Панентеизм, пантеизм и Всеединство
Сакральное присутствие как присутствие дискретное, ситуативное или событийное (панентеизм, «всё в Боге») описано в векторах маскулинном, фемининном, матрилинейом, патрилинейном и лингво-рациональном (акты пророчеств и любви, подвижничества, подвигов, самопожертвования, самоотдачи). Сакральное присутствие как присутствие средовое, разлитое в среде (пантеистическое, «Бог во всем»), свойственно векторам преобразующе-созерцательному, иррациональному и эвристическому, составляя пространство постоянной духовной подпитки, выбора цели, действия и намерения.
Переживание Высшего Я в культуре всегда носило образ просветленности, на Востоке – в идеале могучего защитника-собственника, на Западе – в эстетическом идеале «пламенного» возрожденческого героя. В этих героических образах просветления и счастья, самоотдачи, вдохновения, свободомыслия просматриваются самые различные качества творчества, иначе т.н. божественной игры. Где есть дерзость и альтруизм, творение добра, поисковый инстинкт, радость, вера, доверие и где совесть есть главная добродетель. Совесть в этом смысле есть признак именно Высшего Я в отличие от наличного, обыденного Я. В культуре это противоречие обозначается как различие самоотверженного «прометеевского человека» и «человека фаустовского», не преодолевшего свою властность.
Поэтому сотериологические культуры и мировоззрения создают над всеми остальными традициями духовный зонт высокой витальности, заставляя все традиции возвращаться к собственным высоко витальным, внеисторическим ценностям, одним из которых помимо совести можно считать нестяжательство, как одну из древнейших земледельческих добродетелей. А также способность воспринимать и преодолевать пустоту (союз Хаоса, Логоса и Космоса). Под Хаосом во множественных учениях подразумевалась высшая реальность, нулевое пространство, пустота как родина сансары, мира рождений и смертей, как идеальная ци (у даосов).
Кроме того, сотериологические культуры проявлены во всех тех культурных и мировоззренческих традициях Логоса, поиска Единого, Высшего Я, которые развивались на протяжении веков, синтезируя Всеединство на языке понятий. В истории мысли это относится к мировоззренческим традициям и культурам свободомыслия и вольнодумства досократиков, Платона, Аристотеля, Плотина, христианского платонизма, пантеизма и гилозоизма, монадологии, Гегеля и Шеллинга, Фихте и Канта. Идеям духа, природы и космоса у романтиков, русской религиозно-философской школы, особенно В.Соловьева, П.Флоренского, Л. Карсавина, С. Франка, А. Лосева, к мировоззрению гуманистов, восходящего к «идеалам блаженства» и преодоления глубинного противоречия антроподицеи.
Литература
- Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., IPRAN 1990.
- Аверинцев С. С. Религия и культура. М.1987
- Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.2001.
- Ассаджоли Р. Психосинтез. М.1998
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993
- Бахтин М. М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.1990
- Буданов В. Г. Принципы гармонии как эволюционные синхронизмы. в сб. «Математика и искусство», С.1996
- Бычков В. В. Византийская эстетика. М.1980
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.1990
- Колесова Л. А. Золотая утопия. СПб 2013
- Колесова Л. А. Агональные времена. М.2020
- Колесова Л. А. Конфессиональный инвариант. М.2020
- Колесова Л. А. Сетевые фракталы в природе, обществе и культуре. в сб.Введение в теорию цифровой экономики. М.2018
- Олескин А. В. Децентрализованные сетевые структуры в цифровой экономике. В сб. Введение в теорию цифровой экономики. М.2018
- i Антропология сети. М. 2017
- Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос, М.1995
- Геннеп ван А. Обряды перехода. М.1999
- Гроф С. Духовный кризис. М.1996
- Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. М.1993
- Жертвоприношение. М.2000
- Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.1988
- Культурная антропология. СПБ,1998
- Лу куан Юнь. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб,1993
- Лотман Ю. М. О семиосфере. Тарту 1984
- Топоров В. Н. О ритуале.М.1988
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М.1983.
- Леви Стросс К. Тотемизм сегодня. М.2008
- Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М.2001
- Куайя Р. Игры и люди. М.2007 30
- Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – М.: Критерион,
- Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петерб. востоковедение, 2000
- Древлеправославная поморская церковь. «Православная энциклопедия»
- Верняев И. И. Старообрядчество и власть в постсоветской России. В «Новейшая история России».2017
- Частное предпринимательство в дореволюционной России 19-нач.20в. М.2010
- Янина М. Старообрядческая этика и дух капитализма. В «Страницы истории», № 157, 2014
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.
- Брагина Л. М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени. — М.: Наука,1993
- Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. – Смоленск: Русич, 2002.
- Слепцова А. О. Культура повседневности в эпоху Возрождения. В «Аналитика культурологии», 2010
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М, 1997.
- Беляев Д. А., Скрипкин И.Н. «Византинизм К.Н. Леонтьева как концепция русской цивилизационной идентичности», в «Манускрипт» 2017.
- Северикова Н. М. К. Леонтьев и византизм. В «Вопросы философии», 2012.
- Кондратович И. В. Теории смены элит. В «Вестник евразийской науки», 2014.
- Годелье М. Азиатский способ производства – стимулирующий концепт с ограниченной аналитической задачей. В «Общество. Среда. Развитие. Terra humana», 2007
- Шукуров Ш. М. Образ храма. В 2 томах, М.2002
- Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. СПб., 199
- Бернар А. Лиетар. Душа денег. М., 2007
- Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ – нач. ХХ в. Л., 1988
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990
- Глузман С.А. Деньги в мифологическом сознании человека вчера и сегодня. СПб., 2007
- Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма. Вып.1–2. СПб., 1912
- Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000
- Имаго. Сборник статей. Спб. 2001-2002
- История красоты. Под ред. Эко У. М., 200
- История уродства. Под ред. Эко У. М., 2007
- Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
- Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ в. М., 2003
- Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994
- Приложение недугов души к Заповедям Господним. Омск, 2000
- Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992
- Урманцев Ю. А. Девять плюс один. Этюд о системной философии. М., 2001
- Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914
- Харт Кевин. Постмодернизм. М., 2006
- Хейзинга И. Homo ludens.М., 1997
- Элиаде М., Священное и мирское. М., 1994
- Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. СПб., 1998
- Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-Спб., 1999
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991
- Лотман, Ю. М. 1996. Две концепции происхождения власти в Древней Руси (договор и награда). Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII -начало XIXвека. М.: Языки русской культуры
- Черников М. В., Перевозчикова Л. С. Категории «Правда» и «истина» в русской культуре. М.2015
- Лотман, Ю. М. 1996. Две концепции происхождения власти в Древней Руси (договор и награда). Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII -начало XIXвека. М.: Языки русской культуры.