Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

РУНЕТ СЕГОДНЯ 

Группа экспертов

За последние 4 года российский сегмент Интернета претерпел существенные количественные и качественные изменения. Помимо роста аудитории российского сегмента Сети, принципиально изменилась система возникновения и распространения информации. Осенью 2007 года, по данным ФОМ, количество жителей России, хотя бы раз в месяц пользующихся Интернетом, составляло 26,1 млн. человек (23% населения в возрасте от 18 лет). При этом хотя бы раз в неделю Интернетом пользовалось 18% населения, а ежедневно – лишь 10%. К весне 2011 года месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет). Еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория – до 42% и 33% соответственно. Россия стала европейским лидером по количеству пользователей Интернета . По данным ВЦИОМ на весну 2012 года, ежедневная аудитория Сети выросла уже до 38% от населения страны. По данным международной исследовательской компании ComScore , в 2007 году российский пользователь Интернета в среднем проводил в Сети 13,3 часа в месяц. К началу 2012 года средняя продолжительность нахождения в Сети выросла почти в 2 раза – до 22,4 часов в месяц. Таким образом, можно утверждать, что в России за последние годы не просто стало значительно больше пользователей Сети, но ее использование значительно интенсифицировалось.

За последние 4 года российский сегмент Интернета претерпел существенные количественные и качественные изменения. Помимо роста аудитории российского сегмента Сети, принципиально изменилась система возникновения и распространения информации.

Аудитория и «новое лицо» Рунета

Осенью 2007 года, по данным ФОМ, количество жителей России, хотя бы раз в месяц пользующихся Интернетом, составляло 26,1 млн. человек (23% населения в возрасте от 18 лет). При этом хотя бы раз в неделю Интернетом пользовалось 18% населения, а ежедневно – лишь 10%.

К весне 2011 года месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет). Еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория – до 42% и 33% соответственно. Россия стала европейским лидером по количеству пользователей Интернета . По данным ВЦИОМ на весну 2012 года, ежедневная аудитория Сети выросла уже до 38% от населения страны.

По данным международной исследовательской компании ComScore , в 2007 году российский пользователь Интернета в среднем проводил в Сети 13,3 часа в месяц. К началу 2012 года средняя продолжительность нахождения в Сети выросла почти в 2 раза – до 22,4 часов в месяц. Таким образом, можно утверждать, что в России за последние годы не просто стало значительно больше пользователей Сети, но ее использование значительно интенсифицировалось .

Благодаря развитию широкополосного доступа (ШПД) в Сеть и активной экспансии федеральных операторов ШПД в регионы, резко выросло проникновение Интернета на всей территории страны, в том числе и в сельской местности. К 2011 году средняя стоимость интернета в России сократилась более чем в два раза. В регионах самая распространённая скорость доступа в сеть выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах – до 16,5 Мбит/с (на 50%). Снижение цен и рост пропускной способности позволили жителям регионов России гораздо активнее пользоваться различными интернет-сервисами, в том числе, связанными с «тяжелым» контентом – аудио и видео.

Резкий количественный рост интернет-аудитории привел к кардинальному изменению ее демографического состава . Если еще пять лет назад среди активных пользователей Интернета доминировали люди 16-30 лет из Москвы и Санкт-Петербурга, то сегодня эта ситуация изменилась. Более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Так, средний возраст российского интернет-пользователя в России, по данным ФОМ, составляет 33 года.

Вместе с ростом уровня проникновения Сети россияне все больше начинают воспринимать ее как авторитетный канал получения информации .

Согласно исследованию Synovate Comcon , доверие граждан России к телевидению с 2006 года снизилось с 45 до 35%, доверие к газетам выросло незначительно с 34 до 35%, доверие к радио упало с 31 до 26%, а доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году составило 40%.

Однако, исследование ВЦИОМ, проведенное летом 2012 года, дает несколько иную картину: из центрального ТВ информацию получают 98% россиян, из регионального – 88%. На втором месте – пресса (центральную читают 70%, местную – 68%), на третьем – Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное – 53%, региональное – 46%). Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное ТВ (по 78%). На втором месте – центральная и местная пресса (70 и 68%). Далее следуют радио (как центральное, так и местное – 72 и 68%) и Интернет (64% опрошенных).

