Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ПЛАНОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ. МИРОВОЙ КРИЗИС И РОССИЯ» 
Антипов В.И., Отоцкий П.Л., Пащенко Ф.Ф., Шишов В.В.

Но каков хозяйственный механизм, таковы и результаты планирования. Хозяйственный механизм в СССР был несовершенным. Сковывая настоящую деловую инициативу, он (в силу правового партийного нигилизма) позволял совершать хозяйственные «ошибки», интенсивность которых нарастала по мере увеличения числа предприятий и усложнения хозяйственных связей. Дело дошло до того, что по программе развития центральной нечернозёмной зоны России (где уже тогда началась депопуляция населения) план выпуска тракторов был выполнен путём выпуска 500-сильных «Кировцев», а по удобрениям – путем производства только калийных удобрений, которые были горами свалены на узловых станциях и размыты дождями.

Десятилетия провального «планирования» длились потому, что над несменяемым партийным руководством отсутствовал научный и государственный контроль. Расплата (по историческим меркам) наступила довольно быстро: объект «планирования» исчез. После чего в России слово планирование в приличном обществе стараются не употреблять. Но заставляют обстоятельства.

Нет смысла детально перечислять опасности, подстерегающие нашу страну как сейчас, так и в обозримом будущем. Но с каждым годом становится всё яснее, что (несмотря на тактические успехи) при существующем порядке вещей нам их не преодолеть. А существующим порядком вещей являются: инфляция, коррупция, научно-техническая отсталость, депопуляция славянской части населения, крайнее имущественное расслоение общества (значительно превосходящее западные пропорции), неразвитость транспортной, информационной и рыночной инфраструктур, неэффективность многих программных мероприятий Правительства. С начала перестройки и до сих пор нет официальной отчётности о перечне (утверждённых Государственной Думой) различных программ, затратах на них и экономическом эффекте от их осуществления. Нет и списка показателей, по которому глава Правительства обязан отчитываться перед Думой. Управление инфляцией потеряно. Судя по всему, главный заказчик статистической отчётности – Правительство — не знает для чего и какие показатели ему нужны. Оно занимаются только дележом собственности и оперативным управлением по докладам посетителей. Долгосрочным факторным анализом и прогнозированием оно не занимается.

То, что нет официальной отчётности об эффективности бюджетных трат на государственные программы, нет отчётности об условиях хранения золотовалютных резервов и стабилизационного фонда и их потерях, говорит о том, что Правительство по-прежнему держат нас за дураков. А Парламент? Ведь он тоже не имеет официальных отчётных документов. Значит, тоже не может принимать аргументированных решений. Таким образом, гидра бесконтрольности Правительства снова возродилась в России, но уже в демократическом обличьи. Интересно отметить, что за всё время обсуждения «Концепции 2020» никто из ответственных чиновников не произнёс ни слова о необходимости создания плановой системы и никто не указал, по какой методике и по каким уравнениям были рассчитаны прогнозные показатели. В Госплане ни одна цифра не появлялась без обоснований, официально представленных в «Методических указаниях», где каждая методика была предметом докторской диссертации

Гипотетическая система планирования

Нам жизненно необходим совершенный хозяйственный механизм и система индикативного планирования (Госплан России), развитая система статистической отчётности (перечень показателей которой определялся бы учёными, а не Правительством) и алгоритмы факторного прогнозирования воспроизводственных процессов в экономике и обществе.

Планирование – это выбор дороги к цели при ясном видении своих возможностей и готовности к преодолению трудностей. Социально-экономическое планирование в условиях рыночного хозяйственного механизма на порядок сложнее планирования «директивной экономики» и не все его проблемы решены к настоящему времени.

Тем не менее, существует опыт создания автоматизированной плановой системы СССР и опыт моделирования экономики новой России. Исходя из этого принципиально возможно создать:

  • факторные модели материального и финансового аспекта воспроизводства ВВП (1-секторная, 15-секторная и 60-секторная) для Центра;
  • модели отраслей;
  • модели коньюнктуры мировых рынков товаров и услуг для Центра;
  • модели мировой финансовой системы для Центра;
  • модель воспроизводства населения (по национальностям, регионам и с учётом трудовой миграции);
  • модели воспроизводства ВРП регионов;
  • модели типовых корпораций.

В целом контур управления социально-экономическим развитием России изображён на рис.15.

