Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НАНОРОССИЯ — СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА» 
М.А. Ананян

М. А. Ананян — доктор технических наук, академик Российской Академии естественных наук
Генеральный директор Концерна «Наноиндустрия»

Национальная нанотехнологическая инициатива – это будущее, способность понимать и контролировать материю на наноуровне приведет к революции в технологии и промышленности. Для того чтобы приблизить это будущее, ННИ будет способствовать открытиям, развитию и распространению нанотехнологий с целью получения надежных и устойчивых результатов, улучшения качества жизни и обеспечения национальной безопасности

В 2003 г. президент США подписал закон 108-153, который называется «Акт об исследованиях и развитии нанотехнологии в XXI веке». Основные положения Акта нашли отражение в Стратегическом плане, подготовленном подкомитетом по науке, инженерии и технологии на наноуровне –подразделением Комитета по технологиям Национального совета по науке и технологиям. Структура плана определяет пути реализации программы «Национальная нанотехнологическая инициатива» (ННИ) на ближайшие 5 – 10 лет.

Стратегическому плану предпослан комментарий директора департамента по политике в области науки и технологий Исполнительного управления президента Дж. Марбургера, в котором обозначена не только важность поддержания высокого уровня разработок ННИ, но также и создания передовой обеспечивающей инфраструктуры и междисциплинарного образования. При этом подчеркивается, что в Стратегическом плане значительное внимание уделяется социальным аспектам, имея в виду развитие технологий, способствующих охране окружающей среды, сохранению здоровья людей, а также необходимости ведения диалога с общественностью, особенно, в части обсуждения потенциальных опасностей нанотехнологий.

В комментарии отмечено, что при самой широкой поддержке правительства США ежегодное бюджетное финансирование ННИ увеличилось в период 2001 – 2005 гг. практически вдвое и достигло миллиарда долларов. Дж. Марбургер пишет: «Идея ННИ была безусловным успехом. Разработки в сфере нанотехнологии привели к значительному увеличению количества научных публикаций, патентов, организации новых рабочих мест, становлению новых видов бизнеса. ННИ стала моделью подобных программ для всего мира».

Заметим также, что количество государственных учреждений США, осуществляющих вложения в исследования и разработку нанотехнологий, возросло с 6 до 11, а общее число участвующих в ННИ агентств, тех, для которых нанотехнологии представляют интерес, с точки зрения их деятельности, увеличилось с 6 до 22.

ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Национальная нанотехнологическая инициатива – это будущее, способность понимать и контролировать материю на наноуровне приведет к революции в технологии и промышленности. Для того чтобы приблизить это будущее, ННИ будет способствовать открытиям, развитию и распространению нанотехнологий с целью получения надежных и устойчивых результатов, улучшения качества жизни и обеспечения национальной безопасности.

ННИ – многодисциплинарная программа взаимодействия многих заинтересованных организаций, которая поддерживает исследования и разработки, развивает инфраструктуру этой поддержки, включая образование и распространение знаний, коммерциализирует нанотехнологии. Кроме продвижения в новых технологических решениях, ННИ также внедряет в общественное сознание и различные возможности использования нанотехнологий в социальной сфере.

Реализация Национальной нанотехнологической инициативы обеспечит Соединенным Штатам Америки мировое лидерство в военной и экономической областях на многие десятилетия.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН, КАК ИНСТРУМЕНТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА

Стратегическим планом определены следующие цели ННИ:

  • осуществлять программу исследований и разработок мирового уровня, нацеленную на реализацию потенциала нанотехнологий в полном объеме;
  • облегчить передачу новых технологий в производство для обеспечения экономического роста, увеличения количества рабочих мест для пользы общества;
  • развивать образовательные ресурсы, готовить высококвалифицированные рабочие кадры, создавать инфраструктуру и инструментарий, обеспечивающие успехи в нанотехнологиях;
  • поддерживать интенсивное развитие нанотехнологий. При этом, планом определены как текущая деятельность, так и новые тенденции, ориентированные на достижение конкретных целей.

