Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ОБРАЗОВАНИЕ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И СИНЕРГЕТИКА» 
В.А. Харитонова, О.В. Санникова, И.В. Меньшиков

Синергетика является универсальной методологической парадигмой, сформулированная в тех областях естественнонаучного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем в опоре на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Синергетика, поскольку она исследует универсальные законы развития, может быть применена не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы

Состояние быстро меняющихся социально-экономических и политических обстоятельств современной жизни выдвигает новые требования к образованию. На фоне этих требований особенно заметны проблемы, связанные с изменением содержания и способов организации процесса образования, адекватных новым социокультурным условиям. Обнаружилось несоответствие образования и нарастающего нового содержания культуры. Как следствие, выпускники образовательных учреждений не способны осваивать изменения общества. Содержание образования утратило единство и целостность, стало фрагментарным. Институционализированное образование во многом не удовлетворяет потребностям в ценностных ориентирах. В этом случае системе образования реальную конкуренцию составляет так называемое скрытое содержание образования, источником которого являются средства массовой коммуникации, многообразие субкультур и т. д. Это, как и ряд других факторов, стало причиной отчуждения образования от общества, от государства. Признаком этого отчуждения является то, что ни общество, ни государство не может определить роль образования в собственном развитии, чего нельзя сказать, например, об экономике или политике.

Стремление преодолеть это отчуждение привело к тому, что система образования начала увеличивать внутреннее многообразие. Появились авторские программы, образовательные учреждения различных типов (лицеи, гимназии, колледжи и т.п., как государственные, так и негосударственные), разнообразные учебные планы, учебные пособия, развернулась активная инновационная и экспериментальная деятельность в области образования. Все это — выражение внутренней потребности системы образования к изменению, поиск путей трансформации, развития.

В то же время процессы, происходящие сегодня в системе образования, свидетельствуют о ее неустойчивости, состоянии, далеком от равновесия. Эти процессы указывают и на тот факт, что образование, варьируя свое содержание и структуру, стремится самостоятельно определить свою роль в обществе, оказать реальное влияние на его изменения. Налицо своеобразная обратная связь: социальные изменения привели к таким тенденциям в образовании, которые в свою очередь, влияют на ситуацию в обществе. Осознание изменений, происходящих в образовании, их источника и направленности невозможно без перехода к новым методологическим принципам. Для этого может быть использовано появившееся в недавнем прошлом новое методологическое направление в науке, синергетика [1].

Почему синергетика?

Синергетика является универсальной методологической парадигмой, сформулированная в тех областях естественнонаучного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем в опоре на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Синергетика, поскольку она исследует универсальные законы развития, может быть применена не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы. Так, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи… Это-ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития» [2]. По их мнению, образование должно рассматриваться как гештальтобразование, «…стимулирующее, или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми».[3] По мнению В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «…дающего целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога…» [4]

Определенные положения, выводы и терминологию этого направления мы находим в научных трудах выдающегося отечественного психолога Л.М. Выготского, который жил в эпоху крупнейших социальных изменений. Высокие темпы социальной динамики ставили тогда, как и сей час, задачу определения роли образования и воспитания в обновляющемся обществе. Выготский считал воспитание социальным процессом и переносил на него принципы изменения современного ему общества. Не отделяя воспитание от развития, он считал, что этот динамический процесс включает в себя «…момент неустановлености, текучести, роста, самостоятельного изменения организма» [5] и подчиняется объективным законам.

Видение синергетикой мира и человека как сложных самоорганизующихся систем, находящихся в ситуации системно

  • целостного единства, позволяет в отношении системы образования интерпретировать и реализовать следующие принципы методологии синергетики:
  • нелинейный стиль мышления; неоднозначность теоретических построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и иррационального способов мышления;
  • постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);
  • «человекомерность» эволюции и самоорганизации, когда познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней.