Для информационной подпитки моделей необходимо укрепить Росстат РФ, создав новый департамент по формированию расширенной системы показателей для плановых моделей и алгоритмов. После чего приступить к формулировке центрального комплекса задач (ЦКЗ) перспективного планирования социально-экономического развития России. Но для этого нужна политическая воля Парламента, которая выразится в постановлении «О создании автоматизированной прогностической системы при Государственной Думе РФ».

На фондовых биржах торгуют не акциями, а знанием будущего. Находясь в рамках отечественной прогнозно-плановой системы, наши владельцы акций станут более осведомлёнными и уверенными в своём будущем. Они перестанут паниковать и действовать по стадным инстинктам. Они будут более аргументированно принимать выгодные для себя решения.

Римское право создавалось 300 лет и явилось основой могущества Рима. Наша система планирования должна стать основой нашего могущества. Иного пути у нас просто нет.

Техника влияния на корпорации

Макроэкономика как слепая Ванга знает всё, не замечая морщинок и язв на ликах отраслей. Но, если внимательно приглядеться к отраслям, станет ясно, что они состоят из десятков или сотен тысяч «экономических амёб» — корпораций, размножающихся и пожирающих друг друга на «свободном рынке». Выживают сильнейшие. Тысячу раз правы идеологи экономического либерализма, когда, глядя в «экономический микроскоп», говорили Правительствам: отойдите, Вы только мешаете, пусть выживут сильнейшие.

Они были правы в 17,18 и 19 веках пока в 20 веке учёные не научились косвенно воздействовать на внутренние процессы в корпорациях, а, следовательно, и менять характеристики отраслей. Это достигается комбинацией различных приёмов, частности: налоговой политикой, системой государственных закупок, научно-технической политикой, государственными программами, таможенной политикой, профсоюзной политикой, кадровой политикой, законами корпоративной этики,

антимонопольным контролем, прокурорским надзором и ласковыми уговорами зарвавшихся руководителей корпораций в кабинете главы Правительства. Если пустить дело на самотёк, то свободное рыночное саморегулирование займёт несколько десятков лет, которых при нынешних обстоятельствах у нас просто нет.

Срок создания прототипа Госплана России

Создание и отработка алгоритмов центрального комплекса задач займёт не менее трёх лет. В случае успешных испытаний прогнозных алгоритмов можно будет приступить к формированию не менее 20 небольших отраслевых министерств, отвечающих за состояние 60 отраслей, строго соответствующих категориям межотраслевого баланса. Они будут формировать мероприятия (по директивным указаниям Правительства), формализованное описание которых будет передаваться в Вычислительный центр ЦКЗ (ВЦ ЦКЗ). Разумеется, на все предлагаемые мероприятия не хватит ни времени, ни ресурсов. Поэтому из всего множества мероприятий будет формироваться ресурсно-сбалансированный вариант, который ВЦ ЦКЗ передаст на утверждение заместителю главы Правительства. Обратим внимание, что в силу внешних обстоятельств Правительство не может гарантировать народу точное выполнение прогнозов по всем макропоказателям. Поэтому на утверждение Парламенту будет выноситься только список важнейших мероприятий (госпрограмм, реформ хозяйственного механизма, социальных и военных программ), которые могут повлиять на эти показатели.

Рис.15. Контур управления социально-экономическим развитием России.

Формирование новых министерств и ВЦ ЦКЗ займёт тоже не менее трёх лет и потребует предельного напряжения сил от разработчиков и будущего персонала министерств. Ввод в действие автоматизированной системы управления народным хозяйством должен производиться осторожно и деликатно, не мешая действующей системе управления. Только когда высшее руководство страны привыкнет к новой терминологии и поверит в неё, следует приступать к структурным изменениям и кадровым перестановкам, сохраняя опытных чиновников.

Разумеется, мы понимаем, что рассуждения о пользе обществу от внедрения плановой системы для собственников капиталов – пустой звук. Их тревога озвучена в статье В.Мау и Н.Сундстрома «И то и другое хуже» в газете «Ведомости» от 27.10.2008г. Цитируем: «происходит фактическая национализация попавших в тяжёлое положение компаний посредством предоставления им финансовой помощи. Национализация осуществляется по крайней мере по трём каналам: через выкуп долгов отдельных фирм, через рекапитализацию в обмен на акции, а так же путём инфляции накопленных обязательств». «Права частной собственности ставятся под сомнение, прежде всего, в отношении финансовых институтов (на Западе), а так же и предприятий реального производства». «Следующим, вполне естественным шагом, станет принятие правительственных решений относительно характера деятельности фактически национализированных институтов».

