Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ТРАКТАТ О ПОНИМАНИИ» 
Зоя Журавлева

Опубликовано в: Разное

“Не всякий вас, как я, поймет…”
Понимание как гносеологически-эпистемологический зуд: некоторые синергетические аспекты теории и практики.

 

  1. Понимание требует отваги.
  2. Наиболее четко проблема сформулирована у Андрея Белого: “Жизнь, — шепчет он, остановясь средь зеленеющих могилок, — метафизическая связь трансцендентальных предпосылок.” Именно жизнь — та нелинейная среда, на которой  паразитирует понимание, питаясь ее соками.
  3. Мерцающей тайне мешает лишь скучное слово “связь”. Но не исключено, что Андрей Белый сам не знал, что он хотел сказать, и сказал совершенно другое, что само сказалось. С художниками это бывает. Общеизвестный факт: Пушкин собирался отправить Татьяну Ларину в монастырь, а она вдруг вышла замуж. Это удивило поэта.
  4. Самое удивительное, что этому до сих пор верят даже пушкиноведы.
  5. В понимании всегда есть риск.
  6. Тело культуры уподоблю туше мамонта, которую мы с остервенением рвем на части, добиваясь холизма.
  7. Понимание — это неистребимый зуд, имманентно присущий человечеству. Во всяком случае, прекратить попытки оно не в силах, и тут Платон, как всегда, прав: труднее всего перестать чесать, где чешется.
  8. Кому ты можешь быть интересен, коли ты сам себе не-интересен?
  9. Возможно, именно когнитивно-рефлексивный зуд отличает живое от неживого вообще.
  10. Искусство простодушно.
  11. Понимание сугубо индивидуально и субъективно. Оно, как и Муза, не приходит сразу к двоим. Каким образом из этих субъективных неуловимостей мы складываем объективную картину мира, если таковая все-таки есть, абсолютно непонятно.
  12. Понимание заводится только там, где есть мысль.
  13. Являясь глубоко личным, понимание нуждается в сопротивлении материала, то бишь в диалоге. Поэтому монолог мы используем только в беседах с себе подобными, чтобы они не перебили нашу мысль своей ерундой, а мыслим — исключительно диалогом: все время внутри себя чего-то кому-то доказываем.
  14. Возможно, это диалог с собственной совестью. Но надежды мало.
  15. Единственное, что человек пока понял про себя самого — что он всех выше. Но жираф еще выше.
  16. Понимание подчиняется закону исключенного третьего: либо оно — есть, либо оно — нет. Третьему — не дано.
  17. Если захочешь — поймешь
  18. Структура понимания полностью идентична структуре субъекта. Интересно, что субъект при этом выступает и в качестве среды: так, изменяя его топологию /к примеру, цветную симметрию/ можно получить целый спектр пониманий — от озарения до полной деградации в асимптотике. Впрочем, для получения последнего есть и другие методы.
  19. В искусстве важнее не понимать, а догадываться. Это особенно раздражает.
  20. Первородная глупость смыкается с гениальностью, образуя эволюционное кольцо, в котором человечество неутомимо припрыгивает в своей усредненности.
  21. Существует квант понимания, иначе бы все слиплось.
  22. Если мухи брезгуют на тебя садиться, дело не в мухах.
  23. Понимание не-агрессивно. Не-агрессивность — его природа.
  24. Наука поступила мудро, сделав понимание своей профессией. Профессионалу обычно верят на слово. Он прикрыт специальной терминологией и круговой порукой посвященных.
  25. Понимать следует только то, что непонятно. То, что понятно, понимать — вредно.
  26. Взаимопонимание это спонтанное включение динамической когнитивной коммуникации в оппозицию субъект-объект-субъект без деформации дискурса информационной толерантности.
  27. Когда бы мы владели языком, мир был б другом.
  28. Понимание — это скачок:  умный передвигается по жизни скачками, цепляясь за ее вертикаль и меняя угол зрения, глупый ползет по горизонтали, путаясь в собственных шнурках и давясь пуговицей.
  29. Понимание можно только спровоцировать.
