Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«МЕТОДИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ, ОЦЕНКИ РАЗРАБОТОК И МЕХАНИЗМ ОТБОРА ТЕХНОЛОГИЙ НА УСЛОВИЯХ НУЖНЫХ ИНВЕСТОРУ» 
В.А. Рыжов

Еще одна особенность патентования изобретений – это прохождение их жизненного цикла. Как и любая система, каждое изобретение имеет три фазы прохождения жизненного цикла – начальное, основное и завершающее. Патентные стратегии на разных этапах жизненного цикла достаточно сильно различаются в зависимости от их принадлежности к той или иной фазе. Когда мы обращаемся к такой модели этапов развития с учетом страны, фирмы или профиля и качества изобретения, мы встречаемся с одной и той же проблемой — проблемой приспособления. Эта проблема и ее важность для рассматриваемых систем хорошо разработаны и описаны Стаффордом Биром и носят название “логистических кривых” (см. Рис. 4.1). На рисунке показана типичная кривая роста, отражающая процессы развития.

На примере развития изобретений всегда можно видеть в начале медленный старт, поскольку технология еще не полностью определилась (неопределенности, трудности). На средней фазе наблюдается быстрый рост (открытия следуют одно за другим) и, наконец, наступает приближение к своему теоретическому пределу, когда рост замедляется. Например, если текущее состояние фазы данного изобретения находится на участке стагнации (на Рис. 4.2 точка помечена красным кружком), то модно отметить, что имеется переизбыток в общем количестве патентов на данную тематику (период инфляции). На такой последней фазе рынок, в принципе уже сформировался, поэтому нужно искать решения и формулировки нового формата изобретений, который бы позволил нам показать, что на фоне старого тренда возник новый тренд, как на Рис. 4.2.

Очевидно, что на других фазах интерпретация будет совсем иной. Ниже представлена примерная диаграмма количества поданных патентов (см. Рис. 4.3), которая показывает, что точка максимального развития данного кластера патентов уже прошла. Если интерпретировать проблематику примера на этапе последней фазы (а сейчас это достаточно типичный случай), то мы должны определить из имеющегося материала (см. списки A и B ), которые показывает, какова новизна предлагаемых решений. Либо ситуация такова, что изобретения просто теряется на таком большом фоне (завершающий этап), либо наоборот, начальная ситуация – и поляна еще не истоптана. Это также должна подтвердить насыщен или нет рассматриваемый класс изобретений.

Предварительный анализ патентной информации включал работу по поиску ключевых слов в аннотациях патентов с помощью специальных алгоритмов, позволяющих строить семантические сети при помощи моделей нейронных сетей (например, программа GoldFish ), что дает возможность выделять для каждой компании свои списки ключевых слов (по патентам США, Европы и других стран, по всему миру). Такие результаты необходимо представлять в соответствующих таблицах. На Рис. 4.3 показан пример, как выглядит типичное распределение патентов по годам. Данный пример показывает, что конце 20-х годов прошлого века был всплеск интереса, затем помешала вторая мировая война. Начиная с 70-х, появляется устойчивый интерес. Достигается пик интереса в конце 60-х. Затем видно, что интерес не пропадает.

Рис. 4.3 Максимальный темп роста количества патентов приходится на конец 60-х.

5. Первичные результаты поиска компаний на рынке интересов инновационного проекта.

5.1. Обзор компаний-заявителей конкурирующих патентов (список получен экспертами на основании ссылок на конкурирующие патенты)

Из 9 компаний-заявителей списка A (см. раздел 4. Патентный анализ) оказалось только 3 реально действующих, то есть, только эти компании имеют информационные ресурсы в Интернете (веб-сайты), или попали в профессиональные базы данных, или о них имеются упоминания в СМИ, специализированных изданиях и т.п. Здесь приводятся примеры конкретных компаний, чтобы увидеть, как это выглядит.

Эти компании имеют патенты в классе F и подклассах F 16 F 16 H .

Диаграмма 5.1.1 Патентная активность компаний.

На диаграмме показаны соотношения количества патентов в классе F 16 H и общее количество патентов этих трех компаний. Видно, что SPINEA, Ltd (SK), имея самое большее количество патентов, проявила меньший интерес к классу F 16 H . Компания Synkinetics, Inc. ( US ) обладает большей патентной активностью, чем компания Compudrive Corp . ( US ), но у них примерно одинаковый интерес к классу F 16 H .

