Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВЫБОР БУДУЩЕГО» 
С.Ю. Глазьев

Опубликовано в: Будущее России

Для расширения сбыта российской продукции на мировом рынке целесообразно создание международной лесной биржи. В результате можно добиться оптимизации ценовой политики и предоставления необходимых финансовых гарантий поставок продуктов лесопереработки напрямую от производителя к потребителю, минуя посреднические структуры.

В целях прекращения хищнического разграбления лесных богатств нужны изменения в Лесном кодексе. Следует, в частности, закрепить в государственной собственности земли лесного фонда, восстановить осуществляемый органами власти и управления контроль над коммерческой эксплуатацией лесных угодий и воспроизводством леса. Необходимо создать механизм сдачи лесов в аренду на срок не менее 50 лет, предусмотрев при этом обязанность арендаторов проводить лесовосстановительные мероприятия, развивать инфраструктуру (дороги, склады и пр.), осуществлять платежи органам управления на воспроизводство леса, делать рентные отчисления государству. Нужно установить реальную ответственность арендаторов за соблюдение норм эксплуатации лесных угодий.

2. 4. 6. Отношения собственности и общенациональное достояние. Основное условие оптимизации отношений собственности — общественное признание и законодательное закрепление ответственности собственника за эффективность использования имущества, а также за последствия предпринимательской деятельности, в том числе социальные и экологические.

Для установления такой ответственности необходимы:

— сохранение государственной (общенародной) собственности на природные ресурсы, на основные элементы энергетической, транспортной, информационной и социальной инфраструктур, на структурообразующие предприятия оборонного комплекса, финансовой сферы, а также на производство алкогольной продукции, наркотических и других опасных для здоровья человека веществ;

— предпочтительное использование смешанных (с участием государства) форм собственности, а также прямое государственное регулирование в высокомонополизированных отраслях экономики;

— поддержание эффективной и защищенной от коррупции системы защиты частной собственности;

— создание правовых и организационных условий для работы народных предприятий на основе коллективной и коллективно-долевой форм собственности.

Отношения собственности могут регулироваться только законом. Опыт последнего времени, связанный с расследованиями серьезных нарушений, которые были допущены в процессе приватизации многих крупных предприятий, убеждает, что эффективное управление производством предполагает полную ясность в вопросе о легитимности прав собственников.

Если объекты были приобретены на законных основаниях, собственники должны быть уверены, что им не грозит конфискация, что их права надежно защищены. Однако нарушения законности, допущенные в ходе приватизации, подлежат судебному устранению, а виновные в злоупотреблениях должностные лица должны быть строго наказа ны.

Необходимо провести расследование всех сомнительных сделок по приватизации государственного имущества, в судебном порядке отменить договоры, заключенные с нарушениями правовых норм и вернуть незаконно прива тизированное имущество государству. Подлежат отмене и те сделки по приобретению госимущества, обязательства по которым собственниками не выполнены. Окончательная легализация прав собственности на имущество, приватизированное по заниженным ценам, может потребовать уплаты специального налога на прирост капитала в целях устранения чудовищной несправедливости и достижения общественного согласия в распределении национального богатства.

Мы выступаем за гарантированную правовую защиту прав собственников, законно обладающих и своим имуществом.

В сфере отношений собственности одним из самых «больных» для России всегда был и остается вопрос о земле. Земля в России, как и недра, является общенародным достоянием. Поэтому отношения землепользования в России должны регулироваться государством в общенародных интересах.

Мы выступаем против свободной купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, против раздробления земельной собственности и вовлечения ее в спекулятивный оборот.

Сельскохозяйственные угодья не должны становиться предметом перепродажи и спекулятивных операций. В про­тивном случае невозможно избежать массового изгнания крестьян с земли, ее перераспределения в пользу узкой прослойки финансовой олигархии и «новых помещиков». Только организованный оборот земельных участков под контролем государства обеспечит условия для эффективного землепользования. Для этого нужно создать соответствующие правовые, организационные и финансовые условия. Земля должна быть закреплена за теми, кто живет и работает на ней, — за производственными сельскохозяйственными организациями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Необходим строгий государственный контроль над оборотом уже распределенных по паям угодий.

Одновременно следует установить контроль над целевым использованием земли и предусмотреть судебную процедуру изъятия участков у тех, кто допускает ее недобросовестную эксплуатацию.

В государственной собственности должны остаться заповедники, лесные угодья, пастбища, курортные, водоохранные и рекреационные зоны; земли под объектами энергетической, транспортной и информационной инфраструктуры, государственными предприятиями, под памятниками истории и культуры, земли оборонного и стратегического значения, берега рек, морей, озер, а также другие участки и территории, общедоступное бесплатное использование которых отвечает национальным интересам.

Городские земли следует закрепить в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления должны иметь возможности планирования развития городского хозяйства, а также получать земельную ренту от коммерческого использования земли. При этом земли под жилыми домами должны предоставляться гражданам на началах бесплатного, бессрочного, наследуемого землепользования, также как организациям социальной сферы — школам, вузам, больницам, детским домам, другим учреждениям образования, здравоохранения, науки и культуры. Коммерческим предприятиям земельные участки должны предос тавляться в долгосрочную аренду с обязательством соответствующего целевого использования земли. Такая систе ма использования городских земель наиболее соответствует интересам горожан — она исключает разрушительные для экономики города земельные спекуляции, обеспечивает использование земельной ренты в общественных интересах, минимизирует издержки развития городов, гарантирует гражданам бесплатное использование земли под жилыми домами.