  30. Никакой эксперимент не в состоянии подтвердить, что нечто — понято. Ибо невозможно исключить эмерджентного поведения объекта, совпавшего с нашими ожиданиями, и вмешательства себя как макроинструмента в нежную микроткань взаимодействия, зачастую — худосочно слабого, но способного вызвать катастрофические последствия.
  31. Понимания всегда мало.
  32. Стрелы времени нет. Необратимость его не более, чем иллюзия. Понимая нечто, ты автоматически включаешь это в свое Сейчас, которое бесконечно разрастаясь, обращается в изотропную Вечность.
  33. Синергетика — красивое слово:  иссине-синий  тугой поток энергии с одурительным  привкусом грецкого ореха.  Любопытно, чего оно значит?  Надо бы поискать в словаре среди картинок.
  34. Слово это — прохладное. Но в окрестностях его ощутим жар по кругу. Это — прохлада лесной тени в знойный полдень.
  35. Следует, наверное, отметить, что пространственная конфигурация слова “синергетика” — правильный прямоугольник типа сундук, что лишь усиливает мощь энергетического потока.
  36. Отсюда, структура — это локализованный процесс.
  37. Частое коловращение слова не проясняет его смысла, но часто его, наоборот, полностью обессмысливает.
  38. Спрятавшись за словом, уши видно.
  39. Искусство обращено вовнутрь, а наука — наружу, поэтому им так трудно  договориться.
  40. Нырнувши в воду, не спрашивай, виден ли зад.
  41. Взаимопонимание — это добровольная синхронизация индивидуальных темпомиров.
  42. Человечество, похоже, все еще верит, что сумма знаний когда-нибудь обернется пониманием. Но суперпозиции принцип тут бессилен. И человечество инстинктивно все более склоняется к вере в инопланетян, в искусственный интеллект и в трансперсональную психологию, лишь бы спихнуть с себя ответственность за себя же на кого угодно.
  43. Хорошо бы — на Интернет! Но вдруг придет мудрый хакер и все сотрет. С чем ты тогда останешься?
  44. Понимание отделено от государства.
  45. За понимание — всегда мало.
  46. Человечество как чудовищная гроздь болтливых бананов повисло всей своей склочной тяжестью на Древе жизни. Древо трещит и раскачивается над бездной.  Бездна эта — психика.
  47. A понимание рождается в тишине и одиночестве.
  48. Понимание вовсе не-обязательно. Можно пройти по жизни и ничего не поняв. Она все равно пройдет.
  49. Понимание изматывает организм. Только непонимание изматывает его с такою же силой.
  50. Больше всего человек похож на козу — та же остолбенелая осатанелость вертикальных зрачков, пугливое любопытство и хитроватая покорность судьбе.
  51. Судьбу следует именовать “аттрактор”, все же остальное — “фрактал.” Это красиво и современно.
  52. Понимание дает новую степень свободы. Это очень страшно. Свобода, по правде-то, нужна только Владимиру Смолянинову, выдумавшему новую науку “либернетику”.
  53. Точно поставленный вопрос важнее ответа.
  54. Принцип золотого сечения краеуголен для понимания и в этой точке оно, естественно, всего острее. Это — точка взбаламученного перемешивания смыслов, острие максимальной неустойчивости системы, норовище случайности. Но! Современная наука пока не в состоянии  с достаточной степенью точности измерить длину понимания, найти золотую точку и ткнуть именно в это больное место.
  55. Если бы это удалось, понимание наверняка взвизгнуло бы от боли и мы узнали бы его истинный голос.
  56. А голос — это язык, без которого никакое понимание вообще немыслимо.
  57. Когда бы мы владели языком, мир был б не том.
  58. И наука, и искусство суть метафоры. Но наука открещивается от своей метафоричности,  поскольку догадывается, на что намекает ее метафора, и боится, как бы другие  этого не поняли, а искусство, как всегда, не ведает, что творит.
  59. В 4-ом томе “Толкового словаря” Даля, стр. 674, каждый может прочесть: “Язык м. мясистый снарядъ во рту, служащий для подкладки зубам пищи”… Дальше и смотреть не надо, чтоб не перегружаться, — там еще больше листа мелким шрифтом.
  60. “Мясистый снаряд” — уже одно это неопровержимо доказывает предыдущий тезис о метафорическом двуединстве науки и искусства, образующих живую плоть культуры и абсолютно нерасторжимых.