Успокоим принципиальных защитников частного предпринимательства: во времена Великой депрессии в США Рузвельт сделал то же самое. А после того, как начался экономический рост, продал выкупленные банки и предприятия с выгодой для Правительства. Не президентское это дело ежедневно гоняться за прибылью.

В настоящее время в развитых странах кризисов перепроизводства уже не бывает: мониторинг рынков, автоматизация и информатизация логистических операций устранили их причины. И ни один предприниматель не заикнулся об отнятой у него свободе, когда они стали «служащими» большого транспортно-сбытового конвейера. Но при капитализме ещё свирепствуют инвестиционные и социальные кризисы, когда, потратив огромные средства на развитие и модернизацию производства, предприниматель вдруг замечает, что сбыт продукции ограничен, а у построенных предприятий возникли серьёзные социально-экологические проблемы. Именно от этих неприятностей его и должна уберечь предлагаемая система долгосрочного индикативного планирования.

Оргвыводы

По-видимому, все эти «мечты» о Госплане России, о прогнозе мировой экономической динамики и т. д. будут просто никем не замечены. Но чтобы критика была конструктивной, мы предлагаем:

  1. Создать парламентскую комиссию по управлению инфляцией и последовательно снизить индекс потребительских цен до 7-5-3х процентов в год;
  2. Создать парламентскую комиссию по официальной статистической отчётности (с обязательным участием учёных). Расширить круг статистической отчётности (включив в неё экономический эффект от проведения национальных программ, антикризисных мероприятий и др.), а так же утвердить перечень показателей, по которым Премьер должен ежегодно отчитываться перед Парламентом. Его отчёт (с таблицами и графиками) должен издаваться в виде массовой брошюры за его подписью.
  3. Создать парламентскую комиссию по совершенствованию централизованного управления экономикой, которая (помимо прочего) обяжет Минэкономразвития РФ (раз в год) публиковать прогноз развития экономики России на 15 лет вперед, а Минрегионразвития РФ создать методику прогнозирования макроэкономических показателей регионов на 5 лет вперед.
  4. Ассгновать большие суммы на создание венчурных и научно-технических центров в крупных городах России, в которых в период кризиса можно будет занять большое количество молодёжи и сохранить высокую квалификацию.
  5. В режиме общественных работ (с использованием не уехавших гастарбайтеров) ускорить развитие транспортной инфраструктуры,
  6. В режиме общественных работ ускорить строительство медицинских и профилактических учреждений (у нас колоссальная смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании, туберкулёза и СПИДа).
  7. Принять твердую государственную программу строительства жилья, добившись реального снижения его стоимости (т.е. уничтожить муниципально-строительную мафию), усовершенствовать управление ЖКХ.
  8. Обновить парк гражданской авиации отечественными самолётами путём систематического обновления административного аппарата авиапрома.
  9. Сменить технологии расходования тепла и электроэнергии в быту и на производстве с использованием инструментария государственного заказа.
  10. Довести уровень государственной поддержки сельского хозяйства до уровня ведущих стран ЕС (или, по крайней мере, Беларуссии).
Приложение

Раздел 1

Под платежным балансом понимается статистическая запись всех экономических сделок или обязательств, осуществленных (или срок по которым наступил) в течение определенного отрезка времени (месяц, квартал, год) между резидентами данной страны и резидентами любых других стран мира.

Платежный баланс фиксирует состояние платежей и поступлений данной страны. Международный валютный фонд характеризует платежный баланс как «статистическую запись всех экономических сделок в течение данного периода между резидентами отчитывающихся стран».

Под понятием «сделка» подразумевается любой обмен, в котором товар, экономическая услуга или право собственности на активы переходят от резидента одной страны к резиденту другой.

Основа платежного баланса — группировка всех видов сделок, результаты которых связаны с ростом потребностей в товарах и услугах (отток валюты из страны) или поступлением иностранной валюты (приток ее в страну).

