Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ВЫБОР БУДУЩЕГО» 
С.Ю. Глазьев

Опубликовано в: Будущее России

В то же время следует сохранить возможности беспрепятственного получения российского гражданства соотечественниками, вынужденно оказавшимися за рубежом в силу развала СССР или по другим объективным причинам. В некоторых случаях полезно предоставлять вид на жительство работникам, обладающим дефицитными специальностями — при условии неукоснительного соблюдения иммигрантами российского законодательства. Должна быть введена система контроля за соблюдением квот, регулирующих прием иммигрантов, привлекаемых на работу российскими организациями по согласованию со службами занятости.

Российские граждане и организации, приглашающие иностранцев на работу, на учебу или в гости, туристические агентства и рекрутинговые фирмы должны нести материальную ответственность за нарушение иммигрантами норм российского законодательства и оплачивать расходы на депортацию совершивших эти нарушения. В некоторых случаях противоправные действия иностранных граждан и их соучастников-россиян должны караться в уголовном порядке. Тогда наем на работу иностранца-нелегала станет не столь привлекательным для работодателей, как сейчас. Следует ввести строгую материальную ответственность за попрошайничество и самозахват мигрантами-нелегалами общественных и муниципальных объектов.

Особую проблему представляет собой массовый выезд граждан из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для сохранения населения в этих регионах необходимы восстановление северных льгот с учетом реальной стоимости потребительской корзины, сохранение и развитие социальной инфраструктуры, активизация производства и жилищного строительства. Целесообразно также введение льготного режима хозяйственной деятельности в северных районах, в том числе исключение из налогооблагаемой прибыли дополнительных расходов, определяемых климатическими условиями и географическим положением.

2.3.6. Здравоохранение. Здоровье и долголетие населения — важнейшая характеристика эффективности любой социально-экономической системы один из главных ориентиров при определении государственной политики, критерий оценки деятельности государственной власти.

Следует на законодательном уровне конкретизировать конституционное право каждого гражданина России на защиту здоровья — независимо от уровня его личных доходов. Решение этой задачи требует развития системы медицинского обслуживания и здравоохранения, которая должна включать:

— государственные медицинские учреждения, бесплатно оказывающие населению необходимую помощь на уровне мировых стандартов;

— сеть организаций государственного медицинского страхования, обеспечивающую финансирование лечения за счет взносов работников и работодателей;

— негосударственные медицинские учреждения, функционирующие на рыночных условиях;

— учреждения санаторно-курортного обслуживания;

— систему надежного обеспечения населения доброкачественными лекарствами по справедливым ценам.

Нынешняя система здравоохранения не в состоянии в полной мере решить стоящие перед ней задачи. Ни пациенты, ни врачи не могут реализовать свои права вследствие массовых злоупотреблений в монопольно организованной системе медицинского страхования, хронической недостаточности финансирования и коррупции в бюрократических структурах управления здравоохранением. Бесконечное реформирование системы здравоохранения повлекло за собой резкое снижение ее эффективности, отвлечение и без того недостаточных бюджетных ассигнований на финансирование коммерческих посредников. Фактически реформа здравоохранения зашла в тупик; адекватную нынешним условиям систему охраны здоровья и медицинского обслуживания населения нужно создавать заново.

Система обязательного медицинского страхования должна быть, во-первых, демонополизирована и организо вана на конкурентных началах. Страховщикам надлежит реально брать на себя риски полного финансирования расходов на лечения заболевших клиентов, а потребители — иметь возможность свободного выбора страховых компаний, а также право вовсе отказываться от их услуг, заключая договор непосредственно с региональным фондом обязательного медицинского страхования. В последнем случае пациент прикрепляется к соответствующему государственному медицинскому учреждению, которое получает необходимые для его обслуживания средства напрямую, без посредничества коммерческих структур.

Во-вторых, нужно усилить влияние врачей на организацию системы здравоохранения, повысить уровень оплаты труда медицинских работников. Ситуация, в которой секретарша руководителя страховой кампании получает более высокую зарплату, чем врач высшей квалификации, совершенно недопустима. Профессиональные ассоциации врачей, полномочные представлять их интересы, должны на равных участвовать в решении важнейших вопросов функционирования системы здравоохранения, включая вопросы финансирования и оплаты медицинских услуг страховыми кампаниями.

