Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛИИ» 
И.Н. Козубцов

Козубцов И.Н.
Научный центр связи и информатизации Военного института
телекоммуникаций и информатизации Национального технического
университета Украины «Киевский политехнический институт»

Постановка проблемы исследования, связь ее с важными научными заданиями. Председатель ВАК Российской Федерации В. Филиппов в интервью еженедельной газете научного сообщества «Поиск» определил три основных направления реформирования системы научных степеней [1]. Председатель ВАК РФ выдвинул идею о необходимости лицензирования и аккредитации аспирантуры. Одновременно планируется провести ряд экспериментов по предоставлению прав аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации общественными организациям.

Нерешенными вопросами являются моделирования подобных реформаторских идей в Украине и их обсуждение. Не возникает сомнений, что такие идеи спонтанно вскоре будут проведены и в Украине следует за Россией. Поэтому на наш взгляд метод параллельной работы является актуальным Украины.

Следует отметить, что к эксперименту подключилась общественная организация «Российская Академия Естествознания» в контексте научного мероприятия V международной научно-практической конференции «Международные системы аттестации научно-педагогических кадров» (РФ, г. Сочи, 26-30 сентября 2013) [2].

Директор департамента аттестации кадров Министерства образования и науки Украины Д. Бондаренко в интервью газете «Образование Украины» раскрыл инновационность Постановления «Об утверждении порядка присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника» [3]. Документ, по словам Бондаренко, является основой функционирования всей системы государственной аттестации ученых в Украине. На основе принятого Правительством «Порядка присуждения …» утверждаются паспорта научных специальностей, определяются экзамены для будущих соискателей научных степеней, регламентируется формирование корпуса оппонентов, деятельность системы переаттестации и апелляции.

Цель статьи. Автор поставил за цель рассмотреть в статье состояние, тенденции, перспективы и реалии развития междисциплинарных исследований в Украине.

Результат исследования. В том чтобы убедиться, что ученые проводят исследования в Украине в смежных междисциплинарных отраслях наук не стоит большого труда. Вот более актуальным на сегодня есть признания их актуальными и легитимными с точки зрения законодательной базы Украины, назвать сложно. Возникает сложность в чисто юридическом аспекте разобраться в той законодательной базе, которая урегулирует творческую научную и научно-техническую деятельность ученого. Ученый делегируется как субъект научной и научно-технической экспертизы, он обязан, обращается за разъяснениями к юридическому лицу. Безусловно, что ученый способен найти решения, но без соответствующего решения, решения ученого не правомерное.

Возникает парадоксальное состояние. Нужно ли вообще обществу новые научные знания или нет. Безусловно, нужны, но сложность возникает в том, что новые знание ведет к научному и научно-техническому прогрессу. Кроме того, человек, субъект научной и научно-технической деятельности обязан предоставить в компетентные органы, полученные знания на экспертизу, по результатам которого должен быть вынесено решения, новые эти знания или нет. В случае признания этих знаний новыми, субъект имеет право на присвоение ученой степени, что влечет обязательной доплаты.

Появление новой информации и новых знаний ведет к неизбежному расширению научных границ. Пока признанными официально на законодательном уровне Украины лишь границы 27 научных отраслей. В Российской федерации их же составляет – 25. Чтобы систематизировать предложено научные специальности в контексте научных отраслей. Каким же образом провести демаркацию? На этот вопрос предусмотрено паспорт специальности, в котором и раскрыты научные горизонты отдельно взятой специальности. Очевидно, что расширение научных горизонтов должно произвести расширению научных направлений. Но современно состояние этого не производится. В результате, многие ученые питаются не столько творчески подойти к расширению научных горизонтов с целью получения новых знаний, а как бюрократически всунуть не вдуваемое в тот зеленый коридор выделе в паспорте специальности в виде научных направлений. Этим и объясняется скудность названий и сложно отделимых научных результатов.

У состоявшейся классификация научных отраслей не соответствует реалиям жизни. Природа нам демонстрирует существующую гармонию развития человечества и это понимают ученые. Не зря многие новые технологии связаны с прообразами и аналогиями от природы. Мы еще не научились, а возможно и не сможем это делать так качественно как в естественной природе, но умеем ряд успехов в этом направлении. Не признавая существование кибернетики мы бы не имели сейчас вычислительной техники. Человеко-машинные системы требуют системные знания с таких областей как педагогика, психология, медицины, технических наук. Вместе это получилось кибернетика – междисциплинарная наука. Кибернетика продолжает развиваться в биосфере и для ее изучении, и контролированное развитие потребуется междисциплинарные знания ученого. Такой междисциплинарный результат аспиранту не под силу защитить никогда в свете новых требований. Они ни как не удерживают недобросовестных ученых от получения ученых степеней и званий.