Направления реализации принципов синергетики в образовании:

  1. в содержании образования — формирование основных понятий синергетики через знакомство с миром сложных нелинейных систем, определение этих понятий и перенос их на другие области знания (социального, экономического, гуманитарного)
    Тем самым преодолеваются границы между предметами учебного цикла, процесс направлен не на увеличение количества информации: а на построение и изучение универсальной модели развития
  2. в организации процесса общения учителя и ученика — общение носит коллегиальный характер? Включение в школьную программу обобщающих специальных курсов специальных курсов. Внедрение такой формы организации процесса обучения как лаборатория, где происходит экспериментальное и вычислительное моделирование процессов самоорганизации сложных систем: получение в качестве результата наглядной модели: которую можно распространить на другие области знания.
  3. в организации образовательного пространства, построения метапрограммы взаимодействия образовательных программ.

В результате формируется целостная система знания, определяющая мировоззрение нового типа, обеспечивающее успешное ориентирование учащегося в сложных жизненных ситуациях и модель образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям.
Для того чтобы применять принципы синергетики к анализу процесса образования, нужно определить, является ли образование системой вообще и синергетической системой в частности. В принципе должно произойти соотнесение двух моделей: модели образования как системы и синергетической модели эволюции и самоорганизации.

Если модель образования строится в соответствии с системным подходом, то для определения этой модели как синергетической следует соотнести ее со следующими критериями:

  • Открытость (связь, соотношение с моделями других социальных феноменов)
  • Неравновесность, нелинейность — чувствительность к внешним воздействия, поддерживаемая потоком информации извне, которая служит причиной развития неустойчивости с соответствующими периодами реформирования, реорганизации.

Периоды неустойчивости перемежаются периодами устойчивости, которые обеспечиваются многообразием, избыточностью элементов образования как системы. За счет избыточности система обеспечивает себе адаптивность, динамику, развитие.

Модель образования как синергетической системы.

Попробуем показать, что система образования может быть смоделирована согласно требованиям, предъявляемым методологией синергетики.

А) Образование — сложная система.

Основные элементы этой системы, педагог и учащийся, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума. Сложность указанной системы определена разнородностью элементов, несводимостью целого ни к одному из указанных элементов, несводимостью совокупного поведения системы к поведению любого из элементов, характерным типом саморегулирования и самоорганизации.

Б) Образование — открытая система.

Система образования взаимодействует, обмениваясь информационными, материальными и человеческими ресурсами с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Система образования и общество становятся взаимосвязанными, коэволюционирующими системами. Для обеспечения этой взаимосвязи образование должно моделировать процессы, происходящие в обществе. Однако в данном случае моделируется не актуальное состояние общества, наличные общественные отношения и их нормы, а действие тех универсальных законов, которые имеют место на всех этапах развития систем различной природы. Освоив такую модель, учащийся сможет проецировать систему универсальных законов на актуальные состояния общества, обнаруживать спектр его возможных состояний, т. е. прогнозировать будущее, благодаря чему появляется реальная возможность предварить изменения в обществе готовностью к своим собственным изменениям.

Открытость системы образования создает, с одной стороны, многообразие интересов, обращенных к школе со стороны государства и общества, т. е. некоторую неопределенность «социального заказа». С другой стороны, в системе образования создается многообразие форм учебной деятельности, обеспечивающей формирование личности педагога и ученика, соответствующей не только сложившемуся социальному многообразию, но и возможному многообразию будущего. Открытость делает систему образования способной не только воспринимать новационные тенденции извне со стороны изменившегося общества, но и встречать это внешнее воздействие внутренними потребностями и возможностями изменить десятилетиями сложившиеся авторитарные формы преподавания учебных дисциплин и управления образовательным процессом.

Эти внутренние потребности играют определяющую роль в развитии и закреплении новаторских тенденций в образовании. Они зачастую оформляются в разнообразных методиках и программах, новых формах организации учебной деятельности, которые позволяют не только откликнуться на изменения в обществе и подготовить ученика к жизни в этих изменениях, но и создать преимущественную ориентацию на обеспечение условий для развития личности и ученика и учителя, раскрытие многообразия их возможностей. Таким образом, откликаясь на многообразие действительности, образование само превратилась во внутренне многообразную систему, элементы которой обеспечивают и существование друг друга и достижение единой цели.

