Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Смена глобальных регуляторов: что делать?» 
Игорь Сундиев, Андрей Фролов

Опубликовано в: Актуальное, Будущее России

Октябрьские тезисы.

Главной особенностью современного исторического момента является то, что человечество проходит через важнейший критический этап своего развития-завершился длительный Зоопопуляционный период и начинается переход к становлению Психосоциальной формации. Этот объективный процесс –не локально-региональный, и даже не глобальный, -он представляет собой «проекцию» значительно более масштабного мега-процесса -«переквантованния реальности1» (в который социум вписан как значимая подсистема): содержание и смысл которого заключается в переходе от доминирования масс-кинетических форм бытия к более сложным информационно-смысловым формам «бытия и сознания2).Научный анализ этого явления проведён выдающимися советскими учёными С.П. Курдюмовым и С.П. Капицей, показавшими в своих работах, что в кризисный период все системы работают «в режиме с обострением», а «социум регулируется не только прошлым, но и будущим3».

Наглядный результат воздействия нового регулятора«из будущего»–это появление первых в истории социальных государств(СССР, а затем и стран социалистического содружества). Старый регулятор программировал масс-кинетические процессы -«МАТЕРИЮ»,чтобы удовлетворять витальные «органические»потребности Зоопопуляции.Новый регулятор начал программировать «СМЫСЛЫ»: для удовлетворения Психосоциальных потребностей человека в творческой созидательной деятельности (результат –научные, культурные и цивилизационные достижения СССР как «материализация идеи» социальной справедливости).По мнению Е.Г. Пономаревой, «…классические революции 19-20 веков на своём начальном этапе не являются ни чисто политическим, ни экономико-политическим процессом, но представляют собой, прежде всего, идеологический и духовно-нравственный переворот, происходящий вначале в общественном сознании, в «системе ценностей» основной части общества, и только затем –в его общественном бытии», то есть в перестройке его социально-политических и экономических институтов после захвата власти революционной партией или коалицией4».

Качественное отличие нового регулятора в том, что он«работает» на так называемом «Антропном принципе5» -способности человека ОСМЫСЛЕННО, то есть произвольно и осознанно управлять причино-следственными (каузальными) связями в социальных и природных(масс-кинетических) структурах с более высокого –информационно-смыслового (когнитивного) уровня системной организации-на основе научных знаний. Но это возможно только при условии, что у «оператора» сформированы морально-нравственные качества, не допускающие возрастания энтропии: информационно-смысловые структуры не только не терпят хаотизации,но и имеют активную «защиту от дурака».«Проносить» с собой «наверх» энтропию как«корыстные намерения» категорически «запрещено»:«все функциональные системы –«квазизакрытые»организации, работающие против энтропии»: они активно отторгают и блокируют чужеродные элементы и внешние воздействия6. Вмешательство в информационно-смысловые структуры, лишённое нравственного смысла, нарушаетих «целостность» и «упорядоченность», увеличивает их хаотизацию до тех критических значений, что они перестают функционировать: например, «редактирование» жидкокристаллических структур ДНК приводит к тому, что «клоны» оказываются нежизнеспособными и агрессивными, а ИИ на поверку предстаёт искусным симулятором, большой базой данных7,-но никак не «Искусственным Разумом».