Под контролем государства необходимо сформиро вать рациональную систему институтов земельного рынка — земельных и ипотечных банков, Фонда государственных земель, земельного кадастра, служб землеустройства и других, обеспечивающих целевое использование земли в интересах работающих и живущих на ней людей.

2.4.7. Денежное обращение. Организация денежного обращения — важнейшая функция государства, обеспечивающая макроэкономические условия развития народного хозяйства , регулирующая оборот капитала, его ввоз и вы воз, создающая эмиссионный доход. Длительное время российская денежная система находится в неудовлетворительном состоянии, не обеспечивая должным образом ни одну из функций денег. В качестве средства накопления и меры стоимости многие российские граждане и предприятия используют иностранную валюту, рубль вытеснен из сферы внешнеторговых расчетов, государство не получает эмиссионного дохода, который фактически приватизирован бюрократией Центрального банка, страна потеряла за последнее десятилетие около 500 млрд долл. вывезенного капитала.

Для нормализации денежного обращения следует:

Во-первых, создать каналы и механизмы притока денег в производственную сферу, перейдя к гибкому денежному предложению и регулированию процентных ставок. Одновременно нужны меры по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций и «пирамид».

Во-вторых, устранить остающиеся завалы неплатежей. Для этого необходимо провести реструктуризацию накопленной задолженности производственных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение просроченной задолженности, а также организовать оборот просроченной дебиторской задолженности с широким использованием залоговых инструментов.

В-третьих, направлять работу органов денежного регулирования на цели поддержания экономического роста.

Для этого:

а) декоммерциализировать деятельность Центрального банка России (ЦБР), исключив для него возможность сооружения «финансовых пирамид» и проведения других спекулятивных операций, подрывающих стабильность финансовой системы государства;

б) запретить ЦБР платить проценты по депозитным счетам коммерческим банкам;

в) прекратить использование гарантируемых государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы (включая эмиссию государственных ценных бумаг с целью стерилизации денежной массы);

г) усилить государственный контроль за эмиссией денег по различным каналам денежного предложения с обеспечением приоритетности решения проблемы финансового оздоровления производственной сферы.

В-четвертых, наладить целевое предоставление связанных низко— и беспроцентных кредитов.

Необходимое для этого расширение денежного предложения потребует создания полноценных институтов (банков) развития, применения механизмов учета и переучета векселей производственных предприятий, а также использования инструментов государственных гарантий. В полную силу должен заработать Российский банк развития, функция которого — всесторонне стимулировать инвестиционную активность.

В-пятых, должна быть введена система эффективного валютного контроля. Легализация вывоза капитала с принятием нового валютного законодательства наносит ущерб национальным интересам, закрепляя утрату значительной части инвестиционного потенциала страны. Для прекращения оттока капитала из страны следует восстановить разрешительную систему вывоза капитала, создать комплексную систему валютного, таможенного и налогового контроля. При этом вывоз капитала резидентами следует ограничить потребностями обслуживания и расширения экспорта отечественных товаров, повышения их конкурентоспособности и развития международной кооперации производства, а вывоз капитала нерезидентами — объемами ранее сделанных инвестиций.

В условиях нарастающей опасности дестабилизации глобальной финансовой системы необходимо защитить внутренний рынок от набегов иностранного спекулятивного капитала. Россия не нуждается в псевдоинвесторах, извлекающих сверхприбыли из дезорганизации отечественной финансовой системы.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть ориентировано на стимулирование притока прямых иностранных капиталовложений в производство при строгом соблюдении требований экономической безопасности страны. Мы не сторонники предоставления иностранным инвесторам льгот, дискриминирующих отечественные предприятия. Однако мы реалисты и сознаем, что авторитет нынешних государственных структур невысок — инвесторы испытывают объективную неуверенность в стабильности правовых условий для работы в России.

Целесообразно ввести систему гарантий защиты прямых иностранных капиталовложений от политических рисков и экспроприации. Такие же гарантии необходимо предоставить и законно образованному российскому капиталу. Одновременно должны быть определены сферы деятельности, передача контроля над которыми иностранцам запрещается или ограничивается, исходя из требований национальной безопасности.

В наших планах — улучшение структуры валютных резервов страны, восстановление государственного контроля за их использованием.

В-шестых, обязательная предпосылка оздоровления финансового положения предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства — устранение ценовых диспропорций, образовавшихся вследствие многократного завышения цен на энергоносители, сырьевые товары и на продукцию естественных монополий. В этих целях необходимо разработать широкий спектр соответствующих инструментов государственного регулирования — от ограничения рентабельности торговых операций и пресечения картельных соглашений до временного замораживания цен. В том числе, предусматривать возможность введения: а) твердых цен и тарифов на энергоресурсы, топливо, нефтепродукты и услуги транспорта; б) предельных розничных цен на потребительские товары первой необходимости; в) государственно-договорных цен на основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья. Следует предоставить товаропроизводителям законное право на определение цен реализации их продукции конечного назначения.

В-седьмых, восстановление доверия к финансовой системе невозможно без восстановления дореформенных сбережений населения в соответствии с их покупательной способностью на середину 1991 г. Совокупный долг государства перед гражданами составляет более 4 триллионов рублей, который необходимо соответствующим образом оформить, организовать его обслуживание и погашение.