В) Образование — неравновесная система.

Открытость системы образования социуму приводит к появлению в этой системе новаций, увеличению степени внутреннего многообразия. Это обстоятельство формирует ряд внутренних противоречий в системе образования. Так, противоречие между устойчивостью и изменчивостью вызвано тем, что система образования, призванная транслировать культурные образцы, по необходимости обладает консерватизмом, и в то же время. Будучи элементом социальной системы, образование не может не изменяться в связи с изменениями социума.

Противоречие между единством и многообразием выражается в необходимости поддерживать педагогические новации и в то же время сохранять единство и общность требований к результатам образовательного процесса, к содержанию образования, представленного, например, образовательными стандартами. Противоречие между индивидуализацией и унификацией процесса образования проявляется в стремлении обеспечить каждому учащемуся условия для развития его личности и в то же время, в наличии единых требований к успешности обучения, выраженных, например, в отметочной системе оценивания.

Перечень противоречий можно продолжать, но специфика синергетического подхода состоит в том, что эта противоречивость понимается не как недостаток, а как внутренний источник изменения и развития системы образования. Наличие многообразных и взаимоисключающих тенденций в системе образования делают ее чувствительной к воздействиям социума, способной к эволюционным изменениям.

Г) Образование — нелинейная система

Во всех формах взаимосвязи с обществом система образования сохраняет свою специфику, относительную обособленность и единство. Поэтому реакция системы образования на изменения в обществе не является однозначно детерминированной. Так, система образования не просто отражает изменения в обществе, а производит определенную их селекцию. Поскольку система образования обеспечивает будущее, ее изменения отражают не столько актуальные, сколько потенциальные состояния общества. Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность будущего, благодаря чему система образования имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему обществу. В соответствии с принципами синергетики будущее социальной системы воздействует на настоящее состояние образования.

Синергетика связывает эти характеристики с условиями эволюции системы и предлагает ее критерий. Этот критерий — устойчивость, который для системы образования может быть интерпретирован следующим образом. Безусловно, в данном случае этот критерий является «человекомерным». Он связан с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре, что обеспечивается системой образования. Чем выше потребность в этом самоопределении, тем востребованней становится образование, тем больше условий для сохранения и воспроизведения его системы. Сама эта потребность рождается благодаря многообразию вариантов будущего, стремлением личности преодолеть эту неопределенность. Это произойдет благодаря не только освоению личностью культурных образцов, но и возможности выбрать свое отношение к ним, что поможет ей не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность. Поэтому методология синергетики позволяет не разделять процессы воспитания и образования, искать их единство на новой основе. Эта методология может внести вклад и в педагогическую науку, если принять за основные принципы воспитания свободу и ответственность.

Модель изменения содержания образования. В соответствии с методологией синергетики изменения в содержании и организации образования направлены на поиск новых способов структурирования его системы, обновленных методах преподавания, опирающихся на самостоятельную познавательную активность учащихся, направленных на приобретение способности самостоятельной обработки иных взглядов, хода мысли, самостоятельной постановки и решения проблем, прежде всего, в коллективной работе, групповой дискуссии и т.п. Эта способность подразумевает, прежде всего, обнаружение сложности и многовариантности ситуации, нестабильности состояния как исследуемой системы, так и самого процесса исследования, привлечение для этого некоего интегрированного комплекса методов, реализующих как абстрактно-логические, так и образно-интуитивные познавательные способности учащегося. Наконец, способность увидеть проблему и избрать вариант ее решения требует видения целостности ситуации, взаимосвязи и единства различных ее аспектов, направленности ее собственного развития, вариативности воздействия на нее. Это поможет выпускнику учебного заведения ориентироваться в ситуации социальной нестабильности, проявить способности к высокорефлексивному социальному поведению, способности присваивать сложившиеся социокультурные образцы и элементы приращения культуры.

