Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ОБ АСИММЕТРИЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ РОССИИ КАК НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА» 
А.А. Субботин

Опубликовано в: Будущее России

Цель статьи – кратко донести до сознания читателя понятия:

  1. Стратегического Субъекта бытия (а значит, адресата безопасности и творца собственного развития).
  2. Познавательного (творческого), имманентного человеку как социальному существу, Метода , соответствующего исследуемому Предмету по его природе .
  3. Фундаментального принципа мирового развития, в уже сложившейся, но ещё не оформленной должным образом , новой физической картине мира.
  4. Контура и пропорций «культурного кода» Русской цивилизации и современной политической интуиции России. Требующей срочного теоретического осмысления как эффективной, ненасильственной альтернативы общепринятой мировой силовой политике «выкручивания рук».
  • Источником безопасности и развития человечества является свободная интеллектуальная и хозяйственная деятельность личности в контексте всего общества, являющегося живой интеллектуальной системой.
  • Труд, по своей природе,- творческий акт бытия свободной личности, не является, и не может выступать «вещью», тем более, «товаром, предназначенным к продаже».
  • «Прибыль на капитал» является не более чем оптической иллюзией, грубой «ошибкой измерения», обусловленной искажённой физической картиной мира, заведомо отрицающей свободу, интеллект и развитие.
  • О слабоизученной проблеме ложности ньютоновско-картезианской парадигмы науки в приложении к обществу и к проблеме «сложности»;
  • Об основах «социальной теории» как общенаучного Метода обращения со «сложностью», более адекватного Предмету и Субъекту познания.

И собственно о самой физической картине мира, дополненной в соответствии названным положениям.
«Когда Россия осознает и восприметсобственную цивилизационную идентичность,
её роль в физической науке станет ключевой в мире».

(Линдон Ларуш.)

Эволюция человечества, в самом общем смысле, заключается исключительно в становлении и развитии его высшего свойства — разума, или, творческой, или познавательной способности .

Познание нашей собственной эволюции, как философская проблема, состоит в постижении сущностей и осознании явленийдвуединого Предмета , состоящего из явлений - мира сущего, явленного, материальной действительности; и не явленного, — метафизики «внутреннего космоса» творческого субъекта, личности. В недрах которого-то и живёт разум и его творчество , «квантовый генератор изменения», неиссякаемый источник пресловутой уже «инновации» — конструктивной, созидательной эволюции, необратимой во времени.

Познанию этого интеллектуального «космоса» как органической цельности способен служить только познавательный Метод, соответствующий его, этого «космоса» интеллектуальной природе.

На терпеливом познании целостности Природы, возделывании Духовности как созерцании внутреннего «я» сосредоточена древняя и вечно юная философия Востока. Западом же всецело овладела строгая научная мысль, чей отточенный рационализм 4 веков Нового времени свил своё гнездо на ветвях «объективного материализма».

У человечества на рубеже 2 и 3 тысячелетий от Рождества Христова сложился болезненный дефицит адекватности оценок в области междисциплинарного, целостного и достойного Предмету, понимания места своей социальности (общественной самоорганизации) как универсального принципа развития.

Россию, двуконтинентальную цивилизацию, связывающую внутри себя Восток и Запад, «положение обязывает» реализовывать собственное целостное, увязывающее крайности, уравновешивающее дух и тело, Восток и Запад, «срединное» и целостное мироощущение. От того, как поведёт себя Россия в этом, зависит многое в мире.

Мировая цивилизация («крёстным отцом» которой себя назначил достигший пределов своего собственного роста мир Запада) пришла к неразрешимым в старом ключе мышления проблемам системного характера.

***

Цель статьи – кратко донести до сознания читателя понятия:

  • Стратегического Субъекта бытия (а значит, адресата безопасности и творца собственного развития).
  • Познавательного (творческого), имманентного человеку как социальному существу, Метода , соответствующего исследуемому Предмету по его природе .
  • Фундаментального принципа мирового развития, в уже сложившейся, но ещё не оформленной должным образом , новой физической картине мира.
  • Контура и пропорций «культурного кода» Русской цивилизации и современной политической интуиции России. Требующей срочного теоретического осмысления как эффективной, ненасильственной альтернативы общепринятой мировой силовой политике «выкручивания рук».