5.2. Список компаний потенциального интереса (взят из материалов переписки разработчика)

Данные компании вообще не имеют патенты в классе F и подклассах F 16 F 16 H .

И только Pacifica Group Technologies PTY LTD ( AU ) имеет патенты, но совершенно в другом классе.

5.3. Список компаний, полученный в результате первичного поиска в Интернете при помощи стандартных поисковых систем ( Google , Yahoo !)

Данная задача имела своей целью выяснить, насколько полно можно найти интересующие экспертов компании-производители (по тематике инновационного проекта). Практика показала, что данный подход не может являться основным для сбора информации о компаниях, так как из результатов такого “свободного” поиска гарантированно выпадает множество интересных компаний для инновационного проекта, в том числе и наиболее крупных. С другой стороны, в обзор попадает множество мелких компаний, занимающих мелкие и неинтересные сегменты рынка. В результате требуется много времени и усилий для отбраковки такой информации. Поэтому такой полученный список является предварительным. Он получен после выборочного поиска именно для первичного анализа.

Первое, что необходимо сделать в ходе работы — выделить наиболее активные регионы: например, Europe , North America , Australia ( AU ), Canada , China ( CN ), France ( FR ), Germany ( DE ), Italy ( IT ), Russian Federation ( RU ), Taiwan ( TW ), United Kingdom ( UK ), United States ( US ) и т.п.

Конечно, для данного поиска нужно некоторое время, так как этот этап работ требует переработки очень больших массивов информации. Такую работу нужно проводить по согласованной политике совместно с авторами инновационного проекта.

В примере, в таблице 5.3.1 показаны результаты такого метода поиска.

Для того, чтобы понять хотя бы приблизительную и качественную картину в мире, какой имеется интерес к новым разработкам плана инновационного проекта, определяющим класс, например, F 16 F 16 H , совершенно очевидно посмотреть какова доля таких патентов у найденных компаний. Еще раз – это качественная оценка.

В таблице 5.3.2 показан пример распределение количества патентов по компаниям в классе F и подклассах F 16 F 16 H

5.4. Поиск наиболее крупных и активных производителей товаров и услуг (по профилю инновационного проекта) в мире по ссылкам, указанным в профильных порталах

Для поиска наиболее крупных компаний-производителей использован следующий эмпирический подход. Из самых различных источников в Интернете по методу “раскрутки” собирались различные материалы о специализированных источниках информации. Особую помощь при таком подходе оказывают профессиональные сайты. Они обладают ресурсами о ссылках на крупнейших производителей, профессиональные ассоциации, поставщиков, дилерские сети и т.п. В качестве первичных источников информации такого типа были задействованы сайты порталов, например:

  • http://podshipnik.ru/
  • http://power-transmission.globalspec.com
  • http://www.gears-manufacturers.com/

Информация, полученная из этих источников, проверялась при помощи простого контроля в виде поиска ссылок на указанные организации и события, с ними связанные. При этом также анализировались сайты компаний-производителей. В результате было найдено некоторое множество интересных компаний (см. “Список компаний, найденных по ссылкам на специализированных сайтах”). Другим способом поиска компаний-производителей – является анализ крупных баз данных. При этом мы предполагаем, что если в базе достаточно полно представлены продукты, услуги и компании различных стран, то на основании различных запросов (например, по производителям) можно делать полезные выводы о приоритетах той или иной страны по различным направлениям.

5.5. Список компаний, найденных по информации из специализированных сайтов

Следует подчеркнуть, что данные методы поиска профильных компаний, представляющих интерес для продвижения инновационного проекта, нужно будет совершенствовать в виду сложности данной области (о причинах сложности говорилось в разделе “4. Патентный анализ”). В следующих разделах показаны альтернативные варианты поиска компаний – более перспективные (по сегментам рынка и в базах данных).

6. Обзор ведущих компаний.

6.1 Выбор наиболее интересных сегментов промышленности для инновационного проекта

В самом начале исследования рынка инновационного проекта, как очевидным фактом, предполагалось, что компании на массовом рынке в зоне интересов инновационного проекта являются очевидными объектами интереса. Но обычно, даже на уровне предварительного анализа, может оказаться, что все не так просто. Этот путь, с точки зрения поиска “точек входа” для продвижения технологий в области инновационного проекта оказался не самым рациональным. В результате предварительного анализа могут быть найдены другие модели “точек входа” (подробнее об этом см. ниже).

