Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ОТКУДА ВОЗНИКАЮТ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ КОМПЕТЕНЦИИ» 
В.И. Редюхин

В.И. Редюхин
Аналитический центр «Концепт»

Если новые слова возникают, значит это кому-то нужно? Дополнительно к Закону об образовании понятия «компетенции» и «компетентности» появились в 79 ФЗ «О государственной гражданской службе». Оказывается без компетентностного подхода сегодня невозможно совершенствовать систему управления. В том числе, — в самом образовании. Причем нет разницы — разворачиваются эти компетенции в сознании одного отдельного человека или они коллективно распределены в реальном социуме. В частности, — в системе управления и социального регулирования

«Идеально» устроенная модель ЛПР («лица, принимающего решения») в вертикали государственной службы содержит следующие уровни компетенции: Кто-то выполняет рутинную механическую техническую работу — редактирует тексты, работает на компьютере, отправляет факсы, множит и ксерокопирует, подшивает документы, помещает их в систему электронного документооборота (СЭДО). Какие тут могут быть вопросы? Бери и делай. Мгновенно, беспрекословно, точно… Другой собирает и систематизирует информацию: статистику по объекту управления (ОУ) (он же «сфера» подведомственной деятельности»). Третий анализирует регулирующую законодательную и нормативно-правовую базу. Четвертый производит анализ самой системы управления (СУ) и системы «управления управлением» — системы организационно-функционального управления (СОУ).

Пятый, находящийся на верхушке управленческой вертикали, всматривается «вниз» и ищет, в первую очередь, показатели и индикаторы проблем возникающих у населения, граждан, жителей региона и территорий. У тех, кому служит государственная служба. У тех, кто доверил ЛПР принимать решение относительно себя в подведомственной сфере деятельности. На выходе каждого уровня управленческой компетенции появляется соответствующая иерархия разного уровня нормативных актов и документов: концепция и политики, программы и проекты, положения, регламенты, инструкции; приказы и распоряжения; стандарты, правила, нормы и нормативы; технические регулирующие документы. Ну, и контроль, надзор, отчетность за всей этой махиной. С ответственностью за исполнением и механизмами рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения.

Последнее время все более «модным» в управлении становится программно-проектный (программно-целевой) подход. В нем уровни компетенции задаются структурой проектной деятельности: актуальные проблемы и предпосылки их преодоления, цели и задачи, мероприятия и планируемые результаты, смета и бюджет, обратная связь экспертизы, оценки и мониторинга хода проекта, его результатов и последствий.

Применима эта иерархия управленческих государственных и проектных компетенций к отдельно взятому человеку? Ведь у каждого человека своя сфера деятельности. Каждый сам себе государство. «Государство — это Я». А Я — это государство? Каждый сам себе ЛПР и управленец. В меру своей субъектности. Нет принципиальной разницы, чем управлять -: собой самим, организацией (школой), органом исполнительной власти, государством, страной, миром… Есть Космос, который самоуправляется по всё тем же общим законам бытия. Самоподобие целого и части… Гармония и принцип «золотого сечения» — «Часть так относится к целому, как Целое относится к каждой из Частей, а они между собой».

 