  Метод реализации «гипотезы будущего»

Задумавшись когда-то впервые о Творце природы, человек впервые уразумел, прозрел духом, осознал, что мир, хоть и уже устроен разумно Высшими Силами, но всё же, «не окончательно совершенен». Что этот мир содержит в себе порядок, некий Богом созданный Задел и относительный хаос — «несовершенное пространство» для его совершенствования и обустройства. «Предзаданной гармонией» назвал это состояние мира Готфрид Лейбниц.

Такой целостный мир с Творцом, готовым «заделом» и «пространством развития», предназначенным для хозяйства , называется мировоззрением или «физической картиной мира». Это есть простейшая и понятная генеральная стратегическая навигация для разумных существ любой космической цивилизации.

«Человек разумный» взял на себя смелость делать, творить , воплощать, наравне с тружеником Творцом, более безопасную и комфортную для себя реальность, засучив рукава, занялся деятельностью, трудом .

Основой трудовой деятельности является идея, замысел, смысл. Сначала приходится всякий раз продумывать , осмыслять любое действие или Дело, моделировать, (по сути, ставя его гипотезу); проговаривать, чертить мысленный или образный план, а затем действовать , строя свой завтрашний день.

Мышление образами, «по моделям», пришедшее на помощь врождённым безусловным инстинктам и Павловским «условным рефлексам» выживания, не просто банально сэкономило мускульную энергию, а привело к эффекту её многократного умножения при помощи «приручения» могущественных сил Природы (по С.А. Подолинскому). Это сегодня известно как явление «положительной обратной связи» или процесс «автокатализа».

Метод реализации мировоззрения, гипотезы будущего – это разумная трудовая деятельность в пространственных рамках и логике хозяйства . Трудом мы называем всякую, любую конструктивную хозяйственную деятельность человека – от машинального труда укладчицы конфет или асфальта, — до сложной деятельности простого крестьянина, изобретателя, врача, писателя, драматурга, философа, композитора или Генерального конструктора космических кораблей.

«Дочеловек» стал человечеством, сделав шаг от стада к обществу

На это первоначальное осмысление и освоение мира ушли многие тысячи лет.

Но так, в планетарном времени моментально, «одновременно» и целостно, сложилось то интеллектуальное социальное нечто «облако смыслов», что мы характеризуем обычно раздельными терминами. — Речь, воспитание, общество, вера и Знание, образование, труд, инструмент, хозяйство, технологии и коммуникации.

Нейрофизиологи называют всё это нечто «второй сигнальной системой» человека. По сути, «вторым «я». Человек, из рядового биологического вида, поднялся на качественно новую ступень – стал новым классом биологических существ, обладающих Верой и культурой, вероятно, первым в истории типом разумной жизни на нашей планете Земля.

Возникла первая «картина мира» – синтез из Искры Духовного Опыта, обустраивающего сразу весь Макрокосм Знания, и, на Её основе, опытного эмпирического, чувственного восприятия и познания, освоения вещного, материального мира.
Таким образом, через это цельное нечто , вторую сигнальную систему, возникла незримая, но неразрывная, органическая связь, союз между нейронами головного мозга всего человечества как цельное «социально – познавательно – деятельностное» Знание.

Без восприятия цельности, предзаданной гармонии мира как обустроенного Макрокосмоса цельного Знания, нет места и для современного нейрофизического понятия «второй сигнальной системы».

На основе соединения Духовного Опыта и чувственного, эмпирического его освоения, осмысления, человечество развивалось десятки тысяч лет как сельскохозяйственная, земледельческо-скотоводческая трудовая цивилизация, как традиционное общество . Общество как совместно-деятельное Знание, хоть и состояло из отдельных родов и племён, но, как единое ментальное поле, ещё не было разделено «по живому».

Становление научного метода «Нового времени».

Приняв гелиоцентрическую картину мира Коперника, взамен веками существовавшей геоцентрической Птолемеевой, человечество перестало «быть» пупом Вселенной, вокруг которого вращаются все светила, но обрело возможность овладеть навигацией по небесным объектам. И неожиданно для себя открыло новое «жизненное пространство развития» — Южную и Северную Америку, Океанию, Австралию. Добавились и инструментальные ориентиры. В навигации добавилось изобретение хронометра и распространение с Востока магнитного компаса.

Вновь открытые закономерности взаимодействий и движения физических тел в Космосе позволили лучше понять своё место в подлунном земном мире, сделать более точные эмпирические обобщения в виде физических принципов механики Исаака Ньютона, Метода Декарта, а затем – «теории идеального газа» Людвига Больцмана.

