Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«РОССИЯ, ЗАПАД И ИСЛАМ» 
Л.И. Медведко

Подобный принцип системности мог бы отвечать, очевидно, и реалиям, к примеру, арабо-исламского мира включающего более двух десятков стран с общей культурой и языком В определенном смысле системная безопасность уже находит свою реализацию в рамках Европейского Союза и НАТО на основе получающей все большее развитие интеграции западных стран в экономической военной и других областях Но ограниченные рамки интегральных систем в любых масштабах будут иметь, очевидно, тенденцию к расширению

Эра антагонистических противоречий в Обществе, вероятно, ушла (или уходит) в прошлое, — писал Моисеев в своей итоговой книге — Теперь у всех цивилизаций наряду с их собственными целями возникает и общая цель — обеспечить сохранение на Земле рода человеческого не попытавшись ее реализовать, мы однажды примем иную реальность, которая будет Концом Истории Выбор может быть сделан из этих альтернатив Третьего не дано [Моисеев, 2000, с 2851 По всей вероятности, в нынешнем тысячелетии воин между государствами или столкновений между социумами и даже цивилизациями полностью избежать не удастся Но мировые войны в прежнем их понимании уже изжили себя По-новому теперь ставится и проблема мира удастся ли его рамки раздвинуть до ноосферного разумения, распространить его в толстовском понимании на сопряжение и гармонию со всеми мирами, в том числе на отношения Человека и Общества с Природой?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дьяконов И. Пути истории М., 1996

Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия. Минск, 2000

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как наука о сложном // Вопросы философии. 1997. №3

Kурдюмов С. П. Синергетика и новое мировидение // Синергетика, философия, культура. М., 2001

Лесков Л. В. Футуроспнергетика России. М.1998.

Mаркс-Тэрлоу Т. Самоорганизация в динамических системах // Синергетика, философия, культура. М., 2001.

Материалы Бакинской встречи Всемирной религиозной сети для детей (ВРСД), 29-30.06 2001.

Медведко Л. Побечные незавершенные //Известия. 22.06.2001 Мессенджер Ч. Энциклопедия войн XX века. М., 2000. Моисеев Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии. 1989. № 5.

Моисеев Н. Быть или не быть… человечеству? М., 2000.

Назаретян Л. От будущего к прошлому // Общественные науки и современность. 2000.

Назаретян А. П. Цивилизационные кризисыв контексте Универсальной истории (Синер гетика, психология и футурология). М., 2001.

Нечаев В. В., Дарьин А. В. Эволюция цивилизаций. М., 2000.

Померанц Г. Выход из транса. М., 1996.

Санин А. Ноокосмология. М., 1997.

Серебрянников В. Войны России. М., 1998.

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

Суриков В. Синергетическая концепция самоорганизации синергетики // Синергетика.

Труды семинара. Т. 3. М. 2000.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Хакимов Р. Ислам в татарском мире история и современность. Казань, 1997.