АНО «Центр междисциплинарных исследований» (ЦМИ)
Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«АССОЦИАЦИЯ «ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ» — ПРИМЕР САМООРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА» 
Г.Ю. Ризниченко

Женская часть любой популяции в тяжелые времена является хранительницей генофонда и традиций в широком смысле слова, это определяется законами биологического и социального развития. Российское научно-образовательное сообщество не является исключением. Женщины, работающие в науке и образовании, оказались наиболее способными к самоорганизации, к долговременным совместным действиям, к взаимодействию с административными структурами, смогли противопоставить калейдоскопу сменяющихся на государственном уровне установок и приоритетов ясную для всех членов научно-образовательного сообщества просветительскую и объединяющую позицию

Основным преимуществом свободного демократического общества является возможность самоорганизации — использование энергии и мотивации индивидуумов для создания действенных структур, полезных как самим членам этих структур (для этого люди и объединяются в такие структуры), так и обществу в целом.

Из общей теории самоорганизации мы знаем, что структуры могут возникнуть лишь в активной богатой энергией среде. Научно-образовательное сообщество России, так же как и других стран, исторически всегда было очень активным. Именно в головах образованных людей — ученых, преподавателей, студентов традиционно зарождались новые идеи — научные, технические, социальные, политические, которые затем так или иначе воплощались в жизнь.

Резкое снижение финансирования и смена системы приоритетов в российском обществе на рубеже 90-х годов 20 века привели к оттоку из сферы науки и образования большого количества талантливых энергичных людей. Однако те, которые остались, являются сильно мотивированными людьми, сильными духом и увлеченными своей профессией, и именно благодаря этому российская система образования сохраняет свои высокие позиции, в то время как по промышленному развитию, продолжительности жизни и другим показателям Россия за последние 15 лет скатилась на последние места в мире. Таким образом, научно-образовательная среда потенциально способна к самоорганизации.

Женская часть любой популяции в тяжелые времена является хранительницей генофонда и традиций в широком смысле слова, это определяется законами биологического и социального развития. Российское научно-образовательное сообщество не является исключением. Женщины, работающие в науке и образовании, оказались наиболее способными к самоорганизации, к долговременным совместным действиям, к взаимодействию с административными структурами, смогли противопоставить калейдоскопу сменяющихся на государственном уровне установок и приоритетов ясную для всех членов научно-образовательного сообщества просветительскую и объединяющую позицию.

Великий Кант писал, что его поражают две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Эти вечные ценности в той или иной форме присутствуют во всех религиях и нравственных системах. Объединение людей на основе знания, образования и нравственности — сверхзадача нашего общественного объединения, которая реализуется во вполне конкретных действиях, направленных на решение текущих проблем российского научно-образовательного сообщества.

Деятельность нашей организации, которая существует уже десять лет -наглядных пример осуществления процессов общественной самоорганизации в демократической России. Рассказ о нашей деятельности и обсуждение ее проблем и представляет предмет настоящей статьи.

«Женщины в науке и образовании». История рождения и развития

Ассоциация имеет официальное название «Межрегиональная общественная организация ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ». Поэтому из множества миров, в которых живет человек, и множества проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, наша деятельность в первую очередь касается проблем современного российского научно-образовательного сообщества: сохранения традиций фундаментального российского образования, информатизации и роли компьютерных технологий, взаимодействия регионов России и формирования общероссийского научно-образовательного пространства. o общих цивилизационных проблем науки и образования, в первую очередь проблем нелинейного мышления, экологического сознания, взаимопонимания и взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания и искусства. o Специфики работы женщин в науке и образовании России. В последнее десятилетие после крушения социалистического государства и распада Советского Союза главный экономический удар, связанный с уменьшением государственного финансирования, пришелся на науку и образование. В бедственном положении оказались школы и учителя — люди, от которых прямо зависит образовательный и моральный уровень наших будущих поколений. При этом женщины, как наиболее стабильная часть научного и преподавательского сообщества, пострадали больше всего. Многие мужчины сменили профессию: ушли в бизнес или в политику, уехали за границу. А женщины остались на своих местах, по мере сил продолжают свою научную и педагогическую работу, в которой видят свое призвание и за которую ощущают ответственность. Сейчас в России образование держится практически на женщинах. Они составляют 80% учителей в школах и около 70% преподавателей среднего специального и высшего образования.