Даже если принять оценку ВЦИОМ о том, что телевидение продолжает оставаться наиболее авторитетным источником информации, нельзя недооценивать тенденцию, при сохранении которой, Интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет . Данная тенденция приобретает особое значение в разрезе предстоящих политических циклов 2016-2018 годов. Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 году и, тем более, выборы Президента России в 2018 году пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети .

Рунет в разрезе популярных ресурсов

В отличие от ситуации пятилетней давности, когда самыми популярными сайтами Рунета были медийные порталы, развлекательные ресурсы и поисковые системы, а настоящее время «топ» сайтов Рунета сильно диверсифицирован, что отражает куда более многогранные интересы современной интернет-аудитории и способы времяпровождения в Сети.

Можно выделить следующие категории популярных ресурсов и выделить лидеров в каждой из них (лидерство определяется на основе данных TNS Web Index за март 2012 года):

  • Поисковые системы: «Яндекс», Google ;
  • Медийные порталы: Mail . ru , Rambler , Qip . ru ;
  • Социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Facebook , Fotostrana , Blogspot ;
  • Новостные сайты Rbc . ru , Ria . ru ;
  • Блогосервисы : Livejournal, Twitter, Liveinternet;
  • Коммерция : Avito, Biglion , Marketgid;
  • Другое : Wikipedia, Gismeteo, Kinopoisk, Rutracker, Depositfiles.

В целом же рейтинг ресурсов Рунета по аудитории выглядит в настоящее время следующим образом:

Глобализация Рунета

Как видно из таблицы выше, идет активная экспансия американских сервисов на российский интернет-рынок. К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). При сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах .

Однако внешняя экспансия в Рунет не ограничивается исключительно ростом доли иностранных сервисов. Различные американские фонды и корпорации активно инвестируют в успешные российские интернет-компании. Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает. Так, в структуре акционерного капитала Mail.ru Group (контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте») южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent – 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. Похожая ситуация наблюдается и в «Яндексе».

Многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции . В частности, поисковая система «Яндекс» официально зарегистрирована в Нидерландах, а крупнейшая социальная сеть Рунета «Вконтакте» в 2012 году переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.

При этом сами глобальные социальные сервисы, главным образом Facebook, Twitter и YouTube, становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил . С их помощью открыто распространяются материалы экстремистского и террористического содержания, чему принципиально не препятствует администрация сервисов, а в ряде случаев, как это было в Египте, топ-менеджеры американских интернет-корпораций даже участвуют в их распространении.

В период зимы 2011 — весны 2012 года на пространстве Рунета также были «протестированы» многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах . В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама. Большая часть этих действий прямо нарушает правила сервисов, однако применение мер по отношению к нарушителям в случае является большой редкостью. Проведенный эксперимент, в рамках которого было подано около 100 жалоб на различные нарушения, показал, что санкции со стороны сервисов принимаются менее чем в 10% случаев.

Наступление Google в интернет-поиске

Одной из отличительных черт Рунета традиционно является лидирующая позиция отечественной поисковой системы «Яндекс». Однако в последнее время можно наблюдать все более активную экспансию Google на российский рынок .

За последние четыре года произошла консолидация российского рынка интернет-поиска. В отличие от ситуации четырех-пятилетней давности, когда в Рунете помимо лидеров («Яндекса» и Google ) существовало еще несколько поисковых машин («Рамблер», gogo . ru , «Апорт», «Нигма»), в настоящее время все они фактически прекратили свое существование. В результате, портал Mail . ru начал использовать поисковой движок Google (им в 2011 году обрабатывалось примерно две трети поисковых запросов на Mail . ru ), а «Рамблер» перешел на поисковую машину «Яндекса».

Аудитория поисковых систем по Liveinternet (статистика по посетителям, а не по количеству запросов):

Если брать статистику Liveinternet по переходам с поисковых систем на сайты Рунета, то доля «Яндекса» в июле этого года составила 52,9%, Google – 36,1%, Mail . ru – 8,4%, «Рамблер» — 1,1%, Bing (поисковик Microsoft ) – 0,7%. Стоит, однако, учитывать, что в данной статистике не отражены переходы на зарубежные сайты, доля Google в которых значительно выше из-за более качественного англоязычного поиска по сравнению с «Яндексом».

