Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

Опубликовано в: Разное

Цель программы:

Индивидуализация образовательноо процесса с целью успешной социализации и активной адаптации обучающихся в условиях современного общества

Задачи:

  • Определение предпочтительного вида деятельности обучающегося.
  • Организация учеником собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.
  • Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Создание комфортной обстановки для, получения обучающимся образования.
  • Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Проблематика:

  • Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого обучающегося.

Принцип построения индивидуальной образовательной программы:

  • приоритет индивидуальности, самобытности, самоценности ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе. Индивидуальные образовательные программы создаются для детей, имеющих специальные способности, либо для детей, нуждающихся в создании особых условий для обеспечения успешного развития.

Этап развития программы:

В образовательной среде создано многообразие форм учебной и внеучебной деятельности.
Учитель создает условия для выбора детьми определенного вида деятельности из предложенного многообразия, что приводит к структурированию этого многообразия.
Обучающиеся находятся на этапе структурирования и организации своей деятельности в условиях индивидуализации обучения.
Субъекты образовательной программы находятся на различных этапах развития. Фазы развития образовательной программы относительно ее субъектов могут не совпадать. Если один из субъектов прошел этап структурирования, то другой еще только вступает в эту фазу. Таким образом, вся программа в целом находится на этапе структурирования.

Перспективы развития образовательной программы

  • Определение источника активности образовательной среды, ее состояний, «резонирующих» на потребности ребенка.
  • Определение взаимосвязи, взаимоотношения изменений субъектов в образовательной программе.
  • Создание системы мониторинга развития субъектов образовательной программы.
  • Схема взаимодействия образовательной программы со структурами образовательного пространства гимназии

