Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ОБ АСИММЕТРИЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ РОССИИ КАК НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА» 
А.А. Субботин

Опубликовано в: Будущее России

  О принципе социальности Знания.

Другая составляющая сторона давно созревшей реальности, которая должна быть тоже не просто учитываема, а положена в основу нового прочтения структуры познания , — это, в отличие от науки как «закрытого элитарного учения», принцип целостного Знания .

Его цельность реализуется через всю самоорганизацию, социальность человека . Стратегическим субъектом развития, в котором органично соединены все аспекты «материального» и «метафизического», ментальные взаимосвязи, технологические системы и формы всех видов коллективной деятельности, является именно всё целое общество как единый разумный организм .

Вся техносфера, экономика, хозяйство – это могучие, но лишь инструменты деятельности «стратегического субъекта».Специализация и кооперация различных компетенций личной, индивидуальной или групповой деятельности в целое – это и есть социализация «знаний» во всеобщее цельное Знание . Как в русской поговорке «Один ум — хорошо, а два — лучше».

Высокие технологии могут быть подвластны только развитому, высокоорганизованному обществу, соответствующему своей культурной матрице общественному строю , т.е., свободному социуму, обладающему знаниями и умеющему соединить свою деятельность через свою эффективную высокую самоорганизацию, через природную соборность - эффективно работающую сеть добровольных и ответственных социальных отношений морально зрелых свободных людей.

Таковым является традиционное общество, освоившее Знание; образцом соединения Традиции с её инструментом — высокими технологиями – можно, с небольшими оговорками, назвать, например, современную Японскую цивилизацию, обеспечивающую прекрасным жизненным пространством свой стомиллионный народ на камнях нескольких островов в открытом океане.

Познание сложности и сверхсложности в картезианском смысле бесполезно, потому что оно бессмысленно. Ведь понятие пользы и понятие смысла в картезианском методе выведены за его рамки.

Смысл бытия человечества как высшая сложность не выводим из постулатов картезианства.

Сложность , в нашем сегодняшнем непростом кризисном положении, — не первоочередной предмет научного познания, тем более, «с целью овладения предметом через его разрушение».

Сложность сегодня, скорее, как плодородная почва нашей жизни, нуждается в нашем понимании и уважении, заботе о её сохранении, преумножении и возделывании.

Прежде всего, сама сложность , в её высшем смысле, и есть спасение , ибо, в высшей своейформе, она и есть обитель разума, сам познающий Субъект бытия. (В форме природной среды, клетки, ДНК, коры головного мозга, сетевой структуры общества, всей биосферы).

Сложность есть материальный носитель высоких совокупных качеств предмета, его интеллекта. Физика сложности заключается в неразрушаемой, целостной интеллектуальной физической картине мира, соединяющей в целое обе крайности — высокой организации материи и её способности к саморефлексии как самопознающего Субъекта Бытия. Возможна и троичность, включающая в себя ещё и Дух.

Социум – субъект эволюции человека как разумного вида, системно устойчивая «внеформационная» (с точки зренияматериалистической теории общественных формаций и учений «классовой борьбы») самоорганизация человека. Общество обладает фрактальностью, то есть, со времён своего становления, это целостная самоподобная во времени и в своей самоорганизации распределённая познавательно-деятельностная сетевая структура. Из этого следует, например, что социум в базовых принципах своей деятельности подобен мозгу человека.

(На эту целостность , по сути, её изначальную «глобальность», как смысловую основу и первообразную функции математически правильной закономерности, указал С.П.Капица в своём исследовании роста численности человечества). Закономерный численный рост популяции основан на обгоняющем его нелинейном росте мощности сети совместного разума . Приостановка численного роста предполагает близкий компенсирующий качественный скачок социальной самоорганизации.

Весь физический смысл и обязанность государства как правового инструмента общества состоит в защите сложного порядка от всеразрушающего хаоса — общественного строя от разбоя; духовных условий творческой, производительной деятельности личности и общества, в защите его от любых проявлений внешней и внутренней агрессии .
В обеспечении условий расширенного воспроизводства социума и, соответственно, его знания, как результата возрастанияфизических объёмов публичного блага и публичного доступа к нему. Возрастание физических объёмов блага, равно как и качества жизни, производно от качества поддержания условий творческого духа (атмосферы) развития самопознающей сложности — социальной самоорганизации (эффективного когнитивного процесса).

