Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«НА ПУТИ ОТ АЛЬФЫ К ОМЕГЕ. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ» 
Н.М. Калинина

Проводя параллели между процессом детонации (детонационной волной) и процессом эволюции (человеческой волной), автор указывает на роль кооперативных эффектов и когерентного, согласованного действия в реализации творческого потенциала человеческого разума, а также подчеркивает особое значение волевого устремления на более высокие эволюционные ступени при разрешении кризисных ситуаций, в которых человек, как и любая открытая сложная нелинейная система, периодически оказывается в силу своих природных особенностей. Особое значение придается гармоничному сочетанию действия управляющих параметров и свободного выбора человека.

Автор — доктор технических наук, специалист в области физики взрыва — рассматривает роль науки, философии и религии в преодолении духовного кризиса, в котором человечество оказалось при вхождении в новое тысячелетие. Решающее место в поиске ответов на вопросы о смысле жизни, об отношениях разума и материи, Бога и человека в условиях техногенной цивилизации отводится науке, в частности, синергетике и теории детонации. Использование результатов экспериментальных исследований, связанных с изучением особенностей детонации низкоплотных взрывчатых смесей, позволяет наглядно продемонстрировать определяющую роль в процессе незатухающего распространения детонационной волны негэнтропийных механизмов, проявляющихся в явлениях самоорганизации. Проводя параллели между процессом детонации (детонационной волной) и процессом эволюции (человеческой волной), автор указывает на роль кооперативных эффектов и когерентного, согласованного действия в реализации творческого потенциала человеческого разума, а также подчеркивает особое значение волевого устремления на более высокие эволюционные ступени при разрешении кризисных ситуаций, в которых человек, как и любая открытая сложная нелинейная система, периодически оказывается в силу своих природных особенностей. Особое значение придается гармоничному сочетанию действия управляющих параметров и свободного выбора человека.СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ВХОЖДЕНИЕ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ. НОВАЯ ЭПОХА — НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Законы эволюции и синергетика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сложная целостная система. Диссипативная структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . Подготовка самоорганизующейся среды. Логикаинтуитивного устремления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эволюция сложного целого. Управляющиепараметры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Эволюционная спираль. Выбор цели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Катастрофический скачок. Выход на новые рубежи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СОСТОЯНИЕ КРИЗИСА.УТРАТА И ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Состояние выбора и второй закон термодинамики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Механизм повышения качества энергиив детонационной волне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Восхождение по ступеням эволюции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Путешествие человеческой Монады. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Управляющие параметры и свобода выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Согласно классификации ученых-социологов современное общество определяется как техногенная цивилизация. Отличительной особенностью такого типа цивилизации, в отличие от традиционного, является ускоренный научно-технический прогресс, превращающийся в итоге в силу, которая приводит к резкому ускорению темпов социального развития. В результате характер общественных процессов меняется на глазах одного поколения — изменения, на которые в прошлом уходили целые столетия, происходят всего за два-три десятка лет, а иногда и меньше.
Ускорение жизни требует от человека соответствующего улучшения адаптивных способностей по отношению к быстро меняющимся условиям. В то же время человеческое сознание, довольно инертное по своей природе, не успевает согласовывать темпы своего развития с тем калейдоскопом событий, в который оно оказывается погруженным независимо от своей воли и желания.
Если в традиционном обществе, где жизнь протекает размеренно и неспешно, человек находит надежную опору в общепринятых моральных принципах и ценностных установках, то в техногенном обществе надежная опора в виде многовековых традиций ускользает из-под ног, на смену им приходит вера в научно-технический прогресс.
Однако все чаще и чаще в сводках новостей появляется такое словосочетание как человеческий фактор. Именно человеческий фактор, несмотря на всю мощь интеллекта, вложенного в создание суперсовременных машин и технологий, оказывается причиной многочисленных катастроф, которые уже становятся привычным явлением и воспринимаются как нечто неотъемлемое от современной картины мира.
Техногенное общество наделяет человека большими степенями свободы, но оно же и нацеливает его в первую очередь на внешнюю деятельность, направленную на преобразование природы и общества. В таком обществе идеалом становится успешная работа. В результате даже у тех, кто любит много работать, а не просто зарабатывать, в сознании происходит выхолащивание настоящего смысла человеческого существования. Одна из причин заключается в грубо материалистическом восприятии мира, в утрате тонкой связи с мирами, находящимися за пределами трехмерного измерения, в ощущении своего бессилия перед смертью, являющейся «узкими вратами» в Инобытие.