Мы выступаем за жесткую финансовую политику, но не в доктринерском, а в практическом смысле. Это означает наведение порядка в управлении государственными финансами, отмену незаконно и необоснованно предоставленных преференций, строгую уголовную ответственность за контрабанду, незаконный вывоз капитала и уклонение от уплаты налогов, за подделку финансовых документов, неплатежи и другие экономические преступления.

Для того чтобы навести порядок в системе государст венных финансов, требуется устранение причин долгового кризиса. Необходимо окончательно урегулировать проблему реструктуризации государственного долга, образовавшегося в результате проведения радикально- монетаристской финансовой политики. Мы исходим из того, что затраты по обслуживанию государственного долга не должны превышать 10% налоговых доходов федерального бюджета. Привлечение новых кредитов не должно вести к росту общего бремени государственного долга, для чего его следует законодательно ограничить.

В течение десяти лет реформ все мы были свидетелями практики неконтролируемой растраты иностранных займов по сговору кредиторов и зависимых от них правительств «реформаторов». Мы считаем, что погашение внешнего долга должно быть обеспечено преимущественно возвратом незаконно вывезенных из России капиталов, а оптимальным решением «долговой проблемы» является использование схемы «долги в обмен на инвестиции». Согласно последней долги погашаются в российской валюте при обязательстве кредитора реинвестировать их в России без права вывоза в течение пяти лет.

Немалые резервы для обслуживания внешнего долга дадут дедолларизация внутреннего рынка, восстановление нормального рублевого платежного оборота. Россия для обеспечения своей экономической независимости нуждается в дедолларизации экономики и восстановлении реальной денежной монополии государства. Центральный банк фактически отдал эту монополию США, привязав эмиссию национальной валюты к приросту валютных резервов, которые хранятся преимущественно в американских гособязательствах. Попустительствуя долларизации российской экономики, ЦБР «подарил» США сотни миллиардов долларов в виде беспроцентных кредитов, оплаченных экспортом российских товаров и прямым выходом капитала. Чтобы эти огромные средства начали работать на развитие российской экономики, они должны быть постепенно замещены рублями — в сфере сбережений и в экономическом обороте, включая проведение внешнеторговых расчетов за экспорт российских энергоносителей и импорт иностранных товаров.

Сегодня рубль достаточно обеспечен золотовалютными резервами. Необходимо решить задачу его внешней конвертируемости и использования в международных расчетах, что сделает рубль одной из международных резервных валют и увеличит российские финансовые возможности в несколько раз.

2.4.8. Повышение эффективности естественных монополий. Контроль над естественными монополиями является одной и ключевых функций влияния государства на условия хозяйственной деятельности и на величину собственных доходов.

Главной задачей в реформировании естественных монополий является кардинальное повышение эффективности функционирования соответствующих инфраструктурных и жизнеобеспечивающих народнохозяйственных систем — жилищно-коммунальной, электроэнергетической, транспортной, телекоммуникационной и др.

Электроэнергетика как отрасль, охватывающая генерацию, транспортировку распределение и сбыт электрической энергии, — важнейший элемент инфраструктуры на родного хозяйства, гарантирующий технологическую целостность воспроизводственного процесса в общественном масшта бе.

Принятый в частных интересах лиц, руководящих сегодня этой отраслью, пакет законов о реформировании электроэнергетики противоречит общенародным интересам и требованиям национальной безопасности. Смысл проведенного менеджментом РАО ЕЭС и федеральным правительством сценария реформирования отрасли заключается в ее дальнейшем раздроблении и приватизации по частям с сохранением локальных монополий. При этом разрушается базовое звено системы энергоснабжения — региональные вертикально интегрированные компании, расчленяется технологически единый процесс «генерация — транспортировка — распределение — сбыт» на обособленные виды бизнеса с появлением посредников-спекулянтов, устраняется государственный контроль в управлении энергопотоками и магистральными линиями электропередачи. Эти преобразования делаются в частных интересах лиц, намеревающихся приватизировать монопольные звенья в организации электроэнергетики с целью извлечения сверхприбылей, что ведет в ближайшем будущем к подрыву энергетической безопасности страны, взлету тарифов на электроэнергию с тяжелыми экономическими и социальными последствиями, блокированию притока в отрасль инвестиций.

Вместо приватизации и раздробления электроэнергетического комплекса под видом его реформирования мы считаем необходимым навести порядок в управлении единой энергетической системы страны:

•  Необходимо закрепить в государственной собственности гидро- и атомные электростанции, а также теплоэлектростанции межрегионального зна чения, магистральные линии электропередач, функции оператора энергоперетоками.

•  Сохранить двухуровневый — федерально-региональный — принцип государственного регулирования тарифов на электроэнергию при сближении региональных тарифов на основе оптимизации централизованно регулируемых энергопотоков и использования дешевой электроэнергии гидроэлектростанций.

•  Прекратить завышение тарифов на электроэнергию на основе жесткого и прозрачного контроля за издержками ее генерирования и транспортировки, исключив непрофильные затраты и злоупотребления руководителей контролируемых государством корпораций.

Срочных мер активной государственной политики требует жилищно-коммунальное хозяйство. Нельзя допустить самоустранения государства от ответственности за функционирование и развитие этой отрасли. Через парламент проведен законодательный акт об основах жилищной политики, согласно которому исполнительная власть сбрасывает с себя заботу об этой жизненно важной для населения страны сфере и перекладывает ее на плечи самого населения. Отказ государства от ответственности за состояние ЖКХ, отмена субсидий при попустительстве злоупотреблениям монополистов влечет повышение платежей за жилье и коммунальные услуги до уровня, недоступного миллионам малообеспеченных россиян. Наша стратегия — не рост тарифов на услуги ЖКХ, а снижение затрат на эту сферу.