Раздел 2

Экономический кризис начался с биржевого краха в США. 24 октября 1929 г. курсы акций на фондовой бирже в Нью-Йорке начали резко падать утром, их нельзя было продать ни по какой цене и к 12 часам началась паника на бирже. Банкиры Уолл-стрита пытались остановить панику, но она возобновилась 29 октября. В этот черный вторник на бирже было продано рекордное число акций – 16,4 млн. На бирже царил ужас. Начался «эффект домино» на биржах мира: падали курсы ценных бумаг в Лондоне, Париже, Берлине и в других финансовых центрах. Затем произошел банковский кризис, который привел к параличу кредитной системы. В 1930-33 г.г. обанкротилось
9 тысяч банков США, в том числе ряд крупных (например «Банк Соединенных Штатов»). «Эффект домино» повторился в банковской и промышленной сфере в Западной Европе. После краха ряда крупных банков падение производства продожалось 5 лет. В Англии обанкротилась 20 тыс. предприятий, во Франции – 58 тыс., в Германии — 71 тыс.

Президент США Г. Гувер плохо понимал происходящие события. Он уверял в 1929-30 г.г., что свободная конкуренция всесильна и скоро снова наступит подъем. Однако в ходе кризиса промышлнное производство сократилось вдвое, а в ряде отраслей — втрое. Количество безработных увеличилось с 4 млн. до 15 млн. человек. Марши голодных людей на Вашингтон пугали правительство Гувера. Кризис был в разгаре, когда на выборах президента в ноябре 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт. Он пришел в Белый дом с готовой программой, которую он подготовил и применял на посту губернатора штата Нью-Йорк. Кстати, у него были талантливые советники
(профессора Р.Тагуэлл, А.Берле, Г. Минз и др), которые были противниками идеи о саморегулировании экономики и сторонниками планового регулирования.
Ф.Д.Рузвельт начал с оздоровления финансовой системы. В марте 1933 г. он распорядился закрыть все банки в США.Через несколько дней
2/3 банков открылись и впредь работали под контролем Федеральной резервной системы (ФРС). Ф. Рузвельт отменил золотой стандарт, изъял золотые монеты из обращения и прекратил размен долларов на золото для жителей страны (нерезиденты США – иностранные банки и организации сохраняли право размена долларов на золото до начала 70-х годов). Был принят закон Гласс –Стигала, отделивший коммерческие банки от инвестиционных. Он запрещал коммерческим банкам заниматься операциями с акциями.

Новый курс Ф. Рузвельта опирался на антикризисную теорию Дж.М.Кейнса о вмешательстве государства в циклическое развитие экономики, о расширении инвестиций и стимулировании спроса на рынке. Советники Рузвельта рекомендовали соединить государственные планы на федеральном и штатном уровнях с внутрифирменным планированием, включить корпорации в государственные программы возрождения экономики. Были также развернуты общественные работы по строительству дорог, мостов, портов, аэродромов и т.д. Все это сократило численность безработных к 1935 г. вдвое. А производство стало восстанавливаться и приблизилось к уровню 1928 г.

Администрация Рузвельта ввела систему социального страхования по безработице и по инвалидности. Ф.Д. Рузвельт был большой гуманист и считал, что американцы не должны жить в нищете и бесправии, бедным и необеспеченным должна быть оказана помощь по принятым социальным программам.
Однако кейнсианство не может поломать цикл, не может предотвратить кризисы, но может ослабить их глубину и продолжительность. В 1937 г. в США произошел очередной циклический спад, который начался с падения курсов акций на фондовой бирже (на 25%). Усилилась критика большого бизнеса. Правительство вновь использовало свою антикризисную программу. Депрессия была окончательно преодолена только после начавшейся в сентябре 1939 г. Второй мировой войны. Экономика США пошла на подъем и превратилась за годы войны в главный военный арсенал антифашистской коалиции. В конце Второй мировой войны возникли острые валютно-финансовые проблемы, которые в 1944 году были обсуждены на Бреттон-Вудской международной финансовой конференции. Было решено привязать к доллару все другие валюты. Созданный по решению конференции Международный валютный фонд (МВФ) сыграл огромную роль в оказании финансовой помощи многим странам в послевоенный период. Интересно отметить, что Дж.М.Кейнс был активным участником Бреттон-Вудской международной финансовой конференции и настаивал на разделении доллара для внутренних целей США и доллара для международных расчётов. Его авторитет был велик, но с принятием решения почему-то тянули. Неожиданно Дж.М.Кейнс умер и тут же от идеи разделения доллара на внутренний и внешний отказались.

