Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 

Меньшиков И.В., Пермякова Н.В., Сорокина С.А.
Учебно-научный институт развития образования Удмуртского государственного университета Ижевская гимназия №56 2003 г

Опубликовано в: Разное

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирова­ния его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – инжиниринг образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций

Введение

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирова­ния его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – инжиниринг образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.

Формальное описание объекта проектирования важный этап проектной деятельности. Такой подход делает возможным проектирование образовательных систем на любом иерархическом уровне. А также это единственно возможный способ построения инновационной проектной деятельности на научной основе.

Поэтому слушатели должны освоить следующие понятия:

Проектирование

буквально составлять проект (проект – разработанный план, замысел, образ того, что планируется осуществить)

Проектирование развития –

создание проекта, в котором:

  1. предметом проектирования является развитие систем(ы);
  2. заложен механизм и этапы развития системы (ее эволюции) к «конечному состоянию», которое отражает степень решенности проектных задач и является этапом развития системы.

Проектирование развития на основе эволюционно-синергетической парадигмы (ЭСП) –

создание проекта, в котором не задаются в натуральном, готовом виде механизмы развития, а определяются:

  1. условия, как необходимые предпосылки, для формирования механизмов развития системы в процессе реализации проекта;
  2. этапы развития системы в соответствии с универсальными моделями развития сложных систем;
  3. механизмы и способы управления развитием на каждом этапе.

Образовательное пространство

это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательная среда

продукт отношений между субъектами образовательного пространства. Образовательная среда сама является его субъектом, тем самым подчеркивается ее активный характер.

Образовательная программа

структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных задач.

Модель развития образовательной программы (образовательного пространства) это образ процесса их возникновения, становления и развития.

Освоение понятий слушателями не должно ограничиваться знанием определений этих понятий. Они должны быть способными их раскрыть. Это можно осуществить в рамках семинара – тренинга.

Методологические основания проектирования развития образовательного пространства

Процесс образования – это процесс последовательного изменения отношений между субъектами образовательного пространства. Поэтому предметом проектной деятельности являются отношения, их изменение, развитие, эволюция. В качестве методологического основания проектной деятельности выбрана эволюционно-синергетическая парадигма. Синергетика дает нам универсальные модели развития сложных систем, какими являются образовательные системы. Изменение структуры образовательного пространства, а значит, изменение структуры отношений между его субъектами носит характер эволюции и, в соответствии с синергетикой, является процессом нелинейным. Периоды устойчивого развития перемежаются периодами неустойчивости, с характерными признаками кризиса в системах. Универсальные модели синергетики позволяют понимать, что происходит в реальных системах, определить этап, на котором находится система в данный момент времени. Обнаружить характерные признаки кризиса в системе. Найти и определить управляющие параметры системы, чтобы на основе этого строить эффективную систему управления развитием.

Проектирование развития образовательного пространства на основе синергетики имеет свои особенности.

Описание образовательного пространства, определение его субъектов — важная часть проекта
Введение нами понятий «образовательная программа» и «образовательное пространство» позволяет использовать моделирование как универсальный способ проектирования развития образовательных систем. Под образовательным пространством может пониматься любая, определенная (описанная) нами система отношений между субъектами образовательного пространства. Объектом проектной деятельности может быть образовательное пространство ученика, класса, школы, социальной группы… Количественный и качественный состав субъектов образовательного пространства как объекта проектной деятельности определяется ее целями и задачами. Идея и методологические основы проектирования развития на принципах синергетики предполагают варьирование количества участников (субъектов) в ходе реализации проекта.

Темы семинаров:

  1. Кто и что может быть субъектом образовательного пространства?
  2. Способы и примеры описания образовательного пространства.

Образовательная программ как структурно-функциональная единица образовательного пространства
Образовательная программа как структурно-функциональная единица образовательного пространства так же, как образовательное пространство, может иметь различные масштабы, от образовательной программы, решающей какие-либо учебные задачи в определенной предметной области, до образовательных программ, реализуемых в рамках учебного заведения. Поэтому развитие образовательной программы как реализация проекта так или иначе имеет отношение к образовательному пространству, его изменению и развитию. Образовательная программа в данном случае является элементом образовательного пространства. Чем больше та или иная образовательная программа представлена в структуре образовательного пространтва, тем более проект развития такой образовательной программы может рассматриваться как проект развития образовательного пространства.

Если образовательная программа появляется в структуре образовательного пространства как новый вид деятельности или функциональное новообразование, она так или иначе вступает во взаимодействие не только с другими программами, но и с образовательной системой в целом, которая обладает определенной устойчивостью. Мера этой устойчивости в динамике развития образовательного пространства может сильно меняться. От этого будет меняться характер складывающихся отношений между новым и существующим.

