Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Экономическая стратегия подлинной демократии» 
Александр Субботин

Опубликовано в: Будущее России

В условиях  неопределённости и смены модели глобального развития особый смысл приобретает ориентирование государства в сфере фундаментальных императивов.

Ослабление вектора научного проектирования, разрастание зон упадка и прямых угроз безопасности  — поводы для глубокого пересмотра уходящей «общепринятой» научной рациональности, осознания неизбежного и приятия логики грядущей «новой» глобальной парадигмы.

От  формирования «нового прочтения» научной рациональности зависит качество нашего общесоциального мышления, на большой срок задающее, в конечном счёте, уровень глобальной безопасности, качество развития и социального здоровья России.

С удивлением приходится наблюдать рассуждения о том, что подлинному развитию нашей огромной страны мешает её государственность, вредит суверенитет, не соответствует, а то и даром не нужна, тысячелетняя культурная цивилизационная традиция.

Парадокс? Да.

Но это только на первый взгляд.

Роль государства, место общества, смысл бытия в таких вольноречивых рассуждениях помещаются, очевидно, в заведомо подменную, ложную систему координат.

Дело в том, что в подобного рода теоретических разработках стратегическим субъектом, главным интересантом и выгодополучателем организуемого и управляемого ими (разработками) процесса «общественного развития», по умолчанию, имеется ввиду совсем не общество, не народ и даже не  государство.

Субъектом такой стратегии, скромной фигурой умолчания полагается крупный капитал, прежде всего банковский.  Не обязательно отечественный.

Исходное базовое условие стратегии никак не декларируется, не раскрывается, не обосновывается, а, помимо прочего, искусно маскируется.

Открытым текстом предлагаемые учёные труды нацелены на благо народа, динамичное развитие всех сфер его жизни, на процветание страны. Явным же образом проводится другое.

Что, в конце концов реализуется, и результаты налицо.

Ничто так не угнетает материальную сферу, как двойная мораль, находящаяся, как известно, в сфере нематериальной.

На основе подобной подмены понятий выстраиваются школьные программы и вузовские учебные курсы, научные разработки и экономические теории, концепции управления, отрасли права, информационные технологии, к ним прилагается мощный математический аппарат, с которым не поспоришь. Строится исподволь, таким образом, вненациональная политическая система с развитым аппаратом принуждения.

Проводится работа по дальнейшему организационному упрочению этой системы — по цифровизации и автоматизации скрытых отношений отчуждения, вплоть до принудительного чипирования населения.

Так, всё-таки, чья же это стратегия?

Если приоткрыть покров тайны,- это стратегия тоталитарной финансово-олигархической власти, не знающей ни роду, ни племени, ни малейшей степени сострадания к своим жертвам, коими постепенно делается всё общество.

Рациональность безусловного приоритета интересов международного капитала, облачённая в тогу разумности, и декларациия многочисленных «прав» человека, приоритета народного блага и отечественного развития, в силу заложенного в её основание игнорирования фундаментальных принципов физики и нравственной природы человека, постепенно рассеивает свою «волшебную силу».

Она уже утратила позицию безусловной убедительности носителя глобальной «монополии на истину». Она уже далеко не тот «золотой сертификат подлинности», на котором долго и последовательно «продавливалась» во все сферы общественной жизни, даже в дошкольное образование, глобализация наднациональной власти. Остался, пожалуй, один, но убийственный аргумент —  насилие.

Ещё недавно было не так. Прогресс как торжество НТР под флагом западной демократии и монетарного экономизма многими, в том числе и многими у нас, виделся столбовой дорогой в будущее.

Западная общественная мысль, выстроенная на подменной картине мира, была программой преподавания общественных наук на гуманитарных факультетах и кафедрах обществознания всех вузов планеты, в том числе, и в СССР, затем, в «новой» России — вплоть до сего дня.
Развалился Советский Союз. Пришла западная свобода… Казалось бы, наступил золотой век.

Но вот что-то пошло не так.

К каким последствиям и итогам это привело, мы видим. Инерция нашего мышления, введённого в онтологическое заблуждение, всё ещё продолжает стаскивать нас в болото. Но мы начинаем смутно осознавать, что где-то подвох. Мрак рассеивается.

Не секрет, что данная экономическая модель повсеместно вызывает непроизвольное «самовозрастание капитала», достигаемое ничем иным, как, в конечном счёте,  ценой «естественной убыли» численности народонаселения развитых, в капиталистическом отношении, стран. Уже не говоря об их колониях.

Это ли не базовый критерий, безошибочно выявляющий всю глубину асоциальности такой системы власти.

Как вернуться на ровную твёрдую  дорогу нормального цивилизационного мышления, не вдаваясь в сложный мир философских рассуждений, традиционных вероучений и непростые формулы не так давно сформулированных законов синергетики — неравновесной динамики сложных систем?