В условиях открытого общества как «открытой системы» (в терминологии К.Поппера) станет возможным разрешение довольно надуманного «парадокса» между индивидуальным авторским правом на результат труда («интеллектуальной собственности») и свободой социальной реализации творчества каждой личности как уникального «всеобщего достояния».

«В концепции современной нации-государства, как ее аргументирует Николай Кузанский в   Concordantia Catholica ,   нация-государство недвусмысленно рассматривается как   республика - совокупное и суверенное проявление индивидуальной личности в составе единого человечества», — резюмирует американский исследователь Линдон Ларуш.

  Что же есть первопричина

Глобального системного кризиса? Это важно для понимания его смысла, масштаба и важной исторической миссии.

Кратко это выражается в механистичности и формализме ньютоновско-картезианской парадигмы как очень специфическогопознавательного метода, касающегося простых движений компактных тел косной материи.
И особенно — в механическом переносе принципов ньютоновой механики, классической термодинамики, декартовой геометрии и «принципов научного доказательства» на все аспекты бытия и сложность общественной жизни .

Единственной действующей законченной научной «социальной теорией» на сей день (по-своему «объясняющей» природу общества) является материализм и его политическая экономия, или «экономическая теория». В современном проявлении — это система грубого силового управления социумом через бюрократию и финансовый рычаг воздействия методами монетаризма и коррупции, инструментов финансовой спекуляции, разрушения культуры, провоцирования вооружённых конфликтов, ослабления и демонтажа институтов международного права и принципа суверенитета «национального государства» даже в том несовершенном виде, как его трактует Вестфальский мирный договор 1648 года.

Во времена Ньютона наука в Англии была уделом закрытого высшего властного сословия богатых ловчил, менял, торговцев, дельцов и крупных феодалов, скорее, плодом поисков способа быстрого и не отягощённого трудом частного обогащения. Скорее, стремлением сакрального метода господства , нежели горячим открытым стяжанием общесоциально-значимойИстины. Инструментарием недалёких, интеллектуально неполноценных субъектов к тайному захвату публичного блага — высокоинтеллектуальной деятельности, присущей только социуму как целому.

Здесь уместно упомянуть глобальный наркотраффик и пиратов Карибского моря, захватнические, экономические, колониальные и опиумные войны, истребление индейцев Америки, вывоз рабов из Африки, концлагеря, газовые камеры, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, равно как и очень многие другие известные и тайные практики общеуголовной юрисдикции .

Все эти разнообразные практики объединяет одно генетическое свойство – выраженную асоциальность. Организация захватов, выстраивание системы частного и узкогруппового внеправового, внетрудового преступного обогащения. Через растление морали, угнетение личности и разрушение веры, государства, цивилизации, системное поражение доброкачественного общественного организма.

Отвлечёмся на небольшой мысленный эксперимент.

Представим себе картину. На стадионе происходит футбольный матч. Футболисты, зрители, сам виновник торжества – футбольный мяч. Его пинают ногами, он летит, вращается, звенит, подпрыгивает.

У мяча есть свой внутренний объём, есть оболочки, его ограничивающие. Мысленно попробуем вывернуть мяч наизнанку. С этим действием, по правилам нашего эксперимента, всё, что окружало мяч, уходит внутрь, всё, что было внутри, становится окружающей средой. Внутри мяча бегают и бьют изнутри по нему ногами, футболисты, свистят находящиеся на трибунах болельщики, далее город,.. и оказывается компактно упакована вся Вселенная. Снаружи – разреженная пустота, растянутое искривлённое пространство, бывшее внутри футбольного мяча.

**

Зачем я привожу этот явный бред?

- От выбора категорий мышления, общего порядка ценностей, действующих субъектов, от их соотнесения, от линий, поверхностей, сфер раздела сред и точности понятий очень зависит вся складывающаяся картина мира. Она может легко оказаться кривой, абсурдной, вывернутой наизнанку, чудовищной, — если в аксиоматической основе, в правилах постановкисвоего эксперимента, мы сделаем хотя бы даже хоть только одно маленькое неверное допущение.

Например, давайте, преувеличим в гипотезе нечто незначительное, но простое для понимания, элементарное, но материально объективное - например, механику взаимодействия двух шариков в безвоздушном пространстве и в невесомости. И, при этом, намеренно упустим, проигнорируем нечто решающее, просто за его сложность и категорическую несводимость к механическим экспериментам. Хоть и исключительно значимое в жизни, но непостижимо сложное для упрощенного восприятия, для раскладки по полочкам, например, реальный мир бытия человека — живое, сложность, цельность Мироздания и его законов, смысл бытия и миссию разума. Разобьём-ка этот смысл жизни на множество элементарных частей. Выведем-ка смысл сложности как арифметическую сумму, набор низкоорганизованных элементов. А от «гипотезы Бога» откажемся вовсе.

