Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НАНОРОССИЯ — СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА» 
М.А. Ананян

Понимая, что создание базы нанопроизводства в США будет зависеть от координированных усилий множества агентств и других структур, НИНТ создал специальный комитет по нанопроизводству. В этой сфере особенно активны Национальный научный фонд, Национальный институт стандартов и технологий, а также Министерство обороны:

  • Национальный научный фонд организовал 3 центра по науке, инженерии и технологии на наноуровне, особое внимание которых обращено на нанопроизводство; планируется в 2005 г. создать еще несколько таких центров. Являясь по сути своей междисциплинарными образованиями, Центры создают экспертные советы, привлекая специалистов из различных институтов и департаментов, а также партнеров из промышленности;
  • задачами Национального института стандартов и технологий являются поддержка и развитие стандартов, технологий измерения и метрологического обеспечения в пределах наношкалы. Это является жизненно важным для тех отраслей промышленности, перспектива которых связана с развитием нанопроизводств;
  • программа Министерства обороны «Технология производства» поддерживает развитие производственных мощностей, которые имеют большое значение для осуществления миссии Министерства. По мере того, как будут решаться вопросы внедрения нанотехнологий в свете задач Министерства, программа «Технология производства» станет как раз тем механизмом, при помощи которого в США будут решаться проблемы производства в глобальном плане. Кроме того, в рамках программы по междисциплинарной университетской исследовательской инициативе Министерство обороны планирует организовать ряд центров, которые занимались бы переводом нанопродуктов в плоскость военного использования

Национальное нанотехнологическое координационное бюро (ННКБ) 
ННКБ создано в 2001 году в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным восемью агентствами, с целью технической и административной поддержки деятельности подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне. В его задачи входит также осуществление контактов с нанотехнологическими организациями федерального уровня, проведение работы с общественностью, содействие коммерциализации результатов НИР в сфере нанотехнологий. В соответствии с Актом об исследованиях и развитии нанотехнологии, ННКБ совместно с Национальным советом по науке и технологиям обязано каждые три года проводить обзор деятельности ННИ и передавать свою оценку результатов в Конгресс США.

Исполнительное управление президента 
Участие в программе ННИ соответствующих организационных структур в рамках Исполнительного управления президента помогает координировать и воплощать в жизнь приоритеты нанотехнологий на уровне правительства. После учреждения ННИ департамент по политике в области науки и технологий и департамент по управлению и бюджету стали активными участниками подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне, обеспечивая, при необходимости, решение вопросов напрямую через Исполнительное управление президента.

Неправительственные организации 
В дополнение к Национальному совету по науке и технологиям, его подкомитетам и другим субъектам в рамках исполнительной власти существуют две неправительственные организации, имеющие мандаты на равноправное участие в деятельности ННИ. Это – Национальный нанотехнологический координационный совет (ННКС) и Национальный исследовательский совет при Национальных академиях.

ННКС это консультативный орган, созданный в июле 2004 г. в качестве аппарата советников по науке и технологиям при президенте. Его задача – периодически оценивать федеральную программу НИР по нанотехнологиям и докладывать результаты каждые два года.

Национальный исследовательский совет является частной некоммерческой организацией, которая осуществляет консультации по вопросам политики в области науки, технологии и здравоохранения под эгидой Конгресса. В дополнение к докладу ННКС, Национальный исследовательский совет должен делать обзор деятельности ННИ раз в три года.

Темы, которые должны быть отражены в каждом докладе и обзоре, указаны в Акте об исследованиях и развитии нанотехнологии в XXI веке. Отметим две из них – оценка технической возможности молекулярной сборки для производства материалов и приборов на молекулярном уровне и необходимость разработки стандартов, планов и стратегии для обеспечения надежного и стабильного развития нанотехнологий. Первые отчетные материалы должны быть представлены в июне 2005 года.