Феномен столь высокой разницы между посещаемостью поисковых систем и статистике переходов с них на другие сайты отчасти заключается в том, что «Яндекс» самостоятельно предлагает пользователям пользоваться другими поисковиками, если их не устраивает поисковая выдача по тому или иному запросу. Это приводит к тому, что многие пользователи Рунета используют «Яндекс» как точку начала поиска, при необходимости обращаясь через него к поиску Google .

Тем не менее, в ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции на российском рынке . Факторами этого станет активное внедрение инновационных поисковых решений (в частности, уже внедренный «живой поиск»), более высокое качество англоязычного поиска, а также поддержка со стороны браузеров Google Chrome и Mozilla Firefox .

Закат медийных порталов

По сравнению с ситуацией четырехлетней давности, когда медийные порталы занимали лидирующее положение в Рунете, в настоящее время их позиции сильно ухудшились из-за наступления социальных сетей и сервисов. Фактически, единственным крупным медийным порталом на российском рынке остался Mail . ru .

Стоит отметить, что все медийные порталы традиционно выстраиваются вокруг определенных коммуникационных элементов, которые и обеспечивают им трафик. Так, Mail . ru и, в меньшей степени, Rambler , зависели от пользователей электронной почты, а относительно новый портал Qip . ru (принадлежит РБК) выстроен вокруг одноименного интернет-мессенджера. Тем не менее, данная конструкция не является надежной – продолжая пользоваться коммуникационными элементами, пользователи начинают потреблять развлекательный и прочий контент в других местах, прежде всего, в социальных сетях.

Данная тенденция отчетливо прослеживается при анализе посещаемости различных разделов портала Mail . ru . Как можно увидеть, рост посещаемости почтового сервиса сайта слабо отражается на посещаемости контентных разделов портала:

С учетом того, что Mail . ru в последние два года столкнулся с конкуренцией со стороны глобальных почтовых продуктов от Google ( Gmail ) и Apple ( Me .com), перспективы портала являются неоднозначными. Многие проекты, запускаемые Mail . ru Group в последнее время (например, сервис микроблогов Futubra ), оканчивались неудачей и последующим закрытием.

По мнению ряда участников рынка, на сегодняшний день Mail . ru демонстрирует примерно те же признаки упадка, какие демонстрировал портал Rambler три года назад, перед тем как резко потерять свою долю рынка.

Фактор новостных агрегаторов

Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства Рунета, так как они своей выдачей влияют на то, какая именно точка зрения на то или иное событие станет доминирующей на интернет-ресурсах и в блогосфере. Крупнейшими сервисами в этом сегменте на протяжении всех последних лет являются «Яндекс.Новости», «Новости@ Mail . ru » и «Рамблер-Новости». Агрегатор Google News по-прежнему слабо представлен на российском рынке.

В случае с Mail . ru и «Рамблером» отображаемые пользователям материалы вручную отбираются сотрудниками ресурсов на основе редакционных приоритетов и коммерческих соглашений с поставщиками новостного контента. Т.е. носят не объективный характер, а пользователям, зачастую, предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент.

В случае с «Яндексом» наблюдается несколько иная ситуация. Заявления представителей поискового сервиса о том, что выдача новостей в агрегаторе автоматизирована и почти не подвергается ручной корректировке, не вполне соответствуют действительности. Неоднократно замечалось, что фактор «ручной модерации» новостей «Яндексом» является определяющим , так как именно он задает оценку новостной темы, отраженную в заголовке, а также приоритетные новостные ресурсы, которые предлагаются пользователям по той или иной теме, и которые получают большую часть трафика.

Социальные сети как основной способ времяпровождения в Сети

Как показывает социологическое исследование ВЦИОМ, подавляющее большинство российских пользователей Интернета зарегистрированы в социальных сетях:

При этом социальные сети в России пользуются практически аномальной популярностью по сравнению с большинством других стран мира. По данным ComScore на апрель 2012 года, российские интерне-пользователи проводят в соцсетях 12,8 часов в месяц, что является самым высоким показателем в мире , а пользуется соцсетями 99,7% суточной аудитории Рунета . Таким образом, россияне тратят в социальных сетях в среднем 12,8 часов из 22,4 проведенных в целом в Интернете – соцсети занимают более половины времени в Сети .