Аморальные и безнравственные поступки людей (особенно лиц, принимающих решение)в период работы систем «в режиме с обострением»,порождают непредсказуемые патологические нарушения традиционных причинно-следственных связей –«каузальный диссонанс». В пределе это может угрожать глобальной катастрофой-самоуничтожением социальных структур и среды обитания (Омницидом). «Первые ласточки» -наблюдаемые в 2019 г. лесные пожары, обмеления рек, различные техногенные катастрофы, а также массовые «психические эпидемии» -«Саша-шаман», «экологическая Грета», предвыборные протесты.Из истории известно,что массовые истерии, всегда служившие психофизиологической и эмоциональной основой для различных восстаний, революций и бунтов, возникают и распространяются как «психические эпидемии», подобно «цепным реакциям», и всегда носят разрушительный, асоциальный и противоправный характер8. Предсказать, что и когда «жахнет» -уже не представляется возможным:вырытые «схроны» могут сберечь от прогнозируемых явлений -«ядерной зимы», от эпидемий и землетрясений, от революционеров и киллеров, но «каузальный диссонанс» всегда найдёт способ проявить себя с более высокого уровня системной организации(ибо различных вариантов деструкции в критический период работы систем с обострением-бесконечное множество; более того, их количество на единицу времени предельно нарастает).Для Зоопопуляции как системного построения характерна саморегуляция«по-горизонтали»(система сама возвращается «к норме» как к равновесному состоянию –«Золотое правило саморегуляции П.К. Анохина»)-«политэкономический» регулятор модулирует жёсткие рефлекторно-инстинктивные паттерны поведения («выживает сильнейший», «естественный отбор») и идеологически «обосновывает» это «саморегуляцией» рыночных отношений (идеология либерализма как «обоснования» «свободы», в том числе свободного «перемещения труда и капитала»). В процессе перехода к Психосоциальной формации к горизонтальной «саморегуляции» «плюсуется», а затем начинает доминировать «вертикаль»«Антропногопринципа9».Процесс смены социальных регуляторов как «проекция» процесса «Переквантования реальности»не может произойти«автоматически», как результат накопительного эффекта -как триггерное срабатывание механизма «саморегуляции»(как«накачка» социума критическими «политэкономическими» событиями –«революциями»). Ничего, кроме усиления явлений каузального диссонанса (и увеличение частотности эксцессов) «накачка» ничего не даст. Переход от Зоопопуляции к Психосоциальной формации–это не только «традиционная диалектика» (переход количества в качество), но и, прежде всего, волевая реализация Антропного принципа как воздействия сверху-вниз: не «случайное» и «спонтанное» возникновение новых форм регуляции (как результат «естественного отбора» -каузальной «выбраковки» худших вариантов), а как плановое морально-нравственное регулирование макропроцессов на основе новых научных знаний (как информационно-смысловых конструктов «высшей пробы10»).Главное следствие каузального диссонанса, которое необходимо преодолеть -это «нестыковка» будущего с прошлым. Для этого необходимо волевым усилием «сменить пластинку», продолжающую воспроизводить тему развития капитализма как единственного варианта «светлого будущего»: да, квантовый скачок неизбежен в самом ближайшем будущем, но де факто он произойдёт только тогда, когда в полной мере проявит себя Антропный принцип как волевое воздействие «сверху вниз» -как произвольная регуляция, наложенная поверх «саморегуляции». Но, учитывая возможности использования Антропного принципа в период смены регуляторов, мы уже можем предложить перечень мер по произвольному управлению социальными процессами и ответить на традиционный русский вопрос «Что делать?» а также «как делать?» и «для чего делать?».

Пункт 1. «Экономика»как регулятор социальных отношений выполнила свою историческую задачу -витальные функции всего человечества уже могут быть полностью удовлетворены на основе имеющихся мощностей современных автоматизированных производств (включая аграрные).

Промышленный «индустриальный барьер» автоматизации (модное слово сейчас -роботизации) во всём мире был незаметно преодолён«под шумок» разрушения СССР ещё в 80-90гг.прошлогостолетия: это был закономерный индустриальный переход в результате«накопительного эффекта»от научно-технического прогресса. Это произошло в момент перехода к модели однополярного мира при расширении «идеального рынка сбыта» в виде поглощения «лакомых кусков» бывших советских республик и одновременном превращении Юго-Восточной Азии в «мировую фабрику», где за горстку риса местные шили одежду и «паяли» электронику.

Индустриальный барьер условно разделил новейшую историю человечества на два периода –период «голода и холода»и период гарантированной возможности доступа к пище и относительному комфорту, обеспеченных глобальной индустриализацией. Новые аграрные технологии и соответствующие транспортные возможности позволили не допускать голода в отдельно взятых регионах: человечество достигло так называемой «продовольственной устойчивости» впервые за всю свою историю –на Земле впервые стало производиться продуктов больше, чем необходимо всем жителям планеты по норме калорий. Сбылась вековечная мечта людей о том, что витальные потребности можно гарантированно удовлетворять с помощью товарного производства -насытить рынок продуктами питания, одеждой и обеспечить приемлемый уровень бытового комфорта. Таким способом одномоментно из мира тотального «дефицита» человечество оказалось в мире относительного изобилия, сохраняя при этом инстинктивный страх остаться голодным: многие люди во всем мире и сейчас продолжают избыточно потреблять («а вдруг изобилие закончится?»), а у элит исчез «порог насыщения». Вероятно, и то, и другое –варианты «психических эпидемий», проявляющим себя в периоды социальной нестабильности при экстремальных социально-психологических процессах.

Драматическим проявлением остроты момента является искусственная«стимуляция потребительского спроса», достигаемая с помощью «инженерии поломок» и непосредственной «фабрично-цеховой» утилизации «ширпотреба» и «гаджетов», -даже для уничтожения дорогостоящих «брендов» (например, часов, мехов, спиртных напитков).Понятно, что остановить производство, обросшее логистическими связями поставщиков гораздо сложнее («экономически нецелесообразно»), чем просто уничтожить произведённое.То есть, чтобы владельцам средств производства извлечь какую-либо прибыль в условиях перепроизводства, приходится утилизировать значимую часть продукции, не доводя ее даже до торговой сети11.

