Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Синхронизация предметных областей коммуникантов в процессе диалога» 
В. Рыжов. А. Харламов, В. Курдюмов

6.      Синхронизация моделей мира (предметных областей)

Рассматривать задачу синхронизации предметных областей на абстрактном уровне не просто. Поэтому в качестве доказательства рассмотрим задачу синхронизации моделей предметных областей, как это происходит, например, в научно-производственной организации (НПО). Цель НПО – обеспечить разработку серии сложных научно-технических проектов. НПО в своей деятельности должна сочетать научно-производственные функции полного цикла: от разработки концепции высокотехнологического продукта до реализации его опытных образцов и предсерийного производства.

При этом для управления, контроля и развития проекта используется единая База знаний (БЗ). Все линейные подразделения, включая отдел Главного конструктора, имеют свои разделы в БЗ, которые состыкованы между собой, развиваются и работают в едином организованном порядке, не теряя связей между собой. Структура БЗ подразумевает возможность оперативного администрирования, обеспечивающего безопасность (техническую, от внешнего проникновения и внутренней угрозы – контроль и ограничение прав доступа участников и другие меры), надежность (техническую, от вандализма, системную, развития), гибкость (модификацию всей системы без остановки деятельности, оперативное реагирование).

Каждый раздел БЗ представляет собой автономную предметную область (ПО). Свои ПО имеют: Главный конструктор (управление и контроль всем проектом), отдел Главного конструктора (интеграция технологических решений), линейные подразделения (ключевые направления работ по технологиям проекта), технические отделы (управление знаниями, управление БЗ, обеспечение производства, корпоративный университет), сервисные службы (обеспечение администрации Главного конструктора, экономика и финансы проекта, системы жизнеобеспечения проекта, логистика проекта, внешние связи).

Рассмотрим синхронизацию предметных областей в единой Базе знаний на ограниченном примере. Все отделы и подразделения проекта назовем рабочими группами в пределах от 2 до 30 человек.

  1. Существует отдел Главного конструктора, который:
    a)      определяет тему проекта;
    b)      управляет и контролирует работу линейных подразделений.
  2. Отдел Главного конструктора разрабатывает свою ПО и представляет её в БЗ.
  3. Линейные подразделения разрабатывают свои ПО и представляют их в БЗ.
  4. Имеется регламент стыковки различных предметных областей в единой БЗ.
  5. Все процессы разработки и стыковки предметных областей в единой БЗ происходят самими участниками в реальном масштабе времени.

Предметная область – профильный раздел знаний, обозначенных заданной темой. Условно, предметную область можно считать частью, фрагментом модели мира субъекта. Но на практике предметные области являются более детализированными фрагментами общей модели мира и непосредственно интегрируются в социально-коммуникационную среду, что реализуется в печатных изданиях, в среде Интернет и прочих источниках. Формирование предметной области становится частью современных интеллектуальных технологий и относится к научным, педагогическим и производственным сферам деятельности. То есть, предметная область становится предметом коллективной деятельности. Содержание предметной области определяется заголовком темы, рубрикатором (в древовидной структуре указан иерархический список подтем-рубрик, под которыми могут храниться тематические статьи), списком ключевых терминов. В случае специальной разработки предметной области для аналитиков, научных исследований, инженерных разработок и прочей профессиональной деятельности, предметную область необходимо достраивать:
a)      описанием цели (что есть сейчас и к чему должны прийти);
b)      описанием объекта и предмета исследования;
c)      описанием состояния дел в данной предметной области, включая различные наиболее важные мнения, взгляды и направления;
d)     описанием ключевых (критических) проблем, мешающих достижению цели;
e)      описанием наиболее важных участников, вносящих существенный вклад;
f)       тезаурусом (словарем необходимых терминов, описывающих и детализирующих их понятия, применительно к предметной области);
g)      и другими специальными модулями, в зависимости от требований.

7.      Пример практической реализации стыковки различных предметных областей.

Представление развивающейся научно-производственной организации, в виде двухуровневой иерархической структуры основных активно действующих подразделений, далеко не исчерпывает всевозможные организационные структуры [7]. Однако, идеи практической реализации стыковки различных предметных областей, раскрытые на данном примере, можно при необходимости обобщить и практически легко перенести на любую иную форму организационного устройства.