Как обществу доступным образом сложить в своём сознании адекватное представление о себе, составить оптимистичное видение будущего, столь необходимое для здоровья и появления первого признака динамичного подъёма?

- Нужно честно признать справедливым основанием рациональности и, в конечном итоге, надёжности и безопасности подлинную природу человеческого общества как не просто живой, а и разумной, нравственной системы.

Государство — это общественный инструмент и гарант творческого права свободной организации людьми своего общественного строя. Утверждения демократии, системы народной власти.

Той самой не лицемерной, а подлинной демократии как «власти всего народа», которую выцветший и подмоченный «западный концепт демократии» свой святой целью только лишь громко заявляет, на деле грубо попирая.

Нужно выяснить подлинные классические черты нормального традиционного общественного организма и принципы его развития — возможно короче, проще и наглядней.

Попробуем сделать это здесь, в условной форме предельно сжатой концепции как государственной «экономической стратегии». Критериями социальной эффективности этой стратегии примем два основных показателя — возрастание качества жизни человека и рост численности народонаселения.

Целью  политической и экономической стратегии государства можно поставить народосбережение. Это особо остро и актуально для сегодняшней России.

Защиту, продление жизни и умножение самого ценного, дорогого — общества и человека. Принять безопасность и свободное развитие, заботу о процветании подлинного субъекта истории — общества, нации, Отечества как святую обязанность и главную заботу государства.

Задачи двуединой государственной экономической стратегии. 

Безопасность (простое воспроизводство, сохранение общества) и

Развитие — (проактивное, расширенное его воспроизводство, количественное, но, преде всего, качественное).

Развитие, основанное на проекте и свободе — активный фактор безопасности. Безопасность — в свою очередь, — гарантия необходимой свободы развития.

Средство, метод стратегии — утверждаемый, охраняемый государством принцип разумности, понимаемый в его самом широком смысле. Этот качественный принцип ещё называют антропным, ноосферным принципом Вернадского. Его можно предельно кратко выразить и так — как уважение разума, достоинства в человеке как образе и подобии Бога-Творца.

В роли государственной защиты ноосферного принципа имеет место правовой Принцип Принадлежности — принцип неотчуждаемости права от его субъекта. Плод любых умственных поисков, трудовых, организационных действий человека, общества неотчуждаем от его творца.

Как, например, великие стихи А.С.Пушкина нельзя произвольно сделать частной интеллектуальной собственностью. Они принадлежат только ему и больше никому. Но они, стихи, поэмы, повести Пушкина, тем не менее — доступное всем общее культурное богатство, достояние нашего народа, да всего мира!

Красть, присваивать жизнь, труд, здоровье, свободу, имущество под любым даже благовидным предлогом неприлично.  Справедливо утверждает Прудон, что «собственость — это кража».

Принцип принадлежности реализуется, естественно, без привлечения чар «двойной морали». Именно с такой порочной моралью необходимо без жалости распрощаться.

Исходя из целостности морали и основанного на ней признания принципа права на государственном уровне, эту государственную экономическую стратегию, уже на этапе замысла, сразу можно считать социальной, а такую социально-политическую систему (модель) признавать справедливой.

… Государство тотчас же перестаёт быть таковым, как только становится на скользкий путь, вместо защиты жизни и принципа разумности общества, на законодательную и институциональную защиту господства частного узкогруппового интереса и отношений частного присвоения плодов сложной, многогранной общественной деятельности.

Странно было бы рачительному хозяину амбара привечать и специально разводить крыс и мышей, уничтожающих его урожай. А владельцу птицефермы поощрять охоту лис, бродячих собак и коршунов на стадо его кур.
Поэтому, государство, охраняющее прежде всего господство, монополию частного капитала — это просто красиво исполняемый муляж, имитация подлинного государства. «Нации-государства», в общепринятой терминологии.

Каковы же метод и средства (требуемые ресурсы) обеспечения государственной «стратегии безопасности и роста»?

Важно отметить, что народосберегающая экономическая стратегия государства включает в себя две разные стороны достижения её эффективности: «собственно экономию, сбережение», — статус пассивного сбережения жизни человека. Сюда входит, в частности, военный аспект.

И «собственно динамику расширенного воспроизводства», — генерацию фундаментальных факторов динамики — роста производительности труда и возрастания качества самого человека.

Генератор энергии общественного и экономического развития помещён в самом человеке, в его разумной природе, интеллекте, творческом начале, личной инициативе, деятельном стремлении к добру, красоте и счастью. Это начало, чтобы активировать, надо морально раскрепостить, физически защитить. Право труда это плодородное поле, открытое для конструктивной деятельности, обеспечивающее свободу творчества и процесс развития.

Про-мыш-ленное развитие общества — это ускоренное развитие производства публичного блага на базисе сложнейшего процесса общественного сетевого мышления.