Цель 1: Осуществлять программу исследований и разработок мирового уровня, нацеленную на реализацию потенциала нанотехнологий в полном объеме

Для осуществления планов ННИ необходимо скоординированное правительственное финансирование пограничных тем и дисциплин, включая биологию, физику, химию, материаловедение. В сферу интересов как правительства, так и промышленных кругов входят также энергетика, охрана окружающей среды, здравоохранение, медицина, информационные технологии, оборона, транспорт, сельское хозяйство и продовольствие. ННИ достигла существенного прогресса во всех этих областях, а также во многих других. Прогресс идет повсюду – от фундаментальных открытий до технологического применения и коммерциализации.

Текущая деятельность
ННИ финансирует широкий спектр научно-исследовательских работ (НИР) непосредственно в научных и инженерных дисциплинах и на стыке дисциплин для продвижения открытий и инноваций в нанотехнологии. Университеты и другие исследовательские учреждения осуществляют примерно две трети научно-исследовательских работ ННИ по грантам, кооперативным соглашениям и контрактам с агентствами, финансируемыми ННИ. Примерно одна четвертая часть научно-исследовательских работ ННИ осуществляется в государственных лабораториях. Остальная часть (примерно одна десятая) НИР проводится в небольших лабораториях и финансируется частным сектором.

Деятельность в рамках НИР осуществляется одной из трех категорий специалистов:

  • Самостоятельные исследователи. Работы, которые ведутся самостоятельными исследователями, являются ключевым компонентом научно-исследовательского портфеля ННИ и считаются очень важными для постоянного генезиса и развития инновационных концепций, которые приведут к прорыву в нанотехнологиях. Финансирование самостоятельных исследователей позволяет ННИ поддерживать широкий круг новых идей, а также предложений «высокого риска», которые в случае своей успешности могут привести к большим открытиям.
  • Команды исследователей. Исследования на стыке традиционных дисциплин являются требованием для быстрого прогресса как в понимании феномена наношкалы, так и развития применения нанотехнологий. Следовательно, финансирование команд исследователей, занимающихся различными дисциплинами, позволит поднять уровень экспертизы отдельных вопросов исследования или проблем технологии до необходимого высокого уровня. Участвующие агентства используют различные механизмы для такого типа капиталовложений. Например, Национальный научный фонд (ННФ) в настоящее время тратит 20% капиталовложений в ННИ на междисциплинарные исследовательские команды.
  • Центры. По тем же самым причинам ННИ вложила значительные средства в становление больших междисциплинарных исследовательских центров (обычно их стоимость порядка 2 миллиона долларов в год на период от 5 до 10 лет). ННФ организовал 17 таких исследовательских и учебных центров, Министерство обороны (МО) – 3 исследовательских центра, Национальное управление по аэронавтике и космическому пространству (НАСА) — 4 центра.
    Эти центры обладают значительными возможностями и могут собрать вместе большую группу исследователей для проведения более тщательной экспертизы. Некоторые центры направили капиталовложения ННИ на организацию дополнительных лабораторий, приобретение инструментария и оборудования, тем самым обеспечивая более масштабные возможности для НИР по нанотехнологиям.
    Команды исследователей и центры, объединяющие представителей различных научных специальностей, способствуют воспитанию ученых, которые могут оценить комплементарность различных дисциплин. Ученые, которые уже давно занимаются нанотехнологиями, а также их более молодые коллеги, развивают культуру междисциплинарных исследований, которой 10-20 лет назад еще не существовало в научном сообществе.
    ННИ также стимулирует взаимодействие между специалистами, работающими в секторе нанотехнологий, различными способами, включая планирование совместных научных направлений, совместной деятельности, финансирование программ многоцелевых агентств, грантов по рабочим группам. ННИ приветствует проведение НИР в сотрудничестве с промышленностью и международным исследовательским сообществом.