В-третьих, необходимо как минимум вдвое повысить государственные ассигнования на здравоохранение, доведя долю расходов на эти цели с ВВП до мирового стандарта, а также зафиксировать права государства на всё имущество принадлежащих ему медицинских учреждений, с целью недопущения их банкротства и приватизации.

В-четвертых, нужно развивать государственную систему профилактики наиболее опасных инфекционных, профессиональных и социально обусловленных болезней. В числе последних следует упомянуть алкоголизм, наркоманию, СПИД, туберкулез, сифилис, гепатит. Борьба с этими недугами предполагает развертывание системы профилактических и реабилитационных центров, значительное увеличение финансирования научных разработок в области диагностики и создания лекарственных препаратов, повышение оплаты труда медицинских и социальных работников, а также резкое ужесточение ответственности за распространение упомянутых болезней.

Необходимо восстановить систему всеобщей бесплатной вакцинации населения, бесплатной диспансеризации детей и подростков, а также желающих совершеннолетних граждан. Следует также возродить сеть детских спортивных школ; занятия физкультурой и спортом должны вновь стать доступными всем желающим. Важное социальное и экономическое значение имеет организация массового санаторно-курортного обслуживания, для чего потребуются государственные субсидии и программы.

В-пятых, должны быть созданы экономические условия для наращивания негосударственных инвестиций здравоохранение. Следует предусмотреть освобождение от налогов расходов граждан на медицинские услуги, предоставляемые российскими медицинскими организациями, льготное налогообложение медицинских учреждений.

Важнейшее направление охраны здоровья населения — обеспечение чистоты окружающей среды, высокого качества питьевой воды и продуктов питания. Необходим комплекс экономических и административных мер, обеспечивающих соблюдение экологических стандартов. Нужно существенно увеличить платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды.

Государство обязано гарантировать безопасность потребления всех продаваемых населению товаров и услуг, устанавливать стандарты качества и контролировать их соблюдение. За нарушения производители и импортеры должны нести имущественную и уголовную (в случае на несения серьезного ущерба здоровью граждан) ответствен ность.

2.3.7. Система образования. Качество образования должно в полной мере отвечать не только сложившимся социально-экономическим условиям России, но и перспективным потребностям ее развития. Формирование постиндустриального информационного общества, расширение системы международных коммуникаций, обострение глобальной конкурентной борьбы на всех рынках предъявляют растущие требования к общей культуре и профессиональной компетентности, функциональной грамотности человека.

В образовательной системе за прошедшее десятилетие произошел ряд изменений. Монолит унифицированной советской школы был расколот введением права на вариативное образование. Появилась возможность выбора, зародились и встали на ноги авторские школы, окрепло движение учителей-новаторов, оформляются новые образовательные технологии. Однако все эти обнадеживающие явления коснулись не более чем 10% школ, в большинстве же отечественных учреждений среднего образования ситуация за прошедшее десятилетие существенно ухудшилась. Резко снизилась материальная обеспеченность школы, усилились негативные тенденции в области содержа ния и технологий образования, обусловленные сохранением авторитарно-бюрократических методов, подавляющих в детях всякую самостоятельность и инициативность, с одной стороны, и выхолащиванием содержания обучения — с другой.

Образование, которое должно строиться на основе требований современности и прогнозов, на многие годы отстало от темпов изменения жизни в стране и в мире. Образовательная система до сих пор транслирует готовые обобщенные знания, не ориентирована на их творческое освоение, она формирует память, а не мыслительные способности. В школе все еще жив бюрократический стиль управления, а скудность ресурсов усугубляется их нерациональным использованием. В результате содержание и методика обучения оказываются неадекватными современным квалификационным требованиям. Для преодоления очевидных трудностей необходимо сделать многое, в частности, в сфере освоения информационных технологий, социально-правовых дисциплин, иностранных языков. Необходимо восстановить воспитательную функцию школы, без чего самые эффективные методики обучения во многом теряют свою эффективность.

Школа должна содействовать успешной социализации молодежи и ее адаптации на рынке труда. Для этого следует обеспечить освоение учащимися ключевых социальных и профессиональных умений и навыков, формирование гражданского сознания и поведения.

Обновление содержания общего образования — не только и не столько «кабинетный» процесс. Сотни российских школ уже накопили интереснейший опыт. Государству надлежит поддерживать те учебные заведения, в которых существуют перспективные инновационные разработки, применяются передовые технологии, способствовать широкому распространению подобного опыта, организовывать переподготовку кадров.