Темы семинаров и практических занятий:

  1. Место и роль образовательной программы в структуре образовательного пространства
  2. Генезис и «онтогенез» образовательной программы
  3. Взаимодействие образовательных программ как механизм развития образовательного пространства

Образовательная среда в структуре образовательного пространства

Образовательное пространство представляет собой структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации. Поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется. Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов в системе, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л. Выготскому как «идеальная форма среды».

Активное взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. При этом происходит формирование и оформление ее собственных целей, как системообразующего фактора. Признаками реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства являются ? сильно выраженная его структурная и функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».

Тема семинара:
«Образовательная среда», ее место, роль в структуре и динамике развития образовательного пространства.

Моделирование развития образовательного пространства

Моделирование развития образовательного пространства осуществляется на основе универсальных законов и закономерностей эволюции сложных систем. В синергетике с учетом этих законов разработаны универсальные модели, которые могут быть положены в основу деятельности по проектированию развития образовательного пространства.

Темы семинаров – тренингов и практических занятий:

  1. Моделирование развития образовательных систем. «Перенос» универсальных моделей развития на модели развития образовательных систем.
  2. Модель развития образовательного пространства как синергетической модели. Преимущества такого подхода по сравнению с традиционным.

Этапы проектной деятельности
Проектная деятельность, оформленная как технология, предполагает определенные этапы деятельности, в которых отражены как особенности предмета проектирования, так и особенности самой проектной деятельности. Поэтому в рамках практических занятий (решение проектных задач) слушатели должны освоить основные этапы проектной деятельности.

Постановка проблемы
Обнаружение проблематики, определение ее актуальности, значения в развитии и совершенствовании образования ? первый и важный этап проекта. Любой проект- это заявка на ресурс, который потребуется для реализации проекта, поэтому необходимость его реализации должна быть обоснована.

Определение и формулировка проектной задачи
Не менее важный этап в проектной деятельности. Обнаруженная проблематика должна перейти в новое качество – проектную задачу

Построение модели развития на основе методологии синергетики

Определение этапов реализации проекта
Эти два этапа тесно взаимосвязаны друг с другом. Для построения модели развития образовательного пространства используются универсальные модели синергетики, в которых развитие является процессом нелинейным, с четко выделенными этапами развития. Каждый этап имеет свои признаки и характерные особенности. Поэтому реализация проекта как проекта развития должна предполагать соответствующие этапы.

Определение системы мониторинга
Характерные признаки и особенности каждого этапа развития определят соответствующую каждому этапу систему мониторинга

Определение управляющих параметров
Наиболее ответственный этап проектной деятельности, от которого зависит эффективность реализации проекта

Реализация проекта (защита проекта)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Методические материалы

Приложение 1

Модель развития образовательного пространства
на примере развития образовательной программы «Формирование экологического мировоззрения школьника»
Программа реализуется в Ижевской гимназии 56.

Руководитель образовательной программы – Пермякова Надежда Викторовна.

Пояснительная записка

Сейчас уже никого не надо убеждать в том, что экологическая ситуация на планете очень тревожна. В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может сохранить биосферу, если сумеет изменить стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление антропоцентризма в общественном плане и эгоцентризма в личностном плане создает возможность избежать экологической катастрофы. А это возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, переоценки ценностей материальной и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры. Культура – это проявление сознательной деятельности и, как отмечает Э.В. Гирусов, «Культуру принято определять через противопоставления ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел». Экологическая культура представляет собой компонент культуры общества и характеризует своеобразие взаимодействия человека с природой. Она включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое мышление и экологическую деятельность. Сейчас, в начале нового века, несмотря на осознание обществом кризисного состояния природной среды, нетрудно видеть насколько мы и в сознании, и в действии пассивны, а то и безразличны в социальном отношении. Экологические проблемы оттеснены на задний план политическими страстями и социальными кризисами, и в целом мировоззренческий уровень понимания экологических проблем очень низок.

Важнейшим социальным институтом формирования экологического мировоззрения и воспитания нового типа экологической культуры у человека является школа. Именно школа призвана заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе.

В то же время, многие ученые отмечают кризис в современной системе образования. Этот кризис является следствием «манипулятивной» парадигмы, где учащийся выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса.

«Кризис современной системы образования также лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящихся для нашего сегментированного сознания в разных областях» (В.Г. Буданов).