Решением может служить, только системно и методологически развивать культуру ученого. Создавая в диссертационном исследовании теорию развития методологической компетентности, автором было обращено снова внимание на сходство обучения с развитием в природе [4]. В природе все развивается по программе развития, которая скрыта от понимания человека, мы о ней во многом догадываемся.

Таким образом, тенденции к расширению научных горизонтов уже давно существуют с появлением отдельных пока научных направлений: синергетики, аккмеологии биомедицины, кибернетики и др. Авторы эти научных направлений не могут претендовать на научную новизну как субъект научной деятельности до ученой степени. Эти научные направления уже развиваются далеко за рамками научных отраслей и уже много лет. Очевидно, что расширение научных границ ведет через междисциплинарные исследование к ере трансдисциплинарным исследованиям. Можно ли предположить, что с целью сократить числа аспирантов, которые будут защищать диссертационные исследования нам предлагается только в рамках устаревших научных границ. Что со временем будет делать намного сложнее и тем будет определяться то требования к диссертации. Диссертация – это научная работа, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны.

Безусловно разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение в контексте старой номенклатуры это действительно будет прорыв в науке. А вот получить экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны в тех же рамках станет намного сложнее и по геометрической прогрессии будет снижаться шанса у молодых ученых.

Так есть ли перспективы у междисциплинарных исследований? Безусловно, есть, и аккумулируется потенциал уже не только в энтузиастов, но и у видных, авторитетных ученых. Жаль сто в науке преобладает искаженное понятие достоверности и во многом в гуманитарных областях ассоциируется с фамильярностью и авторитетом ученого. Мы склонны к высказыванию Сахарова, что в науке не может быть авторитетов. Авторитет один – истина.

Что же сделано в Украине относительно междисциплинарных исследований. Авторским коллективом создан оригинальный в первые электронный журнал «Междисциплинарные исследования в науке и образовании», доступ к нему открыт по адресу [5]. Попытка легализовать общественную организацию Междисциплинарная академия наук (МАН) Украины не ведет к успеху.

Выводы и прогноз перспективных направлений исследований. Междисциплинарные исследования ведется это факт, и им должно быть выделено логическое место в (паспорте) номенклатуре научных специальностей. Предварительные предложения автором было высказано три варианта развития [6]. Результаты междисциплинарных областей знаний должны стать новой научной отраслью, подобно техническим наукам, или в худшем случая лишь специальностью [7].

ЛІТЕРАТУРА


[1] Шаталова Н. PHD, DBA, DPA… ВАК Готовит радикальную реформу / Н. Шаталова [Электронный ресурс] Газета Поиск: научная политика №10(2013) от 08.03.2013 – Режим доступа URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/5429.

[2] V международная научно-практическая конференция «Международные системы аттестации научно-педагогических кадров» (РФ, г. Сочи, 26-30 сентября 2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российская Академия Естествознания – Режим доступа URL: http://congressinform.ru/conf-0913/conference/2/.

[3] Віктор Бондаренко: Удосконалення системи атестації науковців є справою державної ваги. Інтерв’ю директора департаменту атестації кадрів МОН газеті «Освіта України» № 38 від 23.09.2013 [Електронний ресурс] // – Режим доступу URL: http://www.mon.gov.ua/ua/comments/13829-viktor-bondarenko-udoskonalennya-sistemi-atestatsiyi-naukovtsiv-e-spravoyu-dergeavnoyi-vagi.-intervyu-direktora-departamentu-atestatsiyi-kadriv-mon-gazeti-osvita-ukrayini—38-vid-23.09.2013.

[4] Козубцов І.М. Обговорення робочої концепції програми розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу / І.М. Козубцов [Электронный ресурс] // Междисциплинарные исследования в науке и образовании, 2013. – №2Kg. – Режим доступа URL: www.es.rae.ru/mino/164-1323 (дата обращения: 04.10.2013).

[5] Электронный журнал «Междисциплинарные исследования в науке и образовании» [Электронный ресурс] // Официальная станица электронного журнала «Междисциплинарные исследования в науке и образовании» – Режим доступа URL: http://mino.esrae.ru/

[6] Козубцов И.Н. Место в перечне научных специальностей междисциплинарных диссертационных исследований в науке и образовании / И.Н. Козубцов // VI Международная научная конференция Современные достижения в науке и образовании 20 – 27 мая 2012 г. Венеция (Италия) – Хмельницкий: Хмельницкий национальный университет, 2012. (укр., рус., англ.). – ISBN 978-966-330-070-2. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iftomm.ho.ua/docs/MASE_2012.pdf.

[7] Козубцов И.Н. Междисциплинарная область знаний – как новая научная специальность / И.Н. Козубцов // Будущее технической науки: сборник материалов XI Междунар. молодеж. научно-техн. конф.; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2012. – С. 409 – 410. – ISBN 978-5-93272-999-1.