Для того, чтобы решить эту задачу, содержание образования должно быть многообразно и вариативно, включать в себя как сложившиеся социокультурные образцы, так и элементы приращения культуры. То есть быть одновременно и устойчивым и изменчивым. Наличие этого и других противоречий в содержании образования делает его многообразным, а значит, неустойчивым, способным воспринимать изменения социокультурной среды.

Содержание образования должно отличаться единством общих принципов и подходов (например, согласующихся с синергетической парадигмой) и многообразием позиций, точек зрения, социокультурных ориентиров. Благодаря этому содержание образования придет в соответствие с реальным социальным многообразием. Это возможно при смене принципов организации этого содержания. Пока содержание образования будет определяться через содержание предметов учебного плана, присвоение реального многообразия культуры будет происходить лишь в границах скрытого содержания образования. Для преодоления этого обстоятельства необходимо менять предметность содержания образования и создавать модель процесса образования как освоения его скрытого содержания. Изменение предметности содержания образования должно выражать как состояние социокультурной среды, так и потребности самоопределения субъекта в ситуации реального многообразия и взаимодействия культур.

Как вариант новой предметности можно предложить отношение, субъективный компонент которого определяется как переживание, т. е. эмоционально-личностный способ представленности в субъекте объективного содержания культуры. Этот способ создаст, наряду с единством и общностью принципов построения содержания образования, то самое многообразие этого содержания, благодаря которому можно учесть индивидуальность и неповторимость каждого субъекта образовательного процесса. Ведь определение субъектом себя в культуре и культуры в себе происходит не только через знание, но и через переживание, проживание принадлежности к культуре в специфическом укладе жизни, языке, способах деятельности и общения.

В этой ситуации самоопределение субъекта в культуре происходит и помимо института образования. Но отношение как новая предметность образования предполагает и объективный компонент, выраженный как динамическая поликультурная связь, характерная для современных социокультурных процессов. Для включения в содержание институционализированного образовательного процесса этот аспект предметности образования должен быть представлен через субъективное переживание. Такой вариант предметности, безусловно, требует и методологического обоснования и разработанного методического сопровождения. Он вполне согласуется с принципами синергетики, поскольку содержит противоречивое единство объективного и субъективного, соотношение которых будет меняться в связи с вариациями содержания образования.

Модель развития образовательного пространства.

В связи с изменением содержания образования изменяется и форма процесса его организации. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации образовательного процесса. Структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса назовем образовательным пространством. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации, поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется.

Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов системы, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития. Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними.

Вывод Л. Выготского [6] о трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, не разделяя воспитание и образование. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по терминологии Л. Выготского как «идеальная форма среды»[7], т. е. то содержание культуры, которое было выработано человечеством в процессе исторического развития.

Эти отношения возникают в условиях, когда субъекты входят в образовательное пространство, имея определенный набор знаний о свойствах предметов и способах их связи, сложившиеся представления о нормах и правилах, смыслах и ценностях, существующих в обществе, т. е. располагают собственным информационным пространством. Содержание и организация информационного пространства учителя и ученика определяется жизненным опытом, а у педагога еще и профессиональными знаниями. При существующих качественных и количественных различиях информации, которой владеют оба субъекта, их информационные пространства являются открытыми, сформированными в некоторой мере стихийно. Сходство заключается также и в том, что в информационных пространствах этих субъектов присутствует «идеальная форма среды».