Главная идея синхронизации предметных областей отдела Главного конструктора с предметными областями линейных отделов – дополнительное сопряжение с системой управления в НПО в процессе развития не только знаний и информационного контента, но и с управляющей информацией. В противном случае будет много лишней работы, с последующими переделками и упущениями, а также значительная потеря времени.

Обратим внимание на следующие ключевые идеи, элементы и процессы.

  1. Модель взаимодействия двух субъектов, обладающих индивидуальными моделями мира. Важно обратить внимание на то, что без быстрого и четкого согласования целей участников по оси их внимания, процесс взаимного понимания и выработки новых идей и знаний будет сильно заторможен. И наоборот, четкая синхронизация целей, быстрое и превентивное согласование смыслов терминов в едином тезаурусе, способствует быстрой выработке общей понятийной базы участников. Что позволит сокращать потери времени в критических точках развития проекта в десятки, сотни и тысячи раз.
  2. Использование единой информационной среды коллективной деятельности с разграниченными правами доступа (например, Wiki-Confluence).
  3. Формирование предметной области отдела Главного конструктора (ПО-Г) и предметных областей линейных отделов (ПО-Л), образующих Базу знаний.
  4. Структурирование всех предметных областей по единой схеме (см. раздел 3.1).
  5. Построение единого тезауруса для всех предметных областей Базы знаний.
  6. Применение программного инструмента (например, TextAnalyst) для регулярного обновления аннотаций предметных областей (в случае модификации содержания предметной области).
  7. Горизонтальная координация (Рис. 3). При развитии тематики отделов сотрудникам отдела необходимо согласовывать разрабатываемый контент своей предметной области с Тезаурусом и аннотациями других отделов. Все актуальные модификации Тезауруса и аннотаций предоставляет движок вики-среды.
  8. Вертикальная координация (Рис. 4). По ходу развития тематики предметной области отдела Главного конструктора ответственным лицом ставятся текущие цели Главного конструктора в файле «Цель ГК» для линейных отделов. Это управляющие стимулы. А файлы «Карта проблем и целей» линейных отделов готовятся ответственными лицами линейных отделов. Это стимульные реакции. Файл «Цель ГК» готовится с учётом файлов «Карта проблем и целей» линейных отделов и наоборот. Полный рабочий цикл обновления этих файлов соответствует контуру управления.

Рис. 3. Схема горизонтальной синхронизации предметных областей.

На Рис.3 показана схема горизонтального взаимодействия рабочих групп Главного конструктора и отделов А и Б в процессе формирования и развития своих предметных областей в рамках общей Базы знаний. Для простоты изложения на рисунке показаны всего два линейных отдела. Как указано в п. 7, сотрудники отдела Главного конструктора знают свою цель, имеют свою понятийную базу, соответствующую Тезаурусу. При этом они в процессе своего интеллектуального труда над развитием своей текущей предметной области также должны оперативно отслеживать и принимать к сведению все текущие аннотации предметных областей линейных отделов. Роль аннотаций от различных отделов в данном случае – оперативное информирование специалистов отдела Главного конструктора о ключевых смыслах предметных областей других отделов, минуя детали. После каждой модификации предметной области необходимо обновление аннотации с учетом сделанных изменений, чтобы другие участники имели доступ к свежей версии аннотации. Работа над предметной областью осуществляется вручную (это интеллектуальный творческий труд), а обновление аннотации можно делать автоматически (например, программным инструментом TextAnalyst). Точно также действуют все другие отделы, модифицируя содержание своих предметных областей и обновляя автоматически их аннотации. В таком порядке реализуется развитие и стыковка различных предметных областей общей Базы знаний множества участников: оперативно, независимо и асинхронно. А информационная платформа вики-среды коллективной деятельности обеспечивает всех участников необходимыми сервисами: разграничением прав доступа, оповещением о важных событиях, координацией совместных действий и пр.

Рис. 4. Схема вертикальной синхронизации предметных областей.

Но этим мы добились только решения первой задачи (инфрмационной): синхронизация смыслов (образов, отражающих сущности внешнего и внутреннего мира человека) и взаимное понимание участников. Другая не менее важная задача (интенциональная) – реализация ведущей роли Главного конструктора в управлении творческой деятельностью в подчинённых отделах. Причем количество подчинённых отделов и их тематика в ходе проекта могут адаптивно изменяться. На Рис. 4 показана схема вертикального взаимодействия рабочих групп Главного конструктора и отдела А в процессе формирования своих предметных областей в рамках общей Базы знаний. Все другие отделы включены в контур управления Главного конструктора аналогичным образом. Это обеспечивает воплощение замыслов Главного конструктора в соответствие с целями проекта и функцией контроля в ходе управления проектом.

