Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ» 
Г.Г. Малинецкий

С другой стороны, одних административных мер недостаточно. Подготовка высококвалифицированного кадрового корпуса для государственной службы является «улицей с двусторонним движением». Исследователи, руководители, профессора должны разработать стандарт, разобраться, что должен знать и уметь, какими навыками и технологиями владеть российский чиновник следующей генерации. Это, в свою очередь, требует представления о будущем страны, о том, какие руководители ей понадобятся. Это, в свою очередь, требует серьезной междисциплинарной работы по стратегическому прогнозу.

Пример 1. В ведущих в военном отношении державах уже несколько веков назад было осознано принципиальное значение академий генерального штаба, в которых получали бы образование будущие или действующие генералы. Именно эта категория, овладевающая последними достижениями военной науки, технологии взаимодействия сил и средств, стратегический уровень управления, позволяла сберегать людей, средства, решать масштабные военные задачи. По мнению выдающегося русского и советско-го военного теоретика генерала А.С.Свечина, существенное ухудшение подготовки кадров этого звена и ослабление кадровой политики, как правило, очень быстро приводило к крупным военным поражениям России. Масштаб, сложность и ответственность государственного управления в кризисные периоды истории становится сравнимой с тем, что характерно для управления военного. И требования к подготовке кадров, очевидно, тоже должны быть схожи.

Из принципа опережающей подготовки кадрового корпуса следует важнейшая задача СМЭР в кадровой области — это мониторинг подготовки кадрового корпуса, выявление взаимосвязи между решаемыми в ходе административной реформы социально значимыми задачами и профессиональными качествами, уровнем подготовки тех кадров, которые успешно справляются с этими проблемами.

Своевременность.Принципиальное значение в ходе проведения реформ имеет привязка темпа преобразований и характерным временам социальных, экономических, социально-психологических процессов, от которых зависит успех реформ, реалистич-ность планирования во времени.

Несогласованность принимаемых решений по реформированию с характерны-ми временами реформируемый системы может привести к огромным издержкам и даже к катастрофе.

К сожалению, отсутствие привязки по времени стало типичной бедой российских реформ. В частности, исходно разработчики проводимой в настоящее время административной реформы заявляли, что существенно обновить государственный аппарат и изменить его структуру удастся в течение нескольких месяцев после назначения Правительства, с тем, чтобы практически сразу после переизбрания Президент РФ начал работать с новым аппаратом. Эти планы и надежды не оправдались — назначение заместителей министров растянулись на несколько месяцев, еще несколько месяцев занял подбор начальников департаментов. В итоге государственный аппарат оказался в значительной мере парализован в течение большей части 2004 года. Естественно, социальные и экономические издержки этого оказались недопустимо велики.

К катастрофическим последствиям может привести и форсированное проведение реформ. Здесь достаточно вспомнить либерализацию цен, которая скачком перевела экономику страны из высокопродуктивного состояния в низкопродуктивное. В ходе этой экономической катастрофы многие российские предприятия обрабатывающей промышленности, в особенности, высокотехнологичные, не имели времени для адапта-ции и прекратили своё существование.

Следуя принципу своевременности, в качестве одной из задач СМСЭР нужно рассматривать соответствие темпа проводимой реформы состоянию и возможностям реформируемого объекта.

Государственность. Проводимые реформы должны рассматривать государ-ство как гаранта ряда жизненно важных интересов общества, должны находить меру между организацией и самоорганизацией социальных процессов, исходя из реального состояния общества, а не идеальных схем.

Ряд жизненно важных интересов общества не может быть защищен без сильного, активно поддерживаемого обществом государства. Среди них обеспечение суверенитета страны, обеспечение правосудия, создание и поддержание систем здравоохра-нения, обеспечение социального страхования в различных формах, и многие другие. Более того, важнейшей функцией государства в современном мире становится целеполагание, опирающееся на научный прогноз.

