Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Угрозы развитию России и задачи стратегического планирования» 
С. Ю. Малков, Д.С. Чернавский и др.

Опубликовано в: Актуальное, Будущее России

Угрозы развитию России и задачи стратегического планирования1

Гринин Леонид Ефимович, Малков Сергей Юрьевич, Пантин Владимир Игоревич, Чернавский Дмитрий Сергеевич

1. Проблемы становления системы стратегического планирования в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации создается система стратегического планирования, в рамках которой должны быть объединены процессы стратегического целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными документами, регламентирующими стратегическое планирование в РФ, являются Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Обобщенная схема системы документов стратегического планирования в соответствии с Законом №172-ФЗ изображена на рис.1.

Рис.1. Обобщенная схема системы документов стратегического планирования в соответствии с Законом №172-ФЗ

В соответствии с Законом №172-ФЗ формирование системы стратегического планирования должно быть завершено к концу 2016 г. Это очень важная, но трудновыполнимая задача. Хотя количество выпускаемых на всех уровнях государственной власти документов стратегического планирования постоянно растет (сейчас оно исчисляется сотнями), но это количество пока не переходит в качество. Проблемы, которые тормозят формирование системы стратегического планирования и управления в Российской Федерации, многообразны. Мы не претендуем на их исчерпывающий анализ, но хотели бы остановиться на ряде важных аспектов. К методическим проблемам реализации Закона №172-ФЗ относятся, в частности, следующие:

- не отработана единая система целеполагания на долгосрочный период, вследствие чего сложно выстраивать приоритеты при планировании мероприятий по обеспечению национальной безопасности и социально-экономического развития;

- отсутствует единая система количественных целевых показателей и критериев эффективности;

- не отработаны вопросы согласованного решения задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

- система планирования по существу до сих пор организована по отраслевому (а не программно-целевому) принципу;

- бюджетный процесс не связан с процессом стратегического планирования;

- не выстроены процессы и циклы стратегического планирования и управления, краткосрочное планирование слабо связано с долгосрочными целями;

- стратегический прогноз подменяется долгосрочным прогнозом (проецированием в будущее существующих тенденций);

- деление задач на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные производится формально, что затрудняет стратегическое маневрирование ресурсами;

- оценка эффективности Госпрограмм проводится формально;

- существующие информационно-аналитические системы государственных органов в основном решают задачи оперативного управления, а также реагирования на чрезвычайные ситуации (процессное и проектное управление); отсутствуют информационно-аналитические системы, комплексно поддерживающие процесс стратегического планирования и управления на федеральном и региональном уровнях.

Представляется, что сложности в решении этих проблем во многом связаны со слабым пониманием того, какова реальная ситуация, в которой оказалась современная Россия и мир в целом, каков комплекс краткосрочных и долгосрочных рисков и угроз российскому развитию, каковы возможности парирования этих угроз. Ответы на данные вопросы должны лечь в основу стратегического планирования в Российской Федерации.

2. Риски и угрозы развитию России2

Особенности текущей ситуации

Под влиянием серьезных внешних и внутренних обстоятельств Россия в настоящее время оказалась в ситуации жесткого испытания на прочность. Избежать серьезных негативных последствий можно только путем принятия срочных и решительных мер. К сожалению, ранее принятые решения о преодолении внутренних проблем (переход на инновационный путь развития, модернизация и т.д.), так пока и не выполнены. На это наложились внешние проблемы, связанные с событиями на Украине, санкциями Запада, падением цен на нефть, а также кризисные явления, характерные для современного этапа мирового развития. Это кризис перехода от пятого к шестому технологическому укладу [2, 3] (Приложение 1), а также более фундаментальный кризис взаимодействия Центра мировой системы (стран Запада) и ее Периферии (остальных стран) [4, 5] на текущем историческом этапе (Приложение 2). Усилившаяся конкурентная борьба между государствами еще более обостряется в связи с тем, что глобализация в рамках пятого технологического уклада дошла до своих естественных пределов и перестала быть стимулом развития мировой экономики. В связи с этим, к упомянутым кризисам добавился кризис глобализации [6], назрела необходимость кардинальной перестройки мировой экономической, финансовой и политической системы.