В то же время постоянно существующая угроза со стороны террористов, приносящих свои и чужие жизни в жертву фанатичным идеям в надежде на райскую жизнь после смерти, настораживает и удерживает от веры в Бога, в Его Высшую Справедливость.
Утратив опору, не понимая истинного смысла жизни, обремененный бесчисленными проблемами и неотложными делами, современный человек становится очень похожим на флюгер — слишком часто внешние обстоятельства оказывают решающее воздействие на образ его мыслей и поступков. В результате все оказывается временным, преходящим, ненадежным. И даже прогресс в конце концов приводит в тупик.
Ученые-синергетики говорят о том, что современное человечество проходит через так называемый момент обострения, характеризующийся тем, что, с одной стороны, процессы в обществе протекают крайне быстро, взрывоподобно, а с другой стороны, они становятся всеобщими, глобальными, превращаясь в проблемы планетарного масштаба.
Глубочайшие глобальные кризисы (экологический, энергетический, демографический и т.д.) заставляют критически отнестись к прежним идеалам прогресса. Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых ценностных ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры — в философии, искусстве, науке, религии. При этом особое внимание уделяется возможностям потенциала восточных культур, адаптированных к западному мышлению и научному мировидению. Научные открытия в области биофизики, психологии, синергетики, приводящие к формированию представления о том, что человек является составной частью Вселенной, «пульсирующим полем взаимодействий» в сети ее многомерных отношений, вполне согласуются с основными мировоззренческими идеями Учений Востока.
В современных философских и социальных исследованиях все настойчивей звучит мысль о том, что глобальные потрясения заставляют человека задуматься о необходимости обратиться к своей внутренней сущности, переоценить общепринятые ценности, выработать новые идеалы земного существования. Выход видится в расширении сознания человека, в переходе от трехмерного мира к многомерному, в целостном восприятии всех измерений Бытия, доступных развивающемуся человеческому сознанию.
Сказано, что Бог не наказывает, а только лишает поддержки. Без пересмотра фундаментальных основ своего бытия покинутое Высшими Силами человечество рискует скатиться в такую глубокую потенциальную яму, выбираться из которой в последствии придется очень долго и крайне сложно. Как ни странно, современная наука, изучая особенности эволюции сложноорганизованных систем, позволяет ясно рассмотреть эту безрадостную перспективу. В то же время именно наука позволяет приоткрыть «завесу космических тайн», выявляя глобальный аттрактор эволюции, высшую цель человеческого существования, которая будет достигнута в том случае, если на стыке тысячелетий человечество сможет сделать правильный выбор своего дальнейшего пути.
В предлагаемой читателю книге сквозь призму синергетики и Учения Живой Этики (Агни-Йоги) рассматривается роль науки, философии и религии в осмыслении эволюционного пути человечества. В ее основе лежат материалы докладов, подготовленные автором к Международным научно-общественным конференциям «Новая Эпоха — Новый Человек» и «Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века», прошедшим в 2000 г. и в 2003 г. в Москве в Международном Центре Рерихов. Автор показывает, каким образом многочисленные параллели, обнаруживаемые между ключевыми идеями синергетики и Учения Живой Этики, высвечивают перспективы, предстающие перед современным человечеством, рассматриваемым как эволюционирующая сложная нелинейная система, управляемая Высшими Космическими Законами. И в свете этих перспектив как очень своевременное напутствие всему человечеству воспринимаются слова, пришедшие к людям из Инобытия:
«<…> Планирование жизни по существу — принцип Космический. Животные лишены этой возможности, за очень немногими исключениями, но люди имеют ее. Народы, планирующие свое будущее, опередят, непреложно опередят тех, кто живет самотеком сложившейся жизни. В план вкладывается творческая воля, план исключает стихийное течение жизни, план вводит в рамки кристаллизованную мысль коллектива и осуществляется непреложно в той или иной мере. Многое зависит от уровня сознаний, осуществляющих план, но сам план подобен каналам, по которым энергия воды устремляется в желаемом направлении. Придет время, и коллективное сознание будет сознательно концентрировать мощь сосредоточенной мысли народов на нужных явлениях планетного масштаба для осуществления их на Земле. Сперва это пойдет обычным путем, а потом через тонкое в плотном, и во многих областях без посредства обычных земных начинаний. Этим путем сознательно будут приведены в равновесие стихии и подземный огонь, регулироваться климат и многие другие явления жизни планеты. Человечество осознает мощь коллективного, объединенного, дружного, сгармонизированного мышления как могучего оружия для обуздания стихийных явлений. Но надо, чтобы поняли люди, какие возможности находятся в их распоряжении, какие силы даны им природой, ибо осуществлять можно то, возможность чего допускается сознанием. Предел человеческих возможностей ограничен сознанием, то есть высотой и широтой и вместимостью понимания от данного момента. <…> Те, кто прорывает в пространстве каналы возможностей будущих достижений, могут по праву быть названы пионерами мысли, ведущими, первооткрывателями. Не ограничим свободы полетов их творческих мыслей своим ограниченным пониманием жизни от сегодняшнего дня, ибо они идут впереди времени, ибо они устремлены в будущее, ибо они являются сокровищем государства» (Грани Агни Йоги, т. IV, п. 1, 1963).