Из индивидуальной образовательной программы ученицы Ижевской гимназии №56 Насти Г.
1999 г. 7 класс.
Причиной вывода девочки на индивидуальную образовательную программу послужило желание ребенка подготовиться к сольной программе выступления с оркестром. Девочка обучается по классу скрипки в музыкальной школе для особо одаренных детей, созданной совместно Республиканским музыкальным училищем и Ижевской гимназией 56.
Настя очень организованный ребенок, который поставил перед собой цель — поступление в Московскую консерваторию. По предметам общеобразовательного цикла успевает на «отлично», больше всего любит математику. Очень хорошо развито логическое мышление, интересующие ее проблемы изучает глубоко, самостоятельно подбирая литературу.
Настя замкнута, сосредоточена чаще всего на своих мыслях, но в беседе раскрывается, отвечает на вопросы искренне, но очень лаконично. Родители девочки не принимают активного участия в определении ее будущего, Настя поступает в основном самостоятельно, прислушиваясь к мнению педагогов, которые интересны ей как личности.
Настя знает, что в этой жизни она сможет добиться чего-либо только своим трудом и очень «по взрослому» панирует каждый свой день. В беседе о причине выхода ее на индивидуальную образовательную программу, девочка объяснила свой выбор тем, что она затрачивает много времени на пребывание в школе, хотя может справиться с освоением учебного материала в более короткие сроки. Общение со сверстниками в общеобразовательной школе для нее необязательно, т.к. ей достаточно общения в коллективе музыкальной школы. При составлении учебной программы было решено ограничить обучение Насти только освоением базовой программы, определив мастерами тех учителей, которые преподают в ее классе.
Учебный план был рассчитан на 12 учебных часов в неделю индивидуальных консультаций по всем предметам, кроме иностранного языка, который Настя изучала вместе со своими одноклассниками. Расписание консультаций позволило девочке посещать школу три раза в неделю. Это помогло ей успешно подготовиться к сольному концерту с оркестром. К выпускному экзамену в музыкальной школе Настя подготовилась даже без педагога. Этот экзамен Настя сдала на «отлично».
7 класс общеобразовательной школы Настя закончила на «отлично».В беседе по окончании учебного года девочка высказала пожелание продолжить обучение в рамках индивидуальной образовательной программы.
Улучшилось и состояние здоровья девочки. Так, перед выходом на обучение по индивидуальной программе (февраль 1999 г.) у девочки был зафиксирован повышенный пульс, функциональное напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Уже через полгода занятий по индивидуальной образовательной программе пульс установился в пределах нормы, состояние механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы удовлетворительное.
1999- 2000 г. 8 класс
В начале учебного года девочка подтвердила свое желание продолжить обучение в рамках индивидуальной образовательной программы.
Цель, поставленная девочкой, подготовить скрипичную программу и выступить с ней на конкурсе юных скрипачей в г. Новгороде. Кроме того в этом учебном году Настя заканчивала специальную музыкальную школу, выпускные экзамены которой могли стать для девочки приемными экзаменами в Республиканское музыкальное училище. В учебном плане, составленном совместно педагогами и ученицей, предполагалось совместное с одноклассниками посещение уроков математики и иностранного языка, остальные предметы изучались самостоятельно, консультировали Настю учителя, выбранные ею самой. Настя пожелала самостоятельно создать проект своего общего образования, составила тематический план по предметам и план проведения консультаций. Педагоги определяли соответствие этих планов базовому учебному плану и общей учебной нагрузке девочки. Эти планы утверждались экспертным советом гимназии.