Дестабилизация мировой ситуации породила следующие глобальные риски:

риск затяжного мирового финансово-экономического кризиса (типа «Великой депрессии»), связанного со снижением нормы прибыли и исчерпанием потенциала развития в рамках текущего технологического уклада;

риск краха мировой финансово-валютной системы, основанной на использовании доллара США в качестве резервной валюты;

риск глобальной войны вследствие разрушения существующей системы международной безопасности, роста числа региональных военных конфликтов, перекраивания границ, расширения и переформатирования военных союзов;

демографические и социальные риски в связи с массовыми миграциями населения, рост социальной напряженности, угроза революций и гражданских войн.

В условиях перечисленных рисков стратегия США и их ближайших союзников направлена на то, чтобы сохранить (и по возможности усилить) свои позиции и ослабить геополитических конкурентов. В этой стратегии России отведена роль сырьевого придатка, рынка сбыта западных товаров, страны, не обладающей политической субъектностью. Страны Запада (прежде всего, США) поставили себе приоритетной целью социально-экономическую и политическую дестабилизацию России, по сути, объявив ей информационную, политическую, экономичесую и финансовую войны и пытаясь втянуть ее в горячую войну. При этом в РФ существуют серьезные нерешенные внутренние проблемы, осложняющие противостояние внешнему давлению. Указанные проблемы связаны с сырьевым характером экономики, слабостью отечественной промышленности, отсталостью и изношенностью инфраструктуры, недостаточным спросом на отечественные инновации в обществе и, как следствие,  недостаточным финансированием науки, системы образования и здравоохранения, отсутствием единства внутри элиты и ее ответственности за страну, общим снижением социокультурного капитала нации и ее элиты. Существующая модель экономического регулирования тормозит экономический рост, ведет к сжатию кредитного рынка, к зависимости крупного бизнеса от иностранных кредитов, к высокому уровню имущественного расслоения.

В этой связи, если Россия не только стремится выжить как суверенное государство, но и хочет, чтобы реализовалась альтернативная модель мира, основанная не на диктате одного центра силы, а на кооперативных началах с согласованием интересов всех стран (Приложение 2), то ей нужно выработать стратегию действий, парирующую краткосрочные и среднесрочные угрозы стране и ориентированную на достижение долгосрочной цели по формированию указанного альтернативного миропорядка.

Для выработки стратегии парирования угроз необходимо понимать динамику их нарастания (актуализации угроз во времени).

Риски и угрозы развитию России в динамике их актуализации

1) В краткосрочной перспективе (на протяжении 2015 г.) наиболее значимыми для РФ будут бюджетно-финансовые и экономические риски: девальвация рубля в результате падения цен на нефть и целенаправленных действий внутренних и внешних валютных спекулянтов, нехватка валюты для расчетов по долгам российских предприятий иностранным банкам, ухудшение экономических условий для бизнеса, экономический кризис вследствие западных санкций, утечки капиталов, инфляции, демонетизации. При этом имеет место низкий уровень исполнения принимаемых решений, что резко снижает возможности парирования рисков финансово-экономической дестабилизации.

2) В краткосрочно-среднесрочной перспективе (в период 2015-2016 гг.) серьезными будут внутриполитические и социальные риски, связанные с последствиями экономического кризиса и попытками США и других западных стран дестабилизировать социальную и внутриполитическую ситуацию в России, вызвать раскол элит, добиться «майдана» или «цветной революции» в РФ.

3) В среднесрочной перспективе (в период 2016-2020 гг.) наиболее серьезными станут геополитические и военные риски. Эти риски включают столкновение с США и странами ЕС из-за Украины и Сирии, а также с талибами и исламскими боевиками в странах Центральной Азии. Масштабы вовлеченности стран НАТО в конфликты на территории стран СНГ и исламских боевиков, финансируемых Саудовской Аравией и Катаром, в Центральной Азии могут резко возрасти после 2016 г., когда новым президентом США с высокой вероятностью станет республиканец-неоконсерватор. Зоной риска могут стать стратегически важные для РФ Белоруссия и Казахстан в случае смены лидеров в этих странах. Возможности мирного урегулирования конфликтов будут падать вследствие снижения действенности международных институтов безопасности и ухудшения глобальной управляемости. В этот период эскалация локальных конфликтов может создать реальную угрозу Большой гибридной войны стран НАТО с Россией, включая прямую военную конфронтацию между ними.