Во всем мире существует активное движение женщин, работающих в сфере науки и образования, имеющих университетское образование и т.п. В России после крушения социалистического режима также образовались женские организации, многие из которых являются отделениями международных организаций, или связаны с ними, которые ставят своей целью развитие феминистского движения. Как правило, их задача — способствовать развитию рыночной экономики и демократических институтов в России, помочь женщинам с высшим образованием найти себя в сфере малого и среднего бизнеса, сменить жизненные ориентиры.
С самого первого момента, когда в 1992 г. появилась мысль организации Ассоциации «Женщины в науке и образовании» нам было ясно, что наша цель — иная. Не отказ от профессии, а утверждение в профессии. Мы — женщины науки и образования — ученые, учителя, преподаватели вузов, работали и будем работать в науке и образовании России, потому что в этом мы ощущаем свое жизненное предназначение.

Эти настроения оказались общими для всех участников первой конференции Женщин-математиков, которая была собрана в Суздале в мае 1993 г. по инициативе Ирины Ярошевской для организации Российского отделения Европейской Ассоциации «Женщины-математики». Оказалось, что съехавшиеся со всей России 60 женщин, в основном профессора и преподаватели математики вузов, обеспокоены не только и не столько тендерными проблемами, общими для всех женщин в мире, работающих в сфере науки и образования, сколько той кризисной ситуацией в науке и образовании, в которой оказалась Россия в начале 90-х годов. Приехавшие в Суздаль женщины почувствовали необходимость объединить свои усилия по сохранению традиций и консолидации российского научно-образовательного сообщества. Всех собравшихся тогда объединило чувство ответственности за катящуюся в пропасть науку и образование России и потребность противостоять этим разрушительным тенденциям. Из этих, и присоединившихся позже к движению женщин, мыслящих по-государственному и ощущающих себя хранительницами очага российской науки и культуры, и образовался костяк межрегиональной Ассоциации «Женщины в науке и образовании». На этой первой конференции активно выступили женщины, ставшие в дальнейшем лидерами региональных отделений: профессор Нижегородского университета Инна Сергеевна Емельянова (Президент Ассоциации Женщины-математики 1993-1998), профессор Ярославского университета Валентина Анатольевна Кузнецова, профессор Рязанского педагогического университета Галина Васильевна Киотина (Председатель правления Рязанского отделения), профессор Екатеринбургского университета Ирина Валерьяновна Мельникова, проректор Якутского университета Екатерина Семеновна Никитина, писатель из Санкт-Петербурга Зоя Евгеньевна Журавлева, доцент Волгоградского университета Татьяна Анатольевна Васильева (Председатель правления Волгоградского отделения), доцент Тамара Александровна Колесникова (Председатель Хакасского отделения) и другие. Их высокий профессиональный уровень и боление за общее дело российской науки и образования с самого начала определили дух человеческой и профессиональной поддержки, который в дальнейшем определил жизнеспособность нашей организации.

Тогда, на первой конференции было решено организовать российскую Ассоциацию «Женщины-математики» и собрать через год следующую, уже международную конференцию Женщин-математиков, председателем Оргкомитета была избрана Г.Ю.Ризниченко — доктор физ.-мат. наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Предполагалось, что она будет отвечать за научную программу конференции, а организационные вопросы будет решать через свою фирму И. Ярошевская. Но меньше, чем через год И. Ярошевская с семьей уехали из России. Конференция 1994 года была уже объявлена. Взятые на себя обязательства, а главное -понимание необходимости организации женщин в науке и образовании, подкрепленное поддержкой женщин-коллег из многих городов России, заставили меня вместе с первым секретарем Ассоциации Людмилой Тимофеевой взять на себя также финансовые и организационные хлопоты и собрать следующую конференцию в мае 1994 г. в Пущино под Москвой. Неоценимый вклад в организацию этой конференции внесла Нина Дмитриевна Янсон — патриот и старожил этого научного центра. Эта конференция в Пущино, как становится ясно теперь, была, самой трудной. Фактически мы организовали ее втроем. Движение только начиналось, и у многих вызывало недоверчивое недоумение. Заранее было неясно, насколько окажется жизнеспособной сама идея. Однако мы действовали, будучи полностью уверены в своей правоте. В нашем призыве к коллегам говорилось

«Мы, люди науки и образования, женщины и матери, понимаем, что в критические моменты жизни следует брать на себя ответственность и работать, вопреки всему, не покладая рук, потому что сейчас слишком многое зависит от каждого из нас. Под угрозой интеллект России, ее нравственная основа, культура.» Под каждым из этих слов мы готовы подписаться и сейчас. И эти слова и чувства нашли горячий отклик.