Единственно реалистичный вариант оздоровления ЖКХ — сначала провести модернизацию отрасли, и лишь затем приступить к сокращению бюджетного финансирования. При этом необходимо на пять лет зафиксировать размер субсидий, используя их в качестве финансового обеспечения кредитования проектов модернизации ЖКХ, в том числе за счет средств государственной банковской системы. Одновременно следует сформировать рекомендуемый к внедрению пакет современных отечественных технологий энерго-, газо- и водоснабжения, что позволит в два-три раза повысить эффективность потребления соответствующих ресурсов.

Для модернизации жилищно-коммунальной отрасли на новейшей технологической основе необходимо:

•  реализовать целевые программы энерго- и ресурсосбережения в ЖКХ;

•  увеличить производство электроэнергии путем реализации перспективных инвестиционных проектов малой городской энергетики;

•  оснащение коммунальных служб высококачественным отечественным оборудованием, что позволит кардинально снизить издержки по коммунальным услугам, уменьшить потери воды и тепла, продлить срок службы коммуникаций;

•  приступить к практике заключения социальных договоров между производителями энергоресурсов, поставщиками и потребителями с принятием на себя взаимных долгосрочных обязательств.

Только после модернизации коммунального хозяйства и устранения практики завышения энерготарифов может идти речь об отмене субсидирования коммунальных услуг населению.

Чтобы не повлечь падение уровня жизни людей свертывание субсидий предприятиям коммунального хозяйства должно проводиться после отработки системы предоставления адресных пособий нуждающимся. При этом:

•  доля оплаты коммунальных услуг не должна превышать 10% совокупного дохода семьи;

•  процедура назначения субсидий должна носить заявительный характер, не обременяя граждан необходимостью доказательства своих прав на получение субсидий;

•  должны быть исключены злоупотребления монопольным положением предприятий жилищно-коммунального хозяйства, приватизация которых не должна проводиться до полноценной демонополизации отрасли.

Необходимо пересмотреть и планы по реформированию Министерства путей сообщения, которое может повлечь за собой дробление единого комплекса, многократный рост монопольных эффектов и неизбежный рост тарифов.

Мы исходим из того, что реформирование железнодорожного транспорта должно иметь следующие цели: оптимизация расходов, повышение экономической эффективности, привлечение инвестиций. Железные дороги, как и электроэнергетика, являются системообразующими отраслями экономики. На них приходится 81% всего отечественного грузооборота (без учета трубопроводного транспорта). В отрасли трудится более полутора миллионов человек, или 2% трудоспособного населения страны. В условиях огромной протяженности территории страны эффективное функционирование железнодорожного транспорта является условием сохранения единого экономического и социального пространства страны. Из этого следует необходимость их сохранения в государственной собственности.

2.4.9. Региональная политика. Одно из важных конкурентных преимуществ российской экономики — емкий общероссийский рынке, сочетающий возможности разных территорий. Его огромные размеры и разнообразие создают благоприятные перспективы эффективного и социально ориентированного экономического роста в каждом из субъектов Российской Федерации.

Наша программная установка — обеспечение единого экономического пространства России — требует политики низких тарифов на услуги транспорта и средств связи. Целесообразно восстановить субсидии на перевозки товаров и услуги связи в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока; реализовать политику снижения тарифов в электроэнергетике, обеспечить разумную степень их унификации, возродить единую электроэнергетическую систему страны.

На территориях, которые по объективным географическим причинам находятся в особо сложных условиях (удаленные регионы, в том числе районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; Калининградская область), целесообразно ввести льготный режим хозяйствен ной деятельности, предусматривающий снижение налогов, субсидирование повышенных сезонных расходов, создание локальных экономических зон в рамках целевых программ развития депрессивных регионов. Этот льготный режим станет основой компенсации повышенных издержек в регионах, население которых ныне чувствует себя заброшенным и лишенным перспективы в собственной стране.

Единство социального пространства страны и преду смотренное Конституцией равенство прав граждан долж но быть подкреплено универсальными для всей страны нормативами финансирования социальной сферы. Выравнивание бюджетных расходов на душу населения должно стать важнейшей задачей организации межбюджетных от ношений.

Региональные и местные органы власти должны обладать полномочиями и доходами, достаточными для организации социальной защиты населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, а также организации контроля над эффективным природопользованием.

При этом взаимодействие федеральных и региональных органов не должно сводиться лишь к разделению полномочий. Реальный экономический федерализм нежизнеспособен без обеспечения прямого влияния субъектов РФ на федеральную политику. Необходимо создать эффективный механизм согласования интересов регионов при формировании федеральной экономической политики.

2.4.10. Планирование развития . Нынешнему хаотичному, ориентированному в основном на обслуживание интересов находящихся при власти олигархических группи ровок режиму мы противопоставляем социально-ответст­вен­ный , ориентированный на стимулирование научно-технического прогресса и экономического роста подход к управлению социально-экономическим развитием страны.

