Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА» 
С.П. Капица

Опубликовано в: Разное

Мало что навредило больше, чем вера некоторых людей или групп в то, что только они знают, как жить, кем быть и что делать, и что те, кто отличается от них, не просто ошибаются, но безнравственны или сошли с ума, и необходимо ограничить их свободу или подавить их волю. Верить, что только ты прав, что у тебя имеется волшебное око, которое видит настоящую правду, и что другие не могут быть правы, если не согласны с тобой, — самое страшное и опасное заблуждение.

 Исайя Берлин. Заметки о предубеждении, 1981 год. 

Обычный человеческий опыт говорит нам, что настоящий диалог является искусством, требующим тщательной подготовки. Пока же мы не подготовлены интеллектуально и психологически, ментально и духовно, мы не в состоянии полностью участвовать в диалоге.

Действительно, мы можем наслаждаться радостью общения только с друзьями и с людьми, разделяющими наши убеждения. Потребуются годы и поколения, чтобы окончательно понять выгоды диалога на личном, местном, государственном и межцивилизационном уровнях.

Из опыта межконфессиональных диалогов уже известно, что терпимое отношение к непохожести является предварительным условием для содержательного общения. Однако быть просто терпимым — слишком пассивная позиция, чтобы помочь нам преодолеть ограниченное восприятие того “кулика, который свое болото хвалит”. Нам нужно действительно осознать присутствие другого до того, как мы сможем начать реальное общение с ним.

Осознание присутствия другого как потенциального партнера в разговоре вынуждает при­нять наше сосуществование как неоспоримый факт. Это позволит признать, что роль другого (его вера, философия и поведение) для нас важны и необходимы. Другими словами, есть некоторая точка пересечения, где двое могут встретиться, чтобы решить проблему разделяющей их напряженности или заняться общим делом.

Когда две стороны доверяют друг другу настолько, что могут с уважением смотреть в глаза собеседнику, встреча становится возможной и только тогда начинается плодотворный диалог. Диалог поможет в духе взаимопонимания оценить значимость обучения у другого. Может быть, мы даже станем приветствовать существующие различия между нами, так как они способствуют расширению наших горизонтов.

Диалог, понимаемый таким образом, не является средством, способствующим убеждению или обращению в свою веру. Он дол­жен развивать взаимопонимание на базе общих ценностей и совме­стного создания нового смысла жизни. Поскольку мы обращаемся к цивилизационному диалогу, в процессе которого хотим достичь соглашения, которое бы основывалось на наших личных искрен­них и глубочайших убеждениях, нам следует отказаться от желания навязывать свои идеи, убеждая других принять наши воззрения, требовать согласия с нашим мнением и оправдывать собственные действия.

Вместо этого наша цель состоит в следующем: изучить то, чего мы не знаем, услышать иное мнение, уметь принимать альтернативные варианты, критически оценивать собственные взгляды, совместно использовать интеллектуальные открытия, находить области для согласия и искать пути к всеобщему процветанию. Только тогда мы сможем развить взаимовыгодные отношения.

Мысль о том, что че­ловек образует единое сообщество не только с людьми, но также с животными, растениями, деревьями и камнями — Бог создал “небеса, и землю, и множество вещей”, — выражает и космическое видение, и поэтический смысл общей взаимосвязи. Возможно, мы даже в силах проследить происхождение всех наших предков из одного источника, например от африканской праматери, как полагают некоторые ученые. Африканская пословица о том, что земля не только завещана нам нашими предками, но и доверена грядущими поколениями, хорошо иллюстрирует тот неоспоримый факт, что мы всегда все вместе жили, живем и будем жить на этой планете.

На протяжении столетий великие этические и религиозные традиции определяли духовный ландшафт мира, а общение вопреки этническим, языковым, религиозным и культурным барьерам всегда было наиболее характерной чертой истории человечества. Несмотря на напряженность и конфликты как внутри границ, так и поверх барьеров, общая тенденция к расширению контактов и взаимодействию никогда не снижалась.