В конференции приняли участие более 80 женщин — ученых и преподавателей из 30 городов России и 18 иностранных гостей из Франции, Аргентины, Южной Африки и др. стран дальнего зарубежья. Мы получили, хотя и небольшую, финансовую поддержку ЮНЕСКО. Институты белка и математических проблем биологии РАН в

Пущино предоставили нам свои помещения для проведения конференции.
В отличие от всех последующих конференций, участниками первых двух конференций в Суздале и Пущино были только женщины. На банкете все бутылки Шампанского открывал один мужчина, муж нашей гостьи из Аргентины, приехавший со своей женой посмотреть на новую Россию. Большинство научных докладов делали женщины — профессора и преподаватели российских университетов, надо сказать на самом высоком профессиональном уровне. Однако было два научных доклада, которые сделали мужчины: профессор МГУ Юрий Львович Климентович и тогдашний директор Института математических проблем биологии РАН профессор Альберт Макарьевич Молчанов. А вечером перед нашими женщинами с беседой об истории и состоянии науки в Пущино выступил профессор Симон Эльевич Шноль. Эти крупные ученые, имеющие мировую известность, по первой моей просьбе согласились выступить (хотя на банкет, в отличие от аргентинца, идти постеснялись). Их участие и поддержка были бесценно важными. Самостоятельная общественная организация, да еще женская, претендующая на роль в науке и образовании, выглядела в начале 90-х годов еще довольно дико, у многих вызывала недоумение и неприязнь.

В Пущино было принято решение о расширении сферы деятельности, о регистрации межрегиональной Ассоциации «Женщины в науке и образовании» и избрании ее президентом Г.Ю. Ризниченко. Российская Ассоциация Женщин-математиков стала профессиональным отделением этой более широкой Ассоциации. В конференции в Пущино активно включились в деятельность Ассоциации доцент Воронежского Университета Ирина Семеновна Гудович (председатель правления одного из самых активных сейчас — Воронежского Отделения), целая группа чувашских математиков во главе с доцентом Чувашского университета Надеждой Ивановной Мерлиной (Председатель правления Чувашского отделения), наши казанские подруги и другие женщины со всей России, а также с Украины и Белоруссии. Следующую конференцию было решено провести в Воронеже. Председателем местного Оргкомитета стала Ирина Семеновна Гудович, имевшая большой опыт проведения зимних математических школ.

И через год, в конце мая 1995 г. конференция состоялась на берегу Воронежского водохранилища, приехали около ста женщин из России и СНГ, гости из США, Колумбии, Франции. Стояла жаркая погода, солнце, свежая зелень, вода, содержательные доклады, оживленные дискуссии, бурные обсуждения проблем математического и компьютерного образования, проблем науки в России, положения женщин в образовательных системах разных стран. Конференция запомнилась всем как праздник профессионального и дружеского общения, ежегодные встречи стали потребностью для десятков и сотен наших коллег из более 40 городов России и СНГ.

Потом были конференции Ассоциации в Волгограде, 1996 (Председатель Оргкомитета Татьяна Анатольевна Васильева), Новороссийске, 1997 Чебоксарах, 1998, 2001, 2004 (Председатель Оргкомитета Надежда Ивановна Мерлина), снова в Новороссийске, 1999, 2002 (Председатель Оргкомитета Людмила Вадимовна Новикова), снова в Воронеже (2000, 2003). Конференции, которые организует под Новороссийском коллектив наших женщин из Университета Ростова на Дону, дают уникальную для многих наших женщин возможность провести неделю на море. На эти конференции многие привозят своих детей и внуков. Каждая из наших конференций организуется своим коллективом хозяев. И наши женщины — организаторы приобретают опыт и авторитет в своих университетах и городах. Всюду нам оказывают всяческую организационную, финансовую и моральную поддержку местная администрация, деканы и ректоры, коллеги мужчины. Особая наша признательность — мужьям, которые помогали своим женам организовывать эти конференции, без понимания и поддержки которых поднять такую огромную работу нам было бы не под силу. Каждая из наших конференций становилась событием в жизни университета и города. Математика, информационные технологии, вопросы естественно-научного и гуманитарного образования, проблемы экологии традиционно обсуждаются на наших конференциях. Однако мы стараемся привлечь к этим конференциям специалистов и других направлений, которыми славен город, где мы проводим конференцию. У нас выступают творческие коллективы, проводятся экскурсии, оживленные дискуссии и круглые столы по вопросам, особенно важным для региона -хозяина конференции.