Основным результатом обучения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, но и набор сформулированных педагогами и одобренных органами образования компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата необходимо:

1. Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что предполагает оптимальное сочетание фундаменталь ных и практических знаний, развитие способностей учащихся самостоятельно добывать информацию, расширение различного рода практикумов, интерактивных форм и т. д.

2. Совершенствовать технологии образования, расширив применение тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообразования, способствуют развитию инициативности и самостоятельности школьников.

3. Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ, в частности, путем создания профильных классов.

4. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук. Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки, обеспечивающие активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.).

5. Обеспечить базовую подготовку учащихся средней школы в области применения информационных и коммуникационных технологий.

6. Обеспечить освоение всеми выпускниками полной средней школы как минимум одного иностранного языка. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, родного и иностранных языков.

7. Обеспечить вариативность и доступность образовательных программ. Усилить дифференциацию образовательного процесса, в том числе путем создания индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся.

8. Усилить социально-гуманитарную направленность общего среднего образования, обеспечить расширение и конкретизацию его социального и культурного контекста на основе традиционных российских духовных ценностей.

9. Создать механизмы систематического обновления содержания общего образования.

10. Сделать систему образования открытой для ее основных «заказчиков» — родителей школьников.

Основой социальных гарантий в области образования является принцип равных стартовых возможностей и рав ного доступа российских граждан к образовательным услу гам.

Должно быть сохранено всеобщее бесплатное среднее и среднее специальное образование. Необходимо предоставить всем желающим право на бесплатную учебу в государственных вузах с обязательством работать по специальности в России после завершения учебы, предусмотрев обязанность выпускника вуза в случае эмиграции компенсировать затраты на его подготовку с уплатой накопленных процентов по рыночным ставкам. Российские налогоплательщики не должны финансировать «утечку мозгов» за рубеж и пребывание в вузах с ц е лью уклонения от службы в армии.

Необходимо повысить техническую оснащенность и методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий. Разумеется, требуется и резкое увеличение расходов на образование и профессиональное обучение молодежи, осуществление крупномасштабной программы восстановления и развития российского образования.

Все перечисленные выше направления социальной политики государства могут быть реализованы только на основе надежной и быстро растущей экономической базы, определяющей финансовые возможности развития здравоохранения, образования, науки и культуры.

2.4. Стратегия и источники экономического роста .

2.4.1. Стратегические установки. Отвечающая жизненно важным интересам России стратегия экономиче ского роста призвана обеспечить переход в кратчайшие исторические сроки к новому технико-экономическому укладу, основа которого — не хищническая эксплуатация невозобновляемых сырьевых ресурсов, а знания, научно- технический прогресс, развитие человеческого потенциа ла страны. Только экономический рост на современной научно-технической основе влечет расширение занятости населения в различных сферах производительного высо кооплачиваемого труда и повышение благосостояния народа.

Гармонично устроенные экономические модели развитых государств, учитывающие национальные особенности и конкурентные преимущества, сочетающие планирование развития и механизмы рыночной конкуренции, обеспечивают устойчивый рост производства и общественного благосостояния. Наша экономическая программа базируется на обобщении и творческом освоении мирового опыта успешной политики экономического роста, а также на четком понимании закономерностей развития современного общества и конкурентных преимуществ российской экономики.

Экономическая стратегия должна быть нацелена на решение основной задачи демократического государства — повышение благосостояния граждан. Не сам по себе рост ВВП, не учитывающий вывоз капитала, и даже не повышение среднедушевого дохода, не учитывающего дифференциации населения, а обеспечение достойного уровня жизни всем законопослушным гражданам — вот главная задача правительства и законодателя.

Имеющийся в стране научно-производственный потенциал позволяет добиться ежегодного прироста ВВП не менее чем на 10%, если государство будет проводить целенаправленную экономическую политику, предусматривающую структурную перестройку и модернизацию народного хозяйства на современной технологической основе, многократное повышение инвестиционной и инновационной активности.

Это возможно только при условии прироста инвестиций на уровне не ниже 20% в год. В противном случае выбытие производственных мощностей будет существенно превышать ввод новых и продолжится разрушение производственного потенциала страны. Объективные возможности роста капиталовложений значительны — объем сбережений, формирующихся в российской экономике, вдвое превышает объем инвестиций в развитие производства, что вместе с пресечением практики нелегального вывоза капитала и оздоровлением денежно-финансовой сферы, позволяет надеяться на не менее чем трехкратное увеличение сумм, инвестируемых в развитие производства.