Вместо этого, будем сами назначать правила своей игры, исходя из механики, и не просто играть, а принуждать людей к исполнению таких «научно обоснованных», объективных приказов, в форме массового наёмного труда, например. Высшая деятельность общества, порождающая развитие, — труд, — вся, полностью, будет упрятана, упакована в линейную ньютоновскую экономическую категорию, в её оболочку рыночного «товара».
Товары здесь производят товары. А средства массовой информации – массово производят и тотально распространяют хорошо упакованную дезинформацию. Или исподволь растлевают мораль.

Деньги будут «сами» размножаться, как кролики, будет «сама» присваиваться прибыль, на которую будут изыматься и выводиться из стран-доноров лакомые национальные активы. Для свободы торговли всем, чем угодно, будет придумана внеправовая, с особыми правилами «игры» организация свободной торговли.

Под это будут запряжены институты принуждения к исполнению приказов – властные органы, институты священной частной собственности, святая глобальная финансовая система, кристально честные спецслужбы, суды, тюрьмы и система исполнения наказаний. В гражданской жизни людьми будет двигать отнюдь не свободная совесть и ответственность, а полурабскоеподчинение - силе, начальнику, шефу, страху тюрьмы или перспективе беспросветной нужды.

Не такой ли оккамовский паноптикум абсурда, мир карательной психиатрии, где ведущие «психиатры»– глубокие параноики, забрызганные кровью, а пациенты – здоровые люди, «загнанные в обстоятельства», мы уже почти наблюдаем вокруг себя. Чтобы углубиться в тему, стоит самостоятельно найти и почитать что-нибудь о Тавистокской клинике , где разрабатываются подобные сценарии.

В ньютоновской парадигме «познающий субъект», источник воли якобы отсутствует как таковой. Если быть точнее, то он как быи присутствует, но весьма тайно. Там не подразумевается ничего, точнее, никого, организующего эксперимент и наблюдающего его результат. Никто не несёт никакой моральной ответственности за результат своей деятельности. Точнее, все, кроме управляющего субъекта. Просто, «есть мнение».

Простые бесстрастные тела, массы, которыми движут неведомые силы, скорости, ускорения, есть простые линейные эксперименты с шариками, но мыслящего субъекта — экспериментатора «как бы нет». Есть «масса», есть «сила», нет свободы выбора, нет Идеала, воли к развитию и «стрелы времени». Нет никакой причинности эволюции. Система безразлична к развитию, будучи, как качающийся маятник, не знакомый к стремлению ввысь, висящий вниз, обратима во времени, перемежая кризисы и выходы из них. (по И.Пригожину).

Вспомнил о «наблюдателе» Эйнштейн, когда проводил и объяснял обществу свои «мысленные эксперименты со скоростью света». Он обнаружил, что на постановку и на результат физического эксперимента «позиция наблюдателя оказывает решающее влияние». А об отсутствии такового и речи нет – не получится, не состоится даже «мысленный опыт». — Некому будет «мыслить» и делать выводы.

И мы имеем – скрытого наблюдателя с неограниченными возможностями агрессии, манипуляций и общества, целиком заключённого в оболочку «управляемой вещи», в кокон «рабочей силы как товара», исполняющего чью-то особую прихотливую волю.

Волю, как мы наблюдаем, к безраздельному господству над целыми народами.

  Наука зародилась не в средние века.

И на древнем Востоке, и в Египте при пирамидах, и ещё ранее, ей занимались далеко не столько из чистого альтруизма, или праздного любопытства. А с целью, например, малыми усилиями добиться большого результата, наживы, безраздельной власти над себе подобными. Этим знанием овладевали во имя достижения тайного господства ордена посвящённых над «массой».

Что это придумали не одиночки, а является сформатированными «под науку» древними тайными практиками жрецов, известно. Предназначением таких практик в обществе того времени было одно, захватить и удерживать зловещие стратегические «преимущества положения».

Стихийно или нет, это стало со временем общенаучным методом – пожалуй, в этом сыграл большую роль субъективный фактор – тайное, подсознательное стремление к власти, даже ценой утраты совести, отказу от мешающей этому морали и остатков человеческого достоинства.