При встрече с преподавателем происходит рефлексия ученицей полученных ею знаний. Это позволяет преподавателю понять, насколько ученица владеет изучаемым материалом. Совместно с учителем ученица намечает дальнейшее продвижение в изучении предмета. Девочка сама предложила следующие формы консультации: диалог с учителем, письменная работа в виде сочинения, отзыв — впечатление (например, музыкальное), рисунок, таблица, решение задач разной трудности, устный монологический ответ.
Преподаватели предложили Насте анализировать не только изученный ею материал, но способы, приемы, при помощи которых она добилась результатов ( т. е. один материал она заучивала, другой подавался как логический вывод из изученного прежде и т.д.), т.е. перед учителем и тьютором как субъектами образовательной деятельности встала задача помочь ученице осмыслить метод получения знаний, таким образом развить в ней способность осознания опыта получения знаний. Результатом такой работы должно стать умение ребенка проектировать свою образовательную деятельность.
Один из видов рефлексивной деятельности, придуманный девочкой — игра «сам себе завуч — организатор». В девочке сочетается художественная натура и прагматизм. Она стала играть в школу для одной ученицы. Активно распределила свою учебную нагрузку по предметам, определила сроки отчетности по ключевым темам, и приходя на консультации, вела записи в своем «дневнике»: как прошло занятие, что нового она узнала, каково домашнее задание, критерии оценки уроков и консультаций.
Вид деятельности ученицы может быть определен как проектирование организации содержания общего образования и форм его получения.
2000-2001 г. 9 класс
Настя, ученица 9 класса Ижевской гимназии № 56, студентка Ижевского музыкального училища.
Причиной продолжения обучения по индивидуальной образовательной программе послужило желание девочки получить наряду с профессиональным образованием общее полное среднее образование (интересы Насти широки, она интеллектуальная и одаренная девочка). Но увеличившаяся учебная нагрузка, необходимость посещать занятия сразу в двух учебных заведениях, необходимость сохранить высокий уровень успешности, предотвратить проблемы, связанные со здоровьем, дать возможность девочке использовать высокий потенциал самоорганизации и трудолюбия, потребовала продолжения обучения по индивидуальной образовательной программе.
Настя по всем предметам учится ровно, но отдает предпочтение математике, занимается самообразованием, учится в заочной математической школе при МГУ. Учебный план, по которому занимается Настя в общеобразовательной школе, соответствует общему стандарту по содержанию (что позволяет обеспечить получение полного общего образования), но изменен в отношении форм учебной деятельности и часовой нагрузки девочки в общеобразовательной школе.
Учебный план Насти в музыкальном училище составлен так, что общеобразовательные предметы, входящие в него Настя изучает в гимназии. Это уменьшает общую учебную нагрузку девочки. Надо отметить, что ради интересов девочки разнопрофильные учебные заведения нашли возможность согласовать формы и содержание ее обучения.
Настя продолжает упорно добиваться своей цели. Она участвует в различных музыкальных конкурсах, переживает, если не занимает призового места. Но ее мечта — открыть скрипичную школу в Ижевске не становится для нее менее важной.
Анализ проектной деятельности ребенка и деятельности взрослого, организующего эту деятельность.
Деятельность ребенка Деятельность взрослого
I. Проектирует организацию содержания и форм общего образования .Рефлексирует способ проектирования. Предлагает материал для изучения и варианты его возможной структурыОпределяет соответствие содержания образования стандарту (определение границ проектирования ребенка)Предлагает различные методы и формы познавательной деятельности в рамках учебной.Сопровождает рефлексивную деятельность ученицы.