4) В долгосрочной перспективе (до 2025 г.) наиболее серьезными рисками для России станут, во-первых, риски технологического отставания в связи с массовым введением новых технологий передовыми странами и, во-вторых, демографические риски (падение рождаемости и увеличение смертности, нехватка рабочей силы и кадров для армии, малое количество молодежи в возрасте 18-30 лет). Эти риски могут наложиться на сохраняющиеся внутренние угрозы национальной безопасности, вызванные длительным периодом стагнации общего развития страны (прежде всего, социально-экономического) и продолжающимся оскудением социокультурного капитала нации и ее элиты.

Кроме того, необходимо отдельно выделить угрозы и риски в информационной и идеологической сферах:

в краткосрочном плане угрозы связаны с возможностью утраты контроля над СМИ и Интернетом, с кибер-атаками зарубежных государств;

в среднесрочном плане серьезен риск дезинтеграции общества (раскола элит) в случае, если не будет выработана общенациональная идеологическая платформа;

в долгосрочном плане возможна утрата значимости России как авторитетного игрока на международной арене, если она не предложит привлекательной для других стран концепции нового мироустройства, основанного на принципах кооперации и мирного взаимодействия разных народов и культур, развития цивилизационного и культурного многообразия (Приложение 3), а не на принципах конкуренции и унификации, насаждаемых странами Запада.

Что делать?

Стратегическими задачами России являются следующие:

1) в краткосрочном периоде – выдержать мощное давление со стороны стран Запада (за счет мобилизации имеющихся ресурсов, консолидации властной и интеллектуальной элиты, грамотной внешней политики);

2) в среднесрочном периоде – укрепиться экономически (за счет развития высокотехнологичных производств и импортозамещения), идеологически (путем выработки общенациональной идеологической платформы) и в военном отношении;

3) в долгосрочном периоде – победить, то есть выйти в лидеры нового миропорядка (для этого нужно обеспечить максимальные выгоды от перехода к шестому технологическому укладу и предложить концепцию миропорядка, которая будет привлекательна для большинства стран).

При этом в отношении сложившейся ситуации необходимо иметь в виду следующее:

- переход в ближайшие годы к конфронтационным методам решения проблем (включая экономические, финансовые, информационные и др. войны), по-видимому, неизбежен. Так было всегда в периоды смены технологических укладов и вряд ли нынешняя ситуация перехода от пятого к шестому технологическому укладу будет исключением из правила (Приложение 1);

- в настоящее время, когда глобализация (ведущая к снижению суверенитета государств) претерпевает кризис (Приложение 2), происходит смена парадигм и усиление тенденций изоляционизма и самодостаточности в политике многих стран мира (аналогичная ситуация была перед Первой и Второй мировыми войнами). В такие периоды в политике и экономике объективно возрастает роль государства и патернализма;

- в перспективе, после преодоления кризиса, будет сформирован новый миропорядок. Каким он будет – зависит от активной позиции стран-субъектов мировой политики. Этот миропорядок нужно готовить и проектировать. В этой проектной работе Россия обладает уникальным цивилизационным опытом и имеет шанс стать одним из лидеров (Приложение 3);

- при выработке стратегии России в сложившейся ситуации надо исходить из принципа: неординарные условия требуют неординарных решений.

3. Перечень важнейших мер по парированию угроз и решению стратегических задач

 1. В КРАТКОСРОЧНОМ периоде необходимо выдержать мощное давление со стороны стран Запада.

Для этого в финансовой и экономической сферах с целью стабилизации ситуации и уменьшения негативных последствий от западных санкций необходимо:

- установить жесткий контроль государства за валютными операциями с целью ограничения вывоза капитала и недопущения дестабилизации национальной валюты;

- ввести меры по контролю за ценами (при необходимости – установить «потолок цен» и ввести «карточки» на отдельные виды продукции);

- добиться увеличения уровня инвестиций в экономику путем:

снижения кредитных ставок для бизнеса (с одновременным принятием мер по предотвращению перетекания дешевых кредитов в валютные спекуляции);

создания преференциальных условий для частных инвесторов;

увеличения государственных инвестиций в приоритетные отрасли;

повышения уровня монетизации экономики за счёт адресной (безинфляционной) эмиссии и государственных валютных займов;

- повысить доходы бюджета за счет введения дополнительных акцизов на алкоголь и табак, а также за счет перехода к прогрессивной шкале налогообложения;

- использовать возможности союзных и дружественных государств для обхода санкций и смягчения их последствий;

- установить персональную ответственность руководителей экономического блока правительства за реализацию антикризисной политики;

- законодательно установить ответственность Центрального банка за состояние экономики России и обеспечение экономического роста.