Та же печальная участь ожидает и аграрную продукцию–более одной трети произведённой пищи ещё «первой свежести» выбрасывается на разных стадиях ее доведения до потребителя (а затем и самим потребителем).Часть -утилизируется так же, как и промтовары -в специальных цехах или просто выбрасывается в «море-океан» (как вариант –демонстративное уничтожение «санкционых продуктов» -как акция прикрытия «утилизации»).

Кроме очевидной бессмысленности, подобный «экономический порядок» является откровенным преступлением перед будущим:на высокотехнологичную продукцию расходуются невозобновляемые ресурсы Планеты–пресная вода (выплавка металлов и полив растений), редкоземельные металлы (электроника), минеральные углеводороды (для роботизированного производства необходима «чистая», то есть электрическая энергия). Например, на производство 1 кг риса необходимо 2,5 т.пресной воды; а для одного легкового автомобиля (выплавка стали и алюминия) –50 т.пресной воды…

Продукция сложных переделов поступает «прямиком на помойку»: часть-сразу, а другая часть с заданной «инженерами поломок»незначительной «задержкой» на время гарантийного строка.И те, кто совершает это преступление против и ныне живущего, и будущих поколений,ещё и «винят»человечество (простой, но эффективный психологический трюк) в том, что «кто-то слишком много ест»: «британские учёные» сочиняют«страшилки» про «экологический след», «парниковый эффект», «глобальное потепление климата», «перенаселение планеты», подкручивая при этом «Часы судного дня».

Фотоколлаж на тему «Часы Судного дня («Часы Апокалипсиса)», взято из Интернета

Получилось, что насыщение витальных функций человечества произошло ценой потери духовности: «смысл жизни» человека стал трактоваться «по умолчанию» как возможность гарантированного потребления «здесь и сейчас».

Поэтому одна из важных составляющих регулирования современных социальных отношений не в наращивании производственных мощностей (для беспрестанного увеличения показателя ВВП как «мерила» общественного благосостояния), а в сообразной витальным потребностям человечества системе распределения уже произведённой продукции (тогда и не придётся утилизировать произведённое)12. «Пищи в мире хватит всем -мы детально обсуждали этот вопрос в «Римском клубе», -вспоминал о своём выступлении С.П. Капица, -Дело не в недостатке ресурсов, а в их распределении. Кто-то, кажется, шутил, что при социализме в Сахаре будет дефицит песка; это вопрос не количества песка, а его распределения».

Пункт 2. Переходу к Психосоциальной формации препятствуют зафиксированные Зоопопуляционным порядком «Политические отношения»,как устаревший метод регулирования социума.

Эксперты юбилейного пятидесятилетнего доклада «Римского Клуба», констатируя невозможность отрегулировать современный социум прежними методами,в конце 2018 г.запаниковали–«Капитализм умер!»: что же делать?!!; в 2019 году «отличился» показательными умозаключениями президент Франции Э. Макрон, резюмируя, что «капитализм умер и сошёл с ума!».Он произнёс эти слова накануне саммита «Большой семёрки» –собрания крупнейших империалистических держав, которые определяют судьбу мирового капитализма. Вероятно, французские «Жёлтые Жилеты» сумели «донести» до своего президента и правительства необходимость договариваться о коррекции социального устройства» в пределах имеющегося там правового поля(избегание избыточной радикализации),а именно попытаться «сдвинуть» обратно искусственно завышенную границу неравенства. По мнению Э. Лимонова: «Все, что видим сейчас, -это вот к чему привели 40 лет противонародной политики, война элит против их европейских народов. Истерия власти во Франции доказывает, как и во всей Европе, что они чувствуют, что земля трясётся. Это основной урок: власть перепугалась»13.

Несмотряна усиление кризиса Зоопопуляционного порядка,главным политическим трендом по-прежнему остаётся «Экономикс» -гипнотическое упование на то, что за счёт дальнейшей стимуляции производства и увеличения «эффективности рыночных механизмов»(например, «цифровизации»)можно и дальше«отвечать на вызовы14». Но для этого нужно всегда быть готовым к агрессивному и интенсивному реагированию, «разруливая» глобальные кризисные проявления: основной расчёт на ситуативноеуправление«в ручном режиме»и с минимальным горизонтом планирования(игнорирование, страх и агрессия, а также оцепенение -типичная рефлекторно-инстинктивная реакция при «разрыве шаблона» в Зоопопуляции). По словам «соловья либерализма»Ю.Н. Харари,«… если мы нажмём на тормоз, то обрушится экономика, а вместе с ней и общество. Чтобы функционировать, современная экономика должна постоянно и непрерывно расти. Если рост прекратится, экономика не застынет в уютном равновесии, она разлетится вдребезги».

