Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Возможности реанимация украинской науки» 
Проф. В. Задорский (Украина), академик О. Фиговский (Израиль)

Лабораторные и промышленные эксперименты с заготовками, предназначенными для создания никелевых электродов,  показали, что метод является эффективным и легко приспосабливаемым к различным вариантам производства. Пропитка ускоряется в  десятки раз, при этом обеспечивается практически полное заполнение пор. Это увеличивает производительность и  улучшает  качество изделий.

Рынок продвинутых Ni-Cd аккумуляторных батарей и соответственно никелевых электродов постоянно расширяется. Стоимость адаптации оборудования к новому процессу незначительна.

Для потребителя прибыль будет связана с уменьшенных цен, а также с улучшением качества продукции и увеличением длительности жизненного цикла аккумуляторов.

Метод можно использовать также  при производстык аккумуляторных батарей, сухих элементов, конденсаторов,  пористой керамики и т.д.

ПРОПИТКА ДЕРЕВА И БУМАГИ      

Дерево и бумагу обычно пропитывают различными защитными средствами, в частности, антисептиками и инсектицидами, а также высокомолекулярными составами, чтобы обеспечить требуемые свойства изделия.

Эти процессы трудоемкие, потому что проникновению жидкости препятствует воздух, который заполняет поры, имеющиеся в любом изделии из дерева Даже  для однослойной фанеры толщиной от 0.3 до 0.8 мм, пропитка смолой длится 1 час в открытом резервуаре и 30 минут при давлении 0.4-0.8 MPa.

Различные методы, вакуумной обработки, наложения акустических колебаний на  жидкость и т.д. используют, чтобы облегчить процесс пропитки. Однако, зачастую это дорого, процессы длительны  и допускают только ограниченную предварительную обработку  и  незначительную глубину проникновения.

Необходим простой, недорогой, экологически дружественный, точный и быстродействующий метод пропитки заготовок и изготовления изделий.

Метод устраняет использование вакуума или оборудования высокого давления и может потребовать только незначительные изменения в существующем оборудовании. Основой является  простая  трехстадийная подготовка дерева и изделий непосредственно перед пропиткой. Предварительная обработка  приводит к удалению воздуха, находящегося в порах, за счет нагрева материала, введения и затем удаления определенного газа. Это включает в процесс каждую пору и приводит к их мгновенному и полному заполнению в течение последующего погружения.  Технологический газ и  параметры обработки уникальны и адаптированы для каждой  системы.

В экспериментах с железнодорожными  шпалами глубина проникновения антисептического раствора за один цикл  была увеличена в 1.7- 2.2  раза в зависимости от разновидности дерева. Наблюдалось некоторое сокращение необходимого количества . Процесс, таким образом, предлагает уменьшенные затрат, увеличение производительности, сокращение отходов и более полное использование импрегнанта.

При  всемирном ежегодном объеме древесины, оцениваемом  приблизительно в 1,000,000,000 м3,  пропитка  даже небольшой части  даст значительную прибыль и позволит уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду благодаря уменьшению  количества необходимых химикатов и улучшению качества конечных продуктов.

Любой завод, который обрабатывает дерево и изделия, может использовать новый метод пропитки. Процесс прокладывает путь появлению новых, экологически дружественных материалов, основанных на использовании дерева (например,  древесина, пропитанная полиэтиленом, тефлоном, ПЭТ. Другой подход к защите окружающей среды — это  изготовление  стройматериалов, мебели и т.д.,  с использованием отходов пищевой промышленности и сельского хозяйства, типа шелухи семян подсолнечника, жома сахарной свеклы, скорлупы орехов, ваты и т.д.

Ввиду продолжающейся войны  в Донбассе мы не можем, к сожалению,  остановиться  в силу понятных причин на использовании   новой технологии пропитки капиллярно- пористых тел для решения вопросов, связанных с  совершенствованием оборонной техники и средств защиты,  созданием новых и улучшением известных строительных материалов, необходимых для восстановления  разрушенных войной зданий и сооружений,  восстановлением  почвы, получением некоторых новых  лекарственных препаратов из природного сырья,  и др.