Ответственное лицо из отдела Главного конструктора определяет файл «Цель ГК» с описанием цели Главного конструктора. Этот файл цели развивается и корректируется в процессе развития темы проекта и детального описания предметной области с учетом соответствующих файлов «Карта проблем и целей». На рисунке показан вариант для отдела А. В файле «Цель ГК» ставятся цели для линейных отделов (управляющие стимулы). А в файлах «Карты проблем и целей» ответственными лицами линейных отделов в соответствии с текущим файлом «Цель ГК» формируются текущие «карты проблем» и внутренние цели (стимульные реакции). Полный рабочий цикл обновления этих файлов соответствует контуру управления (Рис. 4).

Заключение

Мы рассмотрели одну из важнейших проблем современного информационного общества – взаимное понимание, умение эффективно работать со смыслами и грамотно вести диалог (коммуникационная грамотность). Диалог, оставаясь важнейшим средством культуры, образования и вообще всех социальных коммуникаций в обществе, сейчас приобретает статус необходимой части любого бизнес-процесса. Аналогичная ситуация уже была раньше с обычной письменной грамотностью (умение читать и писать). Тогда на заре индустриализации возникла резкая потребность в грамотности, чтобы осваивать новые технологии и технику. Сейчас в условиях информационного общества особенно остро востребована коммуникационная грамотность, что естественно предполагает всеобщую письменную грамотность. Во-первых, в информационном обществе возникла индустрия знаний и появился интеллектуальный продукт, который необходимо производить. Ведь именно в процессе диалога специалистов сейчас производится великое множество интеллектуальных продуктов (не путать с так называемой интеллектуальной собственностью – исключительным правом, а также личным неимущественным правом автора на результат интеллектуальной деятельности). Во-вторых, в условиях информационного взрыва и быстрых изменений в обществе происходит не только социальное расслоение, но и расслоение общего смыслового пространства. Под влиянием роста сложности и разнообразия общественных форм происходит сильное размывание смыслов, целей и интересов. В-третьих, работа со смыслами становится важнейшим социально-экономическим и политическим компонентом в деятельности личности и общества. Так что коммуникационная грамотность становится пропуском в будущее.

В чём ещё проявляется коммуникационная грамотность? Это согласование взаимного понимания в процессе диалога на уровне личности, это синхронизация предметных областей различных рабочих групп в процессе работы над единым проектом, это также взаимное согласование политической и экономической деятельности различных стран мира, это проведение фундаментальных научных исследований усилиями целых государств. Везде, на всех уровнях требуется согласование целей, понимания и смысла совместной деятельности в процессе различных бизнес-процессов, общения специалистов и диалога в конечном счете. Ключевой тенденцией современного общества, государства и даже цивилизации становятся технологии обеспечения коллективного разума [8, 9]. Важнейшей формой проявления целей и интересов личности, а также различных форм коллективного разума являются социальные коммуникации. В частности, для молодежи многие привычные социальные коммуникации начинают частично замещаться средствами всевозможных интернет-сервисов. Например, мы видим, как социальные сети захватывают всё большее и большее внимание участников, а также их мысли и умы. На что немедленно отреагировали практически все естественные языки изменением их словарей. С одной стороны, порождаются новые возможности для полезной и развлекательной деятельности, комфорта общения. С другой стороны, при этом создаются ощутимые угрозы для личности и даже всему обществу. Среди молодёжи пропадают навыки грамотно писать и грамотно читать серьёзную литературу, необходимую для образования и профессиональной деятельности. От сетевой зависимости у многих молодых людей происходят неприятные психологические сдвиги в психике и возникает “сетевая зависимость”, которую медики квалифицируют подобно наркозависимости.