С другой стороны, аналогично очевидному сегменту рынка, связанного с инновационным проектом, можно попытаться искать “точки входа” и в других отраслях. Но и этот путь оказался не самым эффективным из-за сложности сегментации современного рынка. Например, в г лобальной базе данных “ Kompas ” (http://www.kompass.co.uk), содержащей около 1.9 миллионов промышленных и коммерческих компаний в более 70 странах, раздел “ машинное оборудование, машины” (machinery) подразделяется на 411 категорий. Естественно, в таком большом количестве категорий должна быть упорядоченность относительно поставок комплектующих деталей и узлов по всем направлениям. Что на самом деле и подтвердилось. Поэтому предварительный анализ компаний на массовом рынке в зоне интересов инновационного проекта в большей степени является моделью и по другим сегментам рынка.

Поясним этот факт. В процессе работы по сбору и первичному анализу информации с целью исследованиях рынка наиболее вероятной продукции или услуг, могут быть сделаны неожиданные выводы. Если до проведения анализа могут считаться перспективными и самыми привлекательными конкретные отрасли, то даже первичный анализ может опровергнуть данные предположения. Обычно в начале изобретатели ориентируются на устоявшийся рынок конечной продукции. А основная часть продукции на современном рынке в настоящее время уже достигла своей высшей фазы развития и качества. Такие продукты давно уже стали эффективными, надежными, удобными, относительно дешевыми, красивыми и т.д. Так что многие граждане различных стран имеют возможность их приобрести. Для выпуска такой продукции с технической точки зрения сейчас нет серьезных проблем.

Во всех основных компонентах продукции уже давно используются самые современные и качественные материалы, хорошо продуманные и доведенные до совершенства конструкции, которые, в принципе, перекрывают современные потребности. Поэтому все разработчики рассматриваемых нами продуктов сами эти узлы не разрабатывают, а используют унифицированные детали, которые изготавливают и поставляют разработчики-производители этих деталей.

Возможно, с появлением нового типа рассматриваемой нами обобщенной продукции когда-либо возникнут потребности в новых деталях на этом сегменте рынка. Но даже и в этом случае, их партнеры и производители деталей узнают первыми об этих изменениях и первыми будут реагировать на изменения. Конечно, данный вывод не является догмой, а отражает факт, что на многих сегментах рынка производственные и коммерческие отношения вполне устоялись. Но следует отметить — лишь появление принципиально новых видов товарной продукции на потребительском рынке может нарушить устоявшийся порядок.

7. Анализ новостей и тренды развития в области интересов рассматриваемого инновационного проекта.

В дополнительных материалах отчета обычно полезна информация, где представлены новости из области интересов инновационного проекта. Новостной материал даже при беглом анализе позволяет для специалистов находить интересные тренды в технических решениях, рыночных ситуациях, перспективах. В ходе работы над инновационным проектом данный мониторинг новостей, техническая экспертиза и анализ бизнес-ситуаций должны вестись регулярно, непрерывно и продолжаться с накоплением рабочих материалов. Для этого рекомендуется создать сетевую структурированную информационную базу с результатами анализа интересующих специалистов проекта просто информационных и аналитических материалов. Такая работа требует серьезной подготовки специалистов и определенной информационной культуры коллектива. К сожалению, силами неподготовленных в этой области специалистов, очень сложно построить такую информационную базу и эффективно ею пользоваться. Это отдельный ИТ-проект.

8. Заключение.

Мы увидели, что современный инновационный бизнес во многом имеет неопределенности и непредсказуем по своей сути. Ученые, занимающиеся обоснованием прогнозов, утверждают, что инновации в принципе непредсказуемы. С другой стороны, именно в инновациях, высказанный прогноз может фактом своего существования повлиять на реализацию того, что он предсказывает. В некоторой степени в этом виноваты необузданные фантазии изобретателей. Будущее всегда будоражит умы активных людей-романтиков. Возможно, именно фантастические рассказы, предсказывающие будущее, сделали, например, Королева тем, кем он стал. Своей силой воли в реализации задуманной цели и инновационной неудержимостью он заставил полететь ракеты в космос. И это еще один парадокс инноватики.

Прогнозы будущего влияют на настоящее. Из показанного в настоящей работе плана-разработки инновационного проекта, в смысле его продвижения, мы видим, что это является действительно непростой задачей. Теперь мы знаем некоторые из “подводных камней”, которые лежат на пути у специалистов по продвижению инноваций. Конечно, существует еще великое множество других скрытых проблем на этом пути. Это парадокс, когда задача разработки опытного образца, на чем сейчас сконцентрированы усилия большинства специалистов в инновационной деятельности, является более простой по отношению к другим проблемам в области инноватики.