Поэтому-то, субъект воли в Методе скрыт за кулисой и свободен от угрызений совести. Как источник произвола, не ограниченного никем и ничем, как типичный агрессор. Метод научной редукции – это и разделение управления реальностью на морально асимметричные части, и разделение системы по принципу свой – чужой. Тебе – тумаки, мне – пятаки. А «чужого», управляемого, хоть и трудолюбивого и порядочного, по условиям игры , уже не жалко.

Это разделение Большого общего Смысла, разделение Знания и общества на множество бессмысленных сущностей для частных произвольных манипуляций и спекуляций с ослабленным, разрезанным по живому, обществом.

В основу научного метода также был положен доказательный Метод Декарта – через разделение живой системы и управления частностями. Разъединение цельности Знания на множество «бессмыслиц», раскладку «по полочкам» и решение их по одной, «щёлкая, как орешки», позволило дезорганизовать любого противника в дипломатической войне и устраивать, по-своему, власть над обществом, над его инициативой, его стратегической, интеллектуальной, хозяйственной деятельностью. Иными словами, это испокон веку называется принципом «разделяй и властвуй». Богат и велик великий русский язык. — Разделение на части — это по-русски разбой. Установить контроль над всеми его публичными активами, над техническими достижениями, над текущей деятельностью — значит, захватить, как оккупирующая сторона, стратегическое господство над его свободой воли и будущим .
Тут кроется проблема коррупции и бюрократической системы, делающих из социума «питательный бульон» для разведения и откорма «рептилий крупного бизнеса».

Овцы в старой доброй Англии однажды съели сотни тысяч крестьян. Сегодня британские овцы мирно доедают Западную цивилизацию.

Таким же образом, через разделение процессов деятельности общества, через разрушение общины , развивавшейся, вместе с человечеством до этого многие тысячи лет, что современной экономической наукой трактуется сегодня как «хорошо и очень хорошо », шло освоение Метода и закабаление капиталом труда.

Силовое порабощение общественного интеллекта , единственной производительной способности общества, было произведено путём отъёма путём прямого насилия или обмана, у него его решающего большинства «публичных активов» — земли и полезных ископаемых, открытого доступа к Знанию, возможности использовать изобретения и изобретённой им и построенной им, обществом, техники. В итоге, общество оказалось избавлено от свободы выбора между самостоятельным публичным хозяйством и системой капитала - системой наёмного труда . Это называется либеральной идеей, или идеейосвобождения . Освобождения от чего?

От свободы.

Отсутствие понимания фундаментального значения сельского хозяйства с хозяином – крестьянином рождает демографическую проблему – «агробизнес», как и индустрия города, массово потребляет человека как наёмного работника, а крестьянское хозяйство расширенно воспроизводило и воспроизводит не просто «население», а цивилизацию — человека вместе с культурой. И сегодня в России сельское хозяйство продолжает безжалостно уничтожаться.

Пробки в Москве и не только в ней – как раз результат «сброса» общества из режима солидарной деятельности в режим асоциализации и атомизации — конкуренции всех против всех. Возникает несчётное количество ничтожных формальных поводов для поездок за справками, отчётами, сверками и перепроверками. Отсутствие понимания смысла города как своеобразного «концентратора интеллектуального ресурса» в одном месте для форсированного «подъёма» важнейших специфических высокотехнологических характеристик всей цивилизации идёт от непонимания или неприятия общества как интеллектуальной системы.

Атомизированный индивид, элемент общества, обращаемого в уличную толпу, стоит перед небогатым выбором – идти сдавать себя в кабальную бессрочную аренду тоталитарной системе частного найма или, не имея никакого иного приложения своего труда, даже элементарного смысла биологического существования, и вовсе тихо уйти из жизни.

  «Конец истории»: между зыбким миром и большой войной

Смертные грехи современной научной парадигмы как метода насилия над обществом, «управления при помощи введения в заблуждение» и захваченной частной монополии на все публичные активы, мы воспринимаем сегодня как досадные недоразумения, или как «плату за развитие», исходящие исключительно от «несовершенства самОй человеческой природы».

Мистическим, странным образом, в силу заложенных нам воспитания и привитых методов мышления, мы никогда не относим их на счёт качества общенаучного Метода .

Нам этот «дефект мышления» привит всеми доступными методами с детства, с первых классов в школе через разделение знаний на дисциплины, дисциплин на части, через отрыв этики и эстетики от практики и физики, через разделение образовательного и воспитательного процессов. Далее – через все виды СМИ и т.н. «научной системой управления» нами.

