И. Письма, т. I, с. 239.
42. Учение Храма/ пер. с англ. — М.: Международный Центр Рерихов, 2001. Ч. 2. — С. 305 — 306.
43. Напутствие Вождю, 86.
44. Рерих Е.И. Письма, т. I, с. 157.