ВХОЖДЕНИЕ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.
НОВАЯ ЭПОХА — НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

…Жизнь — это то, что преодолевает себя.
Грани Агни Йоги, т. III, п.353

Мир Новый требует нового человека и обновленного сознания при замене личного начала началом общественным, т.е. коллективным.
Грани Агни Йоги, т. IV, п. 542

Завеса космических тайн поднимается человеком. Ее поднимает наука.
Грани Агни Йоги, т. I, с. 5

Законы эволюции и синергетика

На пороге нового века и нового тысячелетия, когда человечество переходит на уровень планетарного мышления, наверное, самыми важными становятся следующие вопросы:
• каким предстает мир перед современным человеком, в какие новые условия ставит он человечество;
• что означают понятия «Новая Эпоха» и «Новый Человек»;
• как можно представить себе эволюционный путь человечества в целом и тот отрезок пути, на который нам предстоит перейти в качестве Нового Человека;
• какие перспективы открываются перед нами, землянами, в обозримом и пока еще не совсем обозримом будущем.
Вопросы происхождения мира, человека и судеб человечества всегда волновали и будут волновать пытливые умы. Однако представления о соотношении человека и окружающего мира постоянно менялись в зависимости от источника знаний, формировавших его мировоззрение в ту или иную историческую эпоху.
Человек то чувствовал себя ничтожным и беспомощным перед Природой, то приравнивал себя к богам, живущим на Олимпе, то видел себя сторонним наблюдателем, изучающим законы устройства мира.
С появлением новых научных знаний он осознал свое возросшее могущество, понял, что может поставить силы Природы себе на службу. Однако, постигнув степень своего могущества и увидев катастрофические последствия собственного превращения в «основную геологообразующую силу планеты», к концу XX века, наконец-то, начал ощущать свою неразрывность не только с биосферой, с Солнечной системой, но и с тем, что мы называем Вселенной, Универсумом, Мирозданием, Космосом.
Нынешнему поколению посчастливилось жить в удивительное время, когда происходит трансформация современного научного и философского знания, ведущая к целостному восприятию мира через синтез философии, религии и науки. Происходит как бы взаимное оплодотворение основных источников знаний человечества.
Физика, открывая принципиально новые явления на разных уровнях материального мира, которые не могут найти свое объяснение в рамках представлений современной науки, сознательно или интуитивно ищет ответы в источниках эзотерических знаний и находит в них для себя новые логики и смыслы. В то же время открытия, которыми физика ознаменовала XX век, позволили в принципе по-новому взглянуть на тексты священных писаний, на их тайные символы и образы.
Так, не прошло и века с тех пор, как наука открыла такое явление как когерентные переходные процессы в активной среде, лежащие в основе лазерных технологий. А сейчас ученые говорят о том, что «мы живем и работаем в эпоху, когда формируется и укрепляется в ипостаси глобальной новая идея-доктрина, призванная преобразовать наше общефизическое мышление, нашу интуицию, физическую картину мира. Имя этой идеи — когерентность».1
Со времени открытия электромагнитных излучений достаточно долго считалось, что человеческий организм, равно как и другие живые организмы, не имеет органа чувств, воспринимающего электромагнитные поля. Однако к сегодняшнему времени уже установлено, что живой организм не только ощущает электромагнитные поля, но может получить такие дозы воздействия, которые окажутся для него катастрофическими.
Более того, установлено, что любая живая система в определенных условиях может служить как приемником, так и генератором электромагнитных излучений. Причем электромагнитные излучения играют как структурно-энергетическую, так и информационную роль. И, чем глубже и детальнее исследуется клетка, тем более правомочной становится идея о координирующей и управляющей роли электрических полей2-3.
Менее 150 лет назад человечество узнало о таком сверхбыстром и самораспространяющемся процессе, как детонация взрывчатых веществ. Изучение механизма этого процесса до сих пор приносит все новые и новые сюрпризы. Но мы уже можем обнаружить аналоги детонации, являющейся по сути своей самоподдерживающимся распространением зоны окислительно-восстановительных реакций, при функционировании ряда систем биологических организмов4.
У специалиста по детонации, традиционно привыкшего видеть в этом процессе только распространение ударной волны с практически мгновенным переходом вещества из одного инертного состояния в другое (в так называемые конечные продукты), вызвала бы чувство недоумения и протеста такая фраза:

«Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи. Каждая революция имеет поступательное движение вверх. Каждый взрыв в конструкции своей действует спирально [Выделено мною. Н.К.]. Потому каждая революция в своей природе подвержена законам спирали»5.

Но совсем недавно, в 1995 году, были обнаружены процессы самоорганизации и явления спирального перемещения промежуточных продуктов детонации при взрыве конденсированных взрывчатых веществ, а вместе с ними возникло и такое понятие, как газообразный кристалл6.
Оказалось, что для того, чтобы проявилась спиральная природа взрыва, необходимо, чтобы процессы протекали мягче, в более щадящих условиях, при пониженных значениях температуры и давления.
Можно привести еще много примеров достижений современной науки, которые произвели революционный переворот в мышлении человека. Но у этой ситуации есть еще один, очень важный аспект. Оказывается, не имея представления об указанных явлениях (также как и о многих других, не упомянутых выше) и не зная механизмов их возникновения, в принципе невозможно с научной точки зрения понять, о чем идет речь в древних, бывших некогда эзотерическими, доктринах. Невозможно найти физические аналоги, построить какие-то, хотя бы очень приблизительные модели, которые позволили бы выстроить информацию, черпаемую в духовной литературе, в достаточно стройную систему, приемлемую для уровня мышления современного, рационалистически настроенного человека.
В одном из недавних предсказаний говорится: «XX век — век последней истины. К его концу Бог будет открыт как природный феномен и математически описан. Электронно-вычислительные устройства построят Его модель»7. И, наверное, никогда еще в обозримые для нас времена наука не находилась так близко к исполнению этого пророчества, как сейчас, когда на основе теории самоорганизации возникла такая отрасль знаний, как синергетика.
Конечно, никакая машина не сможет создать модель Бога, поскольку никто и ничто не в состоянии подняться в своем сознании выше Абсолюта. Но понять замысел Творца современное человечество уже в состоянии. Однако для того, чтобы прийти к такому пониманию, необходимо приложить еще много усилий, поскольку новые смыслы требуют более широкого сознания и более тонкого и подвижного мышления.
Синергетика, сформировавшаяся как новое научное направление всего 30 лет назад, представляющая собой теорию сложных нелинейных систем и в то же время являющаяся ключом к новому видению постоянно эволюционирующего мира, исследуя проблемы хаоса и порядка, закономерно проводит далеко идущие параллели между идеями самоорганизации и космогоническими и теологическими представлениями древности.
В немалой степени это стало возможным благодаря возникновению фрактальной геометрии, используемой в физике и математике для описания объектов с так называемой дробной размерностью8. Подход к изучению открытых нелинейных систем с использованием теории фракталов приводит к двум главным выводам, имеющим философско-методологическое значение.
Во-первых, открытая сложная нелинейная система имеет иерархический принцип организации и подчиняется закону самоподобия. Это означает, что процессы, протекающие на различных ее уровнях, подчиняются одним и тем же законам, но проявляться эти законы на каждом уровне будут по-разному.
И, во-вторых, на основании выявления законов на одном, доступном для наблюдения, иерархическом уровне целостной системы, можно в принципе судить об основных закономерностях процессов, протекающих на недоступных пока уровнях той же самой системы.
На рис. 1 в общем виде показан объект, имеющий форму спирали с фрактальной структурой. Его особенность состоит в том, что лента, свитая в спираль, является и не прямой, и не плоскостью, а чем-то промежуточным между ними. В то же время спираль, имеющая веретенообразную форму и занимающая определенный объем в пространстве, также может быть классифицирована как нечто промежуточное между трехмерным и двумерным объектом. В этой промежуточности, привносящей некоторую хаотичность в строгий порядок правильных геометрических форм, и отражается понятие дробной размерности фрактальных объектов.
Какое же отношение имеют фрактальная геометрия, теория фракталов и теория детонации к Законам Эволюции? Сравним структуру спирали, изображенной на рис. 1, со структурой Космической Спирали, описываемой в Учении Живой Этики:

«…Великий Цикл в своем спиральном движении наметил в пространстве нарождение Шестой и Седьмой Расы и явление следующего за ними Пятого Круга, за которым идут Шестой и Седьмой. Но даже и это еще не конец эволюции человечества. Конца нет. После окончания Великого Цикла и Пралайи последует новый. Так в беспредельности происходит эволюция сущего по Космической Спирали, нет которой ни начала, ни конца»9.