Планы 
В силу того, что нанотехнология находится в стадии становления, существует необходимость постоянной финансовой поддержки ННИ, ее программного развития и фокусирования на технических вопросах. Целевые капиталовложения и принятые участниками обязательства очень важны для ускорения получения социальных и экономических выгод, основанных на продвижении и коммерциализации нанотехнологии.

ННИ планирует продолжить и строить текущую деятельность на основе принятия следующей стратегии:

  • поддерживать финансирование исследований, ведущих к открытию и разработке новых идей. Такие исследования включают исследования фундаментальных явлений, свойств, процессов, структур, построений на наноуровне, а также разработку экспериментальных и моделирующих инструментов с пространственным и временным разрешением;
  • продолжить финансирование исследований в сопредельных дисциплинах, а также через все три описанные выше варианта финансирования (самостоятельные исследователи, команды исследователей и центры). Использовать существующие возможности сети центров для поддержки междисциплинарных проектов и генерирования новых концепций промышленного производства и образования;
  • в рамках бюджетных ограничений продолжить финансирование НИР по нанотехнологиям, как приоритетному направлению, и снижать количество отказов по предложениям в области нанотехнологий;
  • установить четкие цели для НИР внутри каждой из областей применения нанотехнологий;
  • обеспечить знание проблем и вовлеченность в международные НИР со стороны американских исследователей. Стратегия реализации этой задачи включает программу широкого международного обмена студентами и аспирантами, поддержку международной активности, спонсирование участия США в международных конференциях по нанотехнологии, ослабление визового режима, который может затруднить участие в международных обменах

Цель 2: Облегчить передачу новых технологий в производство для обеспечения экономического роста, увеличения количества рабочих мест для пользы общества

Для получения 100%-ной выгоды от результатов НИР, финансируемых ННИ, важно переводить идеи в продукты. Технология переноса может осуществляться различными способами, включая, например, прием на работу недавних выпускников и лицензирование интеллектуальной собственности, получаемой в результате исследований, финансируемых государством. Основной аспект переноса технологий – взаимодействие тех, кто осуществляет НИР, с теми, кто производит и продает товары и услуги. ННИ ориентируется на многоцелевые подходы для облегчения успешной коммерциализации нанотехнологии.

Текущая деятельность 
ННИ планирует использовать ряд подходов для переноса открытий в нанотехнологии из лабораторий в сферу коммерческого применения и общественного блага. Эти подходы следующие:

  • организация групп «Наука, инженерия и технология на наноуровне» (НИТН) для связи промышленности с коммерческим сектором с целью обеспечения обмена информацией по исследовательским программам ННИ. Над созданием групп подобного плана работают в химической промышленности, промышленности по производству полупроводников и электроники, а также в фармацевтической и автомобильной промышленности;
  • организация встреч между представителями академий, правительства и промышленности для обмена информацией по результатам исследований;
  • обеспечение взаимодействия между промышленностью, академическими кругами и правительством для разработки нанотехнологий в интересах всех секторов экономики. Необходимо, чтобы все финансируемые ННИ центры по наноисследованиям имели в качестве партнеров промышленные предприятия. Такие связи позволяют оперативно реагировать на возникающие потребности промышленности на самых ранних этапах и повысить вероятность того, что новые идеи будут разработаны до конца и коммерциализированы;
  • поддержка вновь принимаемых решений по нанотехнологиям при помощи программ «Инновационные программы в малом бизнесе» и «Передача технологий малому бизнесу»;
  • участие в деятельности по разработке стандартов, включая взаимодействие с Национальным институтом стандартов и технологий (НИСТ) и Группой стандартов по нанотехнологиям, образованной в 2004 году. Вопросы стандартизации в нанотехнологии включают, например, номенклатуру, терминологию, метрологию, проверочные тесты.