Развитие знания и науки — производство необходимого промышленности продукта человеческой мысли. На основе развития обществом своего понимания социальных и физических законов, которое является постоянным источником, генератором эффективных идей общественной организации, механизации и автоматизации производства, базируется  промышленный принцип народного хозяйства.

Здоровое, солидарное, целостное общество (искусственно не сдерживаемое монополией отношений отчуждения) может обеспечивать долгосрочный рост производительности труда исключительно за счёт совершенствования технологической вооружённости труда, вплоть до полной его автоматизации.

Что особо важно — без малейших опасений за возникновение «зон отчуждения» — сокращения сферы социального комфорта — неустроенности, безработицы, покинутости, бедности.

Здоровое общественное устройство не препятствует, — а напротив, стремится к сокращению, любому сбережению (экономии), высвобождению людских сил, затрат рабочего времени на единицу продукции.

А значит, способствует физическому росту выпуска продукции на каждую натуральную (не монетарную) единицу социальных издержек — по сути, единицу затрат здоровья, человеческой жизни, рабочего времени.

То есть, благодаря промышленному росту, во избежание кризиса перепроизводства, открывается окно возможностей -  беречь невозобновляемые природные ресурсы не просто без ущерба обществу, напротив,  в его же благо — сокращать рабочий день, автоматизировать, делать безлюдными вредные производства, увеличивать продолжительность оплачиваемых отпусков, снижать пенсионный возраст, продлевать жизнь и улучшать здоровье, поднимать доходы семей, создавать общедоступные фонды и поднимать гарантии качества жизни.

Создавать условия для широкого развития сферы культурного и научного самовозрастания общества.

А не делать всё то же самое, но только во имя благополучия лишь узкой группы очень отдельных от общества граждан, в ущерб всей остальной общественной системе.

Открывается возможность создавать и консервировать долгосрочные госрезервы промышленной мощности, поставленные под крышу, «на колодки», про запас. На всякий случай.
В критические моменты истории это может пригодиться.

Иными словами, вся политическая экономия в условиях неотчуждаемого хозяйства развёрнута на 180 градусов от т.н. «классической»: целевое качественное преобразование всей системы в лучшую сторону заключается в сбережении не агрегата «денежных трат на оплату рабсилы» некоего «эффективного собственника», а в сбережении всего агрегата «социального времени», то есть, фактических затрат живых усилий и избежании неудобств всего общества в их именно натуральном, живом (не монетарном!) выражении. В виде пота, усталости, тягот и лишений, проходящей жизни.

Снижаются потери времени социального — сокращаются  общие затраты всей страной времени исторического. Страна, лучше других избавившаяся от абсурдной (как асоциальной) идеологии любыми способами частного обогащения, со временем оказывается лидером по темпу роста производства и хорошим, добросовестным союзником, положительным примером для подражания другими нациями-субъектами в глобальном аспекте.

Такая вышедшая в авангард  страна может невольно оказаться обладателем наиболее устойчивой социальной системы и, следовательно, самой обеспеченной и надёжной в мире денежной системы и валюты.

Экономия труда исключительно «ценой» безудержного «расходования» неисчерпаемой, возрастающей энергии человеческого интеллекта — путём изучения и развития собственной философии, воспитания человека в духе классических видов искусства, расцвета всего семейства академических наук, всеобщего просвещения, качественного образования, широкого участия любого желающего в НИОКР — это последовательная, планомерная организация общественной жизни как синергетической, автокаталитической, комфортной и самоускоряющейся в своём преображении системы.

Возникновение мощной положительной обратной связи культуры, образования и науки с  промышленностью — кардинальный путь ускоренного прироста объёма и качества продукта, в целом по стране,  на единицу постоянно снижающихся затрат живого труда — т.е., за счёт разумной организации, на уровне философии государства и фундаментального фактора демократии.
Прямого, содержательного и деятельного участия человека в принятии важных решений, формирующего устойчивый технологический рост производительности труда в видимой и сверхсрочной перспективе.

Важным для подлинно демократической социальной организации оказывается её оздоравливающее влияние на внешний контур государства — на глобальную безопасность.

Такой ответственный подход к проблеме общественного развития влечёт глобальное лидерство одновременно в области роста производительности труда, как пример умения, способности концептуальной власти государства в обеспечении справедливой и в комфортной жизни, в опережающем и гарантированном обеспечении всех — и консервативных, и динамических — аспектов своей, и не только своей, безопасности, совместного сотрудничества и всеобщего развития ко благу.

Рассматривать более подробно и развивать демографический подход к экономической стратегии государства и можно, и нужно. Этот критерий универсален и полностью отвечает принципу выживания и целям процветания человечества.

Пример даже такого «узко экономического» хода рассуждений о демографическом смысле общественного  развития — постановка метода социально ответственного политического мышления, отвечающего  насущному интересу народа России, его пока во многом не раскрытому творческому потенциалу, и, что надо особо подчеркнуть, -  соответствует его культурному алгоритму мышления и действия — корневой цивилизационной парадигме.