Во внутриполитической и социальной сферах с целью недопущения дестабилизации ситуации следует:

- принять меры по повышению доверия общества к власти (включая систематическое публичное разъяснение действий власти, реальную борьбу с коррупцией, расширение показа в СМИ позитивных моментов в экономике и обществе СМИ);

- организовать общественно-информационное противодействие «пятой колонне» внутри страны, способствовать организации общественных движений типа «антимайдана»;

- усилить контроль за деятельностью местных властей, увеличить возможности обратной связи для получения информации на местах, своевременного устранения негативных  явлений;

- по возможности отказаться от мероприятий, которые не являются критическими для власти, но способны спровоцировать массовые протесты (вроде закрытия больниц и увольнения врачей под предлогом экономической оптимизации).

В геополитической и военной сферах с целью предотвращения развития событий по эскалационному сценарию необходимо:

- противостоять давлению США, тесно сотрудничать с дружественными странами (БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др.), объяснять и твердо отстаивать свои национальные интересы;

- продолжать поддержку ДНР и ЛНР, играющих роль «буферных» образований, с целью недопущения войны России с Украиной из-за Крыма и образования на границе с Россией враждебного украинского государства.

В научно-технологической сфере с целью недопущения отставания в развитии необходимо:

- провести «инвентаризацию» научных школ, создать стимулы для их сохранения и развития;

- разработать приоритеты технологического развития страны;

- разработать механизмы противодействия системе выдачи «липовых» дипломов о высшем образовании и утверждения «липовых» диссертаций;

- сформировать научно-технологические кластеры «нового поколения», с амбициозными, активными и патриотичными учеными во главе, помогать им становиться «лидерами мнений» нового поколения;

- создать условия для ускоренного внедрения новых и новейших технологий путем налоговых льгот и других преференций, повышения заинтересованности крупных корпораций и предприятий во внедрении новой техники и новых технологий через премии за внедрение инноваций.

В демографической сфере с целью недопущения ухудшения ситуации необходимо:

- релизовать демографический манёвр (добиться снижения смертности через значительное повышение акцизов на табак и алкоголь, направив полученные деньги на поддержку рождаемости, в том числе путем предоставления льгот многодетным семьям на приобретение жилья) (Приложение 4);

- сохранить материнский капитал, расширить льготы для многодетных;

- трудоустроить беженцев из Украины, отрегулировать потоки иммигрантов из стран Центральной Азии в соответствии с потребностями экономики и сохранением стабильности российского общества (недопущением «исламизации», межэтнических конфликтов).

2. В СРЕДНЕСРОЧНОМ периоде необходимо укрепиться экономически, идеологически и в военной области.

Для этого в финансовой и экономической сферах с целью перехода на траекторию устойчивого роста необходимо:

- для преодоления санкций развивать импортозамещение (в том числе посредством введения квот на отечественную и импортную продукцию в торговых сетях), для преодоления экспортно-сырьевого характера экономики развивать обрабатывающие производства (пользуясь низким курсом рубля);

- формировать общественно-государственные механизмы содействия развитию спроса на отечественные инновации (через профессиональные ассоциации, молодежные движения, общественные проекты и т.д.);

- всемерно поощрять инвестиции, включая создание особых льготных условий (и принятие необходимых законов и решений) для крупных прямых инвесторов в импортозамещающие отрасли, которые являются важными с точки зрения безопасности (фармацевтика, медицинское оборудование и другие);

- увеличить объем государственных инвестиций в экономике при повышении ответственности за их эффективное использование;

- создать национальную и международную (в кооперации с дружественными странами) платёжные системы обслуживания банковских карт для исключения критической зависимости от иностранных платежных систем;

- начать интенсивную модернизацию дорожно-транспортной и других инфраструктур для снижения трансакционных издержек отечественного производства;

- интенсифицировать (в том числе в союзе с КНР и другими странами БРИКС) развитие финансовых центров и институтов для снижения зависимости от доллара и евро;

- интенсифицировать торгово-экономические и инновационно-технологические связи со странами БРИКС и Евразийского экономического союза для снижения зависимости от западных экономик и реализации взаимовыгодного сотрудничества.