Если бы элиты, весьма осведомлённые о нарастании протестов и бунтов в Глобальном масштабе (притом, все более резонирующих с природными и техногенными явлениями каузального резонанса), могли себе только представить, что они имеют дело не с традиционно-привычными кризисными явлениями «саморегуляции» (которых в истории Зоопопуляции наблюдалось великое множество), а с принципиально новым регулятором,имеющим более высокий уровень сложности!!!

Но когнитивная слепота15, как невозможность увидеть, различить и понять то, что не «предустановлено» в сознании как представление или образ,преодолевается только морально-нравственным поведением, высоким уровнем культуры и высокими научными знаниями!16

В ответ на очевидные проявления(неэкономические и неполитические!!!)новых регуляторов, элиты пытаются сохранять и поддерживать прежнюю традиционную структуру глобальной системы управления, сложившуюся за период становления Зоопопуляции (глобализации Капитализма): чтобы оставаться в привычном «прошлом», нужно постоянно пытаться блокировать проявления будущего17…Консервация сложившегося миропорядка достигается за счёт применения изощрённых высокотехнологичных информационно-смысловых методов деструкции социума, имеющих надсоциальный уровень системной организации. Прежде всего, это так называемая «Война Шредингера» -информационная деструктивная технология, позволяющая незаметно вносить искажения в результаты морально-нравственной регуляции социальных систем: модулировать каузальный (причинно-следственный) диссонанс мышления, «сталкивая» в голове обывателя две суперпозиции-два противоположных «смысла» (традиционного морально-нравственного и «синтетического», безчеловеческой морали)18.

С помощью Глобальной Цифровой платформы можно направленно управлять восприятием любого социально-значимого события и «назначать сверху», что будет считаться как «хорошо», а что «плохо»;что «верно»а что «неверно», что «правильно»,а что «неправильно», а если непонятно, то растолковывать, как надо «правильно понимать».Например, хочешь «исправиться» и «загладить вину» за свой личный вклад в «глобальную климатическую катастрофу» и помочь решить «проблему перенаселения», -занимайся «культурным» каннибализмом19, а в крайнем случае питайся жареными мучными червями по новейшим рецептам BugBurger от IKEA20!

Если прежние форматы войн были направлены на уничтожение субъектов и объектов социума, то «Война Шредингера» «регулирует»патологическое перерождение самого социума, изменяя исторически сложившуюся и закреплённую в нормах морали мотивационно-потребностную базу: эта война ведётся именно с того уровня системной организации,с которого должна осуществляться нравственная Антропная регуляция!

«Игра суперпозициями»порождает феномен «мерцательной субъектности», или двойственности каузальных проявлений(вариант искусственного каузального диссонанса), когда объект и субъект действия нерегулярно и попеременно меняются местами –это позволяет деструктивное воздействие сделать менее заметным и скрывать его инициатора(«двойные стандарты», «разрыв шаблона», «аксиологический кризис» -это как раз проявления квантовой суперпозиции как «раздвоения» смысла)…Управляемый каузальный диссонанс позволяет стирать различие между «правдой и ложью». «Ложь» –это не просто «намеренное введение в заблуждение», то есть, по сути своей «де факто» и «де юре» -«мошенничество». Во многих культурах ложь определялась как безнравственный асоциальный поступок, как«смертельный грех», как «главное табу», -как прямая и непосредственная угроза жизни и здоровью людей: она всегда в конечном результате приводит к деструкции каузальных связей, выстраиваемых социальной группой для своего существования и дальнейшего развития.

Вот пример типичной «обработки» социума противоположными по модальности «смыслами», каждый из которых не является «правдой», поскольку не учитывает уровень сложности процесса«Переквантования реальности»; действительно,обе суперпозиции как бы «научно аргументированы» -и для обывателя выглядят вполне убедительно: «ближайшее будущее катастрофично и не зависит от воли человека»(футуристические прогнозы не допускают хороших сценариев21)и ровно противоположная –«нас в ближайшем будущем ожидает «вечный кайф»(или Рай):«блаженство, бессмертие, божественность»»22. В какую модель ты поверишь, с такой и будешь жить; причём, каждому субъекту, с учётом его«цифрового следа» будет «подсовываться»именно та информация, которая ему наиболее подходит ментально, какую он хотел бы для себя услышать и увидеть –только бы не вышел «из матрицы» и не задался проблемами «Светлого будущего» …

«Война Шредингера» на порядки более «экономически выгодна», поскольку разрушающий фактор «синтезируется»на основе«виртуала», не требует дорогостоящей материальной базы; более того,«война нового рода»не производит видимых «кинетических» разрушений, как «обычная» горячая или ядерная война, после которых территории практически не подлежат рекультивации.

