Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 
В.С. Капустин

Вузы уже вырастили достаточное число профессионалов в различных специализациях и теперь нужно выстраивать такую систему НИР, которая оптимально бы использовала их способности и подтягивала к ним других, прежде всего – молодых преподавателей, студентов и аспирантов. Поэтому основным производственным цехом НИР остаются по-прежнему кафедры, именно их усилиями структуры НГВ обрастают плотью. Именно их нужно в первую очередь поддерживать. В противном случае: «мысль убивается, когда ее запускают по кругу неразрешимых проблем». На модель организации НИР могла бы претендовать система глубоко эшелонированных порядков НИР, но не для обороны или нападения, а ради развития. Тематика исследований в подобной организации НИР должна быть расширена и дифференцирована по целям : статусные (работающие на бренд вуза), развивающие (расширяющие научный кругозор и исследовательский профессионализм преподавателей), инструментальные (создающие коммерческий продукт); по уровням : фундаментальные, прикладные, инициативные; по адресам : международные организации, федеральные структуры, региональные структуры, бизнес сообщества, отдельные фирмы; по субъектам исполнения : международные, межвузовские, вузовские, кафедральные, индивидуальные (преподавательские, аспирантские, студенческие).

В большинстве негосударственных вузах пока не сложилась традиция коллективного творчества и кооперативного решения научных проблем. Их необходимо выращивать. Любая сфера жизнедеятельности есть междисциплинарное, транссферное явление и те сферы на которые работают НГВ не исключение, что создает возможность им вводить в исследовательское пространство «сквозные» трансдисциплинарные и кроссдисциплинарные темы, поднимающие исследовательские проекты на фундаментальный уровень. Система стимулирования НИР в системе НГВ так же требует срочного изменения. Сегодня многие негосударственные вузы экономят на науке.

Однако известно, что именно вложения в науку, в конечном счете, дают самую высокую норму прибыли. Следует отметить, что в настоящее время бюджетная вузовская наука поддерживается целевыми государственными программами, дополнительно стимулируется государственной грантовой системой (РГНФ, РФФИ, гранты Минобра и т.д.), грантами профильных бизнес-структур, финансируется через размещение научных заказов коммерческих структур, для которых печать престижного государственного вуза все еще клеймо качества для лоббирования своей продукции в государственных органах, причем, чем крепче выстраивается властная вертикаль в стране, тем больше таких заказов в государственных вузах. Многие НИЦ государственных вузов научились успешно работать и зарабатывать в системах фандрайзинга. Негосударственным вузам нужна собственная грантовая система стимулирования НИР преподавателей, аспирантов и студентов.

В зависимости от выполнения вузовской нормы НИР должна включаться подвижная шкала стоимости учебного часа для преподавателей, утяжеление стоимости научных результатов по приоритетным для Академии направлениям НИР. Лучшие исследователи – входить в Экспертный и Ученый советы вузов в независимости от их званий, должностей и возраста. Каждый научный приоритет должен иметь финансовую поддержку. Хотя бы до тех пор, пока вузовский портфель не будет наполнен готовой интеллектуальной продукцией. Гранты могут быть годичными и двухлетними. Предлагаемые проекты и их технические задания должны обосновываться в экспертном совете вуза на актуальность, новизну, рентабельность и эффективность, а, учитывая специфику нашей соборности, следует ввести внешнюю экспертизу проектов.

Целесообразно в целях «выращивания» собственных научных школ формировать по приоритетным направлениям науки межкафедральные, межфилиальные временные творческие коллективы (ВТК), ибо все научные проблемы многоаспектны и многоярусны. В ВТК необходимо активно вовлекать аспирантов, студентов. Учитывая реальный (в целом пока не очень высокий) научный потенциал ППС, имеет смысл создавать смешанные (партнерские) ВТК. Партнерами в таких ВТК могут выступать сотрудники институтов РАН, кафедр ведущих вузов, научно-исследовательских ассоциаций, фондов и союзов, задача которых держать планку исследовательской культуры на должной высоте. Результаты ВТК – это неотъемлемая интеллектуальная собственность негосударственных вузов и авторов. Портфель готовых предложений, подготовленные материалы для публикаций, дипломные работы, диссертации, неотделимые знания преподавателей.

См.: «Газета. ru », 07 июля 2006.

Уже только одна постановка подобной задачи требует непременной исследовательской кооперации.

В.Эбелинг, А. Энгель, Р. Файстель. Физика процессов эволюции. М.: Эдиториал УРСС, 2001, с. 196.