Во внутриполитической и социальной сферах с целью укрепления единства общества и снижения внутренней конфликтности важно:

- не допустить существенного снижения уровня жизни, ухудшения положения основной части населения;

- жестко пресекать межэтнические конфликты;

- при активной поддержке СМИ начать формирование новой когорты молодой российской элиты (ученых, деятелей культуры, администраторов) – успешных профессионалов, руководящих крупными технологически сложными проектами. Значительно повысить престиж интеллектуальной деятельности;

- добиться обновления и консолидации элиты, ее ориентации на достижение национальных интересов;

- с целью роста эффективности и качества органов управления повысить персональную ответственность, оценивать работу по результатам, в том числе, по оценке работы населением;

- сформировать и распространять внутри страны и за ее пределами ценностные установки российского общества, понятные и притягательные для всего мира.

В геополитической и военной сферах с целью укрепления геополитических позиций России необходимо:

- развивать ОПК и производство новых современных видов вооружений, в том числе «умного» и «высокоточного» оружия для обеспечения необходимого уровня обороноспособности;

- укреплять кооперацию в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ, Евразийского Союза с целью выработки согласованной позиции по важнейшим международным вопросам;

- укреплять границы Таджикистана с Афганистаном, усилить борьбу с наркотрафиком, поддерживать афганцев, не желающих признавать власть талибов и «Исламского государства».

В научно-технологической сфере с целью улучшения сложившейся ситуации необходимо:

- увеличить долю капиталовложений в науку, образование, наукоемкие и высокотехнологичные производства, одновременно усилив государственный контроль за технологическим развитием и его кадровым обеспечением;

- приглашать инвесторов, обладающих нужными технологиями, предоставляя им различные льготы;

- развивать совместные технологические проекты с партнерами по БРИКС и с другими дружественными странами;

- для закрепления конкурентных преимуществ развивать проекты в тех сферах деятельности, в которых имеется существенный задел (космос, атом, вооружения), используя их как точки роста для развития смежных областей;

- реализовать несколько региональных инфраструктурных проектов, которые могут послужить в будущем опорными точками для полномасштабных инфраструктурных проектов в рамках всей страны.

В демографической сфере с целью стимулирования рождаемости необходимо:

- решить проблему нехватки дошкольных детских учреждений;

- сохранить (и усилить) антиалкогольную и антитабачную политику.

3. В ДОЛГОСРОЧНОМ периоде необходимо победить, то есть выйти в лидеры нового миропорядка.

Для этого в финансовой и экономической сферах для получения конкурентных преимуществ необходимо:

- интенсифицировать массовое введение новых технологий, целевым образом используя их возможности в интересах развития слабоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока;

- интенсифицировать экономическое развитие страны через инфраструктурные мегапроекты;

- отработать систему стратегического планирования и управления в РФ, обеспечивающую эффективное государственное регулирование рыночной экономики в интересах всего общества;

- для снижения издержек и неэффективного расходования ресурсов переходить к экономике, в которой за счет информационных технологий в режиме реального времени осуществляется согласование интересов потребителей и производителей;

- для обретения финансовой независимости постепенно вытеснять из внешнеэкономических расчетов доллар и евро, переходить на расчеты со странами БРИКС и Евразийского союза в рублях, юанях, рупиях и т.п. Активно развивать с этими странами финансовые системообразующие центры, банки, институты, а также систему рейтинговых агентств;

- эмиссионную политику Центрального банка ориентировать на задачи экономического роста.

Во внутриполитической и социальной сферах с целью гармонизации общества следует:

- уменьшить в РФ социальное неравенство путем ограничения доходов сверхбогатых – крупных чиновников, менеджеров крупных компаний, банкиров и др.;

- добиваться роста человеческого капитала, повышать инвестиции в человеческий капитал,  прежде всего — в образование и здравоохранение;

- расширить контроль населения над деятельностью чиновников (по типу деятельности «Народного фронта»), стимулировать общественную активность населения, законодательно обязать местные власти регулярно публично отчитываться перед населением.

