Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Толерантность, нетерпимость, идентичность: простейшие математические модели взаимодействия культур» 
Ю.М. Бродский

Следуя терминологии предложенной академиком Н.Н. Моисеевым и член-корр. РАН Ю.Н. Павловским, будем называть те системы (процессы, явления), для которых существуют общепризнанные адекватные математические модели, «простыми». Те системы, для которых таковых не существует, однако, их адекватный прогноз могут осуществлять имеющие с ними дело специалисты-эксперты, будут называться «сложными». Методы (не являющиеся математическими), использующиеся такими специалистами для прогноза поведения сложных систем, будут называться «гуманитарными». Если кто-то правильно прогнозирует свойства, характеристики некоторой системы (процесса, явления) и этот факт достоверно установлен, то это означает, что в его распоряжении имеется (адекватная в определенном отношении) модель этой системы. Формы, в которой адекватные модели существуют (реализуются), могут быть различны. Математическое моделирование является одной из форм, позволяющей создавать адекватные модели.

Читать текст (PDF)>>