Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Агональные времена» 
Лариса Колесова

Так появляется новое сетевое общество, агональное по своей глубинной сути, последовательно наращивающее антиэлитарный, антиэгоистический и антитоталитарный потенциал. В этом новом сетевом противоборстве контур глобалистских планов мировых элит установить тотальный сверхконтроль теряет силы, пытаясь заменить жесткими цифровыми технологиями и монополией на информацию объективно растущие медиативные и регулирующие возможности цифры и мировой сети. Глобалистам и мировой т.н. элите противостоит увеличивающаяся сила сетевого контура антиглобализма, реального социального медиатора — многообразного и сложного пространства подлинных и традиционных агональных отношений, взаимнообогащающих все общество сверху донизу, придавая ему все новые импульсы энтузиазма, уверенности в будущем, взаимного доверия, согласия и жизненных сил.

Агон – как вечный неиссякаемый источник силы человека и человеческого сообщества – вновь появляется на исторической арене, уже в виде мировой сетевой оси — чтобы опять выиграть схватку, на этот раз за нового, агонального человека.

Заключение

Агональная мировая ось

Возникающее на наших глазах сетевое общество в мире неизбежно будет противоречивым и конфликтным, в нем будут взаимодействовать как протестные, так и умиротворяющие силы, составляющие очень сложное, скорее даже сверхсложное пространство. Это пространство крайне нуждается в адекватном стимульном управлении, управляющем сопровождении конфликтов и общей агональной сетевой атмосферы, способной обеспечить надежные способы и методы достижения консенсуса и общественного договора. Это происходит в условиях, когда низовое сетевое общество (сообщество «слабых») уже начало заметно дистанцироваться от верхов (сообщество «сильных), не обладающих необходимым авторитетом, установлению которого не помогают никакие, даже самые тонко разработанные нейротехнологии сетевой обработки общественного мнения.

Мир, уже вошедший в Большой антропологический переход, быстро и неотвратимо погружается во всех социальных слоях и сетях в агональные, состязательные и достаточно агрессивные отношения, которые начинают ломать развившиеся еще с периода Нового времени дихотомные социально-политические структуры, в том числе дихотомию государство-гражданское общество, равно как и саму структуру верха и низа как таковую. Возникает потребность в более разветвленной и более сложной мировой состязательной сетевой структуре, обеспечивающей одновременно многоуровневую дихотомию, тернарность и пятинность, горизонталь и вертикаль во всех сферах, а также координацию между новыми очагами агональной мировой оси.

Новая мировая агональная, состязательная ось, контуры которой проявляются в последнее время, отчасти напоминает Осевые культурные очаги, возникшие между 8 и 2 веками до н.э – с одной стороны (Дальний и Средний Восток), а с другой – достраивает их с участием мировых религий. Потребность в этом новом мировом агональном посреднике колоссальная. Он может оказать кризисному сетевому миру неоценимую услугу, способствуя созданию новой сети мировых, региональных, локальных, местных авторитетных и компетентных узлов силы, 3-ей медиативной силы, агональные, контрагрессивные, примиренческие и возродительные способности которых будут многократно превосходить любые возможности глобальных медиаресурсов и центров сегодняшнего т.н. элитарного влияния.

Ситуация осложняется тем, что уходящая мировая глобальная постиндустриальная финансовая система, как любая сложная открытая система, Запада в первую очередь, будет сопротивляться собственной сетевой новизне. Она будет делаться все более жесткой и консервативной, будет пытаться закрыться, отчаянно сопротивляясь вхождению в уже текущий антропологический переход, не желая понять, что «битва конца» есть «битва начала», не будучи готовой пройти через агонию, чтобы сменить код, стратегию, мировоззрение и целеполагание.

В этом случае код, стратегия, мировоззрение и целеполагание, которые рождаются агональностью и творческой совместной деятельностью в мировой сети, могут создать атмосферу и среду межцивилизационного доверия и диалога, открыть и объяснить закрытую сейчас перспективу будущего, построить его внятную карту, ощутить прилив новых сил и начать совместное движение вперед.

Литература.

1. Зберовский, А.В. Становление демократической политической культуры в Элладе VШ-V вв. до н.э. Красноярск, 2008, он же Агональность античной полисной демократии как способ нейтрализации опасных тенденций имманентно присущих власти. Эл.ресурс

2. Зайцев, А.И. Культурный переворот в Греции в VШ-V вв. до н.э. — СПб., 2000.

3. Двоеглавов, Н.Ю. Олимпийские игры в древней Греции (политические и общественно-психологические аспекты) / Н.Ю. Двоеглавов, Л.М. Макарова. – Сык. 1985.

4. Кессиди, Ф.Х. Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода / Ф.Х. Кессиди // Проблемы античной культуры: сб. науч. тр. — М.: Наука, 1986.

5. Хейзинга, И. Человек играющий / И. Хейзинга. — М.: Прогресс, 1992.

6. Маринович Л.П. Античная и современная демократия. Новые подходы к сопоставлению. М.2007

8. Мягкова С.Н., Истягина -Елисеева Е.А. Эволюция принципа состязательности в античности и западноевропейском средневековье. М.1988

9. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993

10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

11. Завьялова Н.А. Агональность в искусстве Китая от древности до наших дней//Человек и культура, 2018. Эл.ресурс

12. Акимкина М.А. Агональные аспекты европейской экономической культуры. Р.-Д. 2007, Эл.ресурс

13. Бахтин Н.М. Спорт и зрелище. Философия как живой опыт. М.2008

14. Ершов В.А. Агональное как предмет социально-философского исследования. М. 2007, эл ресурс

15. Агональность как метод философии хозяйства М.2017 эл. Ресурс

16. Щербина А.В. Конкуренция как проявление агональности в экономической культуре. Автореф. дисс…док. филос. наук, Ростов-на-Дону, 2006. Эл.ресурс

17. Яровой А.В. Социокультурные проекции агональности // Театральная библиотека. 2016

18. Яровой А.В. О характере агональности казачьей культуры // Театральная библиотека. 2016

19. Хоконов М.А., Соблирова З.Х, Журтова А.А. Агональность как универсалий социокультурных систем. 2009

20. José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature. Published online 21. September 2016.

21. Кессиди Ф.Х. К проблеме греческого чуда. СПб. : Алетейя, 2001.

22. Яровой А.В. Агональность как стремление быть // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. Вып. IV, № 10.

23. Драч Г.В. Агонистика и «человек атональный» в культуре Древней Греции // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11, № 2.

24. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.; СПб. : Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 1998.

25. Плетников В.В. Агональность как тип состязательности: характеристика и сущностные черты. М. 2016

26. Бутовская М.Л. Эволюционные основы агрессии и примирения у человека, 2011, Эл.ресурс Лекции.

27. Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека, 2012, эл.ресурс.

28. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло). Вопросы философии. 1992.№2.
29. Хофмайстер Х. Воля к войне или бессилие политики.
Философско-политический трактат. СПб., 2006.

30. Крадин, Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения / Н.Н. Крадин // Ранние формы политической организации: сб. ст. — М.: Наука, 1995, он же Политическая антропология, М.2001

31. Васильев, Л.С. Протогосударства — чифдом как политическая структура / Л.С. Васильев // Народы Азии и Африки. — 1981. — № 6.