Планы 
Для ускорения внедрения нанотехнологий в области экономики и социальных отношений ННИ планирует продолжить и, где возможно, расширить активность в описанных выше подходах. Дальнейшая стратегия в поддержку выполнения поставленной цели заключается в следующем:

В области промышленности

  • обеспечение доступа потребителей на предприятия, которые обладают современным инструментарием и консультантами;
  • расширение связей через подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне с теми секторами промышленности, которые еще не вовлечены во внедрение нанотехнологий. Такая активность устанавливает каналы для обмена информацией и может привести к взаимовыгодному партнерству между федеральными агентствами и представителями промышленности;
  • продолжение финансирования междисциплинарных исследовательских команд, в которые входят исследователи из промышленности и университетов, через такие программы, как «Предоставление возможностей для связи академической науки с промышленностью», «Центры науки и инженерии на наноуровне», «Партнерство для инноваций», «Совместные исследовательские
    центры в промышленности и университетах», «Исследовательские, инженерные и технологические институты» (программа НАСА), «Дочерние исследовательские центры университетов» (программа Министерства обороны);
  • обмен специалистами между университетами и промышленностью для того, чтобы ученые могли проходить практику в промышленных лабораториях и наоборот;
  • содействие лучшему использованию программ «Инновационные программы в малом бизнесе» и «Передача технологий малому бизнесу» для коммерциализации нанотехнологий.
    В области производства
  • создание центров, работающих в сфере нанопроизводства, к чему призывает Акт. Объединение усилий агентств, программ и бюро, проявляющих интерес к производству, например, Министерства обороны, Национального научного фонда и Национального института стандартов и технологий;
  • поддержка НИР, направленных на безусловные приоритеты в нанопроизводстве, включая репродуктивность и контроль за производственными процессами;
  • координация с Национальным советом по науке и технологиям, который определил нанопроизводство как приоритетную область ННИ.

Дополнительная деятельность

  • поддержание связи с региональными и локальными нанотехнологическими программами для ускорения экономического развития и обмена информацией с помощью таких механизмов, как круглые столы и электронные средства;
  • формирование новых механизмов поддержки передачи технологий через лицензирование интеллектуальной собственности, полученной в ходе исследований, профинансированных ННИ. Такие механизмы предусматривают образование консорциумов из университетов и других исследовательских организаций для объединения интеллектуальной собственности и/или создания упрощенной или единообразной процедуры передачи технологий;
  • поддержка усилий Совета по патентам и торговым знакам США в защите изобретений, проведении новых технологических разработок и коммерциализации нанотехнологий, включая усилия по установлению нанотехнологической классификации, идентификации патентов на изобретения в области нанотехнологий;
  • информирование Министерств торговли, обороны, внутренних дел, государственного департамента с учетом связи между нанотехнологией и политикой ограничения экспорта-импорта, военными технологиями и визовым контролем;
  • участие в международном сотрудничестве, круглых столах, конференциях для продвижения достижений в нанотехнологиях по всему миру

Цель 3: Развивать образовательные ресурсы, готовить высококвалифицированные рабочие кадры, создавать инфраструктуру и инструментарий, обеспечивающие успехи в нанотехнологиях

Хорошо образованное население, высококвалифицированная рабочая сила и поддерживающие инфраструктуры (инструментарий, оборудование) являются важной основой ННИ. Образование в области нано– науки, инженерии и технологии может помочь (1) вырастить новое поколение исследователей и новаторов; (2) обеспечить рабочий и технический персонал будущего современными и перспективными технологическими навыками; (3) подготовить население к принятию взвешенных решений в постоянно меняющемся, с точки зрения технологий, обществе. ННИ использует несколько подходов, чтобы удовлетворить потребности в нанотехнологическом образовании на всех уровнях и для всех возрастов. Правительство независимо от ННИ всячески поддерживает эти усилия.