Но, конечно, самое главное, эти конференции — настоящая научная школа для молодых женщин, вступающих на нелегкий путь работы в науке и образовании. На наших конференциях уже выросли десятки кандидатов наук, в первую очередь талантливых молодых женщин, многие доктора наук. Более опытные женщины-профессора ездят в другие города читать лекции, выступают в качестве руководителей и оппонентов кандидатских диссертаций. В рамках конференций 1999, 2002 гг. под эгидой РФФИ был проведен симпозиум «Ряды Фурье и их приложения» — председатели: проф. Б.И.Голубов (МФТИ) и проф. Коробейник (РГУ), в 2000, 2003 гг. в Воронеже проводился симпозиум «Нелинейные модели сложных систем» (председатели член -корр. РАН С.П.Курдюмов (ИПМ) и проф. Г.Ю.Ризниченко (МГУ). Мы считаем, что участие в таких высоко профессиональных научных форумах необходимо для профессионального роста наших молодых ученых — как девушек, так и юношей.

Особенно важной частью нашей работы мы считаем издание тезисов перед каждой конференцией и трудов после каждой конференции. Издание тезисов осуществляет местный Оргкомитет. Неизменным главным редактором трудов выступает профессор Нижегородского государственного Университета Инна Сергеевна Емельянова. Именно ей и ее помощникам мы обязаны высоким качеством этих изданий, некоторые из которых вышли в виде отдельных выпусков журнала «Известия вузов». Последние годы огромную работу по подготовке трудов к печати проводит Чувашское отделение Ассоциации во главе с Надеждой Ивановной Мерлиной. Таким образом, наши конференции дали возможность опубликовать нашим женщинам сотни научных работ.

Организационная и публикаторская деятельность Ассоциации нашла отклик в Министерстве Образования России. В 2003 проф. И.С.Емельянова стала главным редактором нового общероссийского журнала «Математика в высшем образовании», столь необходимого вузам России, в редакционный совет которого вошли ректоры Московского и Нижегородского университетов, многие крупные математики.

Теперь в списках нашей ассоциации числится более 1000 женщин России и СНГ. У нас официально зарегистрированные отделения в Адыгее, Астрахани, Волгограде, Воронеже, Восточной Сибири (Красноярск), Краснодаре, Нижнем Новгороде, Пензе, Саратове, Твери, Хакассии (Абакан), Чувашии (Чебоксары). Участницы наших встреч из других стран создали сестринские организации на Украине (Харьков), в Крыму (Севастополь), Израиле (Реховот). Не всегда нам удается собираться вместе, но мы ощущаем свое единство. В наших женщинах растет и крепнет профессиональное и человеческое достоинство, которое и делает жизнь осмысленной.
Российское научно-образовательное сообщество

Информационный сайт конференции «Математика. Компьютер. Образование» открывается словами: «Выпуск трудов и проведение конференций имеет своей целью консолидацию усилий ученых и преподавателей России и стран СНГ по сохранению и упрочению научного и образовательного потенциала России в таких решающих для научно-технической политики любого государства областях как математика, информационные технологии, математическое моделирование».
Уже более 10 лет российские наука и образование находятся в состоянии глубокого кризиса. Наша Ассоциация считает необходимым противостоять этому кризису, в первую очередь наращивая усилия по консолидации российского научно-образовательного сообщества.