И, хотя на смену старой парадигме в школу приходит новая, основанная на принципах гуманистического и демократического образования, можно говорить о кризисе сознания и недостаточно высоком уровне культуры населения. Кризис сознания выражается не только в отсутствии нравственных основ поведения, но и в жизненной потребительской позиции. Все эти явления привели к тому, что к началу XXI века термин «экология» превратился в политический лозунг и обозначает определенный тип мировоззрения. «Экологическое мировоззрение, которое интуитивно было присуще людям и в древние времена, сейчас, к концу XX века, снова возникло и укрепилось в связи с угрозой исчезновения человека как вида и необходимостью осознания роли человека в мире» (О.П. Мелехова).

В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование, без которого воспитание у подрастающего поколения экологической культуры остается чрезвычайно трудновыполнимой задачей. Под включением системы экологических знаний в содержание образования следует понимать прежде всего подготовку педагогов смежных с экологией специальностей (учителей биологии, географии, химии, астрономии, природоведения), а также вовлечение в этот процесс учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др.

Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу. При проектировании модели образовательного пространства учитывались следующие факторы:

  1. общая структура учебного плана школы;
  2. интересы и потребности школьников разного возраста;
  3. уровень подготовки учащихся по естественнонаучным дисциплинам;
  4. место экологии в культуре региона;
  5. бюджет учебного времени.

Цели и задачи
Цель:

формирование экологического мировоззрения и воспитание экологической культуры у школьников.

Задачи:

  1. Создание интегрированной в содержание образования системы экологического образования в естественном и гуманитарном циклах
  2. Воспитание у учащихся внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей среде.
  3. Сформировать у учащихся представления о современных проблемах экологии и подходах к решению экологических задач, о существующих и создаваемых системах защиты окружающей среды.

Этапы проектной деятельности

  1. Обнаружение и обоснование проблематики, оформление проектной задачи
  2. Построение модели.

Проектирование развития образовательного пространства необходимо начинать с его описания, определения того, что или кто являются субъектами образовательного процесса, какие отношения предполагаются между ними. В данной программе субъекты образовательного процесса ученики, учителя, дети детского сада, отдельные классы, параллели классов, группы детей кружковцев, члены экологического отряда, преподаватели школы, вузов и т.д. При этом часть обозначенных субъектов, уже существует, другая может возникнуть в процессе реализации проекта. При проектировании отношений между субъектами образовательного пространства под отношением понимается любой характер взаимодействия между субъектами образовательного пространства.

При построении модели развития важнейшим условием на начальном этапе реализации программы является возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства. Чтобы система стала неустойчивой, необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, то есть создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленных целей. В нашей программе это достигается организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для возникновения многообразных форм деятельности субъектов образовательного процесса, а также условий для их взаимодействия. При этом взаимодействие субъектов образовательного пространства уже само по себе предполагает создание информационной среды как среды совместной деятельности. Деятельность, направленная на ее оформление, повышает активность среды, формируя в ней источники саморазвития, поэтому является необходимым элементом проектирования.

3. Мониторинг и управление.
Система мониторинга создается на основе отслеживания характерных для каждого этапа реализации проекта признаков. На первом этапе — это многообразие форм деятельности, направленной на решение проектных задач. Если выполнены условия первого этапа, то, помимо многообразия, в системе должны наблюдаться процессы новообразований в виде инициатив, направленных на решение возникающих частных проблем в ходе реализации проекта, появление новых форм и видов деятельности.

4. Реализация проекта.
Реализация проекта ? это процесс возникновения и становления образовательной программы. По мере реализации проекта он становится образовательной программой.

Этапы реализации программы
Проект программы «Формирование экологического мировоззрения школьника» закономерно возникает как следствие и как одно из направлений процесса структурирования образовательного пространства Ижевской гимназии 56 при реализации программы «Формирование целостной естественнонаучной картины мира у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы». Согласно принципам синергетики, образовательная программа представляет собой сложную, открытую, нелинейную систему. Если рассматривать образовательную программу как «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве, то образовательное пространство имеет четко выраженную вертикальную и горизонтальную составляющую. По вертикали целесообразно выделить три ступени, каждая из которых включает субъектов образовательного пространства, характеризующихся общими для них возрастными, учебными и психологическим особенностям, то есть на каждой ступени формируется собственное образовательное пространство.

Первая ступень включает учеников и педагогов детского сада, начальной школы (1, 2, 3 классы). Информационное пространство первой ступени представляет собой набор знаний о живой и неживой природе, основных экологических факторах и их взаимодействии, некоторых экологических проблемах, наиболее значимых для детей данного возраста. Уже у дошкольников происходит формирование навыков гигиены и культуры быта. В начальных классах происходит развитие и закрепление знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется отношение к природной среде на основе знаний о ней, осознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения.

На второй ступени предполагается создание образовательного пространства, представленного параллелями 5, 6, 7, 8, 9 классов. На этой ступени глубже раскрываются проблемы экологии, развиваются навыки общения с объектами природы. Основная цель воспитания детей данного возраста (11 – 14 лет) – формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках биологии, географии, химии, физики, литературы и др. На этой ступени целесообразно преподавание интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Экология человека», «Природа и культура», и др. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека.