Мы понимаем, читатель устал  от обилия предлагаемых вариантов  использования в реальных производствах  новой технологии обработки внутренней поверхности капиллярно – пористых тел.  Для отдыха и для лучшего понимания сути новой  технологии,  приведем  небольшую притчу,  на которую один из авторов наткнулся в Инете (http://www.liveinternet.ru/users/2105500/post92105240/. Уж больно она близка теме статьи.

Доктор философии, стоя перед своим классом, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее 3-х см в диаметре. Завершив процесс, спросил студентов, полна ли банка?

 Ответили: да, полна.

 Тогда он открыл банку горошка и высыпал содержимое в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

 Ответили: да, полна.

 Тогда он взял коробку, наполненную песком, и пересыпал песок в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да,  и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись.

 - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь; камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то,  что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется; горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль; песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И так же происходит в вашей жизни: если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

 Тогда студентка подняла руку и спросила Профессора, какое значение имеет пиво?

 Профессор улыбнулся.

 - Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал, чтобы напомнить вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

А теперь,  когда улыбка  сошла с  вашего лица, скажем, почему  мы привели эту  притчу.  Получилось бы что — нибудь у профессора, если бы он попытался провести обратный процесс заполнения банки: сначала пиво, потом песок, потом горошек, потом камни по 3 см в диаметре?  Ничего бы у него не вышло. То-есть, как и в жизни, мудрую аналогию в истории с банкой, заполняемой каждый раз все более мелкими предметами, надо соблюдать, во-первых, порядок проведения операций, а во-вторых, с каждым шагом уменьшать определяющий линейный размер заполняющих элементов.

Признаемся, почему нас затронула эта история с заполнением банки. Вдумайтесь, здесь — полная аналогия с обработкой капиллярно – пористых тел.   Представьте себе вместо банки -  тело, заполненное капиллярно – пористой структурой. Ну, как соты у пчел.  Перемычки между капиллярами – твердые и не забудьте, позже мы к этому вернемся, имеют поверхности с обеих их сторон, обладающие определенными свойствами. Внутрь капилляров  и пор, меняя порядок  и технологию заполнения, можно много «затолкать»: мелкие песчинки из какого- нибудь нужного вещества, вплоть до нанотрубок,  и тогда можем получить  чрезвычайно нужный  композитный материал с заданными,   недостижимыми ранее свойствами – от пористых никелевых электродов с капиллярами, заполненными  как можно полнее  кристалликами Ni(OH)3, для  великолепных Ni -  Cd    аккумуляторов, до нанотрусиков или наночепчиков, используемых  путем надевания на  соответствующие места для лечения   несчастных страдальцев. А можно заполнить капилляры мономером, а потом нагреть тело с тем, чтобы   мономер заполимеризовать – и мы получим композитный материал невиданной прочности, который ни метеоритом в космосе, ни снарядом на земле не прошибешь.

Иными словами, профессор, сам того не ведая, используя метод аналогий, названный в США  «синектикс»,  воспроизвел с помощью своей банки технологию  жизни человека, а у нас — технарей, прикладников,  появилась совсем другая аналогия – с  химической технологией обработки  капиллярно – пористых тел, которой уделяется несправедливо мало внимания в  практике химической технологии.

И в заключение  конструктивной части статьи поговорим о, казалось бы не совсем научных, но не менее важных организационных и управленческих проблемах организации  научных исследований. Итак:

1.      Необходима реформа подготовки научных  кадров  путем создания  научно-образовательных комплексов на базе  научных институтов НАНУ  и  университетов соответствующего  профиля.

В настоящее время  одной из основных проблем  возрождения  науки в Украине  становится проблема дефицита квалифицированных  научных кадров не только в НАНУ, но и во всех других научных организациях и университетах страны.   Это связано   с  низкими заработными  платами  научных сотрудников,   старением научных кадров,  плохим финансированием  научных организаций,  отсутствием инвестиционного имиджа научной деятельности и др. Талантливая молодежь бежит из украинской науки. И зачастую бежит в другие страны. Молодых ученых на родине отталкивают низкие зарплаты, ужасное состояние научной инфраструктуры, отсутствие денег на необходимое оборудование и  реактивы. А сейчас уже и отсутствие научных школ и научных руководителей.

