Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«И ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СВОЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ» 
Е.Н. Князева

Опубликовано в: Философия и синергетика

Е.Н.Князева — доктор философских наук

Перевести синергетические знания в «методики» жизни и деятельности — это, разумеется, несбыточная мечта. Это знание может действовать лишь подспудно, через структуру личности владеющего им человека. Что может означать в таком случае «синергетическая методика» действия? Зная, как устроено сложное в мире и по каким общим законам оно функционирует, вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации, оставляя себе тем самым большую надежду на успех. То есть сообразовывать свои действия с общим порядком, с общими правилами игры, установленными природой. Делать структуру своей личности конгруэнтной изумительным структурам самоорганизации, построенным самой природой

Теория самоорганизации сложных систем — синергетика — конструктивна в понимании феномена человека, структур его познания и деятельности. «Я» человека предстает как динамическая и самоорганизующаяся структура-процесс, которая имеет определенную пространственную конфигурацию и временную глубину. Личность определенным образом встроена во внешнее изменчивое окружение, вовлечена в динамические потоки производства себя и своего ближайшего и более отдаленного мира, в цепи самотрансформации под влиянием тех ситуаций, в которых она оказывается. Периодически погружаясь в темные бездны хаоса, личность претерпевает каскады кристаллизации своих чувств и знаний, своего таланта и мировоззрения, постоянно самообновляется.

1. Причем здесь синергетика?

Согласно своему первоначальному смыслу, вложенному Г.Хакеном в конце 60-х годов, синергетика является учением о взаимодействии. Это — междисциплинарное поле исследования систем, состоящих из нескольких или многих компонентов, в которых возникают новые эмерджентные, т.е. неожиданные и невыводимые из наличного состояния элементов, макроскопические свойства. Будучи учением о коллективных взаимодействиях, синергетика, очевидно, применима к описанию массовых, коллективных, кооперативных явлений в социальной психологии, социологии или нейрофизиологии, когда в качестве элементов системы выступают, скажем, члены группы или нейроны в человеческом мозге. Синергетику успешно применяют поэтому к моделированию процесса формирования общественного мнения в социальных группах или изучению странных аттракторов в нейрофизиологической деятельности.

Но на каких основаниях и в какой мере синергетику можно применять в исследовании индивидуальной психологической деятельности, восприятия, памяти, мышления, познания, творчества человека? О каких коллективных, кооперативных эффектах и взаимодействиях здесь может идти речь? Разработав синергетические модели параметров порядка, принципа подчинения и циклической причинности, Г.Хакен показывает, что эти модели эффективно работают при описании процессов восприятия человеком двусмысленных изображений, процессов двигательной активности (классический пример — это самопроизвольный переход от параллельного к антипараллельному движению пальцев), некоторых сложных поведенческих актов (овладение языком, соблюдение ритуала и т.д.) . Сложность и массовость взаимодействий здесь может пониматься, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, тело и мозг человека состоят из множества клеток, тканей, мускул, соединений костей, нейронов и нейронных узлов. Во-вторых, тело, мозг и сознание человека демонстрируют сложное изменчивое поведение, они многофункциональны и мультистабильны. Процессы самоорганизации сенсомоторной, перцептивной и ментальной деятельности человека предстают, по сути, как процессы редукции многих степеней свободы к немногим или даже одной степени свободы, немногим или даже одной независимой переменной — параметрам или параметру порядка.

Если же речь идет о сложнейших личностных процессах, различных уровнях функционирования человеческого сознания и подсознания, творческого самовыражения, саморефлексии, углублении, размывании и кристаллизации, преображении «Я», то здесь возможность применение синергетических моделей становится еще более сомнительной и спорной. Что может дать синергетика в рассмотрении и переосмыслении пороговых переживаний, озарений, духовного перерождения личности, опыт которых описан в «Исповеди» Августина или жизнеописания Якова Бёме, или же ломки мировоззрения или глубокой перекристаллизации личности, которые испытал, быть может, ты, читатель, в процессе движения по своему жизненному пути? Здесь подключаются экзистенциальная сложность, парадоксы самоанализа и самоисследования, бесконечность и неисчерпаемость лестниц самоуглубления и открывающихся миров, которые превращают поставленную задачу в задачу немыслимо сложную и едва и разрешимую. Но именно здесь синергетический подход особенно интересен . Именно здесь, в случае удачного приложения, он может быть развит в виде некой «методики» действия или философии жизни.

