Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» 
О.Н. Астафьева

В становлении возрастающей сложности предынформационной культуры проявляются определенные закономерности. Традиции (как структуры прошлого) размываются разными формами культурного плюрализма (структуры настоящего) и инновациями (структуры будущего), складываясь в целостную, относительно устойчивую, эволюционирующую структуру с нарушением симметрии. Это поддерживает нестабильность на уровне целостности: процессы саморазвития сменяются процессами самоограничения и т. д. Трудно предположить, когда завершится процесс перехода к информационной культуре, однако уже сегодня идет стягивание к аттрактору, формирующему следующий тип культуры, который, вероятнее всего, станет коэволюционным. Но до него человечеству предстоит либо пройти еще один динамичный этап постинформационной культуры, либо совершить переход путем «взрыва».

Актуальность приобретает проблема преодоления последствий интенсивности и однонаправленности социокультурных процессов, включенность в которые не может иметь общего ритма и одинаковой степени вторжения в пространство каждого этноса и каждой культуры. В результате сложных общепланетарных взаимодействий трансформируется целостность региональных культур, а ускоренное развитие одних обществ и замедленное других является причиной возникновения труднопреодолимых культурных противоречий. Поэтому сохранение многообразия локальных культур выступает необходимым условием для культурной интеграции, ибо признание противонаправленных тенденций как равных (движение к единству и движение к многообразию) является основой для диалога в условиях изменяющейся среды. Интенсификация контактов между культурами и народами не всегда приводит к желаемой интеграции, напротив, порождает противоречия и усиливает стремление к дифференциации, выстраивает новые уровни иерархии, новые образы мирового единства человечества.