Выше уже отмечено, что НАНУ  давно перестала быть флагманом украинской науки, но уже и сейчас на ее  содержание  идет примерно половина средств, выделяемых бюджетом на содержание науки в Украине. Судя по общей ситуации экономики в стране,  не стоит надеяться, что в ближайшее время  что-то  изменится.

Но, ведь, во многих странах мира  Академий наук вообще нет, а наука  является движителем и двигателем технического прогресса в них. Нет, нет, мы не предлагаем закрыть НАНУ вообще ввиду  изложенных выше проблем.  Может быть, поучиться у  бизнеса и использовать  опыт  применения для решения подобных ситуаций  рекомендаций сравнительно новой науки – синергетики.

У бизнеса есть излюбленный синергетический прием – когда дела у той или иной  структуры не ладятся, бизнес задумывается о  том, с кем затеять слияние  этой структуры, или  какую подходящую структуру  поглотить.  Чаще всего результаты такой реструктуризации оказываются  отличными, если она  проведена с учетом особенностей участвующих в процессе организаций и обеспечивается согласие, гармония между ними.

С учетом  того, что НАНУ является четко  секционированной на отдельные научные институты организацией,  причем каждый институт имеет свое четкое направление, примерно соответствующее принятой в высшей школе Украины   классификации  специальностей, напрашивается  идея  слияния   институтов  НАНУ  с  университетами соответствующих специальностей.  Это  решит  сразу очень много вопросов и Академии и  высшей школы. В самом деле, в пустых лабораториях академических институтов появятся  студенты, аспиранты, молодые ученые. Вернется  к жизни простаивающее оборудование.  Появятся  научные разработки, которые раньше не могли  появиться из-за отсутствия средств. Повысится уровень подготовки магистров, которых пока высшая школа не готова выпускать из-за отсутствия нормальных преподавателей и  нужного оборудования.  Перечислять преимущества такого слияния и создания научно-образовательных комплексов  можно бесконечно,  но  здесь наверняка будет значительный синергетический эффект (эмерджентность по-научному) взаимного влияния  (интерэктность, опять же по-научному) соединенных объектов. И власть будет довольна, головной боли у нее не будет….

2.      Науку в Украине, по-видимому,  следует приватизировать, сделать  все научные учреждения, в том числе институты НАНУ,  частными, продать их либо  достойным этого  инвесторам, либо  коллективу сотрудников.

Собственно это не наша  идея,  но она своевременна и эффективна. У научных учреждений  должны  появиться хозяева, которые будут заинтересованы в результатах научной деятельности, которые их будут множить, а науку развивать. Это давно сформировалось в Европе и США и прекрасно там себя зарекомендовало.  И до тех пор, пока выше описанное не состоится в Украине, прочие попытки вводить какие-то законы и трансформировать эту «научную» академическую неповоротливую и неэффективную  систему будут тщетны.

 3.       Необходимо обеспечить неразрывное  синергетическое единство науки, образования  и  реальной экономики.

 Осталось немного -  мы  “породнили”  науку и образование, что, уверены, обеспечит значительный эффект. Но для максимально эффективного развития  страны необходимо тесное взаимодействие  получившийся  у нас   “диады”  с экономикой, , прежде всего, с конкретными   реальными  технологическими предприятиями. Именно они  нуждаются в интеллекте ученых, эффективных профессиональных  кадрах, именно они являются основными работодателями для будущих специалистов.

Было бы неверно  присоединить промышленные предприятия  к диаде. Все равно, что впрячь в одну телегу коня и трепетную лань.  Да и не могут быть  одни и те же предприятия  постоянными партнерами  одних и тех же ученых и преподавателей. К чему такой принудительный брак.