Текущая деятельность 
С 2001 года ННИ разработана углубленная образовательная программа, целью которой является нанонаука и нанотехнология для колледжей, университетов и общественности. Также ННИ организовывает географически распределенную инфраструктуру, которая обеспечивает представителям из академических институтов, промышленности и правительства доступ к современным возможностям нанотехнологий. В настоящее время предпринимаются следующие меры в области образования и инфраструктуры:

  • стажировка студентов и аспирантов в университетах, федеральных лабораториях и других исследовательских организациях через широкую программу исследований;
  • выделение через участвующие агентства стипендий и грантов, что дает возможность получающим их студентам проявлять большую гибкость в выборе областей исследований, особенно, если они находятся на стыке дисциплин;
  • поддержка развития образовательных программ, нацеленных на подготовку технических работников, знания и опыт которых соответствуют растущим запросам промышленности по мере того, как нанотехнология находит все большее применение в продуктах и услугах;
  • введение преподавания основ нанонауки в процесс обучения для всех возрастов. Существующие образовательные структуры опираются на:
    1. Программу Национального научного фонда (ННФ) – обмен опытом исследований для преподавателей и студентов-выпускников, в которой ежегодно участвуют тысячи обучающихся;
    2. Программу ННФ, нацеленную на обучение нанонауке и наноинженерии, включая гранты по нанотехнологии для специалистов, повышающих квалификацию;
    3. Образовательную деятельность, поддерживаемую лабораториями Министерства энергетики, такими, как Национальная лаборатория в Беркли (Калифорния), которая проводит серию бесплатных лекций по субботам для студентов и преподавателей различных специальностей;
    4. Поддержку в развитии научных центров и выставок, видеопродукции и других подходов для обучения вне стен учебных заведений;
    5. Организация и поддержка географически развитой сети, обеспечивающей всех исследователей доступом к прогрессивному оборудованию для производства, описания, моделирования, воспроизведения наноструктурированных материалов, приборов и систем на наноуровне.
    В настоящее время ННИ поддерживает следующее:
    1. Пять исследовательских центров по нанонауке, которые находятся в стадии развития и впоследствии будут сотрудничать с уже имеющимися по всей стране лабораториями Министерства энергетики. Они будут предоставлены также для работы в них широкому кругу исследователей;
    2. Сеть национальной нанотехнологической инфраструктуры, объединяющую возможности 13 университетов-партнеров и обеспечивающую производство, описание, инструментарий и экспертизу проектов;
    3. Сеть вычислительной нанотехнологии, состоящую из семи университетов, которые поддерживают исследования в области вычислительной техники, а также образования, моделирования, инструментов визуализации;
    • поддержка дополнительных инфраструктур внутри федеральных лабораторий, осуществляющих НИР в области нанотехнологий, включая Морскую исследовательскую лабораторию и Лабораторию прогрессивных измерений при Национальном институте стандартов.

Планы 
ННИ будет продолжать активно развивать многодисциплинарное образование, подготовку преподавателей, разработку программ и учебных пособий. Будут исследоваться дополнительные механизмы для лучшей подготовки специалистов по проведению НИР в сфере нанотехнологий и поддержки потребностей промышленности в этой области. Это включает следующие компоненты:

  • использование имеющихся программ и исследование новых путей сотрудничества для привлечения как можно большего числа студентов и преподавателей в исследовательские лаборатории. Сведение вместе исследователей-нанотехнологов со специалистами в области образования обеспечит взаимовыгодное сотрудничество в повышении качества образовательных программ и обеспечит идеи в исследовательских перспективах;
  • создание в ближайшие 5 лет первого в США Центра изучения и обучения нанонауке и наноинженерии с бюджетом в 15 миллионов долларов, выделяемым Национальным научным фондом. Центр займется подготовкой ученых-преподавателей, которые смогут ввести концепцию нанонауки и наноинженерии в среднюю и высшую школы, а также в аспирантуру. Это будет первое в стране место для отработки и обкатки программного материала и методов обучения в рамках нанотехнологического образования;
  • развитие партнерства между промышленностью и образованием. Финансируемая на федеральном уровне система подготовки квалифицированных рабочих кадров должна обеспечить нанотехнологические компании необходимыми сотрудниками, которые могут периодически проходить курсы повышения квалификации. Инициатива Президента «Работа на 21 век» также предусматривает совместную работу промышленности и колледжей.