И далее:

«Семеричен состав человека. Семеричны периоды его жизни, причем каждый из них определенно отличается от другого. Если разделить жизнь на отрезки по семи лет в каждом, то можно усмотреть, как спираль человеческого существования состоит из витков явно выраженного порядка, по семи лет в каждом…»10.

Идея семеричности мира, то есть его самоподобия на всех иерархических уровнях, находит свое отражение также и в других известных источниках.
Так, согласно книге Бытия цикл Божьего творчества составил семь дней, причем седьмой день был днем отдыха от дел. То же указано делать человеку, и мы имеем семь дней в неделе.
Число семь довольно часто упоминается в Откровении Иоанна — Апокалипсисе. Согласно древним учениям, семь космосов, взятых во взаимоотношениях друг с другом, дают полную картину Вселенной. Семь нот в октаве, и с помощью так называемого закона октав выражаются законы единства во всех явлениях, когда в каждой отдельной ноте заключается целая октава, подчиненная тем же законам, что и первая11.
В то же время встречается и несколько иное выражение идеи самоподобия. Самым ярким примером является Круг Универсума — геометрическая фигура, воплощающая христианские представления о законах мироустройства12.
В первом приближении эту фигуру можно назвать триединством концентрических окружностей, «три — трижды — три разделенным кругом».
Весь Круг Универсума состоит из сорока кругов: одного всеобщего, трех больших кругов, девяти кругов меньшего размера, распределенных по три в каждом из больших кругов, и двадцати семи малых кругов, распределенных также по три в каждом из девяти кругом.
Это триединство окружностей с иерархическим принципом организации можно рассматривать как символ сложной целостной структуры, образовавшейся в результате разворачивания прежде свернутого в узел Единого Целого, в котором сомкнуты все концы, в котором «заключена общая Альфа и Омега (Начало и Конец)»13.

Рис. 1. Спираль с фрактальной структурой

Почему же такая разница в количестве циклов — семь и три, хотя закон подобия отражается и в описании Космической Спирали, и в структуре Круга Универсума?
Возможно, это связано с различной степенью углубления в структурные связи Вселенной, а в триединстве кругов отражается универсальный закон познания, гласящий, что три космоса, стоящие друг за другом, дают полную картину проявления Вселенной: «Чтобы знать один космос, необходимо знать два космоса, прилегающих к нему: один выше и один ниже»11.
Современная наука тоже подразделяет весь окружающий мир на три области: микромир, мезомир и макромир. Микромир и макромир рассматриваются как два предела физических явлений, доступных для научных исследований, а мезомир — мир, в котором мы живем — это мир промежуточный между классическим и квантовым мирами. И этот мир оказывается для нас гораздо сложнее и богаче с точки зрения протекающих в нем явлений.
Осознание высшего и низшего миров (космосов) приводит к расширению сознания человека: «…полезно рассмотреть жизнь и явления одного космоса как бы из другого космоса, т.е. рассмотреть их с точки зрения законов другого космоса. Все явления жизни …принимают совершенно другой аспект, имеют иное значение»11.
И тогда возникает новое определение нашего, промежуточного мира, отражающее сочетание процессов классического и квантового миров: «Мезомир — это мир множества чередующихся коллапсов волновых функций и вероятностей, это мир рождающихся и умирающих когерентностей»14.
Эта удивительная формулировка в предельно сжатой форме отражает эволюционный путь сложной целостной системы (к которой относятся и человек, и человечество в целом), как необратимую череду выборов, случайностей, процессов кооперирования и индивидуализации.
Но путь, по которому идут мир и человечество — это еще и движение по эволюционной спирали.
Экспериментально установлено6, что продукты детонации в виде фрактальных кластеров, имеющие ярко выраженную структуру, обладают уникальными свойствами и могут быть классифицированы как газообразные кристаллы, в определенных условиях генерирующие когерентное излучение.
Описания свойств Кристаллов Камня в Чаше Накопления, приведенные в Гранях Агни Йоги, и сравнение их со свойствами газообразных кристаллов, образующихся на промежуточных стадиях детонации, приводят к далеко идущим аналогиям, позволяющим в соответствии с законом подобия и при условии признания материальности мысли и духа, предположить возможность существования кристаллов мысли, кристаллов духа.
Ведь сказано же: «К чему унижать материю, сводя ее к тому, что в ней в данный момент познано вашей наукой? Она (наука) еще только стоит на пороге величайших открытий в области беспредельного познавания мира и тех элементов, из которых он состоит»15.
Наблюдаемые аналогии между законами, по которым протекает взрывчатое превращение вещества в щадящих условиях, и Законами Эволюции, описанными в источниках Высших философских знаний, позволяют определенным образом схематизировать сведения об основных этапах Эволюционного Пути Человечества и тонкой структуре Космической Спирали (рис. 2).
Из приведенной структуры вытекают основные следствия, на основании которых сведения, данные современному человечеству из Высокого Источника в виде Учения Живой Этики, принимают для нас вид стройной системы, каждому элементу которой находится свое логическое объяснение.