2. «Я» как динамическая структура-процесс

В соответствии с подходом, развитым С.П.Курдюмовым и мною и изложенным в нашей книге 1994 года , структуры самоорганизации сложных систем — это не жесткие блоки, из которых строится наблюдаемая упорядоченность универсума, а метастабильно устойчивые локализованные процессы в открытых и нелинейных средах, способные постоянно перестраиваться, вступать в кооперативное взаимодействие с другими процессами и образовывать тем самым более крупные целостности или же, напротив, распадаться на более мелкие структуры-процессы, а порой и исчезать во всеобщей хаотической основе универсума. Мир, наполненный процессами самоорганизации, — это мир живущих своей собственной жизнью структур- процессов.

Если речь идет о человеке, о его познавательных и практических возможностях и структурах, о строении его личности, об иерархических слоях его сознания-подсознания, об исторических пластах его памяти, то все эти образования могут быть поняты как структуры-процессы самоорганизации. Многие синергетические понятия, такие как самоорганизация и балансирование на краю хаоса, операциональная закрытость и самопроизводство, автопоэзис, множество возможных дискретных состояний и экзистенциальный выбор в моменты бифуркации, медленный, итерационный выход на автомодельность и автокаталитический, лавинообразный рост нового качества, служат тому, чтобы постигнуть внутреннюю сложность человеческого «Я».

Весьма симптоматично, что синергетический подход к осмыслению процессов познания и деятельности человека совпадает с новомодным динамическим подходом в когнитивной науке. В настоящее время имеет место, по сути дела, бум исследований, связанных с развитием динамического подхода в когнитивной науке. Этот подход пришел на смену вычислительному подходу, — имеющему до сих пор немало приверженцев, — который основан на моделях искусственного интеллекта и оперировании дискретными символическими структурами. Тогда как вычислительная парадигма исходит из того, что мозг представляет собой некий тип нейронного компьютера, возникшим в ходе эволюции, динамическая парадигма приводит аргументы, что мозг не сводим ни к какому суперкомпьютеру, что уровень процессов познания является автономным, на нем возникают новые, эмерджентные качества. Нет нужды в новом иерархическом уровне или «шефе», чтобы дирижировать оркестром элементов познания, сама динамика познавательных процессов выполняет эту роль.

Один из первых импульсов для развития динамического подхода в когнитивной науке был дан работой чилийского ученого (работающего сейчас в Париже) Франциско Варелы и его американских коллег Эвана Томпсона и Элеоноры Рош о «воплощенном, или инкарнированном, познании» (embodied cognition) . Суть этого подхода символически выражается в словах «mind as motion» («ум как движение») и впервые развернутым образом представлена в коллективной монографии, изданной в 1995 году .

Сама исследовательская стратегия не нова. Использование динамических представлений было существенным еще в кибернетическую эру (1945-60) и после этого существовали динамические исследовательские программы. В то же время динамический подход сегодня обеспечивает не только математический аппарат, но и принципиально иное рассмотрение природы когнитивных систем — рассмотрение их с позиций последних достижений нелинейной математики и теории сложных адаптивных систем. Атрибуты когнитивных процессов, по анализ которых нацелена динамическая программа, таковы:

  • в не только изменчивость в процессах обучения, но и стабильность, словом подлинная динамика познания (с такими свойствами, как устойчивость к шуму, мультистабильность, гистерезис и т.д.);
  • в автономность и полнота (чтобы быть объяснительной, теория знания и познания не должна опираться на какого бы то ни было гомункула, не должна иметь скрытых интенционалистских следствий);
  • в оптимальность и адаптация.

Динамический подход в когнитивной науке определяется тремя новыми ключевыми словами: инкарнированное, ситуационное и инактивированное познание (embodied, situated and enactive cognition). Кратко рассмотрим, какой смысл вкладывается в каждый из этих терминов.

Говоря об инкарнированном, или воплощенном, познании, фокусируют внимание, во-первых, на том, что «познание зависит от тех типов опыта, которые проистекают из того, что познающий обладает телом с его различными сенсомоторными способностями, а во-вторых, что сами эти индивидуальные сенсомоторные способности встроены в более широкий биологический, психологический и культурный контекст» . Процессы восприятия и двигательной активности неразрывно связаны в живом процессе познания. Умственные процессы тесно увязаны не только с эмоциональностью индивида, но и с особенностями его телесной организации. Поэтому в определенном смысле истинно то, что человек мыслит, используя свое тело, а не только мозг. Уже давно говорят о существовании языка тела, составляющем основу невербальной коммуникации. Но если есть язык тела, то, быть может, и мышление не концентрировано в голове, а разлито по телу?