Это парадокс сложности. Из-за того, что современный рынок стал очень интенсивным и агрессивным, и существует некоторый переизбыток новых технологий и технологических решений, возникает еще один парадокс инноватики. Чтобы адаптироваться к быстрым изменениям, нужно еще более ускорять темп. Для этого необходимо применять самые последние инновационные разработки в области информатики и телекоммуникаций. Для того чтобы продвинуть какую-либо инновацию на рынок, группа поддержки и продвижения этой самой инновации должна быть не менее креативной и изобретательной чем авторы инновации. И самый интересный парадокс данной ситуации заключается в том, что теперь группа поддержки, для того, чтобы реализовать инновацию на современном рынке, должна изобретать в своей сфере деятельности еще больше, чем автор проекта, кто сам послужил поводом для бизнеса. Это парадокс драйвера инновационного проекта.

Именно менеджеры инноваций — драйверы инновационных проектов и их группа поддержки сейчас находятся на переднем пике изобретательства. Поэтому в области продвижения инновационных проектов сейчас во многом работает человеческий фактор. А это, прежде всего, правильно выстроенные бизнес-коммуникации — информационная матрица неформальных отношений самого широкого круга специалистов. Но это уже отдельная тема.

9. Литература.

  • Стаффорд Бир. Мозг фирмы. Издательство: Едиториал УРСС, 2005 г. 416 стр., ISBN 5-354-01065-9, 0-471-27687-1.
  • Рыжов В.А. Инновационная политика — комплексная социальная проблема, ситуация в современном инновационном бизнесе. Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации ФС РФ. Проблемы охраны и использования интеллектуальной собственности России на внутреннем и мировом рынках. Сборник материалов. Издание Совета Федерации. Москва 2006.
  • Рыжов В.А., Матвеев Е.В. Мобильные интеллектуальные группы (МИГ) для оперативной работы в кризисных ситуациях. Журнал “Бизнес и безопасность в России” июнь 2006, материалы 8-й всероссийской конференции “Информационная безопасность Росси в условиях глобального информационного общества” «Инфофорум-8», 25-26 января, Москва 2006.
  • Рыжов В.А., Матвеев Е.В. Искусство мягкого управления в жестких условиях: переключение режима управления в каскаде кризисных ситуаций. Журнал “Бизнес и безопасность в России” июнь 2006, материалы 8-й всероссийской конференции “Информационная безопасность Росси в условиях глобального информационного общества” «Инфофорум-8», 25-26 января, Москва 2006.
  • Рыжов В.А., Корниенко А.В. Эффективная презентация в информационном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «ХХ лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы». Н.Новгород: НГПУ, 2006. С.269-275.
  • В.А. Рыжов, Е.В. Матвеев Мобильные интеллектуальные группы и интеллектуальный конвейер в современном информационном пространстве. // Научно-методический журнал «Педагогическая информатика» №2-2006. Бюллетень ВАК №1 2002. Индекс Роспечать – 72258. С.70-74.
  • Рыжов В.А., Матвеев Е.В. Изменение режимов управления как адаптация к внешним и внутренним условиям. 9-я международная конференция «Управление качеством и надёжностью», DQM-2006. Белград, Сербия, 14-15 июнь 2006.
  • Рыжов В.А., Корниенко А.В. Работа с информацией – от источников, поиска, сбора и анализа к представлению знаний. «Современные проблемы преподавания математики и информатики» посвященной 100-летию академика С.М. Никольского. МГУ им.М.В.Ломоносова. Секция «Проблемы преподавания информатики в высшей и средней школе», 4-8 мая 2005 г. Москва, 2005. С.98-107.
  • Рыжов В.А. Мобильные интеллектуальные группы: интеллектуальный конвейер в виртуальном ситуационном центре. Труды семинара «Новые информационные технологии в России», Будапешт, Венгрия 19-23 сентября 2005.
  • Рыжов В.А. Проблемы управления коллективными знаниями. Что нужно современному производству и бизнесу. М.: Инвест-кинопроект, Москва 2004, с.19.
  • Рыжов В.А. Основы авторского и патентного права, тенденции. М.: Инвест-кинопроект, 2003, с.12.