Рис. 2. Схема эволюционного развития Человечества (согласно Учению Живой Этики) в виде сложной целостной системы с фрактальной структурой.
Условные обозначения:
* Вектор энергетического воздействия Иерархии;
* Вектор эволюционного развития Человечества;
1, 2…7 — Расы, или Эпохи (циклические пульсации витков Спирали);
I, II…VII — Круги Великого Цикла (витки Спирали);
Область вхождения современного человечества в Новую Эпоху;
_ _ _ Модулирующая волна, генерируемая Космическим Магнитом
(управляющий параметр)

Сложная целостная система.
Диссипативная структура

Для более детального анализа приведенной схемы следует предварительно в самых общих чертах рассмотреть вопрос о том, что такое сложная целостная система, как она формируется и развивается, а также каким образом это понятие может быть применимо к тому, что мы называем жизнью.
В самом общем виде под сложной целостной системой будем понимать систему, состоящую из множества элементов и подсистем, которые при более глубоком рассмотрении также представляют собой сложные системы с определенным числом иерархических уровней.
Кроме того, будем иметь в виду, что нас интересуют сложные системы, открытые для обмена с окружающей средой энергией, веществом и информацией. Наличие такого же обмена предполагается между всеми уровнями и подуровнями системы.
И еще одно необходимое условие: система в целом, а также все ее элементы должны быть нелинейными, т.е. должны обладать некоторым спектром потенциальных возможностей, реализация каждой из которых будет зависеть от вида энергетического или информационного воздействия на систему.
Под информационным воздействием будем понимать энергетический импульс, приводящий к перестройке структуры системы, но не разрушающий систему как целостное образование.
Вещество будем рассматривать как источник энергии, требующий дополнительной переработки.
Процесс формирования сложного целого рассмотрим через такое понятие как диссипативная структура, введенное Ильей Пригожиным.
Диссипация означает рассеяние, поглощение открытой нелинейной системой поступающих в нее энергии, вещества и информации путем распределения их по всему своему объему и удаления во внешнюю среду ненужных продуктов их переработки.
Поскольку спектр видов энергий и веществ, поступающих в систему, может быть весьма широким, для нормального функционирования системы в ней должны быть сформированы структуры, способные к коллективному избирательному поглощению и переработке поступающих видов энергии и вещества (диссипативные структуры).
В крупномасштабной системе может быть бесчисленное множество диссипативных структур, реагирующих на вполне определенные виды энергетического воздействия.
Исходным материалом для будущей диссипативной структуры являются элементы, находящиеся изначально (до поступления энергетического импульса) внутри системы в хаотическом, неорганизованном виде, то есть в состоянии термодинамического равновесия с окружающей средой. В таком состоянии элементы инертны, неспособны к взаимодействию друг с другом. Самопроизвольное возникновение каких-либо структур из этих элементов невозможно.
Но как только элементы приходят в возбужденное состояние под действием какого-то общего источника энергии (вещества, информации), между ними возникает взаимодействие, устанавливается дальнодействующая связь. Возникает то, что называется диссипативной структурой. Но для того, чтобы такая структура возникла, ее элементы должны быть активными по отношению к данному энергетическому воздействию.
Замечательными свойствами диссипативной структуры являются когерентность (согласованность) действий элементов, установление между ними дальнодействующей связи, метастабильность (т.е. относительная устойчивость), высокая чувствительность к резонансным воздействиям.
Фактически возникновение диссипативной структуры означает рождение новой сложной целостной системы, выделенной из окружающей среды (даже из более сложной системы, в состав которого она входит в качестве одной из подсистем) и способной к избирательной реакции на внешние воздействия.
Вспомним: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»16. Не есть ли это преобразование инертных компонентов (праха земного) в метастабильную диссипативную структуру — живой организм? И не является ли метастабильность главнейшим признаком живого?
Попытки понять и описать, что такое Вселенская Душа и в каких отношениях она находится с телом, мы можем найти в самых древних источниках. Большой интерес в этом отношении представляют рассуждения Плотина — греческого философа, жившего в III-м веке, в которых можно обнаружить то, что с точки зрения современной науки называется состоянием метастабильности, присущим диссипативной структуре.
С другой стороны, в этих же рассуждениях мы можем узнать состояние, которое возникает в результате тончайшего взаимного переплетения двух фазовых состояний с фрактальной структурой, формирующих сложное целое. На самом деле, ни одна из известных до середины ХХ в. «форм присутствия одной вещи в другой», не похожа на фрактальное переплетение.