Нет, в этом случае более полезным окажется  использовать другой прием, впервые предложенный  в Союзе  ныне, вроде, реабилитированным от всех смертных грехов при сталинизме, Л.П.Берия.  Это так называемый  “кластерный”  подход, блестяще оправдавший себя во время и после  Великой Отечественной войны на проектах  ракетного оружия, космической техники, в авиастроении, танкостроении,  при создании атомной и водородной бомб,  атомних электростанций и, ввобще, при индустриализации страны.

В идеале, “кластер” – это и есть синергетическое (так иногда бывает, науки “синергетика”  еще не было, а кластеры активно вошли в жизнь и прекрасно зарекомендовали себя. Это потом оказалось, что именно они  реализуют синергетические идеи)  объединение  инноватора -  ученого (интеллектуального инвестора) с  промышленным бизнесменом, к примеру, предпринимателем и  инвестором (к примеру, “бизнес — ангелом”)  под эгидой менеджера. Именно кластеры обеспечат  решение сложной задачи  соединения науки с производством и образованием, которое пока не удавалось реализовать украинской власти.

4.      Высшая школа должна   сократить подготовку ненужных сегодня в рыночных условиях работы экономистов,  юристов (их уже “пруд пруди”),  как это ни странно IT – шников (они уже давно после обучения у нас обслуживают, в основном, западные фирмы), а  всерьез готовить специалистов по  инновационному инжинирингу.

Последние годы   странно изменились  работодатели. Они приходят в украинские университеты и криком кричат – нам не нужны ваши бакалавры – недоученные техники,  магистры – переученные техники- недоученные ученые. Дайте нам  обычных инженеров. Ан-нет, они Болонской (“болванской”) системой не предусмотрены.

А, в самом деле,  в свое время украинские инженеры были одними из лучших в мире. Их творения до сих пор украшают  страну.  Но в Украине  чиновники – биологи порешили, что бакалавры производству нужнее. Может, и так, только учить их нужно совсем по другим программам с акцентом на глубокое знание  технологий и оборудования СОВМЕСТНО. За рубежом это  обозначено одним словом “engineering” – инжиниринг. А еще лучше – инновационный инжиниринг. Т.е. специалист должен обладать не только  инжиниринговыми знаниями, но и  придать им инновационный окрас. Он должен  получить хотя бы элементарную способность создавать креативные решения, хотя бы склонность к поиску нестандартных эффективных решений, изобретательству. Без этого твой бизнес будет неэффективен, конкуренции не выдержишь.

У современного специалиста даже по мнению нашего биологически образованного министра  высшего образования должны быть совершенно иные, чем до нынешнего времени  ключевые компетентности – не только  свободное владение государственным языком, математическая, общекультурная и экологическая компетентности, но и предприимчивость и инновационность, экономическая компетентность. Также, наконец,  он должен иметь  сквозные умения — критическое и системное мышление, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы.

Сегодня высшая  школа неспособна готовить таких специалистов ни для науки, ни для производства. И никакие синергетики и кластеры не помогут.  Вот почему украинский автор этой статьи разработал всю научно-методическую документацию, учебники, конспекты лекций и др. по новой образовательной программе “инновационный менеджмент”. Специалисты по новому направлению – и бакалавры, и магистры  решат кадровые проблемы как научных   подразделений, так и промышленных предприятий. И даже средний и малый бизнес окажется не в накладе. А вообще-то кесарю кесарево. Бакалавров нужно готовить для производства, магистров для науки, инновационный инжиниринг окажется  больше всего кстати в  среднем и малом бизнесе.

5.      Особое внимание при  реформировании науки следует обратить на стимулирование междисциплинарных исследований.

Все средства и методы  реанимации  украинской науки,  так или иначе, требуют  проведения междисциплинарных исследований и  способствуют их проведению. Особенно это важно для  разработки проектов  для предпринимателей, среднего и малого бизнеса.   Нами разработан  ряд  новых направлений проведения  таких исследований, наиболее эффективных  при  создании новых проектов.  В качестве примера  модно привести  метод индустриально – аграрного симбиоза,  являющийся развитием европейского  индустриального симбиоза  (г.Калундберг, Дания).