В условиях доминирующего значения НТП в генерировании экономического роста все сколько-нибудь сложные организации планируют свое развитие на годы вперед. Все ответственные государства планируют свое развитие на основе долгосрочных научно-технических, экономических и социальных прогнозов. Наше государство, впервые применившее в свое время плановый подход к управлению социально-экономическим развитием, сегодня составляет исключение, не обременяя себя планированием будущего. Вместо системы прогнозов и планов различных направлений развития мы уже более десятилетия живем в реформаторской лихорадке. Каждое новое правительство объявляет о новом пакете реформ, сводящихся к очередному этапу демонтирования государственных функций и обяза тельств. Реальное планирование социально-экономического развития страны сводится к разработке ежегодного федерального бюджета, который согласно законодательно установленным требованиям должен включать годовой прогноз.

Наш подход к управлению развитием предусматривает разработку системы прогнозирования и индикативного планирования социально-экономическим развитием страны. Исходя из понимания закономерностей современного научно-технического и социально- экономического разви тия, прогнозы должны составляться на долгосрочный (15— 25 лет), среднесрочный (5—10 лет) и краткосрочный (год) периоды. Последний служит основанием для формирования индикативного плана развития страны на год, который должен разрабатываться одновременно с проектом государственного бюджета. При этом рекомендательный и информационный характер индикативного плана для негосударственных субъектов должен сочетаться с его директивностью для чиновников и органов государственного управления всех уровней. Индикативный план включает характеристику всех основных макроэкономических параметров и инструментов политики, показателей государственного бюджета и программ развития государственного сектора.

В пятилетнем цикле планирования решающая роль от водится среднесрочным приоритетам научно- технического и социально-экономического развития страны. Их определение должно служить основой для разработки целевых программ, планов развития госсектора, а также планирования мер государственного регулирования экономики и стимулирования экономического роста.

Пятнадцатилетний цикл прогнозирования должен быть нацелен на выбор стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики. Главным при этом является прогнозирование прорывных направлений технологического прогресса. Их заблаговременное предвидение важно для своевременного формирования траектории будущего экономического роста на основе создания соответствующих конкурентных преимуществ в перспектив ных направлениях развития мировой экономики. Исходя из этого, должны определяться приоритеты долгосрочного экономического развития страны, разрабатываться целевые научно-технические программы, стимулироваться на ращивание научно-производственного потенциала страны.

Прогнозы социально-экономического развития страны должны широко освещаться и служить ориентирами не только для госсектора, но и для всех хозяйствующих субъектов, заинтересованных в понимании перспектив своей деятельности в условиях быстро меняющейся экономической среды. Наряду с учеными и специалистами к разработке индикативных планов необходимо привлекать деловые круги, представителей крупных корпораций и ассоциаций товаропроизводителей, трудовые коллективы и профсоюзы для достижения общенационального согласия в отношении приоритетов социально-экономического развития страны, укрепления социального партнерства и сотрудничества.

Грамотно организованное прогнозирование и планирование развития экономики снижает неопределенность и неустойчивость рыночной конъюнктуры, поможет предприятиям ориентироваться в перспективах развития страны, вовремя перераспределять капитал для освоения новых технологий и рынков сбыта.

3. Нравственное выздоровление общества

Нравственные ценности определяют состояние здоровья общества. Любые формы социально-экономических отношений могут эффективно работать только в адекват ной культурно-нравственной среде. В частности, рыноч ные отношения будут работать на развитие экономики только при наличии жесткой ответственности их субъектов за выполнение взятых на себя обязательств, строгое соблюдение принципов добросовестной конкуренции и правового го сударства. Последнее, в свою очередь, должно быть очищено от коррупции, принимать законы в общенациональных интересах и обеспечивать их неукоснительное исполнение.

Нынешнее состояние государства и общества не позволяет проводить предлагаемую нами эффективную политику социальной справедливости и экономического роста. Она не реализуется не потому, что неизвестна руководителям государства, а вследствие доминирования не общенациональных, а частных интересов власть предержащих при принятии решений, затрагивающих структуру распределения национального богатства и дохода. Без очищения государства от коррупции, а рынка от организованной преступности и произвола монополистов эффективную экономику и справедливое общество построить невозможно.

Нравственное разложение властвующей элиты является главным препятствием развитию страны, росту экономики и общественного благосостояния. На всех уровнях управления сложилась круговая порука коррумпированных чиновников, организованной преступности и лживых проводников общественного мнения. Мы живем в мире искаженных представлений и двойных стандартов, в котором общественное сознание затуманено химерическими образами, ложными мифами, сиюминутными настроениями и ощущениями, фабрикуемыми ангажированными средствами массовой информации. Чтобы вырваться из этого состояния умопомрачения и обрести, наконец, ясность в понимании смысла происходящего и политическую волю к необходимым для развития страны изменениям, следует предпринять серьезные усилия по оздоровлению культурно-нравственной среды.

Прежде всего необходимо добиться правдивой оценки всех действий власть предержащих. Это одна из важнейших задач нашей организации — нести людям понимание смысла принимаемых государственной властью решений, происходящих в стране процессов и событий. Мы должны не только добиваться объективности средств массовой информации, их ответственности за распространение клеветы, лжи и дезинформации, но и сами организовывать объективное информирование населения, вести с людьми активную разъяснительную работу.