Ещё один более заметный метод деструкции, позволяющий тормозить развитие социума-модуляция искусственного неравенства, достигаемая через возведение искусственных институциональных барьеров:как функциональное ограничение доступности пищи, образования, здравоохранения и экологичного жилья23.

Усиление неравенства в модели «экономикс» –появление «лишних людей»: для того, чтобы производить промышленную и аграрную продукцию в постиндустриальной фазе технического прогресса, требуется не более 15-ти процентов трудоспособного населения – так «пролетариат» превращается в «прокариат» (от англ. precarious-ненадежный, нестабильный).

А«бюджетники» -учёные, врачи и учителя, то есть наиболее ценные для развития социума люди, работающие со «смыслами» (и помогающие в этом другим людям), -становятся «обременением» для институциональных структур.

Все, что пока может предложить «лишним людям» Зоопопуляция –это отправить их тихо «овощевать» -мало-помалу потреблять за счёт так называемого «базового гарантированного дохода»: видимо для «хозяев денег» себестоимость «утилизации населения» пока остаётся выше, чем гарантированные выплаты, которые хоть как-то «оживят рынок» и позволят извлечь прибыль24.

Пункт 3. В переходный период смены регуляторов необходимо осознанное разделение «экономики»на два функционала: традиционную масс-кинетическую экономику (на основе high-tech и high-end -для гарантированного обеспечения витальных потребностей) и новую -информационно-смысловую «экономику»(как исконное«домостроительство25»), на основе которой человек начнёт реализовывать свои высшие потребности в творческом развитии личности.

Традиционные индустриальные технологии, достигшие в настоящем вершины своего развития, на переходном этапе пока ещё будут продолжать обеспечивать витальные потребности всего человечества (при соответственно организованном распределении). Но они работают с «МАТЕРИЕЙ» и, подчиняясь законам термодинамики, всегда увеличивают энтропию природных и социальных систем: «пожирая» георесурсы и биоорганику, они наносят явный или скрытый экологический и социальный ущерб(необходимо содержать громоздкий административно-управленческий аппарат и обеспечивать инженерно-техническое обслуживание).Например, так называемая «Зелёная энергетика» не может обойти классические законы термодинамики«с заднего крыльца», и, в конечном результате тоже увеличивает энтропию инфраструктурно-хозяйственных и природных объектов26.

Их должны заместить сверхэффективные «закрывающие технологии», работающие на Антропном принципе(через каузальное управление материей и энергией) и навсегда «ЗАКРЫТЬ» проблему удовлетворения и витальных, и высших потребностей: так проявятся их нравственные свойства (социальная справедливость и творческое развитие), этичность и эстетичность(изящество и красота как «целесообразность строения»).Но Закрывающие технологии не совместимы с«экономикс»:автоматика не ломается, «энергия и материя» не расходуются: «ну и где здесь нам делать бизнес?». Творческий человек, который их создаёт, всегда имеет высшую нравственную мотивацию-сделать что-либо социально-полезное. И,если это все же получается, то уже на этапе внедрения «эффективным менеджерам» становится понятно, что закрывающая технология не только не «капитализируется», но и способна обрушить целые отрасли промышленности: все работники, а также все промышленные мощности и развёрнутая инфраструктура, соответствующая добывающая промышленность и энергетика, -все это во мгновение ока становится ненужным27. Многие учёные, а также «изобретатели и рационализаторы», выходящие в своей творческой деятельности на рубежи Закрывающих технологий, представляют потенциальную опасность для «экономикс», и поэтому либо «самоликвидируются» (убивает социальная невостребованность), либо им помогают это сделать «специалисты». По результатам журналистского расследования В. Карюкова, «за 15 лет загадочно погибли более 70-ти представителей научной элиты России28».

Первая обширная тема для развития Закрывающих технологий, «запертая» Зоопопуляцией более чем на 50 лет (ведь «не приносит прибыли!», «бабки не отбивает!»), — это, естественно, тема Космоса. Напомним, что Русский Космос стал «воплощённой в металл» потребности человечества в обретении высших «смыслов» — мечты о становлении гуманистической Психосоциальной формации в галактическом масштабе. Было изначально понятно, что «кинетические» ракеты — лишь начальный этап путешествий по космическому пространству, поскольку вырваться человеку из своей «колыбели» за пределы Солнечной системы позволят только Закрывающие технологии (К. Э. Циолковский: «Ракета – не цель, а средство передвижения!», «Вселенная кишит жизнью!»). Напомним, что Русский Космос начал развиваться не в поиске неисчерпаемых источников минерального сырья, не как «отработка» высоких технологий на орбите, не как средство глобальной спутниковой связи, и не как «туризм», и тем более не как «звёздные войны», — а как достаточно чёткая философская концепция «русских космистов» – реализация мечты о выходе всего человечества «из колыбели» и последующего «взросления».