«Тело для нее (для Души. Н.К.) не является неким сосудом. Если мы будем думать, что Душа забирается в какой-то сосуд, то тогда размеры души будут равняться объему сосуда…Душа не может пребывать в теле, как в каком-то субстрате: все, что находится в субстрате, представляет собой какое-то качество (например, цвет или форму), но Душа ничьим качеством не является…Ее положение нельзя сравнить с положением части в целом: душа не является частью тела. Иначе встал бы вопрос: какое место занимает она в этом живом целом?..Ее нельзя сравнить с вином в чаше, или сосудом в сосуде или с какой-то самостоятельной сущностью…Абсурдно думать о Душе, как о целом, а о теле — как о части этого целого…Из всех существующих форм присутствия одной вещи в другой ни одна не подходит к отношению Души и тела»17.

Все элементы системы или только их часть войдет в состав новой диссипативной структуры, зависит от того, являются ли они активными по отношению к поступающему в систему виду энергии или нет.
Другими словами, размеры структуры будут зависеть от количества элементов, которые под действием внешнего источника энергии будут способны перейти в возбужденное (метастабильное) состояние.
Так, люди объединяются в группы по каким-то общим интересам, по источникам финансирования, информации, творческой деятельности и т.д. Отсюда следует, что можно сознательно, благодаря волевым усилиям и целенаправленной деятельности, расширить круг своих возможностей, научиться потреблять энергии из всё новых и новых источников (выучить язык, научиться петь, рисовать, получить специальность и т.д.), то есть входить в различные диссипативные структуры в составе одной и той же системы.

Подготовка самоорганизующейся среды.
Логика интуитивного устремления

Таким образом, в открытой системе, в условиях свободы воли человек сам решает, входит он в состав какой-либо структуры или нет.
В то же время он считает, что все остальные структуры, выходящее за пределы его интересов, находятся в состоянии безразличия, индифферентности по отношению к нему, так же как и он по отношению к ним. Они для него как будто не существуют, поскольку между ним и ними отсутствует прямая и обратная связь.
Но как только сознание человека расширяется, и он понимает, что на самом деле он, как и все люди, в настоящее время входит в состав единой диссипативной структуры — человечества, населяющего планету Земля, он начинает воспринимать иначе поступающую информацию, с новой точки зрения реагирует на события, которые в прежнем мироощущении его совершенно не затронули бы.
Так, осознав, что в человеческом организме есть механизмы, воспринимающие электромагнитные волны, человечество стало принимать во внимание периодические процессы, протекающие на Солнце. Оно начало ощущать себя в составе диссипативной структуры «Солнечная система».
Установив благодаря развитию науки структуру галактик, выявив источники рентгеновских, радиоизлучений и т.д., человечество начало воспринимать свою принадлежность к Космосу в целом, осознало себя в составе всего Мироздания.
Таким образом, получается, что принадлежность к структуре того или иного масштаба и выход на информационные уровни этой структуры в значительной степени зависят от самого человека.
Расширение кругозора отдельного человека, различных сообществ людей, государств и т.д., а также человечества в целом приводит к усложнению структуры мира людей.
Получается, что человек сам строит эти структуры, благодаря своему знанию становясь активной средой по отношению к тем или иным видам энергии или к новым информационным уровням.
Через пассивную (инертную) среду энергия проходит, не вызывая в ней каких-либо изменений (если только это не разрушительное динамическое воздействие). Инертная среда может быть прозрачной для чуждых ей воздействий, а может отражать их, как нечто непонятное и враждебное.
Расширяя свои интуитивные способности, устанавливая мысленно связь с Высшим Разумом, человечество может выйти на структурные уровни, не доступные пока для научных исследований. Уже многие способны воспринимать информацию во сне, и в то же время многие стараются оттолкнуть эту информацию как нечто абсурдное. Но тонко чувствующие люди улавливают причинно-следственные связи, ощущают, что такое «зов» и «отклик» в своих сновидениях и могут использовать их в реальной жизни как некоторый ключ к решению тех или иных проблем.
Видимо, устремление — это тот путь, каким достигается эффективность молитвенного обращения к Богу у религиозных людей, тот путь, который приводит к озарениям, за которыми следуют научные открытия.
Даниил Андреев называл людей, обладающих такими способностями, вестниками. «Вестник — это тот, кто будучи вдохновляем даймоном (высшей силой. Прим. мое. Н.К.), дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных…Целый ряд художественных деятелей, к которым многие из нас применяют эпитет гения, не являются и никогда не являлись вестниками. Ибо их художественная деятельность лишена одного из основных признаков вестничества: чувства, что ими или через них говорит некая высшая, чем они сами, и вне их пребывающая инстанция»18.

