Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Модель мира человека, формирующая коммуникативные взаимодействия» 
А.А. Харламов

Начнем рассмотрение с анализа текстового сообщения (лучше устного, так как проще описывать работу слухового анализатора, чем зрительного). После рассмотрения аналитической части акта коммуникации проще будет понять его синтезирующую часть. Речевое сообщение в виде речевой волны поступает во внутреннее ухо ((5) правой части рисунка 5.1), где, в конечном счете, мембрана улитки реагирует комплексами стоячих волн на конкретные звуки речи. Реагирующие при этом волосковые клетки по слуховому нерву передают информацию о локализации этих стоячих волн и их амплитуде. Эта информация переключается в нескольких слуховых ядрах до поступления в кору. Последним таким ядром является медиальное коленчатое тело таламуса. В переключающих ядрах происходит контрастирование информации [8, 82 с.] и увеличение динамического диапазона сигналов за счет усиления слабых сигналов и ослабления сильных [9, P. 387-414].

После поступления сигналов от медиального коленчатого тела в первичное проекционное поле слуховой коры (6) происходит лингвистическое декодирование сообщения в соответствии с той языковой моделью мира, которая оказывается сформированной к моменту анализа речевого сообщения. Это декодирование касается всех языковых уровней, представленных в модели. Сообщение проецируется на слова словарей соответствующих уровней языковой модели, выявляя всю необходимую для декодирования информацию от акустико-фонетического до семантического уровня.

В силу поуровневой связности элементов всех трех компонентов модели мира инициализация этих слов приводит к инициализации, в первую очередь, элементов социализированной модели мира доминантного полушария (2), а затем – и индивидуальной многомодальной модели мира субдоминантного полушария (1), которые складываются в многомодальный образ. Собственно, именно этот момент и можно считать пониманием сообщения: в сознании реципиента возникает образ, похожий на тот, который был в сознании индуктора. Он тем более похож на него, чем ближе их модели мира, и чем правильнее их языковая модель мира (чем точнее линеаризованное текстовое описание этого образа восстановимо в исходный образ).

Теперь совершенно не трудно представить обратный процесс – процесс анализа (левая часть рисунка). Предназначенный к озвучиванию образ, который возникает одновременно в многомодальных компонентах модели мира обоих полушарий (акцент на представление в доминантном или субдоминантном полушарии делается в зависимости от привычного стиля мышления индуктора – преимущественно лево- или правополушарного). Нигде это в тексте не звучало, но контекст очевиден: мы всюду избегаем интенциональной стороны вопроса, оставляя ее специалистами, и рассматриваем исключительно информационную сторону вопроса. То есть мы не выясняем, почему возник именно этот образ.

Совместная инициализация элементов многомодальных моделей (1), (2) обоих полушарий, как частей целого интегрального образа, приводит к инициализации подходящих элементов всех уровней языковой модели мира – происходит лингвистическое кодирование сообщения (3). Далее этот лингвистический код управляет динамикой артикуляторных органов (4), что приводит к порождению речевой волны.

Вне всякого сомнения, структура языковой модели мира оказывает сильное влияние на процесс понимания переданного сообщения, но, также несомненно, что структура многомодальных компонентов модели мира оказывает не меньшее влияние на это понимание [10, с. 2-15]. Наверное, будет правильно сказать, что структура социалированной многомодальной модели мира доминантного полушария будет играть наибольшую роль, так как она формируется под воздействием социума, следовательно она более или менее одинакова у членов одной социальной группы.

6. Заключение

Биология мозга диктует алгоритмы обработки информации с формированием ее многоуровневого структурного ассоциативного представления образов событий мира в колонках коры полушарий большого мозга, и ассоциативного же, но интегрального представления комбинаций этих элементов в ламелях гиппокампа, как они представлены в целых ситуациях. Это представление формируется под управлением таламуса. Многоуровневая структурная обработка приводит к формированию модели мира как нескольких иерархий разномодальных представлений, объединенных на верхнем уровне в однородную семантическую сеть. Эти представления группируются в языковую модель и две многомодальные модели: доминантного и субдоминантного полушарий, что делает человека способным к участию в обмене сложной информацией (сложность определяется сложностью модели мира) с себе подобными. Этот обмен поддерживается компонентами модели мира как в процессе порождения сообщения, так и в процессе его понимания. Причем, тем точнее возможна передача и понимание сообщения, чем ближе модели мира коммуникантов. Сближение моделей оказывается возможным в процессе совместного обучения и воспитания.

Литература

[1]   Леонтьева Н.Н. Автоматическое понимание текстов. Системы, модели, ресурсы. М.: ACADEMIA, 2006. 304 с.

[2]   Харламов А.А. Ассоциативная память — среда для формирования пространства знаний. – Дюссельдорф: Palmarium Academic Publishing, 2017. 109 с.

[3]   Радченко А.Н. Моделирование основных механизмов мозга. Л.: Наука, 1968. 212 с.

[4]   Виноградова О. С. Гиппокамп и память. М.: Наука, 1975. 388 с.

[5]   Батуев А.С., Бабминдра В.П. Нейронные объединения в коре больших полушарий // Журн. Высш. нервн. деят., 1977. Т. 27. С. 715-722.

[6]   Рыбачек А.В., Харламов А.А., Телицин Н.А. Устройство для выбора сигнала с наивысшим приоритетом для ассоциативной памяти. Патент  на полезную модель №77985. Рег. № 20081117797 от 07.08.2008.

[7]   Rolls, E.T. Theoretical and Neurophysiological Analysis of the Functions of the Primate Hippocampus in Memory // Cold Spring Harbor Symposia on Quantitative Biology. Cold Spring Harbor Laboratory Press, 1990. V. LV. P.  995-1006.

[8]   Лабутин В.К. Молчанов А.П. Слух и анализ сигналов. М.: Энергия. 1967. 82 с.

[9]   Bishop Po, McLeod Jg. Nature of potentials associated with synaptic transmission in lateral geniculate of cat. J. Neurophysiol. 1954 17(4). P. 387-414.

[10]           Харламов А.А., Рыжов В.А., Курдюмов В.С. Синхронизация предметных областей коммуникантов в процессе диалога // Экономические стратегии. 2016. N 7. С. 2-15.