Суть европейского  индустриального симбиоза  проста – синергетически замкнуть материальные и энергетические потоки всех  промышленных производств, расположенных в непосредственной близости в единую систему. Это позволило  использовать  отходы одних  производств в качестве сырья для других  производств. Трудность   только в   увязке  материальных и энергетических  потоков между собой по  величине  и  по   характеристикам.  Критерий правильности при этом один – обеспечение гармонии  при  синергетическом слиянии или поглощении этих потоков.

В наших работах по индустриально- аграрному симбиозу  мы лишь попытались  при решении этих задач  добавить возможности привлечения   потоков вещества (отходы  животноводческого производства  и  растениеводства) и энергии, генерируемых агропромышленным комплексом.   Найденные решения оказались успешными  особенно для   использования  в среднем и малом бизнесе.

Один из примеров  такого подхода – создание комплекса для переработки отработанного ила очистных сооружений  сточных вод мегаполисов.  Сегодня все  крупные города  в Украине  не имеют эффективного решения этой задачи. Дело в том, что  отработанный активный  ил уже не может быть  использован в качестве биоудобрений, ввиду того, что сильно загрязнен   соединениями тяжелых металлов и даже  радиоактивными элементами. Вспомните,  каким воздухом,  загрязненным промышленными выбросами, мы  дышим, какую грязную  воду пьем, какую пищу употребляем. Традиционная инсинерация лишь будет способствовать  циркуляции  вредных веществ и усугубит проблемы.

Индустриально – аграрный симбиоз позволяет  решить научные и инженерные задачи за счет использования  отработанного активного ила в качестве биоудобрения на полях для выращивания люцерны, являющейся не только    великолепным белковым кормом для скота, но и   биологическим насосом для  глубокой очистки почвы от   солей металлов.  При этом  тяжелые металлы  концентрируются в зеленой массе растений и легко отделяются от нее  в виде нескольких процентов шлама при   переработке люцерны  на производствах растительного белка, в которые мы  имплементировали узел выделения этого шлама по технологии, предложенной совместно с Г.Лобачем. В результате  такого индустриально – аграрного симбиоза можно получить  растительный белок,  крайне необходимый для животноводства и птицеводства, диффузный сок, который  используют, например,  для отпаивания  телят, зеленую массу в качестве корма для КРС, растительные остатки для производства пеллет, калорийность которых можно значительно повысить, используя пропитку отработанными растительными  и промышленными маслами.

Это решение может быть использованы при восстановлении плодородия  почвы в районах  военных действий в Донбассе, когда они, наконец, будут прекращены.

Индустриально- аграрный симбиоз  использован также при создании базы проектов высокой степени  готовности для  производств среднего и малого бизнеса, без развития которого трудно  надеяться на  восстановление и развитие экономики Украины. В качестве примера ниже приведена часть  этой базы проектов,  разработанная  украинским автором статьи с учениками.

Парк кластерных проектов  технологического бизнеса высокой степени завершенности.

АМАРАНТОрганизация в рамках Приднепровья  выращивания амаранта, производства продукции из него, производства техники для его переработки, использование продукции в экономике региона

ЭНЕРГОМОДУЛЬ”. Организация  производства микромодулей для  генерирования электрической и тепловой энергии в масштабах фермерских хозяйств (на базе биогазовой и  когенерационной техники)

“ПЕКТИН”. Организация  промышленного производства пектина из отечественного сырья (отходы консервных производств и сахарных заводов)

ЭЛЕКТРОАЭРОЗОЛИ. Создание производства  электроаэрозольной техники для  обработки посевов (полив, обработка  ядохимикатами) и использования  в животноводческих фермах, птичниках  и т.д.

“ВОДООЧИСТКА”.Разработка, изготовление и  монтаж модулей для очистки  воды и производства  воды с новыми технологическими свойствами  для использования в с.х. (анодная и катодная, структурированная и др.)