Цель 4: Поддерживать интенсивное развитие нанотехнологий
Поступательное развитие нанотехнологии означает, что федеральное правительство должно не только поддерживать усилия, описанные в разделах ННИ «Цель 1 … Цель 3», но и разрабатывать социальные аспекты новых технологий. Социальная компонента включает в себя различные вопросы: доступ к благам, которые получаются в результате применения нанотехнологий, их влияние на рынок труда, изменения в области медицины, прогнозы возможного влияния на здоровье и окружающую среду, вопросы конфиденциальности, возникающие в силу наличия сенсоров, реализованных на основе нанотехнологий. Поступательное развитие нанотехнологий означает также, что федеральное правительство устанавливает каналы для коммуникаций, обеспечивая передачу и прием информации от населения по вопросам, касающимся ННИ. Такая связь позволяет общественности и правительству принимать хорошо проработанные решения и работает на установление доверия между всеми участниками процесса. Понимание и принятие новых технологий очень важно для реализации экономических и других общественных достижений. Дальнейшее развитие нанотехнологий предусматривает работу с международным научным сообществом в областях, представляющих взаимный интерес.

Признавая, что технологические инновации могут принести обществу как блага, так и определенные риски, ННИ занимается исследованиями и в этой области, которая отнесена к числу приоритетных.

Текущая деятельность
Окружающая среда, здравоохранение, вопросы социального развития

ННИ поддерживает широкий спектр исследований для оценки влияния нанотехнологии на окружающую среду, здравоохранение, социальные проблемы. Уровень поддержки ННИ этих вопросов вырос с открытием новых наноструктур и наноматериалов и разработкой новых технологических продуктов. ННИ продолжает свою деятельность в:

  • изучении потенциальных рисков, которые могут нанести наноматериалы здоровью. Конкретными программами занимаются 6 федеральных агентств: Национальный институт здоровья окружающей среды – подразделение Национального института здоровья, принимающее участие в Национальной токсикологической программе, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья, Управление по охране окружающей среды, Министерство обороны, Министерство энергетики и Национальный научный фонд. Эту работу поддерживает Национальный институт стандартов и технологий путем разработки соответствующих стандартов;
  • обеспечении связи между агентствами в части идентификации и определении приоритетов в исследованиях, необходимых для поддержки принятия решений и лучшей коммуникации между федеральным правительством, промышленностью, исследователями в университетах и других научных учреждениях. Эта деятельность координируется подкомитетом по науке, инженерии и технологии на наноуровне – одной из структур Национального научно-технологического совета, рабочей группой «Применение нанотехнологий для охраны окружающей среды и здравоохранения» с участием агентств, которые поддерживают исследования в нанотехнологии, а также регулируют порядок использования продуктов на основе нанотехнологий;
  • международном диалоге по окружающей среде, здравоохранению и социальным проблемам. Начало этому диалогу было положено в 2004 году на заседании международной рабочей группы, спонсируемой Национальным научным фондом, и завершилось совместной декларацией участников из 25 стран и Европейского сообщества, в которой поддерживалось поступательное развитие нанотехнологии;
  • проведении исследований, касающихся дальнейшей судьбы и транспортировки произведенных материалов, их влияния на окружающую среду, и в развитии технологий оценки полного жизненного цикла наноматериалов.

«Наномир», основанный при участии ННИ 
Ежегодно в США 120 миллионов человек посещают научные музеи и центры. Поэтому ННИ поддерживает выставки как эффективный способ привлечь внимание публики. Самая большая нанотехнологическая выставка на сегодняшний день «Это Наномир» привлекла за 2004 год почти 800 тысяч посетителей.

Рассчитанная на аудиторию с элементарной школьной подготовкой, выставка была организована в соответствии с Программой неформального научного образования при Национальном научном фонде. Передвижная часть выставки в настоящее время перемещается по всем штатам США. Успех разработчиков был поддержан дополнительной материальной помощью от Национального научного фонда для подготовки новой экспозиции, которая будет называться «Слишком малы, чтобы их было видно». Выставка рассчитана на 8-13-летних подростков и будет путешествовать по большим и малым городам по всей стране.