Джеймс Уатт, Николаус Август Отто, Готлиб Даймлер и ряд их преемников и последователей изобрели и усовершенствовали поршневой тепловой двигатель и двигатель с камерой внутреннего сгорания.

Человечество, с появлением технологии энергетики на основе тепловых машин, смогло оснастить, энергетически вооружитьсвой собственный труд к ак единственно известный способ преумножения публичного блага. Такая новая физическая картина мира внезапно открыла новое пространство для развития человека. Она открыла смысл хозяйства как «полезной физической машины». Мысль изобретателя, материализовавшись в процессе сложной совместной трудовой деятельности через «вторую сигнальную систему», выступает автохтонным источником умножения могущества человечества.

Идея полезного технического устройства выступает инструментом «положительной обратной связи», когда система отвечает на сверхслабое, милливаттное, воздействие нейронов коры головного мозга, мегаваттным положительным хозяйственным эффектом. Вкладывая свой посильный труд в общественном хозяйстве, человек оказался получателем многократного полезного эффекта. Как ни странно звучит, социотехническая система, включая в себя разум, с точки зрения ньютоновой физики, является «вечным двигателем», поскольку обладает КПД, невероятно превышающим 100%.

Техносфера — не что другое как совместное «публичное хозяйство» человека, основанное на картине мира, имеющейпространство для развития , усилитель и умножитель воли общества к лучшему будущему, к «публичному благу» . Создание теплового двигателя механических машин, использующего, в том или ином виде, энергию расширяющихся газов — позволило человеку провести колоссальную энергетическую революцию своего труда и осуществить массовую индустриализацию производства «публичного блага» как всего комплекса необходимых условий жизни, своего более комфортного, безопасного существования и развития.

Это новое «прочтение мира» позволило человеческой популяции, при постоянном росте индивидуального благосостояния, довольно быстро удесятериться в своей численности, а значит, при условии соответствующей социальной организации , увеличило свою способность возрастать нелинейно — в потенциальной интеллектуальной мощности.

Проникновение в схожий с Солнечной системой Микрокосм атома породило новую реальность – раскрепостило и подчинило энергию деления атомного ядра.

***

Историческая реальность как «конкретное деятельное пространство во времени» скачкообразно предопределяется различными «физическими картинами мира», которые строит и реализует «познающий субъект», человек. Расцвет, упадок, и гибель цивилизаций, империй и смена целых исторических эпох предопределяются эффективностью «фактора будущности», стратегии субъекта общественного интеллекта , — мощностью и вектором познавательно — коммуникационного процесса, необратимого во времени, как всё живое и развивающееся. Вопрос состоит, в сущности, в эффективной, адекватной организации и в защите от взлома самоподдерживающегося (автокаталитического) познавательного («когнитивного») процесса.

В конечном счёте, вся проблема сконцентрирована в области метода теории социальной самоорганизации человека .

***

Материалистическая общественная наука , прочно заняв место своеобразного «проектно-оправдательного института власти», или же особой службы при власти , как раз и стала основной причиной системного кризиса.

  Цивилизация — «общая воля к совместной жизни» (Хосе Ортега-и-Гассет)

Вся эволюция человечества, вышедшего за пределы «живого вещества», узко-биологической жизни, в новое качество, движима не столько эволюцией форм тела, густотой шерсти на холке и крепости когтей. Она стала эволюцией форм своего Знания , — деятельного коллективного разума , основывающегося на постоянно совершенствующихся представлениях о себе и мире.

Бывают исключения. Некоторые до сих пор считают, что сила удара соперника по лицу — это главное достоинство настоящего мужчины. Но такие исключения – лишь подтверждения Правил.

Цивилизация – это самоорганизующаяся и самореализующаяся общественная Стратегия развития, структурно, органически объединяющая людей своей Целью . Она жива и развивается до тех пор, пока способна постоянно поддерживать здоровой структуру собственного Знания, сообразно которому организует свою материальную реальность и развивается. Ориентируется цивилизация, при этом, на некую Сверхзадачу, которая базируется не в рациональном пространстве вещей, а в метафизическом пространстве Духа. – В Вере, в Идеале, Абсолюте, и потому, в сущности, Сверхзадача неизменна, она только уточняется эмпирически, как истинный прочный репер и верный ориентир. Идеал принципиально не достижим, ибо он есть Идея, Сверхзадача.

Череда вносимых в целостную картину мира , по принципу дополнительности, эмпирических обобщений, в форме открытий новых физических принципов, вносит в развитие дискретность революционных «научных прорывов», смены этапов развития или эпох познания.