Раздел 3

Шатилова Н.Н. Правда о Центральном Банке (приводится с сокращениями) [12]

«Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто и какие законы в ней издает». Мейер Ротшильд

У многих вызовет удивление тот факт, что Центральный Банк России (далее ЦБ) и его деньги никакого отношения к нашему государству не имеют.

«Банк России — экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов…» (Закон «О Центральном Банке РСФСР» от 2.12.1990 г.). В 1993 г. эта «самостоятельность» была усилена «независимостью»: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет НЕЗАВИСИМО от других органов государственной власти» (ст. 75 Конституции РФ).

Однако, есть все основания утверждать, что «независимый» от российского руководства страны ЦБ России зависит от корпорации международных банковских кланов, подчинен им и является инструментом грабежа России с их стороны.

Фактически ЦБ — это общество с ограниченной ответственностью с небольшим уставным капиталом, которым он расплачивается по своим долговым обязательствам. Разница лишь в том, что ЦБ, в отличие от ООО, не состоит на налоговом учете и фактически бесконтрольно занимается коммерческой деятельностью на самом ликвидном товаре — деньгах, которые сам же бесконтрольно и печатает.

Вопросы денежной эмиссии в России решает совет директоров ЦБ!!! В чьих интересах он это делает, можно увидеть, мысленно вернувшись в 1992 год «гайдаровской» реформы либерализации цен, в год великого грабежа, обесценивания всех трудовых сбережений граждан.

В экономике есть известное равенство — товарная масса (количество товара, умноженное на его цену) должна соответствовать денежной массе. Денег больше — инфляция (переполнение каналов товаро-денежного обращения денежной массой), денег меньше — дефляция (изъятие денежных средств из оборота).

До либерализации цен денег было достаточно, чтобы купить все произведенное. Что получилось после ее проведения? По словам бывшего Председателя ЦБ В.Геращенко, цены увеличились в 30 раз, а денег напечатали лишь в 2,2 раза больше. Их стало катастрофически не хватать — страну не спасал и бартер.

После «либерализации цен» у нас в России оказалась 1/3 от мирового объема зеленой макулатуры. Достоверно подсчитано, что за 10 кг стодолларовых купюр Запад получает у нас 100 кг золота или эквивалентно этому золоту нефти, газа, леса….

Приватизированный золотой запас СССР у «независимого» ЦБ испарился, ведь обменяв 23–25 января 1991 г. на свои фантики 50– и 100–рублевые купюры СССР, на которых было написано «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка», ЦБ фактически стал обладателем всех этих сокровищ. Громкое дело о краже золотого запаса СССР было замято. Как видим, ЦБ в грабеже страны играет ключевую роль. Внедряемые через него доллары печатаются быстрее, чем мы добываем сырье и производим товары.

Но это ещё не все. Для ЦБ существует одно сладкое слово — сеньорадж. Это разница между номиналом напечатанной бумаги и её себестоимостью. Если на листе бумаги, стоимостью в 1 рубль напечатать две тысячные купюры, то сеньорадж составит 1999 рублей. Раньше это был доход государства, а теперь это доход «независимого» ЦБ.

О банковском проценте. Именно он превращает промышленный капитал в спекулятивный и порождает инфляцию. В Объединенном банке Европы он равен 2%, в США — 1,2%, в Японии — 0,15%, в Китае — минус 10%! Процентная ставка ЦБ России сейчас равна 13%, а в «перестройку» достигала 210%! Экономисты давно установили, что, если в стране ставка кредитования производства более 7 %, то никаких шансов для развития у такой страны нет.

Долг России в 2003 г. увеличился на 18,8% и составляет 182 млрд. долларов. И проценты с него получают не только «лондонские», «парижские» и иные «клубы», но и ЦБ. И когда Вы слышите о том, что золотовалютные запасы ЦБ возросли до 87,4 млрд. долларов (на 18.06.04 г.), то каждый должен понимать: именно на такую сумму ограблена Россия. Более того, все эти средства переводятся в Федеральную Резервную Систему США, такую же частную лавочку, как и ЦБ. В то время, когда наша экономика задыхается, умирают целые отрасли, ЦБ инвестирует в экономику других стран.