В информационном пространстве ученика «идеальная форма среды» присутствует как цель его развития, в информационном пространстве учителя — как методы и способы, пути достижения этой цели. Эта «идеальная форма среды» является тем объектом, на который направлены активные действия обоих субъектов: действия ученика по освоению этой «идеальной формы», действия учителя по организации процесса этого освоения. Организованная учителем среда как совокупность отношений по осуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет в себе логику, направленность развития ребенка, как бы притягивая к себе многообразие форм деятельности, поведения, отношений между субъектами образовательного пространства. В этом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее не только как объект, но и как субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает управлять, определять других субъектов, требовать из изменений, проводит селекцию их состояний.[8]

Отношения учителя и ученика представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности ребенка, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым становится по выражению Л. Выготского, функцией личности ребенка, его внутренним достоянием. В этих отношениях активность ученика заключается в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определенное отношение. Представленность среды во внутреннем отношении к ней ребенка Л. Выготский назвал «переживанием», «единицей анализа отношения ребенка со средой».[9] Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активности, обращения к «идеальной форме среды».

Активность учителя заключается в том, что он в соответствии со своими возможностями и интересами, представлениями определяет и предлагает ученику спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения «идеальной формы среды», а значит и сам постоянно варьирует этот спектр, насыщая среду, подбирая оптимальные варианты, тем самым осваивает «идеальную форму среды», делая ее все в большей мере достоянием своей личности. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой — способствует проявлению и развитию их индивидуальности.

Образовательное пространство — это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений, а процесс образования — это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве. Такой «путь» мы трактовали как образовательную программу, цель которой определяется направленностью движения субъектов в образовательном пространстве.

Модель возникновения образовательной программы как способа организации образовательного процесса может быть построена, исходя из принципов синергетики.

Изменение отношений субъектов образовательного пространства может быть представлено следующей схемой:

  1. развитие неустойчивости, возникновение многообразия,
  2. выбор путей развития, начало периода устойчивого развития
  3. период устойчивого развития

Для этого образовательная программа должна удовлетворять следующим критериям:

  • быть сложной системой, т. е. представлять собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления;
  • быть открытой системой, т. е. находиться во взаимодействии с другими программами, нуждаться в них для собственного существования, быть способной к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, иметь возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы;
  • быть нелинейной системой, т. е. не иметь однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса.

Для того чтобы образовательная программа удовлетворяла этим условиям, необходимо, чтобы и субъекты образовательного процесса удовлетворяли им же. Субъектами мы называем активных участников образовательного процесса, своими изменениями влияющих на состояние образовательного пространства. Эти субъекты: учитель, ученик и среда между ними.

Учитель может рассматриваться как:

  • сложная система, т. е. многообразная и целостная личность
  • открытая система, т. е. способной к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями)
  • нелинейная система, т. е. обладать неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, быть способной к новациям, творчеству.

В этом и заключается активность данного субъекта

Ученик может рассматриваться как:

  • сложная система, т. е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т. д.
  • открытая система, т. е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространства, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом.
  • нелинейная система, т. е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом и заключается активность данного субъекта

Среда как совокупность отношений между субъектами образовательного процесса может рассматриваться как

  1. сложная система, содержащая в себе многообразие форм и способов отношений между субъектами,
  2. открытая система, испытывающая на себе влияние социальных отношений более высокого порядка,
  3. нелинейная система, т. к. разные субъекты, помещенные в одну и ту же среду, изменятся по-разному.

Возникновение образовательной программы рассматривается как процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства: учителя, ученика и среды между ними. Этапы этого процесса представлены на графике.

Этап 1 — развитие неустойчивости, возникновение многообразия, выбор путей развития

Прежние устоявшиеся отношение в образовательном пространстве, благодаря его открытости, пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями, что привело к развитию неустойчивости, появлению образовательных новаций, накоплению множества образовательных программ.

Признаки этой неустойчивости состоят в том, что учитель обнаруживает несоответствие устоявшихся форм учебно-педагогической деятельности и многообразием этих форм, предлагаемых множеством новых образовательных программ. Меняется отношение учителя к возможности привлечения новообразований в содержание и формы преподавания, увеличивается многообразие его деятельности, так что невозможно определить, какой именно образовательной программы он придерживается.