Деятельность ребенка Деятельность взрослого
II. Формирует свое отношение к общему образованию, исходя из целей и ценностей творческой музыкальной деятельности Создает условия для увеличения многообразия возможных отношений ученицы к общему образованию
III. Переносит способы организации своей учебной деятельности на другие возможные виды деятельности Предлагает перспективы развития возможных вариантов деятельности, например, через увеличение многообразия видов образовательной деятельности ученицы. Повышает самооценку ученицы, ее уверенности в себе.
Руководитель индивидуальной образовательной программы Баранова Л.М.

Образовательная программа «Непрерывное образование» (извлечения)

Цель программы:
§ Формирование у ребенка адаптационного ресурса для успешного обучения в общеобразовательной школе и дальнейшего получения профессионального образования
Задачи:
§ Создание системы адаптационных этапов учебно-воспитательного процесса,
§ Определение содержания этих этапов как наборов образовательных программ, форм и методов оптимизации переходных возрастных периодов.
Проблематика:
§ Соотношение прерывности и непрерывности в образовательном процессе;
§ Определение адаптационного ресурса каждого учащегося.
Описание программы
Образовательная программа «Непрерывное образование» возникла в условиях вариативного образовательного пространства гимназии как условие и механизм обеспечения его целостности.
Возникновение данной программы позволяет создать условия для осознания субъектами образовательного процесса многообразия образовательных программ как альтернативных и в силу этого являющихся предметом их выбора, с одной стороны, а с другой стороны, обеспечивая взаимодействие образовательных программ, сохранив тем самым единство образовательного пространства.
Ребенок как субъект образовательного пространства, вступая во взаимодействие с другими его субъектами, «прокладывает свой путь» в образовательном пространстве адекватно своему адаптационному ресурсу и сформированным для этого адаптационным механизмом.
Определение наиболее сложных пороговых периодов в индивидуальной траектории движения ребенка как адаптационных этапов и формирование у ребенка адаптивного ресурса для успешного их преодоления является целью данной программы.
Одним из принципов решения данной проблемы явился принцип соотношения прерывности и непрерывности, который и определил основные подходы к ее решению:
1. Возрастной — вертикальная образовательная интеграция: между отдельными ступенями образования, между разными уровнями учебных предметов внутри этих ступеней, между разными социальными ролями, реализуемыми учащимся на отдельных ступенях обучения, между различными качествами развития личности ребенка. Этот подход решает задачу формирования у ребенка адаптационных механизмов, которые дают возможность выбора и перехода на другой возрастную ступень.
2. Предметный — горизонтальная образовательная интеграция между изучаемыми учебными предметами. Особенностью образовательной программы является интегрированный характер учебных программ, которые помогают ребенку увидеть и осознать целостность мира, представить его планетарно.
3. Деятельностный — непрерывность в изменении форм выбранной ребенком образовательной деятельности.
4. Допрофессиональный (профильный) — позволяет создать условия для представления образов профессиональных деятельностей: моделировать их на стадии общего образования, что позволяет выпускнику совершить выбор своей будущей профессии, выработать навыки адаптации к будущим возможным изменениям формы деятельности.
Сам процесс формирования образовательной программы «Непрерывное образование» представляет собой как взаимодействие образовательных программ на каждом «пороговом» адаптационном этапе, в том числе:
I этап — дошкольно-школьный возраст (3,5-10 лет), задачами которого являются создание условий для проявления задатков и склонностей детей и формирование у них опыта познавательной творческой деятельности.
Участники:
- Учебно-воспитательный комбинат (организован совместно с прогимназией и Ижевской гимназией №56);
- Школа адаптации для детей 5-6 — летнего возраста;
- Специальные классы для музыкально одаренных детей (организованы совместно Ижевской гимназией №56 и Республиканским музыкальным училищем).
II этап — школьный возраст (10-15 лет).
Участники: учащиеся 5-9 классов Ижевской гимназии №56.
Задачи II этапа: создание условий для формирования навыков и умений исследовательской работы; приобретения опыта самореализации в урочной и внеурочной деятельности; раннего выявления профессиональной ориентации.
Таким образом создаются условия для проявления и развития приоритетного направления познавательных интересов подростков.
III этап — школьный — допрофессиональный (профильный) уровень (15-17 лет).
Участники: учащиеся 10-11 классов Ижевской гимназии №56.
Задачи данного этапа: создание ресурса для формирования механизмов адаптации к будущим возможным изменениям форм деятельности; развитие навыков исследовательской работы; моделирование будущей профессиональной деятельности; осуществление выбора будущей профессии. Для данного этапа характерно многообразие направлений учебной деятельности, в том числе:
- для профессионально определившихся учащихся, обучение которых организовано в классах, созданных совместно с учебными заведениями разного уровня:
· лицейский педагогический класс интернатного типа (Удмуртский государственный университет);
· лицейский медицинский класс (Ижевский медицинский колледж, Ижевская государственная медицинская академия);
· лицейский юридический класс (Институт права и социальной безопасности, Средний гуманитарно-юридический колледж);
· музыкальный класс (Республиканское музыкальное училище);
· экологический класс (Удмуртский государственный университет).
- для учащихся, определивших для себя образовательную область, но не выбравших пока будущую профессию, используется предметно-групповая форма обучения. Профилизация осуществляется в межклассных группах: математической, физико-математической, гуманитарной, биолого-химической, экономической;
- экспериментальные синергетические классы, где обучение ведется по образовательной программе «Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников на основе эволюционно-синергетической парадигмы».
Для всех направлений существует программа психологического и валеологического сопровождения.
Результаты реализации образовательной программы «Непрерывное образование» доказывают, что с возрастом происходит рост интереса у учащихся к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению. Их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Программа не только обеспечивает получение полного среднего образования, но и создает условия для успешного, профессионального самоопределения и дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Перспективы развития образовательной программы:
- Организация и мониторинг адаптационных периодов на всех ступенях обучения.
- Определение и развитие адаптационного ресурса учащихся.