Не случайно своды первых законов нашего государства назывались Правдами. Это подчеркивало как обязательность их исполнения, так и объективную необходимость их принятия для регулирования общественных отношений. Борьба за строгое соблюдение общенациональных интересов при принятии законодательных актов и их последующее неукоснительное исполнение — важнейшие составляющие нашей деятельности. Для этого мы должны не только добиваться осуществления наших программных установок, но и вскрывать мотивы принятия противоречащих общенародным интересам решений, противодействовать злоупотреблениям властью в ущерб обществу, обличать коррупцию, некомпетентность и противозаконный произвол облеченных властью лиц.

Наша обязанность — защищать не только общенациональные интересы, но и законные права каждого гражданина России, в том числе конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие. Для этого мы должны оказывать политическую, юридическую и материальную поддержку каждому, кто нуждается в защите своих ущемленных законных прав.

Мы должны нести в общество понимание фундаментального значения оздоровления культурно-нравственной среды. Без этого попытки осуществления наших рекомендаций и программных требований не будут реализованы должным образом, искажаясь и даже приводя к неадекватным результатам вследствие неверных мотивов поведения облеченных властью лиц. В обществе должны заработать механизмы общественного контроля на основе традиционных нравственных ценностей российской культуры. Для этого важно не только в структурах государственной власти, но и в деловом сообществе, в средствах массовой информации, в общественном мнении сформировать соответствующие нравственные критерии. Несомненную помощь в этом окажут Социальная доктрина Русской Православной Церкви и Свод нравственных правил в экономике, разработанные Московской Патриархией.

Культурное возрождение России, восстановление межнационального согласия, духовно-нравственное развитие общества должны стать важнейшими направлениями государственной политики. Русская культура, в которой соединились многовековые традиции народов, населяющих нашу страну, традиционно оказывала огромное влияние на развитие мировой культуры, поддерживая не только наш международный авторитет, но и обеспечивая стране серьезные конкурентные преимущества в мировой экономике. Наше культурное наследие — это великое богатство, полученное от предков. Наш долг — сохранить и приумножить его.

Реализация культурной политики невозможна без восстановления исконных российских духовно-нравственных ценностей в жизни каждого гражданина страны, носителем которых является Русская православная церковь и другие традиционные конфессии страны. Мы строим отноше ния с ними на основе механизмов социального партнерст ва. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для деятельности Церкви, не только защищая права верующих, но и предоставляя Церкви подкрепленный соответствующими ресурсами доступ в учреждения образования и здравоохранения, в Вооруженные силы, в места лишения свободы, в средства массовой информации для оказания духовной помощи людям, воспитания подрастающего поколения в духе любви и служения Богу и Отечеству.

Необходимо реализовать государственную программу культурного возрождения, предусматривающую кардинальное увеличение финансирования культурной сферы общества, а также повышение зарплаты работникам культуры и образования. Эта программа должна включать меры по восстановлению и развитию сети современных домов культуры, публичных библиотек, кинотеатров и театров, деятельность которых должна быть глубокой по содержанию и высоконравственной по смыслу.

Возрастающую роль в государственной политике развития культуры играет благотворительность организаций и частных лиц .Поощрение этой деятельности должно заключаться как в области льготного налогообложения, так и в разработке системы знаков общественного и государственного признания. Масштабная благотворительная деятельность в области культуры и образования, стимулирования развития национального искусства, сохранения памятников материальной и духовной культуры, создания системы современных центров и учреждений привлечения масс к освоению традиционных культурных ценностей должна стать не только частью государственной политикой, но также важной составляющей социальной ответственности крупного бизнеса перед обществом.

Необходимо разработать комплекс мер стимулирования восстановления высокого статуса работника культуры и образования как важного звена в обеспечении культурной преемственности поколений.

В сфере массовой культуры мы намерены развивать следующие направления:

•  обеспечение реальной информационной безопасности Российской Федерации, защиту населения, особенно детей и юношества, от психологической агрессии и «экранного терроризма», ведущих к нравственной деградации народа;

•  недопущение дальнейшей приватизации государственных радио-, электронных и печатных средств массовой информации и кинематографа;

•  кардинальное повышение масштаба государственного заказа на создание произведений искусства высокого художественного и нравственного уровня.

Наша цель — построение в России общества социальной справедливости и ответственности на основе высокоэффективной экономики. Для ее достижения нужна только твердая политическая воля. В России имеются все возможности, чтобы в кратчайшие сроки разрешить главные экономические и социальные проблемы. Эти возможности не реализуются только потому, что затрагивают эгоистические интересы узкого круга лиц, наживающихся на присвоении общенародных богатств и сверхэксплуатации трудящихся Возврат обществу сверхприбыли, полученной от эксплуатации природных богатств, обеспечение справедливой оплаты труда и социальных гарантий, восстановление полноценной национальной валюты, эффективное управление государственной собственностью — экономические источники сильной и социально ответственной государственной политики.

Мы осознаем и всю серьезность стоящих перед нами задач. Они не сводятся лишь к преодолению господства олигархических кланов. Вновь, как это было не раз в истории России, нам предстоит совершить крупномасштабный экономический и научно-технологический рывок. Для нас это — и вдохновляющая перспектива, и работа, требующая профессионализма, культуры, ответственности. Мы отвергаем кликушества о гибели России. Мы уверены: у нас достанет политической воли, чтобы решить задачи духовно-нравственного возрождения и социально-экономического подъема России.