Недавно объявили, устами министра Андрея Фурсенко, что в России, вместо способных к самостоятельному умозаключению творцов, теперь требуется (Кем и зачем? Имена, должности, звания!) выращивать заведомого «инвалида детства», «массового потребителя», умеющего в нужном экзаменаторам месте, напротив списка готовых ответов, ставить галочку.

Проблема столкновения двух направлений развития — высоких требований научно-технического прогресса, требований безопасности техники, делающих ставку на развитое, свободное просвещённое общество — и принудительной социальной деградации во имя его «удобоуправляемости», активно решается в пользу последнего, «оскотинивания населения».

Научный метод современной социологии «верен» своему заказчику и отвечает коду силы, используя приёмы подмены, лжи, не подчинён воплощению общественно значимой Идеи, например, социальной эволюции, публичного блага, принципу Права, философии хозяйства, уважению интеллектуальной природы человека.

Метод современной (доступной нам, простым гражданам) социологии привязан не к своему Предмету, а развёрнут лицом в другую сторону, служит власти научному оправданию её манипуляций с обществом, не выходя за рамки дозволяемого. — Методов «опросов общественного мнения», примитивной наглядной агитации, комиксов, вольной интерпретации процессов, методов статистики и манипуляций с числами, схемами и индикаторами. Закрытые методы – тоже есть, о них не стоит и говорить.

Всё это «томное и сладкое насилие» над реальной действительностью, упакованное, конечно, насколько это возможно, ярко, научно, красиво и привлекательно, привело к современному неустойчивому состоянию «мир-системы», к её зигзагам кризисов — между зыбким миром и большой войной.

Что выглядит странным, но только на первый взгляд, сам «мир теней» живёт внешне весьма «респектабельно», обложив данью в трудовой повинности, в сырье, «в научных открытиях и технических достижениях» — в «присвоении будущего» все другие миры.

Он достиг монополии силового доминирования над остальным, внешним и периферийным для него миром Традиции, добросовестного общества, некритично принявшим схемы вскормленной им олигархической «властной машины», за верный путь к Истине — за научный Метод Познания.

Но скрытую от нас, хоть не познанную, но мудрую справедливость Законов Природы обмануть невозможно физически и, тем более, — обманывать вечно. Западный мир, в лице его принципа власти над обществом при помощи насилия и «наукообразной лжи», отвергнув пространство фундаментальных смыслов, достиг примитивной «ограниченной в самой себе» системы своих частных целей неправедного обогащения и собственными руками привёл себя в ловушку смыслов, как только оказался почтимонопольной силой на планете.

У него просто закончилась его лакомство – угасает жизненная энергия, разумная воля человека. Что нужно, как полагают бесноватые идеологи мира сего? — Нужно переформатирование мира с резким сокращением популяции и снижение уровня просвещённости оставшихся под контролем «особей».

Вырвать Россию из трясины модернизации

России чужды ценности и методы имперской традиции, презирающей труд, попирающей творчество, калечащей человеческую личность. Вырвать Россию из трясины современного безвременья, насильственного принуждения к «модерну» упаднического либерализма, и можно, и нужно, и необходимо, чтобы вывести её народ на простор свободного развития на основе переосвоения, нового прочтения эволюционной парадигмы человека — интеллектуальной.

В политике, науке, образовании, в дипломатии России всегда находились образованные, просвещённые люди, коллективы, чуткие и бережные к человечной природе богатой культуры своей страны, к её органической способности побеждать и развиваться несмотря ни на что, вопреки навязанным извне методам, «трендам», наветам, войнам, «пятым колоннам». Это наша истинная, национальная, не поражённая грибком «либерализма» интеллигенция. Сегодня происходит осознание и возрождение её высокой национальной цивилизационной миссии.

Политика «Евразийства» как реализации исконной для России цивилизационной системы, основанной на Высоких идеалах, совместном труде и свободе доброй совести, постепенно приобретает общенациональный характер и масштаб. Она проводится в России политической волей и стратегической интуицией Президента России Путина. Эта линия мышления находит поддержку и возбуждает энергию совместных действий внутри России, среди граждан братских республик пространства СССР и повсюду в мире.

Это происходит именно тогда, когда силы, оседлавшие мир, уже захватившие «стратегическое положение доминирования», казалось бы, почти достигли своей окончательной глобальной цели господства.