Подпрограмма непрерывного педагогического образования
Необходимость этой программы вызвана тем, что в условиях реформы образования, обновления его содержания и форм востребован новый образ педагога, способного своей деятельностью в новых социальных обстоятельствах осуществлять процесс образования учащихся и самого себя. Необходимость обеспечения педагогическими кадрами реформирующееся среднее образование инициирует процессы обновления педагогического образования в вузах. Тем самым образуется специфическая форма интеграции различных уровней образования и преемственность средней и высшей школы.
Основные идеи программы:
- осуществление изменений в системе образования невозможно без того, кто эти изменения будет осуществлять — учащихся и педагогов;
- педагог — не транслирующий объективное знание объект, а субъект, самостоятельно определяющий цели и смыслы своей деятельности, образующий не только учащихся, но и себя самого;
- педагог и учащийся — соавторы и сотворцы содержания своего образования;
- профессиональное образование педагога как путь к педагогической культуре нового типа в новых социальных условия требует опоры на новые принципы, один из них — принцип непрерывности.
- профессиональное образование педагога, осуществляемое в институционализированных рамках высшего и среднего специального профессионального учебного заведения должно предваряться допрофессиональным формированием оснований его педагогической культуры, осуществляемым в определенных формах общего среднего образования. Преемственность разных этапов формирования педагогической культуры может реализоваться через непрерывность педагогического образования.
Исходным условием реализации непрерывности педагогического образования является рефлексия содержания педагогической культуры, соответствующего изменениям, происходящим в системе образования и в обществе в целом. В соответствии с этим должен сформироваться образ непрерывности педагогического образования, должны определиться критерии непрерывности, способы мониторинга ее реализации.
Цель
- создание модели непрерывного образования педагога и модели взаимодействия среднего общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения для осуществления такого образования.
Этапы реализации программы
1 этап
Рефлексия теоретических подходов к определению основного содержания понятий педагогическая культура, непрерывное педагогическое образование Анализ содержания и форм педагогического образования, осуществляемого на уровне общего среднего образования (педагогические классы Ижевской гимназии 56) и высшего образования (педагогические специальности Удмуртского государственного университета).
Предполагаемый результат:
- самоопределение всех участников программы относительно базовых понятий.
- характеристика состояния педагогического образования в Ижевской гимназии 56 и Удмуртском государственном университете.
2 этап.
Моделирование процесса непрерывного педагогического образования и взаимодействия образовательных учреждений различного уровня.
Предполагаемый результат: осуществляемый процесс непрерывного педагогического образования, включающий в себя довузовский, вузовский и послевузовский этапы.
Цель данного этапа программы:
Создание системы непрерывного педагогического образования.
Деятельность, осуществляемая в рамках данного этапа программы направлена на:
- определение нового содержания педагогического образования;
- создание условий для преемственности различных этапов педагогического образования;
- создание системы открытого послевузовского педагогического образования на основе современных информационных технологий.
Педагогические классы интернатного типа при Ижевской гимназии 56 созданы совместно Министерством народного образования УР и Удмуртским государственным университетом для выпускников неполной сельской школы Удмуртской Республики
Обеспечение программы:
Финансирование:
Министерство народного образования УР, Удмуртский государственный университет
Научно-методическое руководство:
Институт развития образования Удмуртского государственного университета
Образовательный процесс:
Ижевская гимназия 56.
Ход реализации:
Прогноз потребностей в педагогических кадрах в образовательных учреждениях Удмуртской Республики.
Реализуют:
Министерство народного образования УР;
Районные отделы народного образования
Определение профессиональной направленности учащихся 9-х классов сельских школ.
Реализуют:
Ижевская гимназия 56
Комплектование педагогических классов
Реализуют:
Министерство народного образования УР;
Удмуртский государственный университет;
Ижевская гимназия 56.
Создание образовательной среды, формирующей мотивацию и интерес к педагогической профессии.
Непрерывность педагогического образования осуществляется через:
- формирование общей культуры учащихся через взаимодействие основного и дополнительного образования,
- пропедевтику профессиональной педагогической деятельности
Высшее профессиональное педагогическое образование.
Непрерывность педагогического образования осуществляется через:
- индивидуальное участие в практической и теоретической исследовательской работе и инновационной педагогической деятельности образовательных учреждений Республики (при Институте развития образования УдГУ)
- организация системы педагогической практики.
Создание системы социальных гарантий и обеспечение методической помощи молодым специалистам
Послевузовское педагогическое образование.
На основе современной методологии и информационных технологий создание системы открытого послевузовского педагогического образования, обеспечивающей доступ к информационным образовательным ресурсам.
Обеспечение:
Инновационный центр повышения квалификации при ФЭП Ижевской гимназии 56.
3 этап.
Организационно-методическое закрепление условий, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
Предполагаемый результат:
Методические разработки, нормативно-правовое обеспечение процесса непрерывного педагогического образования.
Предполагаемый общий результат:
1. Модель определения содержания и форм организации непрерывного педагогического образования.
2. Взаимодействие на основе этой модели среднего и высшего образования, создание условий их преемственности.
3. Создание условий для непрерывного послевузовского образования педагогов.
Из учебной программы педагогических классов