На протяжении своей истории каждая великая этическая и религиозная традиция встречалась с иными системами верований и религиозными общинами, и ее жизнеспособность зачастую зависела от исхода этих контактов. Благодаря заимствованиям у других цивилизаций расширялся горизонт каждой традиции. Например, христианская теология извлекла пользу из древнегреческой философии, исламская мысль вдохновлялась персидской литературой, а китайская интеллектуальная традиция была обогащена древнеиндийской философией после знакомства с буддизмом в I веке нашей эры.

Тем не менее боязнь другого часто приводила к конфронтации и длительным конфликтам. Так называемые межрелигиозные войны встречаются в истории повсеместно. Пока еще является редким мирное взаимодействие двух больших цивилизаций, как, например, изменение китайского культурного космоса под индийским влия­нием, т.е. адаптация буддийских школ Махаяны к китайскому духовному пространству.

Поскольку гармоничные отношения между религиями важны при воспитании надежды на лучшее будущее для всего человечества, межрелигиозные диалоги стали существенной частью диалога между цивилизациями. Такая благоприятная возможность для всех религий (включая и только возникающие) встать на защиту единой цели ради содействия всеобщему благу не имеет прецедентов в мировой истории. К тому же в последнее время глобализация значительно усилила интенсивность межконфессиональных связей.

Размышляя о нашем прошлом и о том будущем, которое мы желали бы для своих детей, самый существенный вопрос можно сформулировать следующим образом: как ответственно использовать многообразие, уважая традиции других и доверяя нашим собственным, в возникающем глобальном обществе?

Действительное принятие многообразия заставляет нас идти дальше — от искренней терпимости к взаимному уважению и в конце концов к торжественному признанию и пониманию друг друга. Невежество и высокомерие — важнейшие причины возникновения стереотипов, предубеждений, ненависти и насилия в религиозном, культурном, расовом и этническом контекстах.

Несмотря на то, что физическая безопасность, достаточность средств к существованию и политическая стабильность обеспечивают среду для социальной интеграции, подлинная общая жизнь настанет только тогда, когда мы окажемся способными преодолеть барьеры и действовать ответственно и уважительно по отношению друг к другу. Благодаря диалогу мы в первую очередь учимся ценить других с полным осознанием и пониманием того, что многообразие, как и удивительное смешение народов и культур, может обогатить наше самопознание. Диалог подстегивает наши усилия, направленные на создание настоящего общества для всех.

“Весь мир признает большое значение африканской традиционной религии, — отмечал в свое время Нельсон Мандела. — К ней уже не относятся как к презренному суеверию, которое вскоре должно смениться более высокими формами религии. Сегодня все согласны с тем, что она обогатила духовное наследие человечества. Исконно африканская идея, связанная с духом Убунту, что все мы люди только потому, что все остальные тоже люди, — не локальное явление. Она существенно повлияла на наше общее стремление обрести лучший мир…”

Диалог между цивилизациями предполагает множество человеческих цивилизаций, признает равенство и различия культур. Без равенства не существовало бы общей почвы для контактов, без различий не было бы нужды в контактах. Хотя равенство устанавливает основу для межцивилизационного диалога, различия делают подобное совместное предприятие желательным, необходимым, стоящим и содержательным.

Как преданные диалогу люди, которые возводят мосты между культурами, мы отдаем должное тому, что существуют общие ценности в несходных традициях, которые объединяют всех — женщин, мужчин и детей — в единую общечеловеческую семью. Совместные усилия по изучению взаимоотношений этих ценностей позволяют понять, что многообразие дает возможность для построения открытого и полного сил общества.

Наш собственный опыт общения с другими культурами, совместное намерение разрушить разъединяющие барьеры и взяться за решение извечных социальных проблем помогают определить ценности, имеющие ключевое значение для распространения идей ответственного общества.

В основе публикуемых заметок – материалы интернационального проекта “Преодолевая барьеры: диалог между цивилизациями”, выполненного под эгидой ООН.