Они носят характер «разрешения» сменяющих друг друга Высших Гипотез, основанных на императивах Идеала.

Старая структура Знания, или парадигма развития, поглощаемая внутрь новой, остаётся в ней как «частный случай» новой. Доминирующей и структурирующей Знание всегда выступает не средняя и не низшая, а именно высшая, более поздняя, новейшая ступень познания законов Природы как наиболее совершенная форма рефлексии действительности. Сориентированная на решение Сверхзадачи,
осознанная гипотеза более высокого порядка занимает место «первичности», — знаменует собой переход стратегического субъекта (общества) в новое качество, измерение, в новое фазовое пространство развития. В восходящий поток развития.

Цивилизация в восходящем тренде – это личная безопасность, это высокоразвитый транспорт, это комфортное жильё, это бесплатное высококачественное образование и общедоступная система здравоохранения, это интересная и содержательная жизнь для всех, это свежая тёплая булка и кружка парного молока к завтраку каждого. Это теплые человеческие отношения. Это активное совместное делание будущего и уверенность в нём и, в конечном счёте, ощущение счастья.

  «Межреволюционное развитие»

носит плавный характер эволюционного освоения. Человечество вот уже почти 400 лет как живёт в ньютоновско-картезианской парадигме науки — Законов Физики Исаака Ньютона и научного Метода доказательства Рене Декарта.

При эволюции научная картина мира постепенно устаревает, пространство развития осваивается и убывает, эффективность нововведений снижается, а освоенная буйная «рациональность», становясь кнутом выросшей из духовной, формальной власти, переставляет знаки и символы в сфере морали , вызывая искажения в сознании человека и в обществе. Это нисходящий тренд, деградация картины мира.

Это то, с чем мы столкнулись сегодня. «Уставшая наука». Проседающая индустрия. Сельское хозяйство…без сельского хозяина. Место труда вытесняется откровенным разбоем, агрессивным присвоением, расхищением публичного блага под фальшивой личиной различных институтов — от института частной собственности до перерождающегося государства, замещаемого бюрократической системой.

Эрозия, растление морали общества и неудержимое прорастание уголовного мира во все поры жизни, сверху донизу. Коррупция – разрушение государства как Отечества — и замещение его властной формальной системой отношений, как минимум, слепой к морали, Отечеству и к развитию.

Конфликтность, агрессивные столкновения. Суициды.

Следствием принижения Духовного компонента стали упадок сил и паралич воли, депрессия всех форм реального хозяйства и ведущего интегрального показателя – социального воспроизводства .

Вымирание населения и декаданс стран «золотого миллиарда», казалось бы, преуспевших, как никто, в «экономическом развитии», оказались явлением знаковым, поистине зловещим. Вернее поставить «постмодерн», культурное вырождение на первое место как причину всего остального.

Ослабление первичности Духа, утрата Веры как ориентира на Сверхзадачу, в конце большого цикла, — аспект, сеющий разруху в головах, тревогу о будущем, ощущение «конца света» и безысходности. Под ударом оказывается безопасность общества, государственности — стержня Цивилизации. Это предел эволюции «системы голой рациональности», вызревший субъект которой – олигархия (власть меньшинства) — скрытен, но её агрессивный конфликт со стратегическими целями развития человечества очевиден. Более того, он фундаментален, будучи оторванным от универсальной Стратагемы. Сегодня мы переживаем наложение в одной точке нескольких краткосрочных нисходящих циклов на завершение очень большого цикла, зародившегося тысячи лет назад.

- Пройден предел имперской олигархической традиции (история которой насчитывает тысячелетия), излёт её власти, устаревание, увядание её аттракторов — символов её «физической картины мира». По сути, сегодня это бесовская игра низших сил на понижение. Это восстание всех мрачных призраков «мира теней», понятного нам под именем уголовного мира.

Новый цикл развития общества начнётся не иначе и не раньше как с освоения пространства Новой физической картины мира.
Новую национальную парадигму уже провозгласил Император Японии в годовщину трагедии цунами 2011 года. Главное слово в ней – не «борьба», а «забота».

  Т.н. «Проблема управляемости обществом»

Аварии и катастрофы, происходящие в насыщенном техникой и высокими мощностями мире, обычно трактуются размерной видимой (явленной) формально техногенной или «природной» первопричиной. Иногда определяют и наказывают непосредственного «стрелочника». Тогда как они всегда несут в себе неявленную, сокрытую от рационального и чувственного восприятия смысловую, содержательную , т.е., социально-политическую природу.