Программа факультативного курса»Развитие способности к целеполаганию и формированию временной перспективы у старшеклассников»
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся республиканских педагогических классов, обучающихся на базе Ижевской гимназии 56.
При определении своих жизненных целей и перспектив старшеклассники испытывают огромные субъективные трудности.
Слова «цель», «план» в этом возрасте — это устойчивый стереотип, который связан со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен реализовывать этот план и цель.
Очень важно помочь старшеклассникам осознать, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют определение цели и формирование временной перспективы.
Цель программы:
- помочь определить старшеклассникам свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
- Освоение психологического «инструментария», который позволит пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами при реализации целей и позволит адаптироваться в новой социальной среде.
- Психологическая помощь в развитии способности самоопределения целеполагания, формирования временных перспектив.
- Формирование навыков планирования.

Тематический план:
Часть1 Предмет, задачи и особенности психологии как науки 2 ч.
Часть2 Психология личности 12 ч.
2.1 Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» 2 ч.
2.2. Теория личности 2 ч.
2.3. Построение Я 2 ч.
2.4. Самосознание личности 2 ч.
2.5. Жизненный путь личности 2 ч.
2.6. Концептуальные интерпретации: вокруг целей и задач 2 ч.
Часть3 Мышление и интеллект 6 ч.
3.1. Виды мышления 2 ч.
3.2. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 2 ч.
3.3. Определение Пиаже, абстрактное мышление. 2 ч.
Часть4 Способности 28 ч.
4.1. Происхождение способностей 2 ч.
4.2. Задатки и способности 2 ч.
4.3. Структура способностей 2 ч.
4.4. Компенсация способностей 2 ч.
4.5. Качественная и количественная характеристики способностей. 2 ч.
4.6. Уровни способностей: талант и мастерство 2 ч.
4.7. Общая одаренность и специальные способности 2 ч.
4.8. Особенности творческих способностей 2 ч.
4.9. Творческая личность и ее жизненный путь 4 ч.
4.10. Формирующее влияние среды на способности 4 ч.
4.11. Диагностика и развитие способностей 4 ч.
Часть5 Социоэкономический статус индивидуальности. 2 ч.
5.1. Качество жизни: образование, деньги и здоровье 2 ч.
Часть6 Дифференциальная психокоррекция: Тренинг. Совладение со Сложными ситуациями 18 ч.
6.1. Коррекция физического или биологического уровня образ-Я 6 ч.
6.2. Позитивное отношение к себе в целом с учетом ментального опыта и осознания своего возможного будущего 4 ч.
6.3. Развитие навыков коррекции социального — «Я» на основе анализа иерархии жизненных целей и культурного контекста. 6 ч.