Ситуационность познания означает, что «нельзя понять познание, если оно абстрагировано от организма, который включен в особую ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, то есть в экологически определенных условиях» . Познавательный акт расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами. Отношения познающего субъекта к своему окружению существенны. С этой точки зрения, память не рассматривается более как нечто, преимущественно хранимое в символической форме «в голове», скорее она представлена внешне, разлита в окружении. Когнитивная психология становится психологией экологической. Это резонирует с идеями одного из представителей школы гештальтпсихологии — Курта Левина, с его топологической психологией. Он вводит представления о жизненном пространстве, его пространственной организации и временной глубине, его валентности, т.е. о векторах психологического пространства, о присущих ему внутренних направленностях.

Третий неологизм — это инактивированное познание. Он введен для того, чтобы подчеркнуть активную сторону восприятия и мышления, человеческого познания вообще. Мы обучаемся, запоминаем, познаем, действуя. Познание есть эпистемическое действие. Как разъясняет Варела, в это понятие включаются два взаимодополнительных аспекта. С одной стороны, неразрывная связь познающего субъекта с объектом, которое фундаментально опосредовано его сенсомоторной активностью. С другой стороны, автономная активность субъекта, идентичность которого основана на внезапно и спонтанно возникающих, эндогенных конфигурациях (или паттернах самоорганизации) его активности. Не только познающий познает мир, но и процесс познания формирует познающего, придает конфигурации его когнитивной активности. Не только идущий прокладывает дорогу, но и дорога делает идущего; пройдя этот путь, он превращается в другого человека. В то же время познающий не только познает, но и конструирует мир, ибо если мир для голубя окрашен в пять цветов, летучие мыши видят в ультрафиолете, а мир человека полихроматичен, то не имеет смысла вопрошать о том, каков подлинный цвет мира. Поэтому, как говорит Варела, мир может быть охарактеризован не посредством атрибутов, но только посредством потенций, которые инактивируются в когнитивной деятельности.

В свете этих новых представлений личностное «Я» предстает как динамическая и самоорганизующаяся структура-процесс. «Я» инкарнировано в определенное тело, обременено некой телесной оболочкой. «Я» всегда ситуационно, т.е. окультурено, самими наличными историческими условиями поставлено в контекст определенной культурной, политической, социально-психологической, научной ситуации. «Я» инактивировано, одновременно внутренне автономно и встроено в узкий и широкий контекст свой деятельности, обусловлено этим контекстом. «Я» вовлечено в динамический поток производства себя и своего окружения, в цепи самотрансформации под влиянием тех ситуаций, в которых оно оказывается. «Я» претерпевает каскады кристаллизации своих знаний, своего таланта, своего мировоззрения, своих глубинных чувств энтузиазма и отчаяния, любви и ненависти, дерзости и смирения. «Я» постоянно саморазрушается и самоструктурируется, погружается в темную бездну хаоса и вырывается из нее обновленным и просветленным.

3. Пространственные конфигурации личности

Всякая личность автономна и самодостаточна. Применяя термин из теории автопоэзиса Франциско Варелы, можно сказать, что она операционально замкнута, то есть из самой себя черпает интенции своей деятельности, строит свои планы, воплощает себя, отдает себя миру. П.Л.Капица как-то заметил, что «главный признак таланта — это когда человек знает, что он хочет». И вместе с тем, «Я» — это многослойное и многомерное образование, которое растворено в ситуациях, воплощено в различных семейных и социальных ролях, распределено топологически. «Я» имеет свое жизненное пространство, границы которого хрупки и подвижны. Индивидуальный ландшафт личности встроен в ландшафт семьи, социальной группы, нации, ноосферного разума.