“ПРОПИТКА”. Производство модулей пропитки для обеспечения новых потребительских свойств  у отходов растениеводства (древесина, костра,  лузга,  кора и т.д.)

“АКТИВНЫЙ ИЛ”. Организация комплексной переработки  отработанного активного ила  городских очистных сооружений в виде  органоминеральных удобрений для выращивания на полях люцерны, переработки ее с извлечением концентрата тяжелых металлов, получением кормового белка, зеленой массы,  кондиционного сока  для отпаивания  молодняка

“ЛЕЦИТИН”. Производства лецитина переработкой отходов масложировых производств непосредственно у производителей

“СИЛИКАЛЬЦИТ”. Производства  вяжущих материалов  (силикальцита – аналога цемента)  с.х. назначения (из песка, земли и  др.) по технологии проф.А. Хинта  непосредственно в фермерских хозяйствах

“ПЕКТИН”. Производство пектина  из  отходов производств соков (жом фруктов,  цедра цитрусовых),  сахара (жом сахарной свеклы)

“ПЕЛЛЕТЫ”. Производство пеллет  из отходов сельского хозяйства (солома,  стебли и кочаны кукурузы, жом свеклы и т.д.).

“БИОДИЗЕЛЬ”. Производство биодизеля и биогаза с когенерацией энергии из отходов сельхозпроизводства

“ВЕТРЯКИ”. Производство, поставка и монтаж ветроагрегатов  высокой единичной мощности

“ВЕРМИКУЛЬТУРА”. Создание вермикультурного  производства  (калифорнийский червь, удобрение, кормовые добавки) на базе отходов  сельскохозяйственного производства

“БИОГУМУС”. Разработка,  изготовление, монтаж и освоение установки производства биогумуса на базе  отходов свиноводства и  растениеводства

“ПЧЕЛОВОДСТВО”. Строительство фермерских участков  получения и переработки продуктов пчеловодства (пасека,  биодобавки, лекарственные  препараты и напитки и др.)

“НАПИТКИ”. Разработка, изготовление  и внедрение  микромодульных установок  производства  сахара, лекарственных и слабоалкогольных напитков и настоек из  природных продуктов

“ИЗМЕЛЬЧЕНИЕ. Организация  производства, монтаж, эксплуатация  мельниц, обеспечивающих измельчение отходов сельскохозяйственных производств для их использования  в качестве наполнителей  термопластичных материалов.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. Проведение  корпоративных тренингов и коучингов  для бизнес – образования с целью  повышения  профессионализма  и бмзнес – акселерации предпринимателей

СТРОЙМАТЕРИАЛЫ. Организация производства  стекломагнезитовых плит  и плит из пористого стекла/керамики   для применения в с/х  сооружениях каркасного  типа

6.       Наука должна быть отраслевой, соответствующей отраслевой системе  реальной экономики страны.

В настоящее время  в Украине практически отсутствует отраслевая система  управления реальной экономикой.  Этому способствовал переход  действующих и создание новых промышленных предприятий с государственной формой собственности  в частную собственность,  появление  товаропроизводящих предприятий  среднего и малого бизнеса.  В последнее время даже Министерство промышленной политики  практически  не работает.

В то же время  уверенность в том, что  производством может управлять рынок, явно ошибочна.  Вспоминается близкая нам  деятельность  союзного Министерства химической промышленности. Хотя бы одна яркая страница. Прекрасный  химик, тогдашний министр Л.А.Костандов собрал  всесоюзное совещание первых руководителей всех химических предприятий Союза вместе с коллегией Министерства и ГКНТ по одному актуальному вопросу – увеличению номенклатуры  химической продукции в стране в связи с потребностями  развивающихся отраслей промышленности  и науки. После этого вся  отраслевая химическая наука  (а это десятки отраслевых институтов), Академии наук,  кафедры соответствующих институтов широким фронтом развернули работы по созданию гибких блочно-модульных установок, ГАПСов, эффективных  гибких технологий и оборудования. Работы  шли  чрезвычайно активно и только развал Союза привел к их сворачиванию практически во всех образовавшихся новых государствах.