Симпатии к нашей стране и силы сотрудничества с ней крепнут во всём мире именно тогда, когда она идейно стоит выше алчных схваток, противостоит мировому злу — хамскому «мейнстриму» самонадеянной империи.

В этом случае Россия выступает уже не как чей-то сырьевой придаток, а как полноценная цивилизация.

Эта политика отнюдь не делает Россию «дамой, приятной во всех отношениях», но именно она органична для России и для мира, отвечая (хотя пока и не по всем критериям), системе совпадающих национальных и глобальных категорических императивов, лишь навскидку обозначенной в этой статье.

Эта политическая интуиция должна прорастать вглубь и вширь, приобретать вид стройной системы институтов национальной Идеи и глубокой мировой стратегии, асимметричной глобальному насилию, инициативой совместного развития.
По высшим «физическим принципам» развития — свободного целеустремлённого развития личности и открытого в будущее, интеллектуально раскрепощённого общества.

Должна она развиваться и далее, вплоть до оформления в открытое всеобщее Знание, основанное отнюдь не на кривой «физической картине мира» . В одной своей статье Андрей Фурсов, известный наш социолог и историк, выдвинул и обосновал идею построения нашей отечественной, идентичной нашему русскому мировосприятию, нашей культуре, русскому цивилизационному коду, «сетки наук об обществе». Это социальный заказ нашего многострадального народа отечественной и добросовестной мировой науке.

Стратегия эта универсальна, ибо не агрессивна, а интеллектуальна, свойственна всем мировым религиозным конфессиям и привлекательна для вовлечения всех стран, народов, граждан в разумное, а значит, честное и справедливое, подлинно человеческое мироустройство.

Некоторые использованные материалы

•  И.А. Ильин. «Почему мы верим в Россию». Сборник. Москва, Эксмо, 2006

•  Б.П. Вышеславцев. «Кризис индустриальной культуры» Сборник. Москва, Астрель, 2006

•  Иммануэль Валлерстайн. пер. с англ. «Конец знакомого мира». Сборник статей. Москва, Логос, 2003

•  Ю.М.Осипов. «Опыт философии хозяйства». Монография. Москва, изд-во МГУ, 1990

•  С.П. Курдюмов, Е. Н. Князева. Статья «Основания синергетики» http://spkurdyumov.narod.ru/Philos.htm#Ph16

•  И.Р.Пригожин, И. Стенгерс. «Хаос и порядок»; «Конец определённости», книги, сайт С.П.Курдюмова «Синергетика», раздел «философия» http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/

•  Н.П.Бехтерева. «Магия мозга и лабиринты жизни» АСТ, Москва, 2007

•  А.И. Ракитов. «Принципы научного мышления». Москва, изд-во политической литературы, 1975

•  Томас Кун. «Структура научных революций». Пер. с англ. Москва, Астрель, 2007

•  Корнел Попа. «Теория определения». Пер. с румынского. Москва, «Прогресс», 1976

•  Василий Леонтьев. «Экономические эссе» сборник, пер. с англ. Москва, Изд-во политической литературы, 1990

•  Лев Выготский. «Мышление и речь». Москва, АСТ, 2008.

•  Ойген Розеншток-Хюсси. «Речь и действительность». Пер с англ. Москва, «Лабиринт», 2008

•  С.П.Капица. «Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество». Сайт «Синергетика». http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/

•  Побиск Кузнецов. Статьи. Очерки. http://www.pobisk-memory.narod.ru/

•  Линдон Ларуш Статьи по «физической экономике», сайт EIR http://www.larouchepub.com/russian/lar/major_writings.html

•  С.А. Подолинский. «Труд человека и его отношение к распределению энергии» http://www.uni-dubna.ru/departments/sustainable_development/Portal/Nauch_trudy_kafedry/Osnov_trudy/Podolinski/

•  А.И.Фурсов. Статья «Знание как антикризисная сила» http://www.apn.ru/publications/article21755.htm

•  Рене Генон. «Восток и Запад». Пер. с фр. Москва, «Беловодье», 2005

•  Д. Пойа «Как решать задачу». Москва, «Учпедгиз», 1961

•  Михаил Туган-Барановский. «Современный социализмъ», С.- Петербург, изд-во «Будущность», 1906

•  Александр С. Панарин. «Стратегическая нестабильность ХХI века». http://www.patriotica.ru/authors/panarin.html

•  А. Субботин «Интеллектуальный принцип как системный фактор социогенеза». Сайт «Синергетика», раздел «синергетика и философия». http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/