Причина тяжёлой катастрофы сложной технической системы, чаще всего, кроется не в «беспричинном сбое техники», не в «несчастном случае», а в неадекватности системы, неоправданном или неосознаваемом риске внутри всей огромной структуры и качестве отношений людей, принимающих содержательные решения – разработчика, инженера-конструктора, частного выгодополучателя, непосредственного стрелочника, «оператора системы». Причинность (каузальность) опасности и безопасности кроется в недрах всей сложной самоорганизации социальной системы «мышления – Знания – деятельности».

Прекрасно сконструированная, мощная и послушная рулю легковая машина, или тем более «управляемая сверху» сложнаясоциотехническая система, обладающая, по своей природе, невероятной положительной обратной связью, нередко вызывает у управляющего перенос качеств и мощи системы на свой личный счёт . Неоправданное отождествление себя уже не с грешным «я», а с гением , воплощённым в «управляемой» им системе.

В таких условиях сами собой возникают соблазны сделать себя богом или божком «местного значения», позволение себе лёгкого и неоправданного присвоения благ, комплекс управленческой вседозволенности, возникают симптомы «мании величия». Отсюда проистекает и стихийная, а затем, и священная, «законность» извлечения частной выгоды из причастности к публичной деятельности. И примерно так исторически вызревает и постепенно оформляется институт прибыли и «частной собственности».

Катастрофы, в подавляющем числе случаев крупномасштабные, а особенно, социальные, — такие как войны и разрушительные «экономические реформы», имеют первопричиной описанную самость, «неадекватность сознания», агрессию и безответственность «управляющей системы», приобретшей за годы свойства раковой опухоли на теле общества. В одну сторону – прибыль – в другую – убытки.

Речи об «объективной причине» войн и «случайных экономических убийствах хозяйства целых стран» (Перкинс, Вандам-Едрихин) идти не может и быть не должно. Как есть умысел и причинность в бытовом криминогенезе, точно так и в геополитике, есть свои имена, фамилии, кланы, персональные интересы и умыслы, особо тяжкие персональные преступные деяния перед человечеством без срока давности.

События в глобальной человеческой деятельности имеют метафизическую, социальную природу, производны от наличной структуры Знания, допущений научного Метода, от актуализируемой обществом и личностью физической картины мира. Включая и его морально – этическую составляющую, сегодня часто игнорируемую, но имеющую ключевое значение.

Проблема возникновения причинности (каузальности) развития заключена в системной неполноте её научного описания в части — не в чувственной, рациональной, где всё детерминировано, распределено и расписано, но безразлично. Разрешение этой проблемы лежит в более тонкой и внешне неявленной Духовной области целостного Знания , остающейся строго за рамками нейтральной к морали, а значит, к смыслу Творения, развития, «ньютоновской», управленческой и вообще всей, науки как инструмента применения силы. Как инструмента установления довольно бесцеремонной гегемонии над природой.

Поиски и примерное наказание мелкого «стрелочника», как правило, – только ритуал, «сакральная жертва», приносимая для «наведения тени на плетень» с целью отведения внимания общества от истинных причин и сокрытия заинтересованных в безнаказанности виновников. Таким образом, системная причина катастроф не устраняется, а расширенно воспроизводится.

Системный кризис в глобальном масштабе – это как раз такая цепная реакция утраты линейной (ньютоновской)управляемости подвластной, нелинейной, по своей природе, творческой системы, вырывающейся на свободу, — «нелинейно пошедшей вразнос».

Это беспорядок, с точки зрения «управляющего».

А с точки зрения самой системы – это асимметричный уход от несвободы, от насилия.

Нужно тщательно и честно разобраться — соотнести с возросшей нелинейностью (внутренней свободой, волей, субъектностью её поведения) систему с её тайным или явным «верховным жрецом». Нужна социальная теория, воспринимающая общество как интеллектуальную систему, а не как «объект управления», то есть, вещь.

Есть все основания утверждать, что «верховный регулятор всего и вся» сегодня сам активно провоцирует, поощряет растление молодёжи, правительств, разрушение государств, инвестируя в… «как бы саморазрушение» системы. Чтобы затем, на всеобщем хаосе, пожать свой урожай власти — жёстко установив самочинный «новый мировой порядок», захватив стратегически выгодную позицию доминирования на высшем уровне контроля, поставить своих гауляйтеров на княжение.