Мы в состоянии победить бедность в нашей стране. Для этого система государственного регулирования экономики должна работать в интересах всего народа, а не привилегированных олигархических кланов. Экономия на труде и социальная несправедливость должны безвозвратно уйти из нашей жизни. Главная производительная сила сегодня — это человек. И социальные гарантии его развития — необходимое условие и цель современного экономического роста. Поэтому мы выступаем за справедливую социально-экономическую политику, отвечающую жизненным интересам и России, и каждого из нас. Скорейшее решение социальных проблем — демографического кризиса, безработицы, несправедливо низкой оплаты труда, неравноправного доступа к качественным медицинским услугам и образованию — является непременным условием экономического роста и процветания нашей страны.

Мы должны вновь сделать Россию сильной — ведь тогда сильным будет каждый из нас. Для этого нам самим нужно научиться защищать собственные права, установить для всех без исключения руководителей правовую ответственность за результаты своей деятельности, покончить с коррупцией в государственных органах всех уровней. Безудержная эксплуатация труда и природных богатств должна быть заменена отношениями справедливого распределения национального дохода и социального партнерства. Деловые круги должны осознавать свою ответственность перед обществом за настоящее и будущее страны.

Для этого в деловых взаимоотношениях должны быть сформированы соответствующие нравственные стандарты взаимного выполнения обязательств, строгого соблюдения законности, понимания общественной значимости и смысла предпринимательской деятельности для подъема народного благосостояния и развития страны. Социальное партнерство и сотрудничество должны стать основой взаимодействия государства, деловых кругов и общества.

Наша важнейшая задача — всемерно способствовать объединению граждан для защиты своих интересов во всех сферах жизни — по вопросам веры и культуры, жизнеобеспечения и здоровья, воспитания и образования, оплаты труда и управления, экологии и пенсий, жилья и комму нальных услуг. Только на основе живого творчества и самоорганизации масс может сложиться настоящее гражданское общество в России. Мы, как общественная органи зация видим свой гражданский долг в том, чтобы подчинить политику государства интересам общества, защитить права граждан на свободное развитие и достойную жизнь на всех уровнях государственной власти, обеспечить безусловное исполнение государством своих обязательств перед гражданами.

Отчет перед избирателями

Немного воды утекло с момента выборов в Государственную Думу IV созыва. Некоторые депутаты, заполучив вожделенный мандат и сформировав думское большинство, напрочь позабыли о своих обещаниях, во главу угла поставив собственные интересы.

Как работается лидеру избирательного блока «Родина» С.Ю. Глазьеву — депутату Государственной Думы по нашему, Подольскому одномандатному избирательному округу № 113? Что удалось, и что не удается сделать?

Во время парламентской избирательной кампании 2003 года блок «Родина» заключил договор с избирателями, под которым стоит моя подпись. В соответствии с этим договором фракция «Родина» обязана инициировать законопроекты, необходимые для осуществления нашей программы социальной справедливости и экономического роста.

Работа фракции определяется планом законодательных инициатив, который и реализуется в рамках предвыборной программы избирательного блока «Родина». В соответствии с ним депутатами фракции «Родина» внесено свыше ста законодательных инициатив. В том числе, мы подготовили и внесли поправки в налоговое законодательство, предусматривающие изъятие в пользу государства природной ренты, прежде всего, сверхприбылей от добычи нефти и газа. Его принятие позволит более рационально использовать природные богатства России и увеличит приток средств в государственную казну на 250 миллиардов рублей в расчете на текущий год.

Однако «Единая Россия», имеющая подавляющее большинство в Госдуме, блокирует рассмотрение законопроекта в интересах нефтяных олигархов и обслуживающих их коррумпированных чиновников. В их же интересах «партией власти» были заблокированы мои законодательные инициативы по изменению валютного регулирования в целях пресечения вывоза капитала и по изменению уголовного законодательства в целях пресечения коррупции.

Та же ситуация сложилась с принятием еще одного проекта закона, внесенного мною на рассмотрение Госдумы — «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития России». Он определяет процедуры выбора целей и приоритетов государственной экономической политики, вводит индикативное планирование социально-экономического развития страны, что необходимо для проведения ответственной социально-экономической политики государства.

Важнейший законопроект, внесенный мною в Государственную Думу во исполнение нашей предвыборной программы — «Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие». Он предусматривает введение ответственности исполнительных органов государственной власти за качество и уровень жизни граждан. В нем заложена процедура ежегодной оценки итогов деятельности Правительства России, а также законодательно закрепляются правовые нормы политической ответственности за последствия снижения уровня жизни населения вплоть до отставки правительства.

Как нетрудно догадаться, нынешняя власть в лице правительства и «Единой России» без энтузиазма отнеслись и к этой моей инициативе. Зачем за выполнение своих обязательств отчитываться, когда можно этого не делать? Более того, сами понятия «качество жизни», «жизненный уровень» исчезли из лексикона правительственных чиновни ков. Они оперируют формальными показателями, которые якобы неуклонно растут. Рост этих доходов сказывается разве что на толщине кошелька и размере кармана партии власти.

Ярким примером политики путинской партии и правительства по уходу от ответственности за социально-экономическое развитие страны стал законопроект о так называемой монетизации льгот, который фактически лишает миллионы граждан прав на многие заслуженные социальные гарантии. Как лидер избирательного блока, за который проголосовали свыше пяти миллионов человек, я вынужден был обратиться к Президенту Путину с просьбой отозвать этот законопроект. В Подольском избирательном округе против принятия закона в открытой форме высказалось более трех тысяч человек.