Программа факультативного курса
«Введение в педагогическую профессию»
Данный факультативный курс, разработанный для учащихся республиканских педагогических классов, обучающихся на базе гимназии 56, является логическим продолжением курса «Развитие способности к целеполаганию и формированию временной перспективы у старшеклассников».
Цель курса:
Формируя образ будущей профессиональной деятельности, способствовать осознаному выбору профессии.
Задачи:
· Раскрыть многогранность профессии учителя, ее специфику;
· Познакомить с современными инновационными процессами в образовании;
· Формировать способность рефлексии собственной учебной деятельности и профессиональной деятельности педагогов.
Тематический план факультатива «Введение в педагогическую профессию» (68 часов)
I часть курса предполагает знакомство с историей становления профессии педагога и ее современной ролью в условиях информатизации общества.
Во II-ой части курса рассматривается образовательная деятельность как сложная система субъектных отношений учителя, ученика и среды.
III часть курса предполагает знакомство с инновационными процессами в образовании, современными формами урока, а также в целом с системой образования в России и за рубежом.
Факультативные занятия проходят в форме лекции с элементами беседы, семинара-диспута, практикума, круглого стола, конференции.
I. Роль педагогической профессии в современном обществе. 8 часов
1. Возникновение и становление профессии учителя. Выдающиеся педагоги и мыслители о личности педагога. 2 часа
2. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии в условиях информатизации общества. 2 часа
3. Специфика деятельности учителя сельской школы. 2 часа
4. Что значит быть современным педагогом? 2 часа
II. Субъекты образовательной деятельности. 38 часов
1.Учитель как субъект образовательной деятельности. 2 часа
- Общая и профессиональная культура педагога. 2 часа
- Профессионально-значимые качества личности педагога. 2 часа
- Профессиональная компетентность педагога. 2 часа
- Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание. 2 часа
- Стиль педагогической деятельности. 2 часа
- Педагогическое мастерство учителя. Что это такое? 2 часа
- Педагогический такт и конфликты (конфликтные ситуации, анализ собственного стиля общения). 2 часа
- Тренинг общения. Моделирование. 2 часа
2. Ученик как субъект образовательной деятельности. 2 часа
- Человек, индивид, индивидуальность, личность. 2 часа
- Возрастная психология. 2 часа
- Учебная деятельность (мотивы, содержание, структура). 2 часа
- Основные познавательные процессы. 2 часа
- Индивидуальный стиль познавательной деятельности. 2 часа
3. Среда как субъект образовательной деятельности. 2 часа
- Идеальная форма среды. 2 часа
- Скрытое содержание образования. 2 часа
- Семейная среда. 2 часа
III. Педагогика как теория обучения и воспитания. 22 часа
1. Отечественная дидактика. Современная теория образования. 2 часа
2. Педагогическая технология. Личностно-ориентированные технологии. 2 часа
3. Современный урок. Какой он? 2 часа
4. 0сновы развивающего обучения. 2 часа
5. Учитель в системе развивающего образования. 2 часа
6. Воспитание. Что это такое? 2 часа
7. Система воспитательной работы (знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя). 2 часа
8. Посещение и анализ уроков. 4 часа
9. Система образования в России и за рубежом. 2 часа
10. Нужна ли реформа школы? 2 часа

Практическое моделирование педагогической деятельности
Включение учащихся педагогических классов в профессиональную деятельность создает возможность:
· соотнести идеальный и реальный образ будущей профессии;
· оценить свои возможности и соотнести с реальными условиями их реализации;
· приобрести опыт будущих профессиональных отношений.
Учащиеся 10-11 классов в течение учебного года являются помощниками классных руководителей начальной школы. Совместно с учителями они планируют шефскую деятельность с младшими школьниками, участвуют в подготовке и проведении мероприятий, посещают уроки учителей и просто общаются с ребятами в конце учебного дня, являясь их добрыми друзьями и помощниками.
Организация совместной деятельности учителей и учащихся предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не только между учителями и учащимися, но и между старшими и младшими школьниками. Побуждение к происходит через поощрение «малых талантов», что способствует развитию организаторских и творческих способностей старшеклассников.
Ученики педагогических классов принимают активное участие в разработке и проведении уроков фантазий. На этих уроках проявляется творческая фантазия как младших школьников, так и самих старшеклассников: они проводят различные конкурсы, готовят костюмы, пишут сценарии, перевоплощаются в сказочных героев, увлекая за собой младшеклассников.
Любое дело заканчивается обсуждением, анализом успехов и недостатков.
После окончания 10-го класса, ребята получают «задание на лето». В течение двух недель они работают в летних лагерях помощниками воспитателей, ведут дневники наблюдений. Этот вид деятельности доставляет ребятам особое удовольствие, так как предполагает большую свободу и самостоятельность. Об этом свидетельствует их яркие эмоциональные выступления на итоговой конференции, которая проводится в начале учебного года (в 11 классе).
Таким образом, активное включение старшеклассников в профессиональную деятельность на этапе выбора сферы профессиональной деятельности способствует формированию образа будущей профессии, а также делает этот выбор осознанным и обоснованным.
Методические рекомендации в период адаптации учащихся 1 классов для учителей и родителей