Для решения задачи кардинального повышения инвестиционной и инновационной активности необходима система мер, включающая использование государственных гарантий для кредитования проектов освоения перспективных технологий, развертывание системы банков развития; реализацию целевых программ структурной перестройки экономики; переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы и прекращение нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах необходимо повысить эффективность контроля над ценами на энергоносители, товары и услуги естественных монополий, сдерживать рост этих цен на основе поощрения и поддержки добросовестной конкуренции.

Формирование экономической политики государства затрагивает интересы миллионов людей и предприятий, определяет перспективы развития страны. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его решение исключительно чиновникам. Основные цели, направления и мето ды реализации экономической политики должны формироваться в рамках широкого демократического процесса под контролем парламента и утверждаться законодательно, как это принято во многих развитых странах. Мы пред лагаем политику экономического роста, выстроенную на основе общенациональных интересов и объективных возможностей активизировать наш научно-производственный и человеческий потенциал, мобилизовать имеющиеся у государства резервы.

2.4.2. Природная рента — нереализованный резерв. Россия имеет крупнейшие в мире запасы полезных ископаемых; их прогнозный потенциал оценивается более чем в 140 трлн. долл. По объемам речного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии. Обеспеченность пахотными землями (на душу населения) больше среднемировой в 7 раз, запасы древесины — в 14 раз. По оценкам Мирового совета по энергии, на территории нашей страны сосредоточено около 60% мировых запасов невозобновляемых природных ресурсов, в том числе 20% запасов нефти, 35% газа, 12% угля. Значительны запасы золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов. Эффективное использование этого колоссального природно-ресурсного потенциала в общенациональных интересах может стать надежной основой для обеспечения широкой системы социальных гарантий и роста общественного благосостоя ния.

Большинство государств изымают сверхприбыль от использования природных ресурсов в свой бюджет и тратят на общенациональные цели. В экономической теории эта сверхприбыль, не зависящая от деятельности предприятий и получаемая за счет уникальных свойств эксплуатируемых природных ресурсов, называется природной рентой. По оценке Комитета по защите прав граждан на общенациональные природные ресурсы, ежегодный объем природной ренты, образующейся только при эксплуатации российских месторождений углеводородов и металлических руд, а также гидроэнергетических ресурсов, при нынешней ценовой конъюнктуре составляет более 50 млрд. долларов. В том числе, в нефтегазовом комплексе ежегодный объем природной ренты в 2000—2005 гг. оценивается в 35—50 млрд. долларов, в металлургическом комплексе — в 3—7 млрд. долларов.

Использование столь существенных доходов, образующихся за счет эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов в общенациональных интересах, позволило бы преодолеть хронический бюджетный кризис и обеспечить выполнение всех социальных обязательств государства. Однако эти доходы присваиваются небольшой группой находящихся при власти людей в своих частных интересах. Мы видим в этом вопиющую несправедливость и безответственность властей. Природные богатства дарованы нам Богом и должны использоваться в интересах всего общества, для решения общенациональных задач. Это предполагает сохранение государственной собственности на природные ресурсы общефедерального значения (месторождения газа, нефти, угля, металлических руд, химического сырья, драгоценных металлов и камней, а также лесные массивы и водные пространства).

Для реализации права собственности государства (и в его лице общества) на недра и другие природные ресурсы должен быть применен принцип платы за использование природных ресурсов в коммерческих целях. Необходимо восстановить платежи за использование недр и загрязнение окружающей среды, ввести прогрессивный налог на сверхприбыль, получаемую в ходе эксплуатации месторождений. Доступ частных предприятий к эксплуатации природных ресурсов должен регулироваться государством на началах открытой конкуренции, что предполагает создание механизма аукционной продажи прав на разработку месторождений и уникальных природных объектов. Плату за пользование водохранилищами в гидроэнергетических целях следует рассчитывать на основе природной ренты, исчисляемой как разница между среднеотраслевыми и индивидуальными издержками производства. Экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров должны исчисляться с учетом разницы между мировой ценой и издержками их производства по внутренним ценам.

Использование вышеперечисленных и других инструментов возврата природной ренты в доход государства как собственника природных ресурсов, успешно применяе мых в мировой практике, позволит в ближайшее время увеличить государственный бюджет не менее чем в полтора раза.