Сбор коллег и единомышленников — лучший способ решать общие проблемы. С 1995 г. мы ежегодно собираем конференции по тематике, состояние которой определяет уровень развития науки и образования страны в целом — в области математического моделирования и информационных технологий, образования. Конференции проходят ежегодно во время зимних студенческих каникул попеременно в подмосковных наукоградах Дубне и Пущино при самой активной поддержке и участии ученых и администрации этих научных центров. В последние годы конференция собирает более 300 человек, среди них более трети составляет научная молодежь. На конференциях читают лекции крупнейшие российские ученые, среди них академик РАН Ю.И.Журавлев, академик РАН А.А.Самарский, академик СО РАН Летников, член-корр РАН А.Б.Рубин, член-корр. РАН С.П.Курдюмов, член корр. РАН директор Института теоретической и экспериментальной биофизики Г.Р.Иваницкий, член-корр РАН Л.М.Чайлахян, академик РАН директор Объединенного института ядерных исследований (Дубна) В.Г.Кадышевский, директор Института социальных проблем народонаселения Н.А.Римашевская, директор Института математического моделирования член-корр. РАН Б.Н.Четверушкин, директор Института математических проблем биологии РАН В.Д.Лахно, член-корр РАН А.З.Гамбурцев, профессора С.И.Аксенов А.Е.Варшавский, А.Н.Горбань, , С.П.Капица, Ю.Л.Климонтович, Р.Н.Кузьмин, А.Ю.Лоскутов, Г.Г.Малинецкий, Пузынин, Н.Х.Розов, Ю.М.Романовский, Л.А.Уварова, Д.С.Чернавский, К.В.Шайтан, В.А.Шлык, С.Э.Шноль, Э.Э.Шноль, зам. директора ВИНИТИ В.А.Цветкова, профессор Гумбольдтовского университета В.Эбелинг и многие другие ведущие ученые Москвы и других городов России, СНГ, гости из других стран.

Проводятся заседания секций, стендовые сессии, председателями которых являются ведущие специалисты, на которых выступают как опытные ученые, так и молодежь, идут оживленные, дискуссии. Важной отличительной чертой наших конференций является из научно-образовательный характер. Здесь можно прослушать лекции по современным проблемам науки, обменяться методическими материалами и компьютерными обучающими программами, найти научного руководителя и рецензента, соавтора и просто заинтересованных в Вашей работе коллег.

Мы регулярно выпускаем тезисы докладов перед конференцией и труды — после конференции. Последние годы труды выходят в двух томах. Первый посвящен работам методического характера, программам спецкурсов, применению компьютеров в науке и образовании. Второй — работам по математическому моделированию в разных областях науки: в физике и механике, химии, биологии, медицине, экологии, экономике. Выпуски 1999-2003 годов содержат более 100 отобранных редакционным советом работ каждый и дают достаточно полное представление о состоянии российской науки в области математического моделирования, компьютерных технологий, общих вопросов образования.

Особую роль в становлении традиции наших конференций сыграли академик РАН Юрий Иванович Журавлев, академик РАН Александр Андреевич Самарский, член-корр. РАН Сергей Павлович Курдюмов, профессор Института математических проблем биологии РАН (Пущино) Альберт Макарьевич Молчанов, бывший директор Лаборатории автоматизации и вычислительной техники. Ныне Советник при дирекции ОИЯИ (Дубна) Рудольф Позе, декан педагогического ф-та МГУ проф. Николай Христович Розов, зав. сектором теоретической биофизики ФИАН проф. Дмитрий Сергеевич Чернавский, профессор ЦЭМИ Александр Евгеньевич Варшавский, профессор Челябинского университета Владимир Ильич Заляпин, профессор Станкина Людмила Александровна Уварова, д.ф.м.н. Института теоретической и экспериментальной биологии РАН (Пущино) Людмила Владимировна Якушевич, проф. Нижегородского университета Инна Сергеевна Емельянова, зам директора ЛВТА ОИЯИ Владимир Васильевич Кореньков, доцент МФТИ Алексей Иванович Лобанов, ст.н.с. Института механики МГУ Марина Валентиновна Грошева, которые выступали на конференциях в качестве лекторов, руководителей секций, ведущих дискуссий. Многие из них также входят в редколлегию сборников наших трудов и берут на себя нелегкий труд научного редактирования сборников трудов «Математика. Компьютер. Образование».