Аномальная интенсивность использования соцсетей в Рунете во многом является следствием того, что на российском рынке лидирующие позиции до сих пор занимают локальные сервисы («Вконтакте», «Одноклассники»), а не международный Facebook . Отличительной особенностью российских соцсетей является более глубокое вовлечение пользователя за счет значительного большего (и не всегда легального) контента – музыки, видео, игр.

Однако в последние годы наметился тренд на некоторое уменьшение аудитории российских социальных сервисов в пользу глобальных платформ Facebook и Twitter . За последние 2 года процент пользователей Facebook вырос с 5 до 18% от общего числа пользователей соцсетей, а Twitter — с 2 до 9%.

По всей видимости, данная тенденция будет усиливаться и в дальнейшем. Несмотря на то, что российские сервисы не проигрывают своим конкурентам технологически, в пользу Facebook играет эффект «большей массы» — россияне стремятся общаться с пользователями из других стран, которые не представлены в отечественных сетях. В то же время, более вероятной является ситуация, при которой пользователи будут одновременно зарегистрированы в большом количестве сервисов, однако регулярно пользоваться будут лишь небольшим числом из них. Исходя из того, что в настоящее время Vk . com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс «ВКонтакте», также представляет определённую угрозу информационной безопасности.

Роль «большой» блогосферы

Отдельно нужно отметить тенденцию падения популярности «больших» блогохостингов – Livejournal и Liveinternet (суммарно упали с 9 до 5%) при росте популярности сервиса микроблогов Twitter с 2 до 9%. Статистика «больших» платформ блогов за последние 3 года по TNS Web Index , с учетом роста общего количества пользователей Рунета, выглядит довольно скромно:

Однако данная тенденция не означает, что «большие» блоги постепенно отмирают. Можно говорить, что онипрофессионализируются . Массовая аудитория перестает вести личные журналы и уходит в социальные сети и Twitter , но при этом активно формируется прослойка профессиональных блогеров , чьи журналы и по контенту, и по размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера. Эта тенденция касается, прежде всего, сервиса блогов Livejournal .

В этом контексте стоит отметить и то, что в последнее время материалы из блогов все чаще становятся информационными поводами не только для интернет-СМИ, но и для традиционных медиа. Если два года назад, цитирование записей в блогах на федеральном ТВ было редкостью, то сейчас оно становится нормой.

Монополия YouTube на рынке интернет-видео

В разрезе видеохостингов конкурентное поражение российских сервисов международным просматривается еще более отчетливо. Если пять лет назад американский YouTube (принадлежит Google ) и отечественный RuTube занимали сопоставимые позиции на рынке, то сегодня российский сервис окончательно проиграл конкурентную борьбу , в результате чего YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Сравнение посещаемости видеосервисов по сервису статистики Webomer :

По данным TNS Web Index на июнь 2012 года среднедневная посещаемость российскими интернет-пользователями сайта YouTube . com составила 6,7 млн. человек, а Rutube . ru – чуть более 1 млн. человек. При этом реальная (очищенная от дешевого покупного трафика) посещаемость Rutube еще ниже. В свою очередь, YouTube занимает в настоящее время шестое место в Рунете по популярности.

Монопольное положение YouTube на российском рынке особенно важно в контексте того, что видеозаписи, размещенные на видеохостинге, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. При этом администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.

Система распространения информации

Стремительное развитие в последние годы социальных сетей и сервисов вроде Twitter кардинальным образом изменило цепочку распространения информации в Интернете и вне его. Четыре-пять лет назад данная цепочка выглядела следующим образом:

Традиционные СМИ/Интернет СМИ (место публикации и распространения контента)

Большие блоги (место оценки и распространения контента)

Социальные сети (место распространения контента)

К настоящему моменту данная цепочка существенно усложнилась и фактически приобрела обратный вид. В зависимости от ситуации, она может принимать следующие формы:

Вариант 1: Когда речь идет о публикации какого-то резонансного контента:

Большие блоги/Видеохостинги (место публикации контента)

Twitter (место распространения и оценки контента)

Интернет-СМИ (место распространения контента)

Социальные сети (место распространения и оценки контента)

Традиционные СМИ (место распространения контента)

Вариант 2: Когда речь идет о каких-то резонансных событиях:

Twitter (место публикации и оценки контента)

Социальные сети (место распространения контента)

Интернет-СМИ (место распространения контента)

Большие блоги (место распространения и оценки контента)

Традиционные СМИ (место распространения контента)

В обоих вариантах крайне важная роль принадлежит сервису микроблогов Twitter , так как он, несмотря на свое не слишком широкое распространение в России, на сегодняшний день стал одним из основных каналов оперативного распространения и оценки той или иной информации. В большинстве случаев, «информационные волны» зарождаются именно в Twitter, а свой масштаб приобретают уже в социальных сетях и новостных порталах . В свою очередь, «большие блоги» и видеохостинги, свободные от законодательных ограничений, за последние годы сильно потеснили традиционные и интернет-СМИ в качестве площадок публикации резонансного контента.