В геополитической и военной сферах с целью выхода на лидерские позиции необходимо:

- поддерживать союзные политические режимы в Белоруссии, Казахстане и других странах ближнего зарубежья, способствовать обеспечению в них преемственности власти;

- добиваться тесного союза развивающихся стран, стать его лидером на основе предложенной Россией и принятой участниками союза глобальной идеологической платформы;

- на основе цивилизационного российского опыта предложить мировому сообществу модель кооперативного развития (Мир-организм) и системы глобального управления, учитывающей интересы всех стран;

- предложить систему коллективной безопасности, снижающей риски военных конфликтов.

В научно-технологической сфере с целью обеспечения высоких темпов развития следует:

- сформировать систему, обеспечивающую постоянный внутренний спрос на инновации (например, через реализацию инфраструктурных мегапроектов по освоению территорий Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера);

- повысить престижность и привлекательность работы в сфере науки и образования, перейти к стратегическому планированию в области подготовки научных кадров.

В демографической сфере с целью обеспечения долгосрочного роста населения необходимо:

- сделать демографию и здравоохранение приоритетными направлениями государственной политики.

Программа действий по парированию угроз и рисков России должна лечь в основу системы стратегического планирования и управления в Российской Федерации, создаваемой в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2015 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

 Приложение 1

 Кризис смены технологических укладов

Технологический уклад – это совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно3. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса и сопряжена с длинными кондратьевскими циклами в экономике (рис.1).

 Рисунок 1 – Четвертый и пятый циклы Кондратьева, сопряженные с четвертым и пятым технологическими укладами

Логика циклов следующая. Цикл начинается с кризиса, обусловленного исчерпанием возможностей технологий предыдущего уклада по обеспечению экономического роста. Во время кризиса идет поиск новых драйверов экономического развития. Появление новых технологий дает импульс развитию, и начинается повышательная фаза нового кондратьевского цикла, во время которого свободные капиталы идут в реальный сектор экономики. Затем, по мере насыщения спроса, начинает действовать закон убывающей доходности, и экономическая эффективность нового технологического уклада уменьшается. Свободные капиталы уходят из реального сектора на финансовый рынок, стимулируя финансовые спекуляции. Темпы экономического роста падают. Наступает кризис, выход из которого возможен лишь на основе появления и внедрения технологий более нового уклада, которые запускают очередной виток технического и экономического развития.

Важно, что исчерпание возможностей роста в рамках текущего технологического уклада приводит к серьезному экономическому кризису и обострению международной политической обстановки. Вторая мировая война, а также завершающая стадия «холодной войны», результатом которой стал распад СССР, были проявлениями таких кризисов. Сейчас мы вступили в аналогичный кризисный период (см. рис.1).

С другой стороны, послекризисная фаза подъема дает шанс для резкого ускорения в развитии и для перехода развивающихся стран в разряд развитых. Такой переход удалось реализовать Японии и Южной Кореи (рис.2) на восходящих фазах, соответственно, четвертого и пятого циклов Кондратьева (Японии – на волне развития технологий твердотельной электроники, Южной Кореи – на волне развития технологий больших интегральных схем).

 Рисунок 2 — Динамика ВВП на душу населения в различных странах.
Уровень 100% – средний ВВП на душу населения для стран ОЭСР с высоким доходом (спад показателей многих стран в сороковые годы связан со Второй мировой войной). Расчет по данным [7]

Таким образом, перед Россией стоит задача:

в ближайшие кризисные годы – не допустить внутренней дестабилизации и втягивания в вооруженные конфликты;

в послекризисный период – добиться экономического рывка в восходящей фазе шестого кондратьевского цикла на основе разработки и освоения технологий шестого уклада.

Приложение 2

 Кризис текущего этапа эволюции мировой системы

Важнейшей особенностью последних десятилетий является то, что в этот период произошел слом тенденций, характерных для всей индустриальной эпохи: страны Запада стали довольно быстро утрачивать свое прежнее лидерство (рис.3).