На конференции обязательно проводится пленарное заседание и секция, посвященные проблемам образования и связи естественно-научного и гуманитарного образования. Здесь участники говорят о методических и содержательных проблемах, идет диалог учителей средней школы и преподавателей вузов, обсуждаются программы учебных курсов.

В рамках конференций МКО обсуждаются также междисциплинарные проблемы, связанные с образованием, историей, культурой. В день открытия конференции в понедельник мы проводим Круглый стол «Культурное пространство России. Книги, журналы, конференции, ИНТЕРНЕТ». В разные годы на этом круглом столе выступали проф. С.Э. Шноль, писатель Зоя Журавлева, директор издательства Прогресс-традиция Б.В.Орешин, зам. Директора ВИНИТИ В.А.Цветкова, политолог Сергей Кара-Мурза, представитель РФФИ О.А.Плечова, представители журналов «Мир Персонального компьютера», «Природа», «Полигнозис», «Реальность и субъект», «Компьютеры в школе», научных журналов по информатике и математическому моделированию, газеты «Первое сентября» и другие.

На конференциях выступали Сергей Петрович Капица с лекцией об общей теории роста человечества и известный историк науки Владислав Павлович Волков с лекциями об истории Академии наук СССР 30-х годов 20 века. На конференции в Дубне 2002 г. мы провели мемориальное заседание, посвященное 150 летию со дня рождения русской женщины — математика Софью Васильевны Ковалевской. В 1998 и 2000 годах в Дубне со спектаклем выступал Театр экспрессивной пластики Геннадия Абрамова.

Конференции Математика. Компьютер. Образование» — одно из основных ежегодных мероприятий Ассоциации «Женщины в науке и образовании». Мы хотим привлечь к этим конференциям как можно больше молодежи, преподавателей вузов и учителей, расширить их образовательную составляющую. В последние годы в параллельно с конференцией проходит заключительный тур Всероссийского турнира компьютерной физики для старшеклассников, руководитель — профессор МИФИ Владимир Васильевич Альминдеров. В разработке Интернет-сайта Конференции участвуют ученики московского Лицея информационных технологий под руководством А.В.Гиглавого.

Неуклонный рост популярности этих конференций — свидетельство того, что они нужны нашему научно-образовательному сообществу, нужны нам всем -как мужчинам, так и женщинам. В конференциях и сборниках трудов «Математика. Компьютер. Образование» — вклад «Женщин в науке и образовании» в консолидацию российского научно-образовательного сообщества.

Нелинейный мир — мир 21 века

Современный общецивилизационный кризис, угроза глобальной экологической катастрофы как никогда остро ставит вопрос взаимоотношений человека и окружающего его мира. Это вопрос взаимопонимания человека и других людей, взаимодействия человека с природой и обществом человека и окружающего мира. Вопрос взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, взаимосвязи науки и искусства.

Для того, чтобы вести такой междисциплинарный человеческий диалог между людьми, между учеными и представителями искусства, между учителями и учеными, представителями естественно-научного и гуманитарного знания Ассоциация «Женщины в науке и образовании» собирает конференции под общим названием «Нелинейный мир». Каждая из этих конференций посвящена своим аспектам этих междисциплинарных проблем. На конференции «Критерии самоорганизации» в Суздале 1995 г. обсуждались научные проблемы процессов самоорганизации в физических, химических и биологических системах.

Конференция в Воронеже (1997) была посвящена связи нелинейного мышления с вопросами экологии и экологического образования и воспитания. Этим же вопросам посвящены конференции в Астрахани (2000, 2003) и Краснодаре (2001, 2004). Экологическая проблематика становится все более важной составляющей работы Ассоциации, во многом благодаря усилиям Татьяны Васильевны Потаповой — автору Экологической Азбуки, руководителю проектов «Детский сад — эталон экологической культуры», «Малыши и няньки» и других, цель которых — охват экологическим воспитанием и образованием как можно более широких слоев населения, от воспитанников детского сада, до лиц, принимающих решение. Ее выступления в разных городах, работа ее коллектива в Пущино и в детских садах Московского района Южное Измайлово — пример конструктивной работы Ассоциации по моральному оздоровлению российского общества.

Целью Суздальских конференций 1996 г. «Математика и искусство» и 1999, 2002 гг. «Языки науки — языки искусства» является попытка на основе общих моральных ценностей создать общность людей, мыслящих научными логическими категориями и образами искусства.