Возврат природной ренты в доход государства не должен подрывать механизм воспроизводства добывающей промышленности и других природоэксплуатирующих отраслей. У них должно оставаться достаточно прибыли для развития производства. Для этого механизм изъятия природной ренты предполагает дифференцированный подход к месторождениям и предусматривает вычитание из налогооблагаемой базы тех средств, которые вкладываются в развитие производства, разработку месторождений или экологические мероприятия. При таком подходе изыматься в доход государства будут сверхприбыли, которые проматываются сегодня паразитирующими на присвоении общенациональных богатств олигархами на приобретение дворцов, яхт, предметов роскоши или остаются на их зарубежных счетах. Это станет стимулом для предприятий добывающей промышленности по-хозяйски относиться к природным ресурсам, повышать эффективность производства и заботиться об охране окружающей среды.

2 4.3. Преодоление бюджетного кризиса. Бюджет является основным инструментом социально-экономической политики государства. Его эффективное использование предполагает программно-целевой подход к планированию государственных расходов на основе задач социально-экономической политики и действующих правовых норм. К сожалению, бюджетная политика нынешнего Российского государства не отвечает этим требованиям, ведется хаотично и крайне неэффективно. Критически важные для общества виды деятельности финансируются «по остаточному принципу», без учета законодательно установленных нормативов. Нет нацеленности на решение острейших социальных проблем, среди которых массовая бедность, преступность, технологическая отсталость и неконкурентоспособность экономики, незащищенность страны перед лицом многочисленных внешних угроз.

Нехватка средств для решения этих проблем сочетается со значительным налоговым бременем на труд и производство, которое необходимо снижать для стимулирова ния экономического роста. Вместе с тем государство теря ет сопоставимые с объемом бюджета доходы от эксплуатации принадлежащих ему источников. Их возврат под контроль государства позволит удвоить бюджет и кардинально поднять эффективность государственной бюджетной политики. В частности, направление в бюджет государства природной ренты и обеспечение полного возврата в страну выручки от экспорта природных ресурсов позволяет увеличить государственные доходы не менее чем в полтора раза, снизив одновременно налоги на труд и производство.

Существенный прирост государственных доходов может быть достигнут за счет повышения эффективности использования госимущества и других контролируемых государством источников. В том числе возврат государству прибыли Центрального банка, основу которой составляет осуществляемая им от имени государства денежная эмиссия, эффективное использование принадлежащих государству земель и недр, повышение эффективности работы контролируемых государством предприятий, восстановление государственного контроля за оборотом этилового спирта позволяют увеличить доходы бюджета на сотни миллиардов рублей.

В целом за счет перечисленных источников доход государства может быть удвоен. При этом не предполагается увеличения налогов на производственную деятельность, на труд, капитал, на имущество, доходы и расходы граждан. Напротив, наиболее обременительные налоги, препятствующие экономическому росту, могут и должны быть снижены. В частности, целесообразно освободить от налогообложения часть прибыли предприятий, вкладываемой в развитие производства, внедрение новой техники, создание новых рабочих мест. То же касается доходов граждан, направляемых на образование, медицинское обслуживание, строительство и приобретение жилья.

Увеличение бюджетных доходов позволит обеспечить полноценное финансирование всех законодательно установленных социальных обязательств государства, отмененных под предлогом нехватки денег. Следует восстановить нормативы бюджетного финансирования образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и т.д. При этом необходимо осуществить выравнивание социальных расходов на душу населения в регионах через механизмы межбюджетных отношений.

Удвоение бюджетных доходов позволит в 2—3 раза поднять зарплату врачам, учителям, ученым, военнослужащим, работникам культуры, сотрудникам органов государственной власти и управления, другим категориям занятых в государственных организациях.

В целях подъема инвестиционной и инновационной активности необходимо восстановление бюджета развития и системы федеральных целевых программ, ориентированных на решение приоритетных задач модернизации и структурной перестройки экономики и социальной сферы, а также существенное увеличение ассигнований на государственные закупки новой техники для государственных нужд, льготное кредитование жилищного строительства, организацию лизинга новой авиационной, сельскохозяйственной и других видов техники для социально значимых отраслей, предприятиям которых требуется государственная поддержка для привлечения долгосрочных кредитов под модернизацию и обновление основных фондов.