Этические, законодательные и другие социальные аспекты 
Проводимые ННИ исследования, ориентированные на изучение социальных аспектов нанотехнологии, включают следующие направления:

  • поддержка усилий для создания условий ведения междисциплинарного диалога по нанотехнологии;
  • оценка и анализ того, как общественность понимает нанотехнологию и относится к ней. Компонентом этого исследования может стать широкая пропаганда нанотехнологий и обратная связь с общественностью;
  • анализ влияния нанотехнологии на экономический рост, стандарты жизни, компетентность общества;
  • объединение усилий по социальному влиянию в нанотехнологических центрах на базе университетов. Такая активность показывает, что развитие происходит с осознанием социального статуса новой технологии с целью вовлечения широких кругов общественности в обсуждение этой темы.

Планы 
В своем развитии ННИ уделяет внимание вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения, проблемам безопасности, этическим, законодательным и социальным аспектам:

  • необходимо расширить поддержку исследований по применению нанотехнологий в интересах окружающей среды и нужд здравоохранения. Финансируемые ННИ исследования: (1) дадут фундаментальное понимание того, как материал наноразмеров взаимодействует на молекулярном и клеточном уровне через эксперименты и модели in vitro и in vivo; (2) обеспечат фундаментальное понимание взаимодействия наноматериалов с окружающей средой; (3) помогут понять жизненный цикл, способ транспортировки, трансформацию наноматериалов в окружающей среде и сроки их существования; (4) дадут возможность идентифицировать и характеризовать потенциальное воздействие наночастиц на человеческий организм и развить соответствующие методы контроля воздействия при работе с наноматериалами;
  • ННИ окажет содействие в разработке и распространении эффективных процедур безопасной работы с наноматериалами. Рабочая группа по применению нанотехнологий в охране окружающей среды и здравоохранении и Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья будут совместно выпускать руководящие указания для развития безопасной практики работы при производстве и передаче наноматериалов. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья, другие структуры ННИ и агентства будут следить за тем, чтобы эти директивы доходили до исследовательских организаций. Эта информация будет также распространяться на соответствующих сайтах. Деятельность подкомитета по здравоохранению и окружающей среде должна быть скоординирована с соответствующими агентскими подкомитетами и рабочими группами;
  • в процессе развития нанотехнологий ННИ будет поддерживать диалог с общественностью, обсуждая воздействие нанотехнологий на решение социальных вопросов. Ключевыми аспектами исследований являются связи нанотехнологий с экономикой, этикой, законодательством, культурой, а также с проблемами образования, повышения качества жизни и национальной безопасности. Некоторые примеры исследовательской работы включают определение и оценку:
    1. Потребности образования и подготовки рабочей силы;
    2. Выделения дополнительных средств для эффективного вовлечения общественности в решение технологических проблем;
    3. Преодоления барьеров против распространения нанотехнологий в коммерции, здравоохранении и защите окружающей среды;
    4. Этических проблем в выборе приоритетов при исследованиях в сфере нанотехнологий.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Общее управление программой «Национальная нанотехнологическая инициатива» осуществляется в рамках Национального совета по науке и технологиям. Рис. 1 (см. Приложение) отражает организационную структуру ННИ и взаимосвязи входящих в нее учреждений, правительственных органов и неправительственных групп. Имеет смысл кратко отметить основные блоки и их функциональное назначение.

Подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне (НИТН) 
НИТН является органом, который непосредственно координирует, планирует и воплощает ННИ, устанавливает цели и приоритеты, осуществляет сбалансированное финансирование всех участвующих агентств, обменивается информацией с академическими институтами, промышленными предприятиями, а также с региональными структурами, которые работают в сфере нанотехнологий. Под эгидой НИТН существует несколько рабочих групп: группа по применению нанотехнологий в охране окружающей среды и здравоохранении, группа по связям с промышленностью и т.д.