Эти представления поразительно близки к идеям Курта Левина (1890-1947), который, будучи учеником Берлинской школы гештальтпсихологии, развил впоследствии свое оригинальное направление, которому давал различные имена: «динамическая теория», «топологическая психология», «векторная психология», а также «теория поля». Согласно К. Левину, поведение человека должно пониматься исходя из всей совокупности наличных в данный момент фактов и событий его психической жизни. Одновременно данные факты представляют собой некое динамическое поле, т.е. такое состояние, в котором каждая часть этого поля зависит от каждой другой его части. Пространственные отношения психологических событий не могут быть адекватно поняты с помощью представлений об обычном физическом пространстве. Для этого необходимо развить понятие о психологическом пространстве. Левин вводит понятие «жизненное пространство» (Lebensraum). Это — личность и ее психологическое окружение в том виде, как оно существует для этой личности. Обычно мы учитываем это поле, если мы говорим о потребностях, мотивации, настроении, целях, страхах или идеалах . Интересно понять структуру жизненного пространства и его границы, характер его встраивания в сеть более широких социально-психологических отношений.

Понятие цели как упорядочивания сил в динамическом поле личности является одним из центральных у К.Левина. Чем определяется поведение: прошлым (уже имевшимися успехами или неудачами) или будущим (целями, намерениями, потребностями, планами)? Теория поля дает неожиданный ответ на этот вопрос: ни тем, ни другим. «Поведение не зависит ни от прошлого, ни от будущего. Оно зависит от сегодняшнего состояния поля». Однако «это поле в настоящий момент имеет известную временную «глубину». Оно заключает в себе «психологическое прошлое», «психологическое настоящее» и «психологическое будущее», поскольку оно составляет одно из измерений данного на определенный момент времени жизненного пространства» . К.Левин вводит принцип одновременности (синхронии) и одновременного действия прошлого и будущего: всякое поведение и всякое прочее изменение психологического поля зависит исключительно от состояния психологического поля в данный момент времени. Психологическое прошлое, настоящее и будущее являются частями психологического поля, в том виде как оно существует в определенный момент времени. Как прошлое (прошлый опыт), так и будущее (ожидания, желания, опасения и мечты) влияют на силы, регулирующие поведение индивида сегодня.

Жизненное пространство личности является неким полем, на котором сталкиваются различные силы, детерминирующие тенденции, устремления. Цель понимается при этом как определенным образом структурированное силовое поле психологической активности, как определенная диспозиция сил в пространстве. По сути дела, это — некая распределенная цель. Понятие вектора весьма плодотворно применяется в топологической психологии. Во-первых, силы, наличные в психологическом поле, могут различаться по величине. Во-вторых, можно усмотреть различные направления сил (устремлений) в рамках психологического поля. Само понятие о направлении имеет смысл лишь тогда, когда можно выделить различные направления, различные — с синергетической точки зрения — структуры-аттракторы психической активности.

Индивидуальные ландшафты личности — это конфигурации внутреннего (собственного) пространства и внешнего окружения действующего и познающего субъекта. Эти конфигурации определяются распределенной целью, спектром структур-аттракторов креативной деятельности.

Когнитивная деятельность отчасти предопределена скрытыми и явными установками и планами. Познающий находится в мультистабильном состоянии, совершает случайные блуждания по полю возможностей. Имеет место зигзагообразный путь, актуализирующий всякий раз одну из имеющихся возможностей. Индивидуальный ландшафт включает в себя ряд целей и путей, ведущих к ним. Его можно представить себе как некое пространство, в котором в скрытой форме уже имеются все возможные формы движения мысли. При рождении нового знания происходит схлопывание веера возможностей и выбор одного из возможных дискретных состояний.

Другая особенность индивидуального ландшафта личности — синхронизм. Он включает в себя возможные пути будущего развития и следы прошлой деятельности. Если употребить термин Курта Левина, этот ландшафт имеет определенную временную глубину. О синхронизме конфигурации человеческой души говорил также Карл Юнг: «Душа — это все то, что человек уже сделал и еще сделает в будущем». Память о прошлом присутствует всегда, но она может оказывать влияние на ход жизни только перед точками «бифуркации», т.е. моментами решающего выбора одного из возможных жизненных путей. Если точка «бифуркации» пройдена, выбор пути совершен, то деятельность человека определяется скорее будущим, чем прошлым. Она строится из будущего, в соответствии с одной из структур-аттракторов развития.

Структура ландшафта индивидуального «Я» не жесткая, а довольно подвижная. Изменение внутренних качеств личности приводит к перестройке поля путей ее движения в будущее. Ступени детского обучения, а также дальнейшее самообразование обусловливают периодические качественные трансформации спектра жизненных целей (планов, ожиданий и надежд) и спектра возможностей человека. Длительный процесс самообразования и непрерывная творческая работа вообще связаны с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, фазовых переходов. Индивидуальный ландшафт качественно перестраивается. Человек становится иным. Творец творим. Как замечает в своих дневниках Поль Валери, достигнутое, оно обратно еще раз воздействует на человека. Работа видоизменяет автора.