Подкомитет по науке, инженерии и технологиям на наноуровне и участвующие агентства будут использовать открытия и рекомендации ННКС и Национального исследовательского совета, чтобы усилить движение вперед Национальной нанотехнологической инициативы.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Таким образом, в США на полную мощь запущена ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА, призванная поставить точку в безусловном мировом экономическом, технологическом и военном превосходстве. Несмотря на сопоставимый объем затрат на развитие нанотехнологий, Европейский Союз проигрывает эту гонку, так как оказывается не в состоянии столь же четко (и амбициозно) сформулировать цели своих программ и создать соответствующую этому направлению технологического развития инфраструктуру.

Отставая по уровню разработок от США и Японии, вторым фаворитом этого соревнования является Китай. Начав «почти с нуля», китайская нанотехнологическая программа сделала поразительные успехи, обеспечив, в частности, уверенное третье место в мире по количеству патентов в сфере нанотехнологий. Сегодня в Китае над развитием этого направления трудятся более 800 фирм и свыше100 научно-исследовательских институтов, причем, значительная часть разработок направлена в область военных применений.

А что же Россия? Объективно, научный уровень отечественных разработок в сфере нанотехнологий вполне соответствует мировому уровню, а порой, и превосходит его. Россия располагает (пока еще) колоссальным кадровым потенциалом для развития нанотехнологического направления. Однако этот потенциал ни в коей мере не востребован государством, не ориентирован на решение практических задач. Из числа технологически продвинутых стран, Россия – единственная – до настоящего времени не имеет программы развития нанотехнологий федерального масштаба. Исследования в этом направлении проводятся в рамках академических институтов, частично ВУЗов, входят отдельными разделами в отраслевые программы, но, как правило, не завершаются практическим внедрением результатов. Более того, даже осуществить зарубежное патентование отечественных изобретений, как правило, не удается, так как государство в этом не заинтересовано и никакой финансовой поддержки авторам изобретений не оказывает.

Растворение проблематики нанотехнологий в отдельных разделах федеральных и отраслевых программ не позволяет даже оценить, сколько средств выделяется государством на их развитие. По существующим оптимистическим оценкам – несколько десятков миллионов долларов США. Капля в море! При этом сотни высококлассных российских специалистов, которые могли бы составить цвет отечественной нанотехнологии, вынуждены работать за рубежом.

Отсутствие Федеральной программы, четкой целевой установки на промышленное внедрение разработок, неготовность отраслей к восприятию достижений нанотехнологии, убогость финансирования – все это является следствием недальновидности государственной политики в этом стратегически важном направлении.

Причем, чиновники объясняют нежелание создать программу государственного масштаба тем, что «и так много Федеральных программ». Очевидно, недостатки образования не позволяют им понять, что есть программы и Программы, которые определяют стратегию и статус государства, его защищенность в этом неспокойном мире. И это, несмотря на поручение Президента России от 22 мая 2003 г., несмотря на рекомендации секции по научно-технической и инновационной безопасности научного совета при Совете Безопасности РФ (протокол от 30 сентября 2003 г.), рекомендации Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, здравоохранению и экологии в части создания технологической базы наноиндустрии, внедрения разработок, выполненных на основе нанотехнологий, в отрасли промышленности, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.
И что в остатке?:

  • практически полное отсутствие современного специализированного технологического оборудования для создания изделий наноразмерного масштаба;
  • неразвитость метрологической базы нанометрового диапазона;
  • пустопорожние разговоры об отечественной наноэлектронике;
  • практически полное отсутствие требований к развитию и внедрению нанотехнологий со стороны отраслей российской промышленности;
  • несоответствие существующей системы образования требованиям подготовки специалистов в сфере нанотехнологии и т.д.

Казалось бы – ну, ведь все же понятно: во всем мире идет беспрецедентная технологическая гонка в области развития и практического внедрения нанотехнологий.

Казалось бы – должны быть в России какие-то ответственные руководители, чтобы немедленно сформировать Государственную программу действий, ориентированную на исправление сложившейся ситуации.