Депутаты фракции «Родина» проголосовали против принятия этого законопроекта и подготовили пакет из 47-ми поправок, в которых содержались нормы, сохраняющие для граждан социальные гарантии. Все 47 поправок были отклонены. Думское большинство дружно и безответственно проголосовало «за», президент проект подписал, и документ приобрел силу закона.

Наша власть не очень жалует свой народ не только в части отмены льгот. Повторно мне пришлось вносить законопроекты, касающиеся осуществления государством своих обязательств перед гражданами в части возвращения дореформенных сбережений, обесценившихся вследствие противоправных решений органов государственной власти: «О порядке определения величины государственного долга по гарантированным сбережениям», «О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации», «О порядке перевода вкладов в организациях государственного страхования Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации»», «О порядке обслуживания сберегательных обязательств Российской Федерации», «О порядке обслуживания целевых облигаций Российской Федерации и целевых сертификатов Российской Федерации».

Государственная власть отказывается от выполнения своих долговых обязательств перед гражданами не потому, что нет денег. Огромные средства идут на досрочное погашение внешних долгов, омертвляются в стабилизационном фонде для спокойствия иностранных кредиторов, десятки миллиардов долларов вывозятся за рубеж.

Интересы граждан для нынешней власти третьестепенны по сравнению с интересами иностранных кредиторов и мотивами личной выгоды. Об этом свидетельствует принятый «Единой Россией» и правительством бюджет страны на 2005 год, в котором есть лишь один ярко выраженный приоритет — погашение внешнего долга при полном игнорировании обязательств государства перед гражданами. Мало что изменилось и в этом году — в проекте федерального бюджета на 2006 год главным приоритетом политики правительства стало раздувание предназначенного для обеспечения спокойствия иностранных кредиторов Стабилизационного фонда и увеличение ассигнований на силовые структуры.

Что можно противопоставить такой социально-экономической политике государства? Мы не просто голосовали против проектов законов о федеральном бюджете на 2005 и 2006 год. Мы предлагали альтернативный подход к формированию федерального бюджета страны. Им предусматривались возможности существенного, в полтора, а в перспективе в два раза, увеличения доходов бюджета без повышения налоговой нагрузки на производство и труд. Для этого вносились законопроекты, предусматривающие возврат в доход государства природной ренты, кардинальное повышение эффективности использования государственной собственности, прекращение вывоза капитала. Однако они не были востребованы властью и отклонены думским большинством.

Тем не менее мы не прекращаем работу по защите прав избирателей в соответствии с заключенным договором. Подготовлены и вносятся предусмотренные им законопроекты. В частности, законопроект «Об основах ценообразования и организации контроля за ценами», который позволит создать правовую базу государственной ценовой политике в Российской Федерации. Он направлен на нормализацию ценовых пропорций с целью обеспечения роста благосостояния граждан и производства отечественных товаров. В законопроекте предусмотрены меры по пресечению недобросовестной ценовой конкуренции и защите потребителей от необоснованного повышения цен.

По инициативе депутата Олега Шеина фракция внесла альтернативный правительственному проект «Жилищного кодекса», который направлен на защиту прав жильцов, а не спекулянтов недвижимостью, как это сделано в подписанном президентом законе.

По важнейшим законодательным инициативам правительства фракция «Родина» вносила свои альтернативные предложения и поправки.

За половину срока работы Государственной Думы IV созыва фракция «Родина» подготовила более ста законопроектов, из которых необходимо отметить следующие:

«О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» с целью придания русскому жестовому языку официального статуса»;

«О внесении дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (новая редакция);

«О защите прав потребителя услуг телефонной связи»;

«О социальном партнерстве государства и религиозных организаций».

В отношении других важнейших законопроектов, рассматривавшихся Госдумой, фракция «Родина» голосовала следующим образом:

№ п/п

Перечень законопроектов

Наша позиция

1

«О проекте Жилищного кодекса РФ» (правительственный вариант) Фракция «Родина»

приняла

решение

не голосовать

и в полном

составе

покинула

зал заседаний

2

«О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства в РФ об охране здоровье граждан»

За

3

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии»

За

4

«О внесении изменений в статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» (в части ограничения показа сцен насилия и жестокости в электронных СМИ)

За

5

«О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в части увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка)

За

6

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (о господдержке отдыха и оздоровления детей в РФ)

За

7

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представи­тель­ных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»Против (проект закона отменяет

 

выборность глав субъектов Российской Федерации избирателями)

8

О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации » (в части страхования банковских вкладов

За

9

О проекте федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании » (в части установления надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук)

За

10

О проекте федерального закона «О внесении дополнения в статью 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (в части ликвидации права на отсрочку от призыва на военную службу гражданам, принятым в органы внутренних дел)

Против

11

О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении процедур банкротства)

За

12

О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за терроризм)

За

13

О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе»

Против

14

О проекте федерального закона «О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (по вопросу ограничения оснований для списания денежных средств со счета без согласия клиента только случаями, установленными федеральными законами)

За

15

О проекте федерального закона «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (незаконное распоряжение и использование инсайдерской информации)

За

16

О проекте федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»

За

17

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о расширении перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход)

За

18

О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (о приведении правовой нормы в соответствие со статьей 319 Трудового кодекса Российской Федерации)

За

19

О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» (о расширении возможностей для усыновления детей российскими гражданами)

За

20

О проекте федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (об обязательной маркировке пищевых продуктов, изготовленных с использованием генетически модифицированных организмов)

За

21

«О государственном языке Российской

 

Федерации»

За

22