Иными словами, социальные коммуникации радикально меняются. Например, значительно изменилась структура сильных и слабых социальных связей (горячих и холодных контактов). Они неимоверно трансформировались. А с учетом фактора изоморфности модели мира в целом ее лингвистическому компоненту [1, 2], предлагаемые идеи и технологические подходы, представленные в данной статье, будут весьма ценным и практическим решением проблем защиты общества от существующих угроз, включая будущие угрозы. Например, мы видим, какие порой уродливые формы общения принимают контакты в социальных сетях (ложь, флуд, фэйки, необузданная агрессия, пропаганда терроризма и пр.). Мы считаем, что грамотное освоение технологий взаимодействия и коммуникационной грамотности, может эффективно помочь становлению современных социальных сетей во всех их проявлениях. Это может быть широкий спектр от социальных и экспертных сетей “коллективного разума”, до сетей мгновенных сообщений, особенно для процессов самоорганизации и сетецентричного управления в обществе в условиях быстрых изменений и разнообразия социальных форм. Над созданием подобных отдельных технологий сейчас заточены многие творческие коллективы. Кстати, мы уже говорили о программе TextAnalyst [6] для автоматической смысловой обработки текстов. Также разработан действующий вариант системы поддержки деятельности рабочих групп по принципу сверхбыстрого коллективного разума в составе комплекса семи технологий (комплекс «Сатурн») [10].

Представленная в работе проблема синхронизации моделей мира (моделей предметных областей) разных людей является ключевой в решении множества современных коллизий разных уровней: от взаимного недопонимания отдельных людей в метро, магазине до взаимного недопонимания между целыми народами и государствами. Формирования близких моделей мира возможно только при наличии общей цели в процессе диалога. Это почти всегда интеллектуальный и даже творческий процесс.

Естественно, необходимо привлечение нужной информации из компетентных источников, которые могут стать одинаково авторитетными для всех участников диалога. В более простом случае, когда один из участников признается всеми в качестве авторитета, он и является источником информации для доформирования моделей мира множества других участников, особенно молодого возраста. Это уже частично происходит на хаотическом уровне в системах дистанционного образования, в блогосфере и местами в социальных сетях. В этом случае имеется острая необходимость учета авторитетом особенностей интенционального плана (целеустремлённости) для всех участников диалога. Использование правильных методов и технологии синхронизации моделей позволяет делать это эффективно и безболезненно, своевременно решая актуальные проблемы в процессе достижения поставленных целей.

Список литературы и источников

  1. Харламов А.А., Ермоленко Т.В. Нейросетевая среда (нейроморфная ассоциативная память) для преодоления информационной сложности. Поиск смысла в слабоструктурированных массивах информации. Часть I. Структурная обработка информации в коре. Информационные технологии, N 11, 2015. – Стр. 814—820.
  2. Харламов А.А., Ермоленко Т.В. Нейросетевая среда (нейроморфная ассоциативная память) для преодоления информационной сложности. Поиск смысла в слабо-структурированных массивах информации. Часть II. Обработка информации в гиппокампе. Модель мира. Информационные технологии, N12, 2015. – Стр. 883-889.
  3. Залевская А.А. Введение в психолин­гвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун­т, 2000.
  4. Харламов А.А. Нейросетевая технология представления и обработки информации (естественное представление знаний). — М.: «Радиотехника», 2006.
  5. Берн, Э. Транзакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009.
  6. TextAnalyst — технология для автоматической смысловой обработки текстов [Электронный ресурс] / Сайт компании ООО «Научно-производственный инновационный центр Микросистемы» http://www.analyst.ru/index.php?lang=eng&dir=content/downloads/ – Режим доступа: (доступ свободный) – Загл. с экрана.
  7. Минцберг Генри. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. — С.-Петербург: Питер, 2002, 512 с.
  8. Рыжов В.А., Курдюмов В.С. Умные сети, мобильный интеллект и стратегическое предвидение. Журнал Экономические Стратегии. №3 2013. // http://spkurdyumov.ru/networks/umnye-seti-mobilnyj-intellekt/
  9. Рыжов В.А., Новоточинов А.А., Фадеева Т.И. Эволюция и структурный сдвиг роли ИТ или к вопросу обустройства «интеллектуальных месторождений» и судьбах «интеллектуальных» реформ». Журнал Экономические Стратегии. №7 2015. // [Электронный ресурс] портал “Сайт С.П. Курдюмова” // http://spkurdyumov.ru/networks/evolyuciya-i-strukturnyj-sdvig-roli-it/
  10. Комплекс «Сатурн» — система поддержки деятельности рабочих групп по принципу сверхбыстрого коллективного разума. [Электронный ресурс] / Сайт компании «X-treme Infomatics» // http://www.xt-infomatics.com/index.php/technology.html

Данная работа подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта «Методология управления сетевыми структурами в контексте парадигмы сложности» No 15-03-00860.