Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«УСЛОВИЯ И РИСКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ВТО)» 

Аналитический доклад подготовлен Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна)

Опубликовано в: Будущее России

4.7. Вышедший в апреле 2012 г. доклад Всемирного банка по России прогнозирует, что вступление России в ВТО обеспечит России дополнительный прирост ВВП в ближайшие годы на 3,3%, а в течение10 лет – до 11% в год. Однако при этом ВБ утверждает, что 72% этого прироста станут следствием развития сферы услуг в результате прихода на российский внутренний рынок зарубежных компаний, причем прежде всего – финансовых компаний. А еще 18% прироста ВВП, по прогнозу ВБ, обеспечит снижение импортных пошлин, благодаря которому Россия сможет закупать иностранные товары, оборудование, комплектующие и материалы по более низким ценам. И лишь 10% прироста ВВП Россия имеет шансы получить за счет улучшения условий экспорта стали, цветных металлов и химикатов.

То есть, при анализе условий вступления России в ВТО Всемирный банк признает, что главным (и, якобы, позитивным) результатом этого акта станет массированная экспансия зарубежных корпораций на все российские внутренние рынки. Никакое расширение возможностей допуска России на зарубежные рынки, а также возможностей исправления «сырьевого перекоса» в производственных секторах национальной экономики при этом не предполагается. В частности,страны-члены ВТО не взяли на себя никаких обязательств по снижению тарифных и нетарифных барьеров для экспорта продукции российской обрабатывающей промышленности.

4.8. Необходимо отметить, что перечисленные ВБ меры либерализации допуска зарубежных корпораций на наш внутренний рынок, якобы обеспечивающие прирост ВВП, Россия могла бы принять в порядке собственных законодательных решений, не вступая в ВТО. И не беря на себя неотменяемых обязательств, лишающих правительство практически всех возможностей самостоятельной реализации структурной, промышленной, социальной и иной политики.

5. Перспективы дальнейших негативных для России трансформаций норм ВТО

5.1. В ВТО готовится новый договорный пакет, касающийся экспортных пошлин на энергоносители и сырье, и требующий отмены этих пошлин. Пакет предполагается вынести на обсуждение в ходе следующего саммита Дохийского раунда переговоров по ВТО.

В случае отмены пошлин на экспорт нефти и газа прямые потери бюджета России составят более $110 млрд долл. в год.

5.2. В ВТО готовится пакет документов, в котором предусмотрено резкое ограничение суверенных прав государств на регулирование инвестиционных процессов на своих территориях. Согласно проектам этих документов, зарубежные корпорации должны получить право в судебном порядке оспаривать те национальные законы, которые снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной деятельности в соответствующих странах. А также – требовать компенсаций за понесенный ущерб и упущенные прибыли. Причем генеральным арбитром в такого рода спорах будут не национальные судебные органы, а Суд ВТО.

5.3. В ВТО готовится пакет документов, запрещающих странам-участницам регулировать объемы (квоты) поставок товаров, включая сырьевые товары, на мировой рынок , что считается манипулированием рынками. Впервые тезис о необходимости запрета на такое регулирование Генеральный директор ВТО Паскаль Лами озвучил в 2010 г.

В то же время, в ВТО уже идет судебный процесс по иску США, ЕС и Японии против КНР по вопросу квотирования Китаем добычи и поставок на мировой рынок редкоземельных металлов. Если КНР этот процесс проиграет, будет создан прецедент, а далее соответствующие требования не-регулирования объемов экспорта будут включены в общий пакет обязательств стран в ВТО.

5.4. Далее, в ВТО готовится пакет документов, запрещающих национальным финансовым регуляторам обеспечивать преференции своим производителям за счет заниженного по сравнению с паритетом покупательной способности (ППС) курса национальной валюты. Попытки США и ЕС обвинить в таком «манипулировании курсом» руководство КНР пока осторожны (ЕС и США слишком сильно зависят от торговли с Китаем) и потому безуспешны.

По указанной причине весьма вероятно, что прецедент (для правовой системы ВТО прецедент имеет ключевое значение) будут пытаться создать на основе обвинения России, которая также имеет курс рубля, заниженный по сравнению с ППС.

Если такое обвинение состоится и будет успешным, Россия лишится последнего инструмента хотя бы частичного поддержания конкурентоспособности большинства отраслей национальной экономики и на внутреннем, и на глобальном рынке.

5.5. Наконец, по данным зарубежных источников и признанию главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, ряд стран уже подготовил иски к России в Суд ВТО по оспариванию национальных правовых норм, которые они считают «ограничивающими торговлю более, чем необходимо». Практика подобных исков опять-таки показывает, что они удовлетворяются в пользу развитых стран, способных «продавить» в ВТО нужное решение.