Однако – тишина и спокойствие – в результате годовых (в течение 2004 г.) усилий большой группы ученых мужей была создана не программа, а лишь «Концепция государственной политики поддержки приоритетного развития нанотехнологий в Российской Федерации». Сегодня – июнь 2005 г., а Концепция эта так и не утверждена, впрочем, это не причинит государству ущерба, так как ее содержание представляет собой компиляцию информации из Интернета и протокола о намерениях и не содержит главного – конкретной постановки задачи.

А ведь нанотехнологии – это не автомобильная промышленность и даже не вычислительная техника – это гораздо серьезнее. Такое отношение к ней – сочетание благодушия, а, порой, и некомпетентности – закладывает основы стратегического отставания России от технологически развитых стран.

Что делать? 
По нашему мнению, стратегические интересы государства требуют формирования специализированной Федеральной программы, глобальной целью которой должно быть создание в России промышленности нового типа – наноиндустрии. Эта программа должна содержать базовые блоки, обеспечивающие ее функциональную полноту. Среди них приоритетными являются три таких блока. Первый из них – создание специализированного технологического оборудования для производства наноструктур. Второй блок – развитие методов метрологической оценки нанопроцессов и наноструктур и разработка широкой гаммы метрологического оборудования. Третий блок – подготовка нового поколения специалистов, обладающих междисциплинарными инженерными знаниями. При отсутствии одного из этих трех компонентов бессмысленно вообще говорить о серьезном продвижении нанотехнологий в России.

Следующий важный момент – необходима преимущественная ориентация программы на решение системных задач, реализация которых, кроме непосредственно практической пользы, неизбежно порождает сумму новых технологий, включая затем механизм все ускоряющегося научно-технического прогресса и активного импортозамещения.

По нашему мнению, существенной частью программы должна стать и организация широкого международного сотрудничества в этой области знаний. Что может дать такое сотрудничество России?

  • Во-первых, получение обеспеченных финансированием заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, выполнение которых позволило бы:
    • консолидировать деятельность разрозненных сегодня российских научных групп и дать им реальный шанс выйти из состояния нищеты, не выпрашивая подачки у государства;
    • получить представление о существующем мировом уровне требований к нанопродукции со стороны промышленности, так как российская промышленность сегодня такие требования сформулировать не в состоянии;
    • приобрести опыт ПАРИТЕТНОГО общения с зарубежным научным сообществом.
  • Во-вторых, достижение достойного уровня информационного обеспечения, завязывание прямых контактов с заинтересованными в развитии нанотехнологии фирмами и инвесторами, создание мощной инвестиционной базы для данного научно-технического направления. В конечном итоге — привлечение в Россию внешних финансовых ресурсов, достаточных, в том числе, для решения любых задач развития и внедрения нанотехнологии в непосредственных интересах России. При достижении такой ситуации с государства будет снята серьезная финансовая нагрузка, которая, к тому же, сегодня для него, вообще, неподъемна.
  • В-третьих, значительное ускорение работ в области нанотехнологии в самой России, что связано с возможностями:
    • участия в международных инвестиционных программах, для чего, как правило, необходимы зарубежные партнеры;
    • получения доступа российских ученых и специалистов к работе на современном специализированном технологическом и метрологическом оборудовании, что дает необходимый опыт и позволит в дальнейшем успешно создавать подобную или более передовую технику в России;
    • развития российских образовательных структур с целью подготовки значительного числа высококвалифицированных специалистов и нового поколения рабочих кадров.
    Как ни странно, но вопреки всем спекуляциям на эту тему, дело вовсе не в том, что в России не хватает средств на реализацию такой программы. Деньги можно заработать. Вопрос заключается в наличии политической воли. Единственное, что требуется – реальная государственная поддержка. Что нам кажется необходимым?
    1. Пересмотреть деятельность существующей системы экспортного контроля в сторону резкой либерализации. Дело в том, что вся область нанотехнологий, в принципе, относится к сфере технологий двойного назначения, и надо определиться, готова ли Россия стать полноправным участником мирового рынка нанотехнологий или нет.
    2. Организовать специализированный таможенный пост для экспортно-импортных операций, связанных с нанопродукцией и обеспечивающим производство технологическим и метрологическим оборудованием. Только таким способом можно преодолеть безумие таможенных (личных) поборов и торможение всех этапов получения и отправления грузов.
    3. Разработать и внедрить систему преференций и налоговых льгот организациям всех видов собственности, работающим в сфере наноиндустрии, связав это, в частности, с проектом Закона «Об особых экономических зонах».
    4. Поручить разработку и реализацию Федеральной целевой программы по развитию отечественной наноиндустрии на период 2006-2010 гг. группе конкретных специалистов, обеспечив ее независимость от ведомственной принадлежности и управления со стороны чиновников. Работа этой группы должна осуществляться на основе системного подхода, с проведением постоянных консультаций со всеми министерствами и ведомствами, с ежегодным отчетом о ходе реализации программы перед палатами Федерального Собрания и Президентом России. Отечественная история свидетельствует о том, что наибольшие результаты (атомная проблема, освоение космоса) достигались именно тогда, когда соответствующие программы возглавляли конкретные личности, а чиновники выполняли лишь обеспечивающие функции