Впрочем, в Советской научной фантастике, как наиболее чувствительной части культуры к регулятору «из будущего», это было ясно «прописано» и воспринималось читателями даже не как «мечта», а как реальность завтрашнего дня29 .

Не подлежало сомнению и то, что в ближайшем будущем наступит «Эра милосердия» и осуществится «терроформирование» Земли и других планет (когда расстояния уже не будут иметь критического значения) – начнётся управление климатом и «красотами» природы, а также состоится долгожданная встреча с «братьями по разуму» … Ведь, Парадокс Ферми как «отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций» — может быть объяснён тем, что другие Зоопопуляции оказались «заперты» в пределах своих солнечных систем, поскольку ими пока не «наработаны» соответствующие морально-нравственные качества. Возможно, наша Земная цивилизация сможет первой реализовать Антропный принцип в Космосе и перейдёт через этот «каузальный барьер». Это – другие «смыслы», другое пространство и время: не «корыто со стразами», от которого многие не могут оторваться и поднять глаза к звёздам, а энтузиазм и радость от созидания и творения «в галактическом масштабе».

Поэтому для развития Закрывающих технологий необходим не просто «Государственный заказ», а заказ именно социального государства, которое, применяя свой колоссальный организационный ресурс, будет с помощью Закрывающих технологий реализовывать конкретные гуманистические цели Психосоциальной формации.

Пункт 4. Во избежание глобальной катастрофы (как результата усиления каузального диссонанса), следует срочно заключить «новый общественный договор», позволяющий органично перейти от старых способов регулирования социума к новым. Для этого необходимо гарантировано обеспечить (за номинальную плату) витальные потребности населения и так же гарантированно обеспечить возможность «производства смыслов» (нравственно опосредованных способов работы с информационно-смысловыми – когнитивными конструктами). Образно говоря, осознанно, бескризисно и органично разделить общество на «Потребителей» и «Творцов».

Субъектами нового общественного договора должны стать не разделённые по имущественно-финансовому признаку народ и элиты, а представители «Старого мира» и «Нового мира» – как субъекты процесса смены формаций.

Потребляя-потребляй!

Представителей «Старого мира» могут пока взять на «гарантированное содержание» представители «Нового мира», — собственно так оно сейчас и происходит, просто это необходимо закрепить институционально, доведя эту функцию до ее предела.

Созидая – созидай!

Представителям «Нового мира» необходимо, чтобы им не мешал «экономикс», принуждая их «ради прокорма» участвовать в архаичных производственных отношениях, не позволяющих реализовывать личность и заниматься творческой социальнозначимой деятельностью. Возможно для этого придётся воссоздать на новом уровне инфраструктуру «Наукоградов» как «Зон опережающего развития» (доминанта – наука, воспитание и образование30), недосягаемых для «волшебной руки рынка», — именно там будут консолидироваться «Закрывающие технологии» как функционал будущего регулятора Психосоциальной формации.

Например, разделение на «Потребителей» и «Творцов» можно было бы оформить институционально – как добровольно вносимую (в заявительной форме) пометку в паспорте. Задача – осознанно дифференцировать развитие, произвольно «развести» индивидов по доминанте удовлетворения потребностей. Разделение должно быть не непреодолимо (не фиксировано) – «Творец», при желании, может всегда перейти в категорию «Потребителя», а «Потребитель» — войти в группу творцов.

«Потребители» не должны принимать участие в государственном управлении (государственные должности не должны служить источником для элитного потребления, так как элитное потребление уже гарантируется государством как «вменённый доход»). При этом совмещение «полезного с приятным» для уровня местного самоуправления – пожалуйста (можешь и элитно потреблять и «элитно» работать – если избиратели поддержат). Но не следует никого принуждать – нужно предлагать, создавать условия и насыщать: рост энтропии в виде бунтов, революций и угрожающих каузальных парадоксов – не путь к Психосоциальной формации.