Взаимопонимание, сближение позиций, выработка общечеловеческих ценностей — основной камертон этих конференций. Издаваемые по итогам этих конференций сборники трудов отличаются многоголосьем междисциплинарного диалога. Оргкомитет этих конференций составляют люди очень разные — писатель из С-Петербурга Зоя Евгеньевна Журавлева, профессор МГУ автор знаменитой книги «Симметрия в науке и искусстве» Владимир Александрович Копцик, композитор, профессор Московской государственной консерватории Александр Александрович Кобляков, философ Игорь Алексеевич Евин и другие.

Самое для нас отрадное, что в этих конференциях принимает участие много вузовских преподавателей различных дисциплин и школьных учителей, и много молодежи. На конференцию 2002 г. (более 200 взрослых участников) приезжала детская театральная студия Дворца культуры железнодорожников «Росток» (47 человек самого разного возраста, руководитель студии — Елена Валентиновна Иванова). Студия выступила со спектаклем «Воспоминания об Онегине» и концертом на закрытии конференции. Приехать на столь представительную конференцию студии помогла администрация Куйбышевской Железной дороги. Ребята ходили на лекции и экскурсии. В дни конференции с пензенскими ребятами занимались знаменитый московский балетмейстер Геннадий Абрамов, петербургский артист Мозговой, они были полноправными членами собравшегося в Суздале научно-образовательного сообщества. Таким образом на наших конференциях практически осуществляется связь и взаимодействие науки и искусства, крупных ученых и студентов, школьных учителей и преподавателей вузов, маститых мастеров культуры — и детей из провинциальных самодеятельных коллективов.

Понять и принять друг друга — это большой труд, но, у нас нет другого выхода, если мы хотим вместе жить в России и вообще, как человеческий вид , на Земле.

О циклах и хаосе. Динамика развития

Когда живешь внутри динамической системы, не так легко оценить, где ты находишься. Десять лет — это начало, или конец переходного процесса, близки мы уже к выходу на аттрактор, или еще очень далеки. Рассмотрим основные вехи и динамические характеристики нашей истории.

Первая конференция «Женщины-математики» собрала в Суздале 60 женщин, в основном, преподавателей математики из многих городов России и СНГ в конце мая 1993 года. Уже на второй конференции «Женщины-математики» в Пущино, где собралось около 100 российских женщин и иностранных гостей, большинство участниц согласилось с председателем Оргкомитета Г.Ю.Ризниченко, что организации следует расширить сферу своей деятельности, и в 1994 г. была создана Ассоциация «Женщины в науке и образовании». С 1995 года мы стали проводить по три междисциплинарных конференции в год. Третья конференция «Женщины-математики» состоялась в Воронеже (1995), четвертая — в Волгограде (1996), пятая — в Новороссийске (1997) (организаторы — Ростов-на-Дону).

В эти первые бурные годы сама идея организации научно-образовательных конференций высокого уровня общественной организацией, да еще женской казалась многим если не абсурдом, то утопией. Тем не менее, нас поддержали крупные ученые-мужчины, женщины представляли доклады высокого научного уровня, у нас была интересная культурная программа, на конференциях царила доброжелательная, дружеская атмосфера. Воодушевленные идеями самоорганизации в научном и практическом смысле, представители многих городов говорили: «И мы хотим! Давайте у нас!». И казалось, покатится волна самоорганизации по всей Руси Великой.

Но оказалось все не так просто

На шестой конференции в Чебоксарах (1998 год — половина десятилетнего срока) оказалось, что новых городов, готовых принять нашу конференцию -нет. Готов Якутск — но туда люди не смогут приехать из-за дороговизны билетов. И тогда руководители трех региональных центров: Воронежа — Ирина Семеновна Гудович, Чувашии (Чебоксары) — Надежда Ивановна Мерлина, Ростова-на-Дону — Людмила Вадимовна Новикова предложили проводить конференции серии «Женщины-математики» раз в три года. Образовался трехточечный цикл.

Еще у нас есть двухгодичный цикл конференций: «Математика. Компьютер. Образование», которые во время зимних студенческих каникул проходят попеременно в подмосковных наукоградах Дубне и Пущино.