Субъектами образовательного пространства третьей ступени являются ученики и педагоги 10, 11 классов. На этой ступени формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире. Именно на этом этапе огромное значение приобретает экологическая практика. Именно на этапе социализирующейся личности практическая деятельность будет способствовать формированию активной гражданской позиции по отношению к проблемам экологии.

Модель структуры образовательного пространства представляет собой своеобразный «слоеный пирог», каждый «слой» которого представляет структурированную систему, в рамках которой решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи. Причем структурирование предполагает не только создание разнообразных форм внеурочной деятельности, но и широкий вариативный компонент учебного плана. В учебном плане для 5-х классов, кроме основных базовых дисциплин, предлагается введение дополнительного теоретического курса по экологии, а также варианты факультативов по естественнонаучным дисциплинам. Во внеурочной деятельности в параллели 5 классов организуется научное общество учащихся, кружковая работа, экологические праздники, экологический лекторий, экологические акции, работа в экологическом отряде и т.д.

Таким образом, горизонтальная структура модели предполагает многообразие в содержании образования. В такой ситуации дальнейшее структурирование зависит от самоопределения объектов данного образовательного пространства, то есть любой горизонтальный «срез» представляет сложную, постоянно меняющуюся, развивающуюся и потому нестабильную систему, в отличие от вертикальной структуры, которая более упорядочена и менее динамична.

Программа тесно связана с другими образовательными программами гимназии. Так, многие формы внеурочной деятельности на каждой ступени строятся на принципах развивающего обучения:

  1. принцип адаптивности, который позволяет каждому ребенку реализовать себя в том или ином виде деятельности. Индивидуальное и личностное многобразие школьников самореализуется в образовательной среде с многообразием в содержании образования и формах деятельности, благодаря чему каждый школьник чувствует себя психологически комфортно;
  2. принцип креативности (выработка потребности самостоятельно находить решение задач, не встречавшихся ранее).

Программа «Интеграция основного и дополнительного образования» рассматривается нами как эффективное средство повышения уровня экологической культуры школьников, под которой подразумевается прежде всего экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

Именно наличие экологической культуры обеспечивает гармонию человека и природы, ответственное отношение к природе, обществу, самому себе. Элементы культуры ученики получают не только через кружки, спецкурсы, но и в рамках профориентационной деятельности по направлениям «эколог», «валеолог», «фитодизайнер».

В рамках научной деятельности учащимися большое место уделяется национально — региональному компоненту. Экологические проблемы города, республики, микрорайона отражены в тематике научно-исследовательских работ учащихся. Совместно с экологическим факультетом УдГУ создается экологическая лаборатория.

Через программу «Непрерывное образование» создаются экологические классы, в Положении об организации которых предусмотрены совмещенные экзамены на экологические специальности УдГУ.

Кроме этого, уже в ходе реализации модели экологической программы внутри нее возникают новые образовательные программы. Созданы проекты и начали свое развитие образовательные программы по организации экологических классов, валеологических классов, экологического разновозрастного отряда, экологической школы.

Таким образом, программа «Формирование экологического мировоззрения школьника» находится на начале второго этапа реализации проекта. Она является открытой системой, находящейся во взаимодействии с другими образовательными программами гимназии, способной к принятию новых субъектов и созданию новых отношений.

Схема взаимодействия новых видов деятельности субъектов образовательного пространства.
Схема взаимодействия между различными субъектами образовательного пространства в рамках реализации программы
Схема взаимодействия образовательной программы «Формирование экологического мировоззрения школьника»

Приложение 2

Модель развития образовательного пространства
на примере развития образовательной программы «Формирование целостности естественнонаучной картины мира у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы»
Программа реализуется в Ижевской гимназии 56.

Руководитель образовательной программы – Сорокина Светлана Анатольевна.

Пояснительная записка
Традиционная структура и содержание образовательных программ по предметам не способствует адекватному формированию современной картины мира. «Представление учащихся о мире, которое формируется в школе сегодня, в целом существенно отличается от представления мира в понимании науки даже середины XX века, не говоря уже о современной картине мира. Научная революция, которая произошла в середине XX века, открыла мир как единую развивающуюся систему, в которой взаимосвязаны все уровни и части. В школьных же программах представлены научные идеи, соответствующие концу XIX начала XX века, что не способствует формированию современной картины мира у учащихся», по мнению М.Г. Ершова, а значит, и дальнейшему освоению ими культуры и успешной социализации. Cегодняшняя школа не решает задачи, поставленные перед ней обществом.