4. Здоровье личности как балансирование на «краю хаоса»

Наличие хаотических элементов, относительных нерегулярностей часто является признаком здоровья человека, как телесного, так и духовного, признаком устойчивости структуры его личности. Например, лишь сильная апериодичность сердцебиений означает болезненное состояние — аритмию, тогда как малые хаотические флуктуации в биении сердца человека вполне нормальны и являются результатом сугубо внутренних, а не внешних факторов. Некоторые типы сердечных приступов и инфарктных состояний обычно связаны с тем, что им предшествуют патологически периодические биения сердца. Разграничительная линия между здоровьем и болезнью человека, между животворным и смертоносным хаосом весьма неоднозначна и подвижна. Вопрос состоит в том, какую долю хаоса должен нести в себе человек, чтобы оставаться здоровым.

Хаос — это естественный рандимизатор природы, т.е. генератор случайностей в природе. Хаос делает наши органы более пластичными, более приспособленными к изменчивому внешнему окружению. Сложная организация возникает и самоподдерживается на краю хаоса. «Край хаоса — это динамичная, подвижная переходная зона между двумя экстремальными состояниями: предсказуемым порядком и непредсказуемым хаосом… Все живое эволюционирует к краю хаоса, где оно остается гибко балансирующим в критическом состоянии готовности… Только между экстремумами, на краю хаоса может быть достигнут психологический баланс. На краю хаоса мы наилучшим образом психологически вооружены, чтобы иметь дело со странными, беспорядочными и непредсказуемыми событиями в жизни» . Край хаоса — одно из ключевых представлений в теории самоорганизованной критичности.

Чем более стереотипно поведение, тем больше подозрений о патологии. В то время как психологически здоровый человек следует различным паттернам поведения в зависимости от осуществляемых им в данный момент социальных ролей, то в случае психических патологий поведение человека в большей или меньшей степени определяется одной единственной целью («идеей фикс»), в высокой степени повторяемо, итеративно, т.е. подвержено циклическим аттракторам, оно не обладает должной гибкостью и не чувствительно к изменяющимся внешним условиям.

5. Быть хаотичным, значит быть творческим. Хаотическое познание

Творческая активность человека нуждается в особых стадиях или постоянно присутствующих слоях подсознательного случайностного, стохастического, хаотического движения ума. Чтобы быть продуктивным, познание должно иметь периоды выпадения или погружения в хаос. Ныне развиваются методики хаотического познания, которое позволяет мыслителям испытывать новые возможности и максимально использовать моменты интенсивной вдохновенной работы, когда происходит прирост нового: содержательных и гармонично сложенных частей художественного произведения, элементов нового научного знания и т.д. Креативное мышление является мышлением дивергентным. Путь творчества состоит в том, чтобы отдать себя во власть хаосу для овладения им, подчиниться хаосу, получив возможность создать из него изящную структуру.

Всякий человек имеет и теневую сторону, которая состоит не только в его психических слабостях и недостатках, но и таит в себе демоническую динамику. Чудовищная, взрывная, неорганизованная энергия, прорывающаяся из слоев бессознательного, подобна лавинообразным природным процессам, так называемым режимам с обострением, изучаемым в синергетике, в которых могут возникать новые, доселе невиданные структуры самоорганизации.

Блуждающий «глаз» ума — образ, достаточно точно передающий основу креативности человека. Ум должен быть децентрализован, расфокусирован, должен совершать свободные движения между векторами направленной активности. «Блуждания по полю возможных путей развития», хаотические движения креативного разума приводят время от времени к «выпадению» на ту или иную структуру-аттрактор. Тем самым определяется вектор креативной активности, ведущий к прорыву к новому. Поле возможностей испытывается, «прощупывается». В результате одна из скрытых структур актуализируется, происходит кристаллизация нового знания.