Третья серия наших конференций «Нелинейный мир» пока не вышла на стационарный режим. Она то проходит в Суздале (1995, 1996, 1999, 2002), то выезжает в другие города (Воронеж, 1997; Москва, 1998; Астрахань, 2000, 2003, Краснодар, 2001, 2004). Может быть, она демонстрирует поведение типа детерминированного хаоса? Правда, есть тенденция к выходу на цикл: Астрахань планирует следующую конференцию в 2006 г. Есть и другие претенденты, например, Ижевск, Тверь.

Выход на стационарный режим — хорошо это, или плохо? Как всегда, и то, и другое. Организаторы, регулярно проводящие конференции, приобретают опыт и авторитет, который позволяет им не утонуть в тысячах организационных проблем, а сосредоточиться на содержательной программе. В то же время, если хозяева всегда одни и те же, участники из других городов остаются желанными гостями, и в какой-то мере становятся потребителями, которые со стороны судят о достоинствах и недостатках принимающего их дома. Гораздо лучше, когда каждый выступает и в роли гостя, и в роли хозяина.

Результаты по изучению сложных динамических систем свидетельствуют, что после длительных регулярных периодов в системе может возникнуть хаос, и напротив, хаос может давать окна регулярного поведения. А какой режим истинно стационарный, нам из нашей краткой человеческой жизни не дано разглядеть.

Известна теорема Шарковского, согласно которой, если в системе существуют трехточечные циклы, то в ней возможны циклы любой длины и динамический хаос. Таким образом, согласно нелинейной науке, циклы наших конференций открыты для всех городов-организаторов. Приходите, организуйте, чувствуйте себя хозяевами и творцами науки, образования, культуры в своем городе и во всей России.

Заключение

Конференции, которые мы проводим три раза в год «Женщины-математики», «Математика. Компьютер. Образование», «Нелинейный мир», тезисы и труды, которых мы издали уже более 80 томов, — наиболее весомые результаты нашей работы. Но к этому не сводится деятельность Ассоциации. Мы активно принимае участие в Федеральной программе по тендерным исследованиям (Руководители И.С.Гудович (Воронеж) и н.А.Винокурова (Москва). На последней конференции в Воронеже (2003 г.) в работе тендерной секции приняли участие более 80 человек. В Москве на кафедре биофизики МГУ при участии представителей других вузов Москвы и области проводится ежемесячно Межрегиональный семинар «Нелинейные системы и их модели». Каждый месяц проводятся встречи членов Ассоциации в Москве, ведется активная работа в региональных отделениях, в том числе работа с детьми-инвалидами и талантливыми детьми, с молодыми женщинами — учеными и преподавателями. Ассоциация и ее члены активно участвуют в научных и образовательных форумах, организуемых Университетами и другими организациями. Ведется работа с фондом обучающих программ, с базой данных по персоналиям российской науки и образования. Выходит наша газета «Госпожа Удача» (главный редактор — писатель Зоя Журавлева (С.-Петербург). Члены Ассоциации и объединяющегося вокруг Ассоциации научно-образовательного сообщества помогают друг другу в профессиональной деятельности и просто стали близкими друзьями.

Наша цивилизация находится на той критической границе, где выход из кризиса может быть найден только в том случае, если человечеству удастся сменить ценностные ориентации и стереотипы мышления. Если на смену агрессивному непримиримому и однозначному мужскому началу придут женские терпимость и нелинейность. Словосочетание «женская логика» имеет глубокий смысл. Это — логика нелинейная, логика взаимопонимания и терпимости, логика примирения и самоограничения. С этой логикой мы-женщины науки и образования не против мужчин, мы — за них, и за себя, и за будущее наших детей и нашей страны.

Вопросы взаимопонимания, взаимодействия естественно-научного и гуманитарного образования, диалог науки и искусства, экологическое образование и нелинейное мышление неразрывно связаны в современном мире. Только осознав их в совокупности, мы получим шанс на будущую жизнь, на выход их цивилизационного кризиса. Только объединив наши усилия, мы сможем сохранить и умножить российскую науку и культуру.

Мир может быть сложным и непознаваемым, наука — высокой, а искусство — изысканным, но основные истины понятны и просты. Такую простую истину высказал великий русский писатель Лев Толстой в романе «Война и мир» словами Пьера Безухова: «Вся моя мысль в том, что если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь как просто»…