 Рисунок 3 – Динамика изменения за последние 1000 лет соотношения демографических и экономических показателей стран Запада и остального мира: а) соотношение численности населения, б) соотношение величины ВВП, в) соотношение величины ВВП на душу населения. Расчет по данным [7]

Причина этого заключается в том, что устойчивость конкурентно-ориентированной экономики западных стран возможна только при наличии притока дополнительных ресурсов извне (в условиях «игры с положительной суммой»). Именно получение дополнительных ресурсов являлось целью политики колонизации XIX в. и глобализации XX-XХI вв., проводимой западными странами. Однако, будучи реализованной, глобализация ставит предел возможностям роста, основанным на внешней экспансии. По завершению глобализации запас внешних ресурсов приходит к исчерпанию, неизбежен переход к «игре с нулевой суммой», период экстенсивного роста заканчивается.

С 70-х гг. ХХ века началось замедление роста населения Земли (рис.4), стало очевидным насыщение спроса в странах Запада, экономика индустриальных стран стала буксовать.

 Рисунок 4 – Динамика изменения темпов роста населения Земли за последние 2000 лет (в процентах за год). Расчет по данным [7]

Для расширения спроса на промышленную продукцию и для ее выхода на рынки развивающихся стран необходимо снижение цен. С целью уменьшения себестоимости своей продукции западные фирмы стали переводить производство в развивающиесыя страны, где стоимость рабочей силы намного ниже. Однако это привело к ускоренному экономическому росту этих стран (Китая, Индии, Индонезии и др.) и к стагнации производства в странах Запада. Современная ситуация в мире следующая: страны Запада в кризисе (из-за низкой прибыли), товарный спрос обеспечивается Китаем и другими развивающимися странами. Что делать странам Запада, чтобы повысить прибыль? Возможны следующие варианты действий:

1) разработка принципиально новых технологий (NBIC), в которых страны Запада будут монополистами (но длительное сохранение монополизма уже невозможно из-за глобализации и высокой скорости диффузии инноваций, знаний, образования из развитых стран в развивающиеся);

2) резкое повышение производительности труда, что возможно за счет роботизации (но тогда рабочие будут не нужны, люди перестанут получать зарплату. Но в этом случае не будет и платежеспособного спроса, произведенную продукцию невозможно будет продать).

Это тупиковая ситуация. Развитие по либерально-рыночному типу, в основе которого – максимизация прибыли, заканчивается. Что впереди?

Глобализация усиливает экономические связи между странами и повышает их специализацию в мировом разделении труда. Специализация с усилением глобализации будет неуклонно повышаться4. Мировая система исторически движется по направлению к созданию такого единого организма, работа которого будет согласовываться, регулироваться и контролироваться единым центром, который условно можно назвать мировым правительством. Вопрос лишь в том, как будет происходить данный глобальный переход от сообщества конкурирующих государств к единому Мир-организму (являющемуся следующей стадией развития Мир-системы И.Валлерстайна [8]).

Путей формирования Мир-организма может быть два [6].

Первый путь: нынешний экономический лидер США и его союзники – приверженцы либерально-рыночной парадигмы – форматируют глобализацию под себя, руководствуясь принципами максимизации своей прибыли и «экономической эффективности». При этом положение Запада как бенифициара мирового развития сохраняется, страны периферии подстраиваются под потребности Запада, обслуживают его интересы. Оппозиция «Центр-Периферия» сохраняется и усугубляется, отношения между странами неравноправны.

Второй путь: «общественный договор» стран мира (глобальный консенсус) по поводу путей развития на основе согласованных целей и общих интересов с учетом мирового разделения труда.

При реализации первого пути России уготована роль сырьевого придатка экономически развитых стран. Закономерным итогом такой политики будет сырьевая специализация России и резкое уменьшение населения, существующая численность которого избыточна для обеспечения добычи и транспортировки сырьевых ресурсов. В перспективе этот путь приведет к распаду единого государства (потребность в котором резко уменьшается) и к переходу к освоению российских ресурсов вахтовым методом под контролем транснациональных компаний или специально созданных международных структур.

Второй путь (глобальный консенсус) основан на отказе от выбора принципа «максимизации прибыли» в качестве системообразующего, на выстраивании новой системы международных экономических и политических отношений, максимальным образом учитывающих культурно-исторические особенности стран, их опыт и возможности при формировании единого социально-экономического мирового организма. В этом варианте развития цивилизационный опыт России будет востребован и она может занять в новой мировой системе достойное место.