Как в таких случаях следует говорить, речь может идти о завершении «доказательства Гипотезы» (решаемости задач развития общества) в старой парадигме и о формулировании новой, более совершенной, парадигмы и картины мира. Речь может идти именно о постановке «гипотезы развития» более высокого порядка . Иными словами – о метасистемном, фазовом переходе, основанном на принятии более полной, с точки зрения «обустройства цельности Знания» и соответствующей реальности физической картины мира.

Человечество оказалось в точке бифуркации, где даже малые локальные флуктуации рефлексивной, активной «фазовой среды» (общественной среды) могут иметь судьбоносное значение для общего будущего. «Флуктуации» в этой среде – это прежде всего идеи, смыслы, теории, понятия, а не факельные шествия.

Важное обстоятельство для будущего состоит в том, кто же будет ставить и реализовывать собственную высшую Гипотезу, эксперимент. – Социум как целое или снова его «тайный регулятор», манипулятор его сознанием.

От субъектной принадлежности этого содержательного решения будет зависеть жизнь и судьба миллиардов людей и, вероятно, вообще, во многом, зависит судьба проекта Природы под названием «человек».

  «По Образу и Подобию»

Начав свои взаимные отношения с дикой, полной опасностей природной средой, человек своим интеллектом, «по Образу и Подобию Творца» воздействовал на живую природу, на окружающую среду. И этим творил себе иную, новую реальность.

Мир планеты необратимо изменился, ещё больше необратимо изменилась среда, в которой живёт современный человек. Из дикой и враждебной, состоящей из опасных камней, животных и растений, она стала культурной, разумной, состоящей из людей, положительно «отзывчивой» средой обитания.

Она теперь далека от образа джунглей; — индивид находится в живой культурной среде социума - динамичной, урбанизированной, насыщенной информацией, коммуникацией, энергией Он живой, свободный Дух, решающий «нервный узел» в рефлексивной и живой сети разнородных общественных отношений , одновременно и включённый наблюдатель , и активный вооружённый техникой деятель этого организма-ансамбля.

Воздействуя на процессы природы, творчески доминируя над ней, человек «несознательно» совершенствовал, революционизировал и собственную природу, когда строил её не на агрессии, а на своём возрастании гармонии в свободе и сотрудничестве. — В Духе . Животная агрессия не оставила после себя, кроме рубцов, могил, горя, никаких следов развития — в коде истории не остаётся её материальных, положительных, закреплённых результатов, потому что их нет. Всё сущее вокруг нас рождено не в непримиримой борьбе противоположностей на взаимное уничтожение, а в труде, заботе, любви и слиянии сущностей, смыслов и примирении «противоположностей».

Направленность и необратимость, «стрела времени» (как называет необратимость эволюции сложных систем «от хаоса к порядку» И.Пригожин) развития разумной человеческой цивилизации, заложена в её генетическом коде – культуре, живой Традиции, в «самовозрастании в Духе», то есть, в стремлении от хаоса к порядку гармонии, от выживания и необходимости к свободе и творчеству, от беды к победе и от разрухи к счастью. От безобразного – к прекрасному.

Если весь Мир Человека как его социальное бытиё, как антропоморфная «физическая картина мира», так радикально изменялся и продолжает направленно конструктивно и смыслово изменяться под воздействием его интеллекта , значит, как разсоциальный интеллект человека ( Разум , Знание, Метод познания сами по себе), является доминирующим (высшим) физическим принципом . Наряду с известными, обратимыми во времени, «линейными» размерными и исчислимыми физическими величинами механики классической Ньютоновской физики.-

Не учтённым наукой самовозрастающим фундаментальным физическим Принципом, «нелинейным», с точки зрения «ньютоновской линейности».

Первичным, базовым принципом. Инструментом и смыслом творчества и самой жизни человека.

О Знании, о Ноосфере как о принципиально Новом геологическом факторе говорил ещё академик Владимир Иванович Вернадский. Этот физический принцип разумности развития мы больше не имеем права «научно» обходить, избегать, игнорировать в своей научной и хозяйственной практике, не включая Знание, принцип интеллекта, труд в свою «физическую картину мира». И включить его придётся не «просто так», в качестве мебели, а в качестве краеугольного камня .

Как мы уже говорили, высший, вновь открытый физический принцип становится определяющим, первичным по отношению ко всему Знанию, высшей гипотезой развития, «вытаскивающим» общество из кругового системного кризиса в новое широкое пространство свободы и развития.

Если угодно, то и «за волосы».