Ученик обнаруживает несоответствие сложившихся представлений о способах и формах образования, отношений с учителем, другими учениками и предлагаемых новыми образовательными программами многообразием форм таких отношений.

Дальнейшее накопление новых образовательных программ приводит к разрушению устоявшегося прежнего порядка в отношениях между субъектами образовательного процесса, генерации неустойчивости. С точки зрения синергетического подхода рост неустойчивости необходим для перевода системы образовательного пространства в новое состояние. Этот рост может иметь не только стихийный, но и управляемый характер. Управление ростом неустойчивости происходит благодаря условиям, созданным системой управления образовательным пространством для эскалации неупорядоченного состояния, роста энтропии в системе отношений в образовательном пространстве, как между субъектами разных образовательных программ, так и в отношениях к самому многообразию этих программ. Благодаря этим условиям, демократизации системы управления происходит также эскалация многообразия форм и содержания деятельности учителя, многообразия потребностей учеников в разнообразных образовательных программах и разнообразия отношений к этому многообразию.

Накопившееся многообразие ставит образовательную среду перед выбором одного из следующих возможных вариантов:

  • Ориентироваться на одну из новых появившихся программ в масштабах класса, параллели, школы;
  • Вернуться к старой устоявшейся программе:
  • Допустить многообразие как уже сложившихся, так и еще не возникших образовательных программ.
  • Учитель имеет выбор из следующих возможных вариантов:
  • Отказ от новых вариантов, следование традиционному пути.
  • Сравнение новых программ и выбор одного готового варианта образовательной программы;
  • Формирование отношения к многообразию новых образовательных программ и построение собственной авторской образовательной программы.
  • Ученик может сделать выбор из следующих возможных вариантов:
  • Положиться на выбор учителей или родителей;
  • Самому выбрать из предложенных образовательных программ;
  • Создавать образовательную программу для самого себя.

Этап 2- структурирование, рост упорядоченности, начало периода устойчивого развития.

На этом этапе в образовательной среде возрастает определенность в отношениях к возникающим образовательным программам, благодаря условиям (организационным, кадровым, финансовым), создаваемым системой управления образовательным пространством, стимулированию возникновения и осуществления новых образовательных программ. Признаки этого состоят в следующем.

  • Учитель определяется в постановке целей и задач образовательной программы, адекватной новым социальным условиям, формирует и отрабатывает последовательность этапов программы, ее содержательное и методическое обеспечение.
  • Ученик определяется в формировании смыслов и целей собственного образования, упорядочивает отношения с другими субъектами образовательного пространства для реализации этих целей, структурирует этапы осуществления образовательной программы в сотрудничестве с учителем.

Этап 3- достижение определенного предела упорядоченности, период устойчивого развития.

В образовательной среде формируется устойчивое отношение к сложившейся новой образовательной программе. Благодаря системе управления образовательным пространством создаются условия для взаимодействия разных образовательных программ, повышению меры упорядоченности системы образовательного пространства. При этом в качестве управленческого решения важно сохранить определенную степень многообразия, чтобы стимулировать упорядоченность системы образовательного пространства (в силу его открытости) к выходу за собственные пределы, к переходу на новый этап развития.

Это многообразие обеспечит сохранение темпов инновационной деятельности, соответствующих темпам изменения социальных условий, создаст своеобразную альтернативу складывающемуся порядку. Это вновь приведет к их противоречию, возникновению неустойчивости и повторению всего цикла, переходу к Этапу 2. Таким образом, развитие системы образовательного пространства представляет собой динамический процесс взаимодействия образовательных программ с чередованием этапов устойчивого развития и неустойчивости.

Модель управления

В соответствии с принципами синергетики может быть построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохранение и развитие системы образования, личности ученика и учителя. В конечном счете, цель управления — создание условий для развития личности.