Необходимо отметить, что эти схемы в настоящее время основаны на эмпирических наблюдениях и не имеют под собой количественного и качественного обоснования.

Изменения в коммуникации между пользователями Сети

Развитие технологий и появление нового программного обеспечения существенно изменили и каналы общения между пользователями Рунета. Если 4-5 лет назад ключевую роль занимала электронная почта и интернет-мессенджеры ICQ и « Mail . ru Агент» (последний – в регионах), то на сегодняшний день они отошли на второй план.

Электронная почта стала значительно менее используемой из-за повсеместного развития социальных сетей, которые фактически полностью реализовали в своих рамках почтовый функционал. Из средства коммуникации электронная почта превратилась в своеобразный «интернет-паспорт» пользователя, необходимый для регистрации на различных ресурсах. Особенно данный тезис актуален для более молодой части аудитории.

Мессенджеры ICQ и Mail . ru Агент, в свою очередь, проиграли конкурентную борьбу американскому сервису Skype , который практически стал базовым сервисом коммуникации для пользователей Рунета как в деловом, так и личном отношении.

В апреле 2010 года российская Mail . ru Group приобрела мессенджер ICQ у американской корпорации AOL . Меньше чем за год после этой покупки аудитория мессенджера сократилась на 25%, а дальнейшее падение аудитории было еще более стремительным. Аудитория российских альтернативных мессенджеров QIP (принадлежит РБК) и « Mail . ru Агент» также снизилась за последние два года. При этом российская аудитория Skype стабильно растет на протяжении всех последних пяти лет. Ранее сервис Skype был приобретен Microsoft , и в дальнейшем будет интегрироваться в другие продукты корпорации, в частности, в Microsoft Office .

Изменения на рынке интернет-браузеров

За последние 4 года на рынке интернет-браузеров произошли кардинальные изменения. Корпорация Microsoft ( Internet Explorer ) потеряла свое фактически монопольное положение в этом сегменте, уступив значительные доли рынка браузерам Mozilla Firefox , Google Chrome, Apple Safari и Opera . На компьютерах под операционной системой Windows наибольший рост показывает браузер от Google , браузер от Apple стремительно растет за счет распространения планшетных компьютеров. Эта тенденция актуальна как в глобальном контексте, так и применительно к российскому рынку. Статистика по России с июля 2008 по июль 2012 от глобального сервиса StatCounter :

Несмотря на то, что формально бразуер является лишь инструментом получения контента, его роль за последние годы существенно выросла. Во-первых, браузеры зачастую имеют предустановленную конфигурацию, которая сказывается на последующем поведении пользователей. В частности, поисковая система по умолчанию , которая настроена в браузере, зачастую становится основной для пользователя. Отчасти именно с этим связан существенный рост доли поисковой системы Google в России – именно она является основной для большинства браузеров.

Показательной является история, когда в сентябре 2011 года доля «Яндекса» на российском рынке упала с 64,5% до 63%, из-за чего цена акций компании на NASDAQ рухнула на 13%. Аналитики и представители поисковика назвали в качестве причины падения тот факт, что с начала месяца в браузере Chrome по умолчанию стал устанавливаться поиск от Google в качестве базового, а не предлагалось выбрать из нескольких поисковиков (в т.ч. «Яндекса»), как это было ранее. В дальнейшем браузер Mozilla Firefox также отказался от поиска «Яндекса» в пользу Google . Единственным браузером, где до сих пор стоит «Яндекс» по умолчанию, осталась Opera , теряющая свою долю рынка.