2. 4. 4. Стимулирование роста производства. Формирование механизмов расширенного воспроизводства, кардинальное повышение инновационной и инвестиционной активности, обновление всей производственной инфраструктуры составляют важные задачи политики экономического роста. Ее нацеленность на рост общественного благосостояния предполагает повышение доходов населения, активизацию конечного спроса государства, замещение импорта и восстановление сбережений населения с направлением их на приобретение отечественных товаров. Для этого необходимо:

•  организовать систему кредитования роста производства с использованием банков развития и механизмов рефинансирования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий;

•  расширить сферу потребительского кредита на отечественные товары длительного пользования;

•  обеспечить государственную поддержку развитию лизинга производимых в России техники, транспорта, оборудования;

•  ориентировать закупки для государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий, на приобретение отечественных товаров; прекратить расходование средств государственного бюджета всех уровней на приобретение импортных товаров при наличии отечественных аналогов.

•  стимулировать опережающий рост инвестиций в перспективные направления экономики за счет формирования государственных институтов и механизмов экономического развития, включая банки и бюджет развития;

•  организовать систему государственной поддержки высокотехнологического экспорта посредством страхования и предоставления льготных экспортных кредитов, субсидий на сертификацию и контроль качества продукции;

•  обеспечить восстановление полноценной системы денежного обращения путем переориентации механизма денежного предложения на финансирование производственной деятельности, восстановление всех функций национальной валюты, достижение полной конвертируемости рубля, придание ему статуса международной валюты, дедолларизации российской экономики;

•  развернуть механизмы долгосрочного кредитования производства, в том числе в агропромышленном комплексе, малом и среднем предпринимательстве с использованием льготных кредитов, государственных гарантий, банков развития;

•  добиться существенного уменьшение налоговой нагрузки на труд и производство — прежде всего за счет исключения из налогооблагаемой базы расходов на инвестиции, научные исследования, разработку и внедрение новых технологий, создание новых рабочих мест;

•  предоставить реальную государственную поддержку малому и среднему бизнесу, в том числе путем развертывания системы льготного кредитования малого предпринимательства;

•  проводить действенную антимонопольную политику, направленную на пресечение недобросовестной конкуренции, прекращение роста тарифов естественных монополий, защиту интересов отечественного товаропроизводителя, очищение экономики от организованной преступности и бюрократического произвола;

•  обеспечить защиту законно приобретенных прав собственности, а также восстановление права государства на незаконно приватизированное имущество;

•  усилить ответственность руководителей предприятий за результаты их хозяйственной деятельности на основе расширения контрольных функций акционеров, трудовых коллективов, государства;

•  создать систему предотвращения угрозы техногенных катастроф в главных системах жизнеобеспечения путем наведения порядка в управлении РАО ЕЭС, Газпрома, Связьинвеста, Транснефти, МПС одновременно с обеспечением прозрачности их деятельности при кардинальном повышении ответственности их руководителей;

•  принять государственную программу восстановления и модернизации жилищно-коммунального хозяйства с привлечением долгосрочных кредитов государственной банковской системы.

2.4.4.1. Структурная политика. Принятию концепции структурной перестройки экономики на основе современных технологий, разработке и реализации федеральных программ по ее осуществлению должен предшествовать выбор и реализация приоритетов технико- экономического развития. Определение приоритетов технико-экономиче­ско­го развития по основным направлениям научно- тех­нического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, гло бальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капи талоемкого оборудования отечественного производства. К выбираемым приоритетам следует предъявлять следующие требования.

С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным на правлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; иници­ировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, играя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровож даться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

К приоритетным направлениям, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:

— освоение современных информационных технологий;

— развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, агропромышленного комплекса, фармакологической и других отраслей промышленности;

— развитие новых микроэлектронных технологий и современных средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;

— развитие лазерных технологий;

— обновление парка гражданской авиации на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

— обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация атомных станций;

— развитие технологий переработки и использования природного газа;

— развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;

— развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

— развитие жилищного строительства и модернизации ЖКХ с использованием современных технологий;

— развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;

— модернизация непроизводственной сферы на осно ве современного отечественного оборудования ( диагности­ческие приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);

— оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Этот перечень приоритетных направлений технико-экономического развития составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

Работу по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

— обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, двукратное повышение бюджетных ассигнований на финансирование науки;

— оптимизация структуры оборонно-промышленного комплекса, погашение задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР в соответствии с требованиями законодательства;

— защита внутреннего рынка наукоемкой продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.

— выявление и поддержка развития технологий, ос воение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;

— стимулирование предприятий, внедряющих отечественные научно-технические разработки путем предоставления льгот по налогообложению и других видов государственной поддержки;

— разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

— субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

— учет затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

— создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

— субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

— сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных, а также по закупке научной литературы;

— поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

— активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ.