20 мая 2002 года состоялся очень показательный судебный процесс. На скамье подсудимых был ответственный работник ЦБ России некто Алексеев. Речь шла об ущербе в 300 млн. долларов! В первый же день его освободили! Верховный Суд РФ был бессилен, т.к. «независимый» от Государства Российского ЦБ к оному государству не имел никакого отношения. На радостях Алексеев проговорился о том, что тщательно скрывают от народа: «За рубежом за долги государства пытались арестовать счета ЦБ России, но мы на двух судебных процессах, один из которых происходил в Люксембурге, доказали западному правосудию что:

  • ЦБ России отделён от государства,
  • деньги Центрального Банка не являются государственными».

После таких откровений становится понятным, для чего в Конституцию РФ включено явное противоречие. В ст. 71 говорится: «В ведении Российской Федерации находятся: … ДЕНЕЖНАЯ эмиссия». А в ст. 75: «… ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации».

Если банковский процент будет равен нулю, то инфляция исчезнет навсегда! Ведь она, по словам бывшего канцлера ФРГ Л.Эрхарда «…дело рук дураков, управляющих государством».

Япония с 1949 года все продает лишь за иену. Учитывая, что объём нашего экспорта в 2 раза превосходит объём импорта, не пора ли и нам последовать её примеру?

Считаем необходимым обсудить поставленные вопросы на общероссийском референдуме. Не остановив разрушительную деятельность ЦБ — не решить ни одной серьезной проблемы в России. Референдум даст ответ, кто должен печатать деньги: государство в лице Казначейства или частная лавочка, через которую создали систему финансового рабства для богатейшей страны мира.

Раздел 4

Н.Сергеева Сколько еще Россия будет содержать Америку? (приводится с сокращениями) [13]

Россия является одним из крупнейших держателей государственного долга США. По данным журнала «Финанс», мы занимаем восьмое место в списке стран, взявших на обеспечение Штаты с их гипертрофированным потреблением и высочайшим уровнем социальной поддержки населения. По итогам первого полугодия 2008 года Америка только по своим государственным обязательствам была должна РФ 2,5% всего своего госдолга, или $65,3 млрд. Наибольшую часть долговых обязательств США держат азиатские монстры — Китай и Япония, 40% на двоих. Но эти же две страны критически зависят от объемов своего экспорта в США, а, стало быть, от платежеспособности американского потребителя. Иными словами, азиаты фактически дают американцам деньги на покупку своих же товаров.

У нас ситуация иная. Экспорт российских товаров в США не превышает 5% в нашем внешнеторговом обороте. В основном это топливные ресурсы и сталь. По большому счету, нам все равно, сохранятся ли такие торговые объемы или нет. И уж точно незачем столько денег вливать в экономику США.

Поясним, что указанные $65,3 млрд – это совокупные средства из Фонда национального благосостояния, Резервного фонда и золотовалютных резервов (ЗВР) страны, инвестированные только в государственные облигации США. Кроме того, российские средства размещены на счетах крупнейших американских банков – куда и сколько, точно узнать практически невозможно. На официальном сайте Минфина насчет этого — полная тишина.

Известно, что некоторая часть российских денег инвестирована в облигации американских ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac. Доля этих облигаций в портфеле нацфондов составляет 3,6%, или порядка 5,5 млрд рублей (примерно $220 млн). Банк России вложил в Fannie Mae и Freddie Mac около $100 млрд. По некоторым данным, всего в американские активы вложено около 49% совокупных средств из российских «заначек». То есть почти половина накоплений, которые принадлежат всему народу, а не лично Кудрину и главе ЦБ РФ Игнатьеву. А ведь эксперты предупреждают: американская экономика больна, долговая ситуация в стране — критическая.