Задача управления — оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве. Критерием этой оптимизации будет мера обеспечения развития субъектов образовательного пространства, мерой существующих для этого возможностей, мерой свободы выбора. Эту задачу можно представить как комплекс задач двух уровней: а) тактических — управление спонтанно сложившимся многообразием и б) стратегических — управление самим процессом возникновения многообразия. Управление сложившимся и формирующимся многообразием может осуществляться в соответствии со следующими принципами. Принцип многообразия подразумевает, что в случае, когда цель управления — создание условий для развития личности учителя и ученика, управление ориентировано на создание и поддержку многообразия существующих и возникающих связей между элементами системы образовательного пространства.

Принцип единства утверждает, что любое управление невозможно без организации устойчивых связей, форм общности элементов сложившегося многообразия, подчинено единой цели, что в свою очередь ограничивает степени свободы каждого из элементов. На первый взгляд эти принципы противоречат друг другу. Следование одному исключает действие другого. Искусство управления открытой системой образовательного пространства состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательного пространства. Это возможно только в том случае, когда эти принципы будут использоваться как дополняющие, взаимообусловливающие, а не исключающие друг друга.

В открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно, угрожают сложившейся системе связей, требуют своего места в этой системе, вторгаются в нее, нарушая единство. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер, предвидело возникновение новых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Это позволит сохранить единство элементов в их отношении друг к другу, обеспечить условия для возникновения новых элементов, повышения степени их многообразия. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора.

В данном случае действует принцип избыточности, благодаря которому возникающие новые элементы сохраняются все, независимо от того, имеются ли ближайшие перспективы включения их в сложившуюся систему. Именно это избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы образовательного пространства, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Искусство управления будет состоять в том, чтобы обеспечить условия отбора не директивного, а естественного характера, соответствующего собственным тенденциям развития системы. Это соответствует принципу параметрического управления, согласно которому управляющее воздействие должно быть согласовано с законами развития системы, которые являются всеобщими универсальными закономерностями, действие которых обнаруживается в любом, системно организованном по типу неравновесности, целом.

Проблемы применения принципов синергетики к системе образования.

Применение принципов синергетики в изучении тенденций изменения современного образования встречает определенные трудности. Методология синергетики была разработана в сфере естественнонаучного знания. Она оперирует специфическими понятиями, содержание которых определено для конкретной области знания. Образование является предметом гуманитарного знания. Для этой сферы необходимо интерпретировать содержание понятий синергетики, «…чтобы прийти к соглашению или зафиксировать несогласие по поводу того, что мы имеем в виду под используемыми терминами»[10]. Эта интерпретация не может быть однозначной, поэтому перенос понятий из естественнонаучной области в гуманитарную является серьезной проблемой для использования синергетики в гуманитарном знании.

Сам этот процесс выявляет стремление синергетики к синтезу естественнонаучного и гуманитарного знания. Отражение этого синтеза в содержании образования также проблематично. Модель развития, предлагаемая синергетикой, опирается на определенные параметры и критерии эволюции. Насколько они применимы к процессу образования, как их интерпретировать в понятия, выражающие измеряемые и оцениваемые величины (поскольку необходимо определить критерии эффективности образования), предстоит еще выяснить.

Другая проблема — интерпретация синергетики в методике преподавания, создание воспроизводимых образовательных технологий, имеющих комплексный характер.

Наконец, необходимо определить границы применения синергетической методологии к системе образования. Эвристический потенциал синергетической парадигмы огромен, но она, разумеется, не панацея от всех бед современного образования. Тем не менее, использование синергетики как методологической парадигмы поможет выявит новые аспекты процессов происходящих в современном образовании.

Литература

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
2. Пригожин И. Конец определенности. Ижевск, 1999.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //Вопр. философии,1997, №3)
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //Вопр. философии. 1997. №3.
4. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С.60.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С.57.
7. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996. С.94.
8. Там же. С. 88, 90.
9. Там же. С. 79, 80.
10. Гольдштейн Д. Вавилонская башня в нелинейной динамике: о терминах / Синергетика и психология. М.,1997. С.332.