Методы активизации креативного мышления сопоставимы с техникой расширения сознания в йоге и с психоделическим опытом. Исследователи измененных (под действием ЛСД) состояний сознания отмечают, что существует сценарий, называемый «цирк в глазной сетчатке». При этом психике присуща абсолютная гибкость и ничем не ограниченная свобода, имеет место спонтанная смена настроений и чувств. «Все возможно. Все чувства доступны. Человек может «примерять» разные настроения, меняя их как одежды. Субъекты и объекты кружатся, трансформируются, переходят друг в друга, сливаются, сплавляются, вновь разъединяются. Внешние объекты танцуют и поют. Ум играет на них, как на музыкальных инструментах» . Прежде чем структура личности вновь затвердеет, кристаллизуется, она должна быть полностью размыта, растворена в потоке энергии, превращена в вату, воспринимающую всё и вся.

Согласно синергетической модели Германа Хакена (параметры порядка, принцип подчинения, циклическая причинность), в результате креативной деятельности или творческого обучения возникают новые параметры порядка поведения человека как сложной нелинейной системы. В результате «раскачки» системы по всем доступным степеням свободы возникают новые макроскопически упорядоченные структуры знания. Креативность является фактором успеха, ибо она подспудно опирается на хаос как способ самообновления. Что-то предпринимать — значит постоянно изменяться и находить векторы дальнейшего развития.

Современные исследования психологии творчества свидетельствуют о том, что креативность связана с наличием расширенного фокуса ассоциации. Поэтому, как это ни странно, шизофреники иногда решают проблемы легче, чем здоровые люди. Это отмечает М.Шпитцер, ссылаясь на экспериментальные исследования русского психолога Полякова, проведенные в 60-х годах. «Если фокус ассоциативной деятельности узок, то каждое понятие как бы активировано само для себя, и мы вынуждены целенаправленно и утомительно проигрывать в уме отдельные ассоциации, чтобы прийти к решению поставленной задачи. Если же, напротив, фокус активирования широк, то при определенных обстоятельствах может произойти спонтанное перекрытие областей активирования двух различных понятий. При этом автоматически возникает ассоциация, связанная с обоими понятиями, и без малейшего мыслительного усилия решение «ударяет» в голову» .

6. Фрактальная геометрия поведения человека

Фрактальные рисунки поведения человека определяются, во-первых, устойчивыми, постоянно повторяющимися, воспроизводимыми поведенческими структурами (паттернами), а во-вторых, самоподобием этих структур на разных уровнях и в разных масштабах деятельности. Фрактальная динамика означает или структуру странного, хаотического аттрактора, лежащего в основе поведения человека, или самоорганизацию сложной структуры вблизи критической точки, «на краю хаоса».

Индивидуальный ландшафт «Я» имеет определенную фрактальную глубину. Иными словами, конфигурации жизненных ситуаций демонстрируют свойство масштабной инвариантности. Скажем, креативный человек креативен во всем, в малом и большом. Он креативен на всех уровнях научной и практической деятельности, вплоть до обыденной жизни. Он, например, может развить свое оригинальное искусство приготовления домашних котлет. Парадоксально, но креативное, нелинейное письмо связано с креативной, нелинейной кухней. На всех уровнях и во всех фрагментах цепи его действий можно усмотреть его «почерк», его оригинальный стиль творческой деятельности.

7. Попробуй синергетически организовать свою жизнь!

Синергетика приближается к тому, чтобы понять на самом общем, универсальном уровне механизмы самоорганизации сложных нелинейных систем и их балансирования на краю хаоса. Получив в свои руки такого рода знание, для человека было бы весьма заманчиво использовать его своей конкретной исследовательской и практической деятельности, сформулировать его в виде свода правил успешной жизни, как у Дейла Карнеги. Но синергетика, отнюдь не является универсальным ключом к решению познавательных, психологических, жизненных проблем. Она не является панацеей от всех наших телесных страданий, психических расстройств и жизненных невзгод. Она, действительно, строит новое мировидение, но не может быть возведена в квази-религию, не в состоянии заполнить существующий мировоззренческий вакуум.

Перевести синергетические знания в «методики» жизни и деятельности — это, разумеется, несбыточная мечта. Это знание может действовать лишь подспудно, через структуру личности владеющего им человека. Что может означать в таком случае «синергетическая методика» действия? Зная, как устроено сложное в мире и по каким общим законам оно функционирует, вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации, оставляя себе тем самым большую надежду на успех. То есть сообразовывать свои действия с общим порядком, с общими правилами игры, установленными природой. Делать структуру своей личности конгруэнтной изумительным структурам самоорганизации, построенным самой природой.

Научное исследование, результаты которого представлены в данной статье, поддержано в 2000 году грантом РФФИ (00-06-80011).