Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Российская цивилизация: Смыслы, ценности, будущее» 
Г.Г. Малинецкий

Опубликовано в: Будущее России

Россия! Россия! Россия!
Мессия грядущего дня.

А. Белый

Еще недавно доктрина развития новой России опиралась на утверждение: «Россия войдет на Запад как государство». Это утверждение внутренне противоречиво. Многовековая история показывает, что Запад не понимает Россию и враждебен ей, — достаточно напомнить суждения Лейбница и Наполеона на этот счет. Запад не готов и не хочет принимать Россию как равного партнера, но готов «переваривать» мир России по частям (вспомним «Украина – це Европа»). Практическая реализация упомянутой «российской доктрины» привела отечественную элиту к «социальной шизофрении», при которой одна её часть работает на то, чтобы «войти в Европу», другая — на сохранение и укрепление государства. Эти позиции несовместимы. Лебедю, раку и щуке трудно договориться, поэтому российский воз движется гораздо медленнее, чем хотелось бы.

Самые дорогие ошибки – стратегические, – их нельзя исправить на следующих уровнях организационной структуры. Понимание смыслов, ценностей, перспектив и болевых точек нашей цивилизации помогло бы избежать многих из них.

Традиция

История показывает, что мир России является удивительной, самодостаточной цивилизацией. Она не относится ни к Европе, ни к Западу.

В самом деле, любимой и знаковой для Европы является сказка о Золушке. Милая, трудолюбивая девушка действовала строго в соответствии с инструкцией, и Судьба вознаградила её за это, помогла очаровать прекрасного принца.

В наших сказках иное – Иван-дурак сильно проигрывает прагматичным братьям, которые и своего не отдадут и чужого не упустят. Но в экстремальной ситуации, требующей смелости, честности, отваги, именно Иван и совершает Чудо.

Отличается и отношение к ближнему. Идеал свободы и связанный с ней атомизации общества на Западе: «Каждый за себя, один Бог за всех». Императив коллективизма соборности, общего дела в России: «Сам погибай, а товарища выручай». Это не случайно. Наша страна расположена в зоне рискованного земледелия – без общины, без мира, без больших коллективных усилий не выстоять. Если на Западе главный регулятор – закон, то в нашей огромной стране – культура и совесть. И очень часто справедливость и милосердие оказываются выше закона. Как говорил Александр II: «Россией управлять не сложно, но бесполезно… Все страны управляются законами и правилами, а Россия живет по пословицам и поговоркам».

В истории России огромную роль сыграло православие, при этом образ Бога, отношение к нему было совсем другим, чем на Западе. В ходе Реформации, как утверждают некоторые историки, было перебито 2/3 населения Германии. Протестантство связало материальные и финансовые успехи людей с одобрением их деятельности Богом, что по мысли Макса Вебера сыграло огромную роль в развитии капитализма.

У нас «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не в силе Бог, а в правде». Многие важные вещи поэты чувствуют острее и могут выразить в нескольких строках: «Может быть, Россия и есть торжество «внутреннего человека», постоянный укор «внешнему». Так думал Блок.

Россия имеет огромный исторический опыт не покорения, а объединения народов, и в этом смысле она никогда не была империей, подобной британской, испанской и прочим. Национализм – достояние Запада, а не России…

Огромную роль для нашей цивилизации всегда играл образ грядущего и идеология, понимаемая как синтез дальнего прогноза и образа желаемого будущего. Именно поэтому мечта о Москве, как о третьем Риме, о рае на земле, который впереди, коммунистический проект, а также идеи русских космистов созвучны духовному строю нашего народа.

Наши традиционные императивы: -

Духовное выше материального
Общее выше личного
Справедливость выше закона
Будущее важнее настоящего и прошлого,

кажутся парадоксальными и «устаревшими» западному человеку. Но именно они и позволили России перевернуть в XX в. страницу Истории и предложить миру новый тип жизнеустройства. Может быть, ей суждено это сделать и в XXI в.

Большая территория, расположенная в экстремальной географической зоне, требует сильного государства, а значит, достаточно большой бюрократии. Малый прибавочный продукт приводит к немногочисленности элиты и её большому отрыву от основной массы населения. Это приводит к опасности возникновения олигархата и бюрократизации госаппарата (император Николай II говорил, что Россией правит не он, а сорок тысяч столоначальников). Поэтому ахиллесовой пятой мира России является опасность измены элиты, парадокс «двойного гражданства». В отсутствие сильной внутренней или внешней мотивации возникает соблазн «жить как у них» или обслуживать другие цивилизации.

Россия в XXI веке

С 1985 г. по настоящее время в России производится грандиозный исторический эксперимент, поставивший в 2000‑х гг. страну на грань распада. Этот эксперимент связан с попыткой антисоветской контрэлиты вернуться на 70 лет назад, разрушив основы советской цивилизации, и построить «правильный» капитализм. Результатом этого эксперимента стал распад мировой системы социализма, разграбление страны, сдача интересов нашей цивилизации оппонентам, переход к системе олигархического капитализма. Попытка повторить путь, проделанный западными странами, привела сверхдержаву в число сырьевых доноров других цивилизаций. Более 90% населения России считает демонтаж Советского Союза ошибкой. Выход из цивилизационного кризиса и выход из страны на траекторию ускоренного развития затягивается… Страна пока не может приступить к заявленному Президентом прорыву.

Известно ленинское утверждение о том, что политика является концентрированным выражением экономики. Но эту цепочку можно продолжить. Сама экономика является массовым применением технологий, которыми владеет общество, специалистами.