Это, пожалуй, основные необходимые условия, которые могут быть реализованы путем административных решений.

И есть одно условие неадминистративного порядка – вся эта деятельность должна осуществляться под патронажем одного (или нескольких) высших должностных лиц государства (например, в США так называемая Национальная нанотехнологическая инициатива реализуется под патронажем президента).

Не претендуя на полноту, перечисленные меры, кроме всего прочего, позволят значительно активизировать и консолидировать деятельность специалистов – реальных носителей современных технологий наномасштаба, снять множество бюрократических препон, вывести страну на мировой рынок нанотехнологий и, в конечном итоге, внести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности России

1 — Исполнительное управление Президента
2 — Национальный нанотехнологический координационный совет (советники по науке и технологии при Президенте)
3 — Национальный совет по науке и технологиям
4 — Департамент по политике в области науки и технологий
5 — Департамент по управлению и бюджету
6 — Комитет по технологиям Национального совета по науке и технологиям
7 — Комитет по науке
8 — Подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне
9 — Национальный нанотехнологический координационный офис — ?
10 — Национальные академии
11 — Рабочая группа по применению нанотехнологии в охране окружающей среды и здравоохранении
12 — Рабочая группа по связи с промышленностью
13 — Рабочая группа по нанопроизводству
14 — Тип организации
15 — Правительство: Исполнительное управление Президента
16 — Неправительственные организации
17 — Правительство: Национальный совет по науке и технологиям
18 — Исполнение Национальной нанотехнологической инициативы
19 — Департаменты и агентства, участвующие в подкомитете по науке, инженерии и технологии на наноуровне:

Комиссия по безопасности продуктов потребления, МВД, МО, Министерство энергетики, Министерство торговли (Бюро промышленности и безопасности, Национальный институт стандартов и технологий, Совет по патентам и торговым знакам, Технологическая администрация), Министерство юстиции, Гос.департамент, Министерство транспорта, Министерство финансов, Управление по охране окружающей среды, Министерство здравоохранения и социального обеспечения (Управление по контролю за продуктами и лекарствами, Национальный институт здоровья, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья), Международная торговая комиссия, Инновационный центр по высоким технологиям, НАСА, Совет по ядерным исследованиям, Национальный научный фонд, Министерство сельского хозяйства? — Национальный нанотехнологический координационный офис обеспечивает поддержку и работает под эгидой подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне. Директор офиса отчитывается перед представителем Белого дома, который является сопредседателем Комитета по технологиям Национального совета по науке и технологиям