Главное, — чтобы «Творцам» при этом не мешали. Не выселять «Люденов» и «Прогрессоров» за пределы Земли, как это получалось в романах у А. и Б. Стругацких, а сделать их основой нового общества – они представляют великую ценность для нового мира! Нормальному человеку, обладающему потребностью в творческой деятельности, роскошь не требуется, ему элитное потребление «не интересно», а нужны нормальные условия для жизнедеятельности, что при нынешнем развитии науки и техники уже давно не проблема.

А если, «Потребителям» захочется заняться упоительным процессом потребления, не обременяя себя тяготами государственной службы – необходимо обеспечить им такую возможность: от общего количества выпущенного в мире «материального субстрата» не убудет (заодно и можно помочь решить проблему занятости на переходный период – не увольнять же квалифицированных специалистов, и не выбрасывать же произведённое). Пусть у «Потребителя» будет не сто шуб в шубохранилище, а сто пятьдесят (зачем добро выбрасывать?), не сто дорогих ручек или часов, а двести, не десять люксовых авто, а двадцать, не один гарем, а три31!!! Как «рисовался» один из бывших отраслевых руководителей, «-Я люблю технику и женщин. Я люблю красоту жизни. Красивая машина или красивый инструмент вызывает во мне такие же эмоции, как и красивая женщина. Я сейчас говорю полушутя, полусерьёзно. …И я хочу потреблять, потреблять, потреблять и так далее32».

Никакой «экспроприации экспроприаторов» не требуется, никакого «раскулачивания» не нужно! «Просящему – дай!»: функцию необходимо произвольно и осознанно довести до ее предела, тогда новый регулятор начнёт «нарабатывать» свои специфические каузальные связи33 .

Предлагали ввести «базовый гарантированный доход» – пожалуйста (причём не «овощной», а «роскошный»)! Хотели провести стратификацию – разделить на «избранных» и «всех остальных»: пожалуйста! Хотели, чтобы рост населения на Земле стабилизировался и остановился хотя бы на десяти миллиардах – пожалуйста: по расчётам С.П. Капицы (см. «История десяти миллиардов») в условиях удовлетворения витальных и высших потребностей именно так и произойдёт.

Пункт 5. Для реализации Антропного принципа регулирования необходимо развитие социального государства: только оно своей мощью (как аппарат произвольного и нравственного управления) может целенаправленно институционально поддерживать деятельность Творцов, кормить Потребителей и осуществлять строительство нового социального уклада на базе закрывающих технологий.

В настоящее время существует уникальная институциональная возможность – «начать с себя»: по Конституции РФ «Российская Федерация – «социальное государство», а это значит, что в пределе доминантным должен быть принцип социальной справедливости – «от каждого по способностям, — каждому по потребностям». Учитывая пространственные возможности «одной пятой части суши», популяцию РФ можно безболезненно разделить «по потребностям» на «Старый мир» и «Новый мир»: «инклюзивно» — на «Заповедники элитного потребления» и «Зоны опережающего развития34»: чтоб «не путать грешное с праведным».

Процесс смены социальных регуляторов не сможет произойти так, как это было ранее в истории, - «автоматически», как срабатывание триггерного механизма «саморегуляции» (эффекта «спускового крючка») в результате «накачки» социума «политэкономическими» эксцессами – «революциями». Переход от Зоопопуляции к Психосоциальной формации – это не только «традиционная диалектика» (переход количества в качество), но и, прежде всего, Антропное морально-нравственное регулирование процессов на основе новых научных знаний (как информационно-смысловых конструктов «высшей пробы»). Смена регуляторов — не «вызов», а потенциальная возможность проектного, планового и управляемого перехода на более высокий уровень системной организации, на котором реализуются высшие Психосоциальные потребности человечества (это и есть то самое «счастье»).

Литература и источники

1. IKEA создаёт еду будущего из червей, жуков и водорослей. BY THE WAY портал креативной индустрии // [Электронный ресурс] // URL: https://btw.by/news/6003-ikea-sozdaet-edubudushhego-iz-chervej-zhukov-ivodoroslej.html

2. Авагян В. Мировая экономика диктовала России уничтожение всего конкурентоспособного [Электронный ресурс]. Политикус URL: http://politikus.ru/articles/80451-vavagyanmirovaya-ekonomika-diktovala-rossii- С т р а н и ц а 23 | 25 unichtozhenie-vsegokonkurentosposobnogo.html.

3. Антропный принцип в теории струн. Физик Анатолий Дымарский о темной энергии, проблеме космологической постоянной и философской революции Коперника [Электронный ресурс] // ПостНаука. URL: https://postnauka.ru/ video/84976?utm_referrer=https:%2F%2Fze n.yandex.com.