Он — Тот, кто забирает ваши души
на ночь,
И знает все, что вами сделано за день.
А на (восходе) дня Он воскресит вас снова,
(Отправив души вам назад),
Чтоб завершить назначенный вам срок.
Потом к Нему — и ваше возвращенье, -
Тогда Он в истине представит вам
(Всю суть того), что вы свершили.
Коран: Скот, 60

Не зря говорится:

«Только устремитесь!» «Устремление родит возможности. Следовательно, ключ от дверей возможностей всегда в наших руках… Ибо Мир Высший открыт всегда, но, чтобы прикоснуться к нему и взять его дары, надо устремиться к нему сознательно, добровольно и волей своей»19.

Не осознав или просто не сумев предположить возможность существования тех или иных явлений, нельзя начать поиск решений на новом пути. Иногда безумные с точки зрения здравого смысла идеи приводят к гениальным открытиям. Хорошо известно, что успех научных исследований напрямую зависит не только от квалификации ученого, но и от его интуиции.
Ограниченная человеческая логика, особенно построенная на устаревших научных представлениях, превращает науку во врага Науки. Если, например, ученый в принципе не может допустить, что мысль материальна, как он может направить свои усилия по пути поиска способов регистрации энергий, посылаемых человеческим мозгом в виде мысленных образов, воспоминаний, творческих размышлений? Неверие и нежелание отступить от своих закосневших убеждений делают такого ученого не хозяином науки, а ее работником.

«Человек сможет трудиться и продолжать исследования лишь в том случае, если он сохранит к этому страстную склонность. Но эта склонность всецело связана с убеждением, совершенно недоказуемым для науки, что универсум имеет смысл и что он может, и даже должен, если мы останемся верны, прийти к какому-то необратимому совершенству»20.

Как уже подчеркивалось выше, для того, чтобы определенные энергии могли быть использованы и соответствующим образом преобразованы (трансформированы) системой, необходимо, чтобы элементы, из которых состоит эта система, из пассивных превратилось в активные по отношению к этим энергиям, то есть должна быть каким-то образом сформирована самоорганизующаяся среда.
«Глас вопиющего в пустыне» — это ситуация, когда все элементы еще находятся в инертном состоянии, но среди них уже есть один единственный, способный к восприятию новых энергий и способный сыграть роль инициирующего импульса для наименее пассивных элементов.
Так Иоанн Креститель готовил народ к пришествию Мессии, а затем Иисус Христос своим самопожертвованием и своим воскресением указал человечеству путь, ведущий к переходу от сознания раба Божьего к сознанию сына Божьего в земном человеке.
Так происходит в науке, когда гениальные идеи вначале воспринимаются как бред воспаленного воображения, затем находится кто-то, способный к восприятию этих идей и самостоятельному их развитию, а потом, когда всем уже станет понятно, что иначе и быть не может, наступает революционный взрыв — среда к нему уже подготовлена.
В качестве примера подготовки к самоорганизации рассмотрим процесс детонации, представляющий собой самоподдерживающееся распространение зоны химической реакции по взрывчатому веществу, сопровождающееся выделением энергии.