  • Попадая в ПРОБЛЕМНУЮ ситуацию, отдельный человек испытывает громадный психологический дискомфорт. Неизбежно и обязательно. Каждый и все… Что-то не так, что-то жить мешает и дышать не дает, а что именно непонятно. 95% нормальных людей совсем не интеллектуальные мазохисты Они мигом находят объяснение своего дискомфорта. Вовне себя… «Кто виноват?» — враги, чиновники, сволочи, подлецы, негодяи… Все это есть в окружающем мире. Ну, не я же сам во всем виноват? Я — «белый и пушистый…» Общественное сознание и мифология тут же подсказывают приемлемое объяснение. И выход — «Что делать?»: материться, гундеть, уйти в себя, сбежать на дачу, написать в газету или на виртуальный форум… Найдутся же люди, которые поймут, а может быть даже и поддержат. Единомышленники… Все мы одинаковые, родом из общего прошлого. А что, разве не так? И тогда нет никаких вопросов. Кроме риторических. Имеющих всем понятные ответы. Это? — Это!. Проблема при этом уже не видна, не беспокоит, но общая ситуация в целом ни на шаг не сдвинулась… Ну и бог с ней… «Мы одной крови. Нам комфортно». В общем МИФЕ.
  • Но есть еще 5-6% людей (предпринимателей), которые начинают задаваться вопросами какой? и сколько? И не только к внешнему окружению, но и к себе самому. Предприниматель точно знает, сколько и какого продукта он сегодня наработал. Что бы другим за СВОЮ ЦЕНУ продать. Ключевые вопросы какой? и сколько? ему спать не дают. В этом проблема… Нет, он и другие вопросы тоже может задавать, — язык-то общий. Но НЕ К СЕБЕ, а к другим. Если это управленец, то тогда он озабочен исполнением функций в своей организации в соответствии с принятыми стандартами. На этом уровне компетенции ничего другого просто не видно. Это — стандарт? Да-Нет…
  • Те, кто понял и прошел второй уровень «игры Да-Нет» в компетенции , могут озаботиться еще дополнительно вопросами — как? и что? При постановке ЗАДАЧ он не теряет предыдущие вопросы к себе, но и других, вышестоящих, связанных с целями и ценностями себе не задает. Главное, чтобы ПРОЦЕСС (социальный, производственный, финансовый…) пошел. Так пошел, как его идеальная модель предписывает. Модель как, например, уравнение теплопроводности, закона Ома, закон для идеальных газов, рыночная связь «потребность-цена». ЗАДАЧА управленца возникает когда не все переменные в модели известны. Тогда требуется «найти», «определить»…
  • Четвертый уровень компетенции связан и постановкой и достижением ЦЕЛЕЙ. С вопросами куда? и зачем? К себе самому, естественно. Ведь для задач целей не прописано? Есть откуда-то появившийся текст задачи, которую необходимо решить. А цели или ставятся изначально кем-то (априорные цели), или становятся в процессе и ходе управления процессом (апостериорные). Если возникающие цели (НОРМЫ) противоречат друг другу, то начинается война и междоусобные бои. Бои с правилами (НОРМАМИ) или без правил, в зависимости от ситуации. В управлении эта «борьба норм» приостанавливается через написание фиксированных программ и проектов.
  • Пятый уровень компетенции связан, в первую очередь, с вопросом КТО Я? То есть с самоопределением лица принимающего решение (ЛПР). С нахождения им своего ФИО — Фамилии, Имени, Отчества На плечах каких исторических «гигантов» стоишь? Каково твое Отчество и Отечество? Какова культурная историческая идентификация? Кто ты по социокультурному Имени и профессиональной позиции — педагог, инженер, врач, управленец, политик, консультант…? Кто те живущие сегодня люди, которые принимают тебя за «своего» и поддержкой которых ты пользуешься? Кто твоя «семья» , «коза ностра», «мафия», «крыша», :=))) Социальная фамилия… Самоопределение всегда имеет ценностный, нравственный характер. Не удивительно, что нравственность на более низких уровнях отсутствует, подменяясь социальной моралью. Только с этого уровня компетенции управленец, учитывая свои и другие ЦЕННОСТИ может сформулировать проектную идею по преодолению проблем не только для себя, но и для других. Но этому уровню «почему?» и «кто я?» рационально не научишь, для этого в музеи надо ходить, в театр, в храм… Не только «просвещаться», но и «причащаться». Приобщаться к вечности и Вечному. Скромно претендовать на роль Креатора, Демиурга, Творца, Создателя. Нормотворца в рамках вопросов ведения сферой деятельности. Как было сказано выше, по вертикали государственного регулирования проектная идея пятого уровня компетенции прописывается в документах, которые называются Концепция (на чем стою?), Политики (приоритетные направления — общие цели), Программы и Проекты (частные цели), Положения и Регламенты работы подразделений, стандарты, нормативы, инструкции исполнения функций и т.д. Все для того, чтобы обыватель мог спокойно в своей мифологии существовать. Не дай Бог миф тронуть и разрушить — скандала потом не оберёшься:=)) В логике проектирования эти ключевые вопросы и ответы на них представлены в порядке следования пяти фаз:
  1. анализ проблемной ситуации,
  2. выработка решения на определенном уровне компетенции,
  3. реализация решений,
  4. контроль результатов на соответствие стандартам и
  5. надзор за последствиями принятия решения.

Рис.1 Порядок и уровни выработки решения для преодоления проблемной ситуации

Невозможно решить проблему, находясь на уровне проблемной ситуации. Приходится постановке вопросов подниматься выше по уровням компетенции.Пока на всю иерархию вопросов самому себе не ответить, исчерпывающего ответа для разноуровневых ДЕЙСТВИЙ по преодолению проблемы не получишь. Необходимость иерархии принятия решения находит отраждение и в описании уровней управления: стратегическое планирование, стратегическое управление проектами (целями), тактическое управление (задачами), оперативное управление (задачами, процессами), руководство (управление функциями), управление результатами (стандартизация, бюджетирование, ориентированное на результаты – БОР), управление персоналом. Невозможно решить проблему, находясь на уровне проблемной ситуации. Приходится постановке вопросов подниматься выше по уровням компетенции.

Пока на всю иерархию вопросов самому себе не ответить, исчерпывающего ответа для разноуровневых ДЕЙСТВИЙ по преодолению проблемы не получишь. Необходимость иерархии принятия решения находит отраждение и в описании уровней управления: стратегическое планирование, стратегическое управление проектами (целями), тактическое управление (задачами), оперативное управление (задачами, процессами), руководство (управление функциями), управление результатами (стандартизация, бюджетирование, ориентированное на результаты – БОР), управление персоналом. Итак, по вышеизложенной гипотезе семь (пять на схеме и два при её рассмотрении извне) уровней компетенции возникает и в управлении, и при задавании СЕБЕ вышеперечисленных вопросов относительно предмета деятельности («здесь и теперь, для…»):

  • существование в общем мифе, где правит здравый смысл и никаких вопросов к себе не возникает:
  • рутинное исполнение функций технической работы по достижению результатов(столько и такой);
  • формулировка и решение задач (так, это и этим способом);
  • постановка и достижение целей (туда и затем)
  • выбор приоритетов ценностей для преодоления возникающих проблем (потому)
  • самоопределение и идентификация собственного ФИО (я сам есть тот-то).

Мы — разные и вольны задаваться и отвечать на вопросы к себе в разной последовательности. Поэтому все семь уровней в собственном сознании удержать одному в одиночку практически невозможно. У всех и каждого преобладает первый мифологический уровень здравого смысла. К кого-то лучше с постановкой целей, но отсутствуют способности к рутинной работе. Компетентность это число уровней компетенции, удерживаемых одновременно субъектом, является характеристикой его в данном предмете ведения Знания, умения, навыки обязательно существуют и необходимы на каждом уровне компетенции. Но освоение некой деятельности, которое характеризуют ЗУНы и рефлексия этой деятельности (или её отсутствия), которая характеризуется уровнями компетенции, — это нерядоположенные, ортогональные понятия. В этом гипотеза компетентностного подхода. Как для системы управления, так и для принятия решения отдельным субъектом. Для самообразования по повышению собственной субъектности и рефлексивности.