Второе важное следствие изменений на рынке поиска можно будет наблюдать в ближайшие годы. В последнее время разработчики браузеров (в т.ч Google ) все больше стремятся превратить их в полноценную операционную систему для Интернета , предлагая пользователям не просто инструментарий для навигации по веб-сайтам, но и различные расширения, приложения и прочее программное обеспечение, выходящее за рамки исключительно интернет-навигации. Наиболее вероятно, что в дальнейшем данная тенденция только будет усиливаться, и будет происходить постепенное сращивание интернет-контента и программной браузерной оболочки, что даст наибольшую выгоду компаниям, контролирующим программные интерфейсы.

Мобильный тренд

Анализируя текущее состояние Рунета эксперты зачастую не обращают внимание на то, что в последние годы стремительноменяется сам канал получения контента из Сети. В общем интернет-трафике опережающими темпами растет доля мобильного интернета , который постепенно вынуждает адаптироваться к нему традиционные интернет-ресурсы. Те сервисы, которые делают это оперативно, зачастую занимают лидирующие позиции на рынке. Так, существенная часть аудитории Twitter (55% от всех пользователей) пользуется им именно через мобильные платформы, а не при помощи привычного веб-интерфейса.

По данным TNS, в январе 2012 года различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория интернета в целом на 50%.

В качестве основного мобильного средства выхода в сеть больше половины россиян используют обычные сотовые телефоны, около 42% — смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% — планшеты. Наиболее вероятно, что в ближайшие два года резко вырастет доля смартфонов и планшетных компьютеров, а традиционные мобильные телефоны будут стремительно терять долю рынка. Безусловное лидерство среди операционных систем для смартфонов занимают Google Android и Apple iOS . В целом, проникновение мобильного интернета в России выглядит на сегодняшний день следующим образом:

В заключении предлагаем некоторые выводы:

  • В России стремительно растет не только число интернет-пользователей, но и повышается интенсивность использования Сети;
  • За последние 4 года изменился демографический состав Рунета. В настоящее время средний возраст пользователя составляет 33 года, а его демографические характеристики близки к средним по России в целом;
  • В отличие от традиционных медиа, стремительно растет уровень доверия к информации из Интернета. В ближайшие годы Сеть станет основным источником получения информации для граждан страны;
  • Четверть из двадцати наиболее популярных сайтов Рунета являются глобальными (американскими) сервисами и их доля растет на протяжении всех последних лет;
  • Произошла консолидация рынка интернет-поиска, который поделен между «Яндексом» и Google . Американская поисковая система продолжает активную экспансию на российский рынок;
  • Снижается роль крупных медийных порталов. Mail . ru рискует повторить судьбу «Рамблера», который ранее уже потерял большую часть своей аудитории;
  • Новостные агрегаторы продолжают оказывать воздействие на информационную картину Рунета и зачастую оказывают негативное информационное влияние;
  • Почти все активные пользователи Рунета зарегистрированы в социальных сетях, которые занимают более половины от общего времени, проводимого в Сети;
  • Массовые пользователи перестают вести классические блоги, уходя в Twitter и социальные сети, однако «большие» блоги профессионализируются, конкурируя по качеству, уникальности контента и размеру аудитории с Интернет-СМИ;
  • YouTube занял монопольное положение среди видеохостингов в Рунете. При этом политика сервиса в части модерирования контента вызывает сомнения в его политической нейтральности.
  • Существенно изменилась система распространения информации в Сети. Важную роль в формировании «информационных волн» стал играть Twitter . Видеохостинги и блоги потеснили традиционные и Интернет-СМИ в качестве площадок публикации контента;
  • Снижается роль электронной почты как средства коммуникации. Она становится «интернет-паспортом» пользователей, необходимым для регистрации в других ресурсах;
  • Skype занимает доминирующее положение в Рунете в качестве интернет-мессенджера, выдавливая с рынка ICQ , QIP и « Mail . ru Агент»;
  • Internet Explorer лишился доминирующего положения на рынке интернет-браузеров, уступив Google Chrome , Apple Safari , Mozilla Firefox и Opera .
  • Браузеры оказывают большое влияние на смежные сегменты рынка, в частности на рынок интернет-поиска. При этом роль браузеров в ближайшее время будет расти, а их функционал усложняться;
  • Мобильный доступ в интернет растет в России опережающими темпами. Планшеты и смартфоны в ближайшие годы станут столь же распространенными инструментами для доступа в Сеть, как и персональные компьютеры.