Приложение 3

 Цивилизационные возможности России

В условиях современных изменений в мировой системе, ведущих к ее постепенной трансформации в Мир-организм, повышается значимость цивилизационного опыта России. Культурно-историческая заслуга России заключается в освоении огромных пространств, в создании технологий социального общежития и обеспечения жизнедеятельности в суровых природных и геополитических условиях. Ценность России для мира заключается в том, что на ее пространствах сохранились инфраструктурно-бедные территории, технологическое освоение которых может дать мощный импульс для развития следующего технопромышленного уклада (как в свое время сельскохозяйственное освоение североамериканских прерий послужило мощным толчком к развитию двигателей внутреннего сгорания и нефтяной экономики, обеспечивших технологическое могущество США).

Особенностями цивилизационного опыта России, которые могут оказаться востребованными в процессе формирования Мир-организма, являются:

- опыт проведения несиловой «глобализации» разнородных этнических и экономических пространств на территории Российской империи и СССР (российская «глобализация» Евразийских территорий – 1/6 части суши – была проведена довольно успешно и достаточно бесконфликтно в условиях сильной разнородности регионов с обеспечением их экономической специализированности);

- отработка методов социальной интеграции этнически разнородного населения (и их элит) в Российской империи и СССР (дружба народов Советского Союза, была не на словах, а на деле);

- опыт решения важнейших экономических и политических проблем как больших проектов (мегапроектов), например: «Москва – третий Рим» (при Иване III), «окно в Европу» (при Петре I), «построение социализма» (при СССР). Освоение и развитие новых технологий осуществлялось как инструмент для достижения амбициозных целей в рамках мегапроектов (например, освоение кораблестроения в рамках мегапроекта «окно в Европу», создание атомной энергетики и ракетостроения в рамках мегапроекта «построение социализма» и т.п.);

- актуализация духовных (не рыночных) стимулов в реализации мегапроектов, опора на особенности культуры, а не на стремление к прибыли.

В связи с актуализацией российского цивилизационного опыта требуют своего решения следующие задачи:

- обретение современным российским государством реальной субъектности (только субъект проектирует будущее) в решении внутренних и международных проблем;

- необходимо «сосредоточиться», начать строить институциональную систему, адекватную российским цивилизационным особенностям;

- необходимо начать национальный мегапроект (например, мегапроект по освоению инфраструктурно-бедных российских территорий с использованием перспективных технологий шестого уклада), способный дать толчок национальному и мировому развитию;

- в политике необходимо форсировать сборку евразийского пространства.

Первоочередной задачей является переход с сырьевой ориентации экономики на инновационный путь развития. Для того чтобы инновационный механизм заработал, следует начать с создания условий для восприятия инноваций. При этом инновации необходимы не сами по себе, а как средство достижения национальных целей. Для этого нужны мегапроекты, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей населения страны. Таким многоаспектным мегапроектом, например, может стать проект «Обустройство России», включающий в себя две базовые компоненты: новое освоение Сибири и Дальнего Востока и инфраструктурное переоснащение европейской части страны. Основные направления деятельности в рамках мегапроекта — развитие трансконтинентальной и локальной транспортной инфраструктуры, массовое строительство нового, насыщенного современными технологиями, но недорогого жилья, развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, возрождение оборонно-промышленного комплекса как полигона для инноваций и т.п. Ключевым инновационным аспектом данного мегапроекта является разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать региональные ресурсы в труднодоступных районах, строить там дороги и объекты инфраструктуры.

Именно для реализации подобных мегапроектов должны разрабатываться новые технологии. Технологии и инновации должны быть «привязаны» к мегапроектам, тогда они будут восприняты обществом, появится почва для их широкого распространения.

Указанный выше мегапроект «Обустройство России» соответствует современным процессам глобализации и, вместе с тем, способствует обеспечению самодостаточности страны и укрепляет ее право на положение в «ядре» мировой системы. Осуществление такого мегапроекта необходимо не только для укрепления территориальной целостности России, но и для ее «вписывания» в бурное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда сейчас «перемещаются» центры власти и капитала. Инициатором и руководителем такого мегапроекта способно быть только государство, а частный бизнес подключится по мере создания новых «центров роста».