К сожалению, авторы многих проводившихся в последние 15 лет и проводимых в настоящее время реформ, зачастую, исходят из противоположной посылки. Реформа образования проводилась и проводится под флагом ухода в значительной мере государства из этой сферы. Реформа ЖКХ — уход государства из коммунальной сферы. либерализация экономики — уход государства от решения многих, решавшихся им ранее, экономических проблем. Распространяется миф о крайней неэффективности государственного управления в самых разных областях. Разгосударствление и приватизация объявляется безусловным благом, а участие государства в экономике, образовании, науке — неизбежным злом. По-прежнему, на щит поднимается классический либеральный тезис Адама Смита о «невидимой руке рынка», который опирается на беспощадную конкуренцию («война всех со всеми»).

История государственного управления, социально-экономическая история ХХ века не подтверждают универсальности этого тезиса. В зависимости от состояния общества и экономики, роль государства может очень сильно отличаться. В годы войн, кризисов, в переломные эпохи она оказывается решающей. Именно такое время — вре-мя войн — переживает, по оценке Президента РФ В.В. Путина, данной им после трагедии в Беслане, сейчас Россия.

Из этой реальности, очевидно, должна исходить проводимая в настоящее время административная реформа. Создание удобства для предпринимателей, реализация «принципа одного окна», сокращение численности государственного аппарата, «реализация принципа разделения планирования, исполнения и контроля в рамках аппарата» могут рассматриваться только как тактические ходы, а не как стратегические цели таких масштабных преобразований, к каким относится государственная реформа. К со-жалению, эти стратегические реформы, не имеют ясной формулировки стратегических задач, что тормозит проводимые преобразования и снижает их эффективность.

Очевидно эти масштабные, коренные, стратегические цели должны были бы соответствовать социально значимым результатам, к которым хотела бы привести общество правящая элита. С другой стороны, они должны согласовываться с теми ключевыми задачами, которые сейчас решает российское государство и содействовать решению этих задач, а не противоречить им.

Не следует путать государственные интересы, отражающие смыслы, цели, интересы общества в целом, и интересы государственного аппарата — узкой социальной и профессиональной прослойки. Очевидно, проведение административной реформы должно было бы направлено на проведение вторых интересов в соответствии с первыми, создание организационной структуры и внедрение технологий управления, которые не позволяли бы, преследуя частные интересы, игнорировать общие.

Очевидно, одним из таких общих интересов является обеспечение наблюдаемости государственной властью, научным и экспертным сообществом процессов, проис-ходящих в важнейших сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, техно-логической, военной, в ряде других). Невозможно эффективно управлять состоянием сложного объекта, состояние которого неизвестно. При этом приоритет должен отдан опасным явлением и процессам, приводящим к кризисам в различных сферах жизнедеятельности или системному кризису страны в целом.

К сожалению, разработчики административной реформы и руководители, претворяющие сейчас её в жизнь, исходят из презумпции полной наблюдаемости процессов, происходящих в стране и идеальной информированности государственного аппа-рата. Это очень далеко от российской реальности. Поскольку решения, принимаемые в условиях неполной или заведомо искаженной информации, могут быть социально опасны, одной из важных задач ССМЭР может быть контроль за полнотой и достоверностью информации, на основе которой принимаются государственные решения или населения в целом. Это могло бы стать одним из важных направлений административной реформы.

Другим направлением могло бы стать обеспечение управляемости широкого круга социально-экономических процессов, имеющих большое влияние на состояние и перспективы развития российского общества. В настоящее время, по оценкам ряда экспертов, в России исполняется около 5% решений, принятых Президентом РФ. Это недопустимо низкий показатель, один из признаков глубокого кризиса Российской власти и страны в целом. Поэтому работа по мониторингу выполнения социально-значимых решений Президента и Правительства РФ могла бы стать ещё одним важным направл-нием деятельности ССМЭР в контексте проводимой социальной реформы.

Подводя итог проделанного анализа, можно сказать, что создание ССМЭР, её концептуальное проектирование и воплощение в жизнь должно стать одним из важных направлений проведения административной реформы. Создание такой системы позво-лило бы минимизировать социальные издержки многих проводимых преобразований и усилить позитивный социальный эффект ряда из них.