5. Валдайский Клуб. Индекс готовности к будущему 2019. Доклад. [Электронный ресурс] Международный дискуссионный клуб «Валдай» // URL: http://ru.valdaiclub.com/a/reports/indeksgotovnosti-k-budushchemu-2019/

6. Владимир Якунин: «Я люблю технику и женщин… Я хочу потреблять, потреблять, потреблять!» [Электронный ресурс] // Бизнес-Online. URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/143180.

7. Делягин М.: Человечество за порогом. [Электронный ресурс] Изборский Клуб // URL:// https://izborskclub.ru/14738

9. Капица С.П. История десяти миллиардов [Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика». URL: http:// spkurdyumov.ru/biology/istoriya-desyatimilliardov/

10. Карюков В. Кто убивает российских учёных? За 15 лет загадочно погибли более 70-ти представителей научной элиты России [Электронный ресурс] СвободнаяПресса// URL: https://svpressa.ru/war21/article/160440/

11. Катасонов В. Словарь экономической лексики: «рынок» [Электронный ресурс] Телеканал «Царьград» // URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F %2Ftsargrad.tv%2Farticles%2Fslovarjekonomicheskoj-leksikirynok_150510&d=1

12. Красильникова Ю. Нассим Талеб: «В искусственном интеллекте нет ничего принципиально нового». [Электронный ресурс] Хайтек+ // URL: https://hightech.plus/2019/09/07/nassimtaleb-v-iskusstvennom-intellekte-netnichego-principialno-novogo

13. Конец Истории. Что такое сингулярность и надо ли ее бояться? Интервью К. Фрумкина С. Медведеву [Электронный ресурс]// Радио Свобода // URL: http://www.svoboda.org/a/27934174.html

14. Назаретян А.П. Нелинейное будущее: Мегаисторические, синергетические и культурнопсихологические предпосылки глобального прогнозирования. Институт востоковедения РАН. М.: 2013. С. 305 – 306

15. Никифорова Н. Зачем человечество готовят к «изменению пищевых привычек» Деловая газета «ВЗГЛЯД» //  [Электронный ресурс] // URL: https://vz.ru/world/2019/9/15/997631.html

16. Никольская А., Черепанова Е. (РАНХиГС), Костригин А. (РГУ им. Косыгина) Выявление уровня морального развития российского общества// [Электронный ресурс]//URL: http://realtribune.ru/news/world/2727

17. Петрова А. Когда ему 55, а ей — 18: почему «бес в ребре» находит одобрение общества [Электронный ресурс] Леди tut.by URL: https://lady.tut.by/news/relationship/503060. html

18. Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций» Современные технологии смены политических режимов // Свободная мысль. 2012. № 1/2. С. 88.

19. Программа «Гордон» («Диалоги»): «Есть ли будущее у науки» Интервью С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого о регуляции сложных систем [Электронный ресурс] Youtube // URL: https://youtu.be/DueTp7idhUo

20. Программа «Гордон» («Диалоги»): «Как развивается мир» Интервью С.П. Капицы [Электронный ресурс] Youtube // URL: https://youtu.be/SUfNxyTlkg8

21. Смирнова Ю. Каким будет мир в 2050 году: идеальный капитализм и пьющие сантехники. Футуролог и физик Митио Каку приехал в Москву, чтобы рассказать о том, как изменится наша жизнь через 30 лет [Электронный ресурс] «Комсомольская правда» // URL: https://www.kp.ru/daily/26998/4059705/

22. Соловьева М. Самая лучшая в мире страна — СССР [Электронный ресурс] Политикус// URL: https://politikus.ru/articles/politics/82546- sssr-samaya-luchshaya-v-mire-strana.html

23. Судаков К.В. Избранные труды. М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2007. Т. 1 Развитие теории функциональных систем. М., 2007. С. 89

24. Судаков К.В. Информационный эмоциональный резонанс. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – с. 27

25. Сундиев И.Ю. Фролов А.Б. Социальная деструкция как эндогенный признак процесса «переквантованния реальности» [Электронный ресурс] Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика». URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2019/06/soci alnaya-destrukciya-kak-endogennyjpriznak-processa-perekvantovanniyarealnosti.pdf

26. Сундиев И.Ю., Фролов А.Б. МетаРеволюция 3.0: анализ современности через призму функциональных и патологических систем — М.: Институт экономических стратегий, 2014. С. 98-101

27. Сундиев И.Ю., Фролов А.Б. Социальное государство как платформа для переквантования реальности. Экономические стратегии — №3 (161) – 2019

28. Сундиев И.Ю, Фролов А.Б. Наука в период «Переквантования реальности» и информационно-когнитивные механизмы социальной деструкции // Экономические Стратегии №5 (163) 2019

29. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего / Пер. с англ. А. Андреева. М.: Синдбад, 2018. С. 65.