Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» 
Н.В. Поддубный

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений наличие относительно самостоятельного исследовательского поведения не только у человека, но и у высших животных. Ориентировочное, исследовательское поведение имеет врожденный характер как у животных, так и у человека. Кроме того, у человека познавательная потребность вплетена во все другие. Ученые единодушны в том, что основным условием, вызывающим ориентировочно-исследовательскую деятельность, является новизна раздражителя.
Отмечается следующий ряд особенностей данной потребности: врожденный характер, автономность от физиологических потребностей, ненасыщаемость, доминирование среди других потребностей у человека, т. е. возрастание ее роли в филогенезе в системе потребностей, предмет этой потребности — новизна раздражителя — информация. По поводу последней особенности познавательной потребности у нас имеется существенное уточнение.
Согласно нашей концепции самоорганизующихся систем, в основе ориентировочно-исследовательской деятельности лежит не потребность в самой по себе новой информации, новизне, а потребность в оптимальном уровне функционирования, т. е. в устойчивости. Нервная система все время стремится к этому, но такое состояние является лишь моментом в ее деятельности, так как постоянно приходящая информация как извне, так и из самого организма (флуктуации) выводит ее и из этого состояния. Нужна не сама по себе информация, новизна, она необходима как недостающее звено в уже складывающейся информационной системе. Поэтому идет поиск не просто новой, а соответствующей этой системе информации. Чем более высокоразвита нервная система, психика, тем больше ее способность к восприятию более дифференцированной информации, а следовательно, тем труднее упорядочить, привести в непротиворечивую систему всю поступающую информацию. Это главная причина того, почему человек не может перестать думать, мыслить, и в этом суть познавательной потребности и причина ее ненасыщаемости. Упорядочивание информации приводит систему в стабильное состояние, приносит большое удовлетворение, положительные эмоции, радость, а незаконченность информационной системы приводит к перевозбуждению нервной системы, отрицательным эмоциям. Эти рассуждения легко согласуются с экспериментальными данными и явлениями в повседневной жизни.
Е.Н.Соколов показал, что ориентировочная реакция не возникает как прямой результат приходящего возбуждения, а порождается сигналами рассогласования, появляющимися при компарации афферентных сигналов со сложившимся в нервной системе следом ранее нанесенного стимула . Ориентировочная реакция является реакцией на неопределенность ситуации и длится до тех пор, пока неопределенность сохраняется. «Сама ориентировочная реакция, — пишет Е.Н.Соколов, — направлена на устранение неопределенности данной ситуации путем сбора дополнительной информации или изменения способа ее переработки» .
Г.А.Голицын, исследующий восприятие с позиций теории информации, отмечает, что основной целью и законом восприятия является формирование представления, наиболее близкого к объекту. «На языке термодинамики достижение этого результата можно было бы описать как равновесие между объектом и представлением», — пишет он . Рассогласование же между параметрами стимула и представления, по его мнению, переживается как потребность и порождает соответствующую мотивацию. Удовлетворение этой потребности происходит путем ассимиляции представлений близких стимулов.
Гештальтпсихологи, изучив врожденные механизмы перцептивных процессов, сформулировали несколько законов, убедительно показывающих, что нервная система стремится к стабильности через упорядоченность. В основе этих законов лежит центральный принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и «хорошими», насколько позволяют условия стимуляции. И самым убедительным доказательством этого является пример науки. Ее суть — поиск общих закономерностей, упорядочивающих всю систему знаний.
Следовательно, как в основе простых сенсорных процессов, так и в основе высших психических функций (абстрактное мышление) лежит единый механизм, а именно стремление нервной системы к упорядочиванию поступающей информации, т. е. к максимальной устойчивости. Удовлетворение познавательной потребности может вызывать сильные положительные эмоции, что говорит о том, что данная потребность, как и все другие, напрямую связана с центром эмоций в гипоталамусе.
Таким образом, в основе познавательной потребности, как и в основе всех витальных потребностей, лежит потребность в устойчивости организма.
Какие выводы могут быть сделаны из изложенного?
Первое. Человек, как самоорганизующаяся система, рационален по своей природе, иначе — эгоистичен, а следовательно, призывы к человечеству изменить себя, чтобы избежать экологической катастрофы и построить гуманное общество, утопичны (никто еще не отменял всеобщий принцип наименьшего действия).
Второе. Процесс глобализации и развитие духовных потребностей человека подчиняются одним закономерностям, и механизмом их взаимодействия является обратная положительная связь, что позволяет делать дальнейшие выводы.
Третье. Так как создаваемые технические средства предназначены для все более полного, дифференцированного и быстрого удовлетворения потребностей (факторы скорости и площади развития систем в нашей концепции), то процесс психического пресыщения будет ускоряться и, как следствие этого, возможны потеря смысла жизни и нарастание психического напряжения.
Четвертое. В силу ненасыщаемости познавательной потребности и все ускоряющегося темпа и увеличения возможностей ее сиюминутного удовлетворения человек современной цивилизации все в большей мере становится «человеком играющим» — Homo ludens. Даже «самое серьезное» занятие — бизнес — в значительной степени для многих, по существу, является игрой. Это тоже может приводить как к росту психического напряжения, так и к потере смысла жизни. Возникновение постмодернистского мировоззрения является следствием этой закономерности.
Пятое. Рациональная природа развития как человека, так и цивилизации с неизбежностью приведет к возникновению новой — техногенной — формы движения материи. На матрице психобиологических и социальных особенностей человека развивается техногенная самоорганизующаяся система, в которой человек будет выступать ее элементом. Таким образом, происходит переход геологической формы движения в биологическую и затем в социальную.