Пояснительная записка
Ситуация в школе может складываться таким образом, что ребенок по тем или иным причинам, носящим часто временный характер, не справляется с программой. В этом случае бывает достаточно нескольких дополнительных занятий, чтобы материал оказался усвоенным.
Консультируя родителей, школьный психолог должен учитывать этическую сторону проблемы. Причин, по которым ребенок не справляется с программой, может быть много, и ни в коем случае не следует всю вину перекладывать на учителя и таким образом настраивать родителей, а вместе с ними и ребенка против педагога. Только доброжелательное отношение друг к другу всех участников педагогического процесса может привести к успеху.
Первоначальный этап пребывания в школе есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации — адаптивность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Было выявлено три уровня адаптации детей в школе. Зная их, родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни их ребенка.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников. Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения учителя подготовительного класса, конфликты между родителями и учителем первого класса — все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.
Помочь. Как? Помощь. Какая? (Как помочь ребенку в приготовлении уроков. Рекомендации родителям первоклассников).
Представляется, что самая главная задача взрослых — сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым везде: и в школе и дома. Ему нужна поддержка со стороны сильных взрослых.
Рассмотрим обозначенную нами и проблему именно с этой позиции. Прежде всего, необходимо разобраться, действительно ли ребенок нуждается в помощи или просто не хочет делать уроки и будет рад любой возможности уклониться от неприятного для него занятия. В последнем случае, естественно, помощь взрослых принесет ребенку не пользу, а вред. Если же у ребенка на самом деле есть проблемы в обучении, то правильно будет попытаться совместно справиться с трудностями.
Правда, здесь возникает еще одна проблема. Не все родители способны оказать ребенку помощь в той форме, в какой он ее может принять. Решить задачу по математике, выполнить фонетический разбор слова, пересказать сказку на уровне начальной школы под силу любому родителю, но главное — решить задачу не за ребенка, а вместе с ним. Школьный психолог призван показать заинтересованному родителю как помочь ребенку усвоить тот или иной материал.
Таким образом, первый аргумент в пользу целесообразности оказания помощи ребенку со стороны родителей — объективная потребность в ней.
Второй аргумент не столько психологический, сколько педагогический. Ребенок часто не может правильно организовать свое время. Одни дети садятся за приготовление уроков сразу же, придя из школы, другие, наоборот, откладывается это совсем приятное для них занятие на вечер. Оба варианта неудачны. Взрослому следует вмешаться и помочь ребенку спланировать свой день, а иногда и последовательность выполнения уроков. Здесь трудно давать конкретные советы, и организация домашней жизни ребенка должна определяться исходя из его индивидуальных особенностей.
Третий аргумент носит сугубо психологический характер. Человек любого возраста нуждается в поддержке близких. Ребенок чувствует себя увереннее и спокойнее, если знает, что может обратиться за помощью к маме с папой или к бабушке с дедушкой. Такая психологическая связь ребенка и родителей.
А дальше? Этот вопрос в каждом случае решается индивидуально, и общих советов тут не существует.
Что нам сегодня задали?
Ну, вот и свершилось — ваш малыш преступил порог школы и у него (так же как и у вас) начался новый жизненный этап. И возникает множество вопросов?
Как сложатся отношения с учителями, одноклассниками? Как помочь новоиспеченному в приготовлении уроков? Что для этого нужно делать?
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же нравы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.
Что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.
Для начала проверьте, правильно ли организовано рабочее место ученика. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. На столе не должно быть лишних предметов.
Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о малыше, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, развлечься, пообщаться с родителями и друзьями. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, ходит в кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это занятие на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашнее задание утром.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными — достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивной физической нагрузкой. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может ползать по канату или несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.
Когда советуешь родителям не переутомлять младшего школьника слишком долгими непрерывными занятиями, нередко слышишь в ответ: «В школе же он может высиживать 45 минут!» Но не забывайте: сегодня он уже отсидел 4 урока. Именно из-за этого его работоспособность теперь снизилась.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые задали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Первое, что требуется от родителей — это приучить сына или дочь садится вовремя за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем — что его надо закончить.