На начало апреля 2008 года совокупный внешний долг США составлял $13,77 трлн. В то же время ВВП страны в 2008 году планируется на уровне $14,4 трлн. Еще не факт, что он достигнет таких показателей. Еще в 2003 году совокупный внешний долг США составлял лишь $6,95 трлн, спустя 5 лет он вырос почти вдвое, на $6,82 трлн. Кто-то из экономистов подсчитал, что тема роста долга США составляет $1 млн в минуту. А ведь это — только внешний долг. Кроме него, как и у любой другой страны, есть долг внутренний. Или внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Так вот: внутренний долг США – гигантский. Некоторые аналитики полагают, что все долги «дяди Сэма», включая долги частных хозяйств, долги по кредитным карточкам, закладным на недвижимость составляют примерно $10 трлн, плюс долги корпоративные и финансовые с опционами, дериватами и т. п., и долги государственные и местных самоуправлений, образуют невообразимые $37 трлн, что почти в 4 раза больше, чем ВВП США. Согласно самому авторитетному человеку в своей области, главному финансовому инспектору США Дэвиду Уокеру, который проводит аудиторский контроль федерального правительства, счет за долгосрочные обязательства, которые взяло на себя правительство США по отношению к кредиторам, пенсионерам и бедным, достигает $43 трлн — $145 тыс. на каждого жителя США или $350 тыс. на каждого работающего полный рабочий день. И вот эту страну, которая уже должна сама себе в 4 раза больше, чем она в состоянии производить, мы содержим. Россия подвергается массовому гипнозу, суть которого состоит во внушении, что США, как бы им тяжко не было, не кидают. То есть это — устоявшийся рынок капитала. Америка гарантирует ему крышу, а богатые люди (или чиновники типа Кудрина) это ценят. К тому же все мировые державы фактически попали в ловушку глобализации. Как только они перестанут финансировать США — обесценятся или вовсе пропадут их же резервы, номинированные в доллары. А с крахом доллара вообще начнется мировой хаос. Поэтому Кудрин, как заколдованный, твердит, что вложения в американскую экономику – самые надежные.

Безусловно, доля истины в этом выражении есть. Развитые страны характеризуются не своей неспособностью попадать в кризисы, а своей способностью эти кризисы преодолевать без серьезного ущерба. Америку тряхнет, но она справится, опять-таки на заемные средства. Но непонятно, почему Кудрин ждет кризиса в России? Он все время говорит, что средства из «заначек» пойдут на устранение последствий возможных экономических катаклизмов. Зачем? Не разумнее ли вообще их не допускать? И начать, наконец, реально развивать науку, промышленность и инфраструктуру страны. В любом случае, хватит кормить Америку и ее граждан !

ЛИТЕРАТУРА

1. Банк России выводит капитал из США // РБК, 05 сентября 2008 г.

http :// top . rbc . ru / economics /05/09/2008/237356. shtml

2. Как начался финансовый кризис // Комсомольская правда, 01 ноября 2008 г.

http :// kp . by / daily /24191/398490/ print /

3. Yahoo Finance . http://finance.yahoo.com

4. Инвестиции в золото, 09 мая 2008 г.

http://www.belforex.com/content/investitsii-v-zoloto?mini=Calendar/2006/7/all

5. М.Хазин. Теория кризиса. Доклад на конференции в г.Модена, Италия, 9 июля 2008 года.

http :// worldcrisis . ru / files /473153/% D 0% A 2% D 0% B 5% D 0% BE % D 1%80% D 0% B 8% D 1%8 F _% D 0% BA % D 1%80% D 0% B 8% D 0% B 7% D 0% B 8% D 1%81% D 0% B 0. doc

6. В. Б. Супян. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. http :// worldcrisis . ru /

7. Бюро экономического анализа США. Департамент коммерции.

8. Коллективная база знаний. http :// moi k ompas . ru /

9. Курс валют

http :// stock . rbc . ru / demo / cb .0/ daily / USD . rus . shtml

Purchasing power parity and market exchange rate/purchasing power parity ratios, by selected country: 1981–2006

http :// www . nsf . gov / statistics / seind 08/ append / c 4/ at 04-02. xls

Russia: Selected Economic Indicators

http://www.fiw.ac.at/fileadmin/Documents/Daten/wiiw_Daten_ZOS/Laender/RU.xls

10. «Национальные счета России в 2000-2007 годах» Стат.сб./ Росстат. – М., 2008. – 213 с.

11. Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ.

http :// zubolom . ru / lectures / macroecon /101. shtml

12. Шатилова Н.Н. Правда о Центральном Банке, 12 августа 2006 г.

http://www.opeople.ru/topic5899.html?mode=threaded

13. Сколько еще Россия будет содержать Америку?, 02 сентября 2008 г.

http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=F7BD325A8BAC451CBEE99D1C2BF2791C