2.4.4.2. Внешнеторговая политика. Неотъемлемой составляющей политики экономического роста является реализация комплекса мер по эффективной защите интересов страны в условиях открытости российской экономики и острой международной конкуренции.

Необходимо защищать внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, одно временно повышая конкурентоспособность отечественного производства и содействуя продвижению отечествен ных товаров с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок. Для этого должны быть реализованы следующие направления и меры государственного регулирования внешней торговли:

— определение таможенных тарифов исходя из задач структурной и промышленной политики по расширению производства на существующих и вновь создаваемых мощностях, стимулирование импорта новейших технологий;

— восстановление жесткого госконтроля за качеством импортируемых товаров для защиты прав потребителей и устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей в процедурах контроля качества и сертификации продукции;

— принятие эффективных мер по защите внутреннего рынка с использованием количественных ограничений, антидемпинговых и компенсационных пошлин для устранения дискриминации отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке по условиям производства и поставок импортных товаров, особенно сельскохозяйственных;

— создание системы государственного страхования экспортных кредитов и поставок;

— разработку комплекса государственных гарантий и кредитов при финансировании экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для расширения инвестиционного сотрудничества;

— активизацию внешнеполитических усилий по устранению дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции, защите прав российских граждан и организаций за рубежом, созданию условий для взаимовыгодной международной экономической интеграции;

— максимальное развитие интеграционных процессов в пределах СНГ, восстановление на территории Содружества единого экономического пространства.

При вступлении России в ВТО недопустимо принятие условий, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и ведущих к росту безрабо тицы и снижению уровня жизни в стране. В частности, неприемлемо принятие каких-либо обязательств по повыше нию цен на энергоносители, либерализации иммиграционного режима, снятию всех ограничений на ввоз иностранных товаров, производство которых ведется в России. Необходимо сохранить возможности проведения активной политики стимулирования инновационной и инвестиционной активности, создания условий для экономического роста.

2. 4. 5. Агропромышленная политика и модернизация лесопромышленного комплекса. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) имеет жизненно важное для общества значение, определяя одну из главных составляющих национальной независимости государства — его продовольственную безопасность.

В бюджете средней российской семьи расходы на продукты питания достигают 50-60 процентов всех затрат. В то же время потребности населения страны в основных продуктах питания за счет отечественного производства с каждым годом удовлетворяются все меньше. Доля импорта в общем объеме потребления населением продовольствия достигла — 30-32%, что выше критического уровня продовольственной безопасности страны.

Нормализация воспроизводства агропромышленного комплекса требует соответствующей государственной политики, обусловленной как текущими проблемами, так и объективными трудностями сельскохозяйственного производства, связанными с цикличностью и рискованностью этой отрасли, а также особыми условиями крестьянского образа жизни.

Во-первых, необходимо активное участие государства в создании рынка продовольствия, в том числе:

•  формирование Федерального страхового фонда (по международным нормам, на 60 дней питания) в размере не менее трех миллионов тонн продовольственной пшеницы.

•  осуществление закупок зерна и других продуктов первой необходимости в региональные продовольственные фонды.

•  решительная декриминализация и демонополизация товаропроводящей сети, организация сельскохозяйственным товаропроизводителям прямого доступа к рынкам городов, которые необходимо очистить от организованной преступности.

•  создание полноценной системы долгосрочного кредитования АПК и лизинга оборудования, которая позволит крестьянским хозяйствам создавать собственные перерабатывающие мощности, освобождаясь от диктата монополистов.

Во-вторых обеспечить должную защиту внутреннего рынка от недобросовестных импортеров. Импорт продовольствия играет существенную роль в снабжении наших сограждан, и речь не идет о том, чтобы вовсе отказаться от ввоза продуктов сельскохозяйственного производства. Однако чтобы создать благоприятные для отечественных производителей конкурентные условия и обеспечить более полное удовлетворение спроса, необходимо:

•  определить рациональную структуру импорта, которая обеспечивала бы баланс интересов государства, населения и сельхозпроизводителей, разработать меры, позволяющие оптимизировать эту структуру;

•  ввести компенсационные пошлины на импортные товары, производство и экспорт которых субсидируется зарубежными государствами;

•  обеспечить жесткий контроль качества импортируемых продуктов питания и сырья для их производ ства в соответствии с принятыми в России стандарта ми.

