Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«21 сетевой век. Блуждающие волны пассионарности. (Часть 4). Субпассионарные и сотериологические культуры» 
Лариса Колесова

Опубликовано в: Будущее России

Панентеизм, пантеизм и Всеединство

Сакральное присутствие как присутствие дискретное, ситуативное или событийное (панентеизм, «всё в Боге») описано в векторах маскулинном, фемининном, матрилинейом, патрилинейном и лингво-рациональном (акты пророчеств и любви, подвижничества, подвигов, самопожертвования, самоотдачи). Сакральное присутствие как присутствие средовое, разлитое в среде (пантеистическое, «Бог во всем»), свойственно векторам преобразующе-созерцательному, иррациональному и эвристическому, составляя пространство постоянной духовной подпитки, выбора цели, действия и намерения.

Переживание Высшего Я в культуре всегда носило образ просветленности, на Востоке – в идеале могучего защитника-собственника, на Западе – в эстетическом идеале «пламенного» возрожденческого героя. В этих героических образах просветления и счастья, самоотдачи, вдохновения, свободомыслия просматриваются самые различные качества творчества, иначе т.н. божественной игры. Где есть дерзость и альтруизм, творение добра, поисковый инстинкт, радость, вера, доверие и где совесть есть главная добродетель. Совесть в этом смысле есть признак именно Высшего Я в отличие от наличного, обыденного Я. В культуре это противоречие обозначается как различие самоотверженного «прометеевского человека» и «человека фаустовского», не преодолевшего свою властность.

Поэтому сотериологические культуры и мировоззрения создают над всеми остальными традициями духовный зонт высокой витальности, заставляя все традиции возвращаться к собственным высоко витальным, внеисторическим ценностям, одним из которых помимо совести можно считать нестяжательство, как одну из древнейших земледельческих добродетелей.  А также способность воспринимать и преодолевать пустоту (союз Хаоса, Логоса и Космоса). Под Хаосом во множественных учениях подразумевалась высшая реальность, нулевое пространство, пустота как родина сансары, мира рождений и смертей, как идеальная ци (у даосов).

Кроме того, сотериологические культуры проявлены во всех тех культурных и мировоззренческих традициях Логоса, поиска Единого, Высшего Я, которые развивались на протяжении веков, синтезируя Всеединство на языке понятий. В истории мысли это относится к мировоззренческим традициям и культурам свободомыслия и вольнодумства досократиков, Платона, Аристотеля, Плотина, христианского платонизма, пантеизма и гилозоизма, монадологии, Гегеля и Шеллинга, Фихте и Канта. Идеям духа, природы и космоса у романтиков, русской религиозно-философской школы, особенно В.Соловьева, П.Флоренского, Л. Карсавина, С. Франка, А. Лосева, к мировоззрению гуманистов, восходящего к «идеалам блаженства» и преодоления глубинного противоречия антроподицеи.

Литература

  1. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., IPRAN 1990.
  2. Аверинцев С. С. Религия и культура. М.1987
  3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.2001.
  4. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.1998
  5. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993
  6. Бахтин М. М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.1990
  7. Буданов В. Г. Принципы гармонии как эволюционные синхронизмы. в сб. «Математика и искусство», С.1996
  8. Бычков В. В.  Византийская эстетика. М.1980
  9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.1990
  10. Колесова Л. А. Золотая утопия. СПб 2013
  11. Колесова Л. А. Агональные времена. М.2020
  12. Колесова Л. А. Конфессиональный инвариант. М.2020
  13. Колесова Л. А. Сетевые фракталы в природе, обществе и культуре. в сб.Введение в теорию цифровой экономики. М.2018
  14. Олескин А. В. Децентрализованные сетевые структуры в цифровой экономике. В сб. Введение в теорию цифровой экономики. М.2018
  15. i Антропология сети. М. 2017
  16. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос, М.1995
  17. Геннеп ван А. Обряды перехода. М.1999
  18. Гроф С. Духовный кризис. М.1996
  19. Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. М.1993
  20. Жертвоприношение. М.2000
  21. Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.1988
  22. Культурная антропология. СПБ,1998
  23. Лу куан Юнь. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб,1993
  24. Лотман Ю. М. О семиосфере. Тарту 1984
  25. Топоров В. Н. О ритуале.М.1988
  26. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.1983.
  27. Леви Стросс К. Тотемизм сегодня. М.2008
  28. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М.2001
  29. Куайя Р. Игры и люди. М.2007 30
  30. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. – М.: Критерион,
  31. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петерб. востоковедение, 2000
  32. Древлеправославная поморская церковь. «Православная энциклопедия»
  33. Верняев И. И. Старообрядчество и власть в постсоветской России. В «Новейшая история России».2017
  34. Частное предпринимательство в дореволюционной России 19-нач.20в. М.2010
  35. Янина М. Старообрядческая этика и дух капитализма. В «Страницы истории», № 157, 2014
  36. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989.
  37. Брагина Л. М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени. — М.: Наука,1993
  38. Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. – Смоленск: Русич, 2002.
  39. Слепцова А. О. Культура повседневности в эпоху Возрождения. В «Аналитика культурологии», 2010
  40. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М, 1997.
  41. Беляев Д. А., Скрипкин И.Н. «Византинизм К.Н. Леонтьева как концепция русской цивилизационной идентичности», в «Манускрипт» 2017.
  42. Северикова Н. М. К. Леонтьев и византизм. В «Вопросы философии», 2012.
  43. Кондратович И. В. Теории смены элит. В «Вестник евразийской науки», 2014.
  44. Годелье М. Азиатский способ производства – стимулирующий концепт с ограниченной аналитической задачей. В «Общество. Среда. Развитие. Terra humana», 2007
  45. Шукуров Ш. М. Образ храма. В 2 томах, М.2002
  46. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. СПб., 199
  47. Бернар А. Лиетар. Душа денег. М., 2007
  48. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ – нач. ХХ в. Л., 1988
  49. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990
  50. Глузман С.А. Деньги в мифологическом сознании человека вчера и сегодня. СПб., 2007
  51. Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма. Вып.1–2. СПб., 1912
  52. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000
  53. Имаго. Сборник статей. Спб. 2001-2002
  54. История красоты. Под ред. Эко У. М., 200
  55. История уродства.  Под ред. Эко У.  М., 2007
  56. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
  57. Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988
  58. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ в. М., 2003
  59. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994
  60. Приложение недугов души к Заповедям Господним. Омск, 2000
  61. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992
  62. Урманцев Ю. А. Девять плюс один. Этюд о системной философии. М., 2001
  63. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914
  64. Харт Кевин. Постмодернизм. М., 2006
  65. Хейзинга И. Homo ludens.М., 1997
  66. Элиаде М., Священное и мирское. М., 1994
  67. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин.  СПб., 1998
  68. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-Спб., 1999
  69. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991
  70. Лотман, Ю. М. 1996. Две концепции происхождения власти в Древней Руси (договор и награда). Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII -начало XIXвека. М.: Языки русской культуры
  71. Черников М. В., Перевозчикова Л. С. Категории «Правда» и «истина» в русской культуре. М.2015
  72. Лотман, Ю. М. 1996. Две концепции происхождения власти в Древней Руси (договор и награда). Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII -начало XIXвека. М.: Языки русской культуры.