И технологии, и подготовка специалистов опираются на фундаментальную науку. Отсутствие проекта будущего, отставание в ряде ключевых технологий, деградация образования и науки являются стратегическими рисками, которые в перспективе могут привести к распаду страны [1].

Путь в будущее связан с заявленной президентом национализацией элиты, декриминализацией власти, кардинальным повышением эффективности обратной связи между субъектом и объектом управления, развитием социального государства. Необходимым условием является новая индустриализация страны, форсированное развитие высокотехнологичного сектора экономики, опирающееся на собственные научно-технические разработки и первоклассное образование. Только в этом случае можно освоить возможностями VI технологического уклада, который развивают страны-лидеры современного мира [2].

Опыт показывает, что только в этом случае напряженная, систематическая работа одного или нескольких поколений поможет выйти из глубокого цивилизационного кризиса, в котором сейчас находится Россия.

При движении по этому пути у нашей цивилизации есть важные преимущества. Ни у одной другой цивилизации культура, наука и мечта не были так близки. Это показала реализация космического и атомного проектов СССР. Наша цивилизация умеет искать новые пути и добиваться на них успеха, «обгонять, не догоняя». Именно поэтому её «… аршином общим не измерить».

Капитализм исчерпал свои возможности. Западный проект финансовой глобализации сворачивается [3]. Вероятно, XXI в. будут определять сверхцивилизации с населением более 400 млн и ВВП более $20 трлн (очевидные претенденты — США с Мексикой и Канадой, Китай, Европа, если она обретет субъектность). Наиболее вероятные цивилизационные союзники России это Индия и ряд стран Латинской Америки. Будущее России как уникальной самодостаточной цивилизации может и должно состояться.

Будущее и гуманитарно-технологическая революция

Мир идет «от Маркса к Беллу» – от экономических императивов к социальным, от индустриальной фазы развития цивилизации к постиндустриальной. Этот переход происходит очень быстро, на времени жизни одного поколения, что позволяет говорить о гуманитарно-технологической революции. Коротко говоря, если прежним императивом было «человек для экономики» и экстенсивное развитие цивилизации (в частности, рост населения планеты по гиперболическому закону), то императивы наступающей эпохи – «экономика для человека» и вертикальный прогресс.

Теория самоорганизации или синергетика показывает, что будущее неединственно. В точках бифуркации сознательно или неосознанно выбирается одна из траекторий дальнейшего развития [4]. Обсудим вариант без мировых войн и глобальных катастроф.

Если в традиционном обществе до XX в. человек был и ощущал себя частью природы, если в XX в. сформировался мир машин, то постиндустриальная эпоха — время людей. Гуманитарные, а не промышленные технологии станут ведущими.

В нынешнем мире в ведущих странах только для четверти населения есть место в сфере производства или управления. И в дальнейшем эта доля будет, скорее всего, уменьшаться. Что должны делать остальные ¾ населения? Ведь праздный мозг – мастерская дьявола… Ответ на этот вопрос в XXI в. определит будущее всей цивилизации.

Сейчас в развитых странах происходит революция в области медицины, быстро растет средняя ожидаемая продолжительность активной здоровой жизни. Каждая третья научная работа в мире выполняется в области медицины. Именно сюда вкладываются основные усилия. Мир будущего будет обществом пожилых людей. Отсюда понятно, что доля жизни, отведенная детству и юности, будет стремительно увеличиваться. С другой стороны, впервые в истории открываются такие возможности для социального и технического творчества, для науки, искусства, религии, спорта, самосовершенствования… Вероятно, одной из центральных фигур постиндустриальной эпохи станет учитель.

Большая опасность может быть связана с уходом в виртуальную реальность с заменой истинных, подлинных сущностей симулякрами. Библейский императив «возлюби ближнего своего как самого себя» может заменить стремление «возлюбить дальнего своего» и, скорее, даже не его самого, а его «цифрового двойника».

Многие страны имеют слоганы, формулирующие их основополагающие ценности. На мой взгляд, мир России характеризует Соборность, Совесть и Мечта.

С этими ценностями принять перемены, которые несет постиндустриальная цивилизация, и ответить на её вызовы миру России гораздо легче, чем атомизированному Западу или Исламской цивилизации, в основе которой лежит традиция и религиозное мировоззрение. Анализ «моральной карты мира», построенный социологами показывает, что сейчас для такого взгляда есть все основания [5].

В своё время выдающийся русский этнограф, востоковед, философ Лев Николаевич Гумилёв, анализируя этнические траектории разных цивилизаций, оценивал характерное время будущего успешного, благополучного развития российского суперэтноса в четыре века.

От наших действий, усилий, ожиданий зависит, чтобы этот прогноз оправдался. Будущее мира России должно состояться.

Литература

  1. Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. (7-8 февраля 2019 г., г. Москва). / Под ред. Г.Г. Малинецкого. – М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2019. – 300с.
  2. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва. Технологии. Образование. Наука. Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2017. – 304с. – (Будущая Россия №26).
  3. Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / Под ред. Иванова В.В., Малинецкого Г.Г., Сиренко С.Н. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 344с. – (Будущая Россия №28).
  4. Капица С.П., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 3-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288с.
  5. Малинецкий Г.Г., Посашков С.А., Скурлягин А.А. Гуманитарно-технологическая революция, кризис совести, риски и проекты будущего. //. Стратегические приоритеты, 2019, №1(21), с.48-76.