В-третьих, целесообразно повышение удельного веса расходов на сельское хозяйство и рыболовство в бюджетах всех уровней.

Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство упали с 9,8% в 1991 году до 3% в 2004 году. Перенесение финансирования инженерной и социальной инфраструктуры села с федерального на территориальный уровень привело к резкому снижению инвестиций в развитие производства. Недоступность долгосрочных кредитов для подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий диктует необходимость мер государственной поддержки для воспроизводства и обновления основных фондов.

Особое значение имеет внедрение современных технологий с применением передовых научных достижений, позволяющих многократно повысить эффективность растениеводства и животноводства, обеспечить прибыльное ведение хозяйства в традиционно убыточных зонах.

В-четвертых необходимо развитие системы кредитования сельского хозяйства.

Нынешнее тяжелое финансовое положение подавляющего большинства товаропроизводителей сделало кредит недоступным. С учетом того, что убыточность сельского хозяйства стала результатом дискриминации этой отрасли через «ножницы цен», субсидируемый иностранными государствами импорт и неоправданно высокие процентные ставки, необходимы определенные меры государственной поддержки для выравнивания финансового положения отрасли:

•  отсрочить все долги на пять лет;

•  расширить объемы льготных кредитов с применением механизмов субсидирования процентных ставок;

•  при помощи бюджета развития и других специализированных финансово-кредитных институтов организовать предоставление долгосрочных кредитов для сельхозпредприятий под обновление основных фондов:

•  принять меры по стимулированию деятельности кредитно-финансовых институтов в аграрном секторе, в частности — кредитных кооперативов.

Аналогичные проблемы предстоит решать и в других отраслях, использующих воспроизводимые природные ресурсы — в лесопромышленном комплексе и в рыбном хозяйстве.

Рыбное хозяйство, как и агропромышленное производство, характеризуется сезонностью и ведется в условиях погодно-климатических рисков, объективно снижающих прибыльность и инвестиционную привлекательность отрасли. Для преодоления этих негативных факторов необходима государственная поддержка, в том числе:

— организация льготного кредитования оборотных средств рыболовецких хозяйств;

— создание при финансовой поддержке государства системы лизинга рыболовецких судов, плавбаз и других капиталоемких машин, оборудования для рыбопромышленного комплекса;

— восстановление и развитие государственной системы воспроизводства рыбных ресурсов, а также контроля над их использованием;

— создание эффективной системы распределения прав на вылов рыбы в интересах отечественных рыболовецких хозяйств;

— введение системы автоматизированного мониторинга всех рыболовецких судов, находящихся в российских водах.

Россия обладает крупнейшими в мире запасами лесных ресурсов. Однако эффективность их использования на порядок ниже, чем во многих иных странах. Это объясняется несовершенством транспортных коммуникаций и недостаточной развитостью инфраструктуры лесозаготовительных производств, удаленностью деревообрабатывающих предприятий от доступных для эксплуатации лесов, изношенностью оборудования и низким техническим уровнем предприятий отрасли. Кроме того, исторически сложившаяся государственная политика в области лесного хозяйства не обеспечивает эффективное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

При поддержке банка и бюджета развития должны быть реализованы следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса:

•  внедрение системы сертификации лесных ресурсов и лесохозяйственной деятельности;

•  формирование комплексных деревообрабатывающих производств, основанных на углубленной переработке леса;

•  повышение инвестиционной привлекательности лесной промышленности за счет пересмотра механизмов налоговой политики;

•  обеспечение эффективной практики лесопользования, проведение лесозащитных и лесовосстановительных мероприятий;

•  стимулирование спроса на продукцию лесопромышленного комплекса (строительство комфортных индивидуальных домов на основе использования продуктов переработки древесины, расширение мощностей целлюлозно-бумажной промышленности, использование гидролизного спирта в качестве моторного топлива и др.);

•  развитие автономных источников тепло- и электроэнергии на основе биотоплива из древесины;

•  организация переработки мелкотоварной древесины и отходов лесозаготовок в корма и кормовые добавки для скота.

Необходимые условия развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса — льготное кредитование, финансирование централизованных мероприятий по защите и восстановлению лесных угодий. Для обновления основных фондов отрасли необходимо создание государственной лизинговой компании, предоставляющей в долгосрочную аренду предприятиям современное оборудование и технику, изготовленные на отечественных машиностроительных заводах.