Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

Космические технологии (1961 – 2019) 
Олег Фиговский (Израиль) и Валерий Гумаров (Россия)

Достаточно внимательно прочитать «дорожную карту», чтобы увидеть резкий разрыв между тем, что запланировано до 2025 года (пока идёт современная Федеральная космическая программа 2016-2025 годов), и позже. На первом этапе есть только один измеримый пункт – запуск космических аппаратов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27». Все остальные пункты максимально размазаны по времени (начало работ) или вообще не обозначены чётко – есть лишь общие фразы типа «разработка ключевых технологий, необходимых для освоения Луны». Такие пункты максимально удобны, если потребуется давать отчёт. Ведь непонятно, что именно и в каком объёме должно быть сделано.

А самое главное, непонятна цена программы. Получилось странно, программа готова уже сейчас, а информация о том, сколько это хотя бы примерно будет стоить, появится лишь в марте 2019 года. Как сказал заместитель председателя совета РАН по космосу, научный руководитель Института космических исследований Лев Зелёный, «концепция уже есть, теперь нужны экономические расчёты, потому что нужно понимание реализуемости, а то нафантазировать можно очень много». Золотые слова, непонятно только, что мешало получить информацию о примерной стоимости программы хотя бы сейчас? Или зная реальную стоимость, радоваться уже не получится?

Авторы «дорожной карты» понимают, что в настоящее время в российской космонавтике нет дополнительных средств, кроме Федеральной космической программы, и взять их особенно неоткуда. Поэтому период с 2019 по 2025 год наиболее реален, дальше же идёт суровая научная фантастика, когда за пять лет предполагается создать посадочный модуль для пилотируемого полёта на Луну и все сопутствующие технологии. Они включают в себя командный модуль, который останется на орбите, посадочный модуль, лунные скафандры и прочие, порой ускользающие от внимания разработчиков технические мелочи, которые могут сыграть значимую роль на практике. И на всё про всё даётся пять лет.

Главная надежда российской пилотируемой космонавтики корабль «Федерация» разрабатывается вот уже девять лет, и срок его сдачи всё ещё постепенно сдвигается, ракета-носитель «Ангара» до сих пор не вышла на рабочее использование, а стартовал этот проект в далёком 1995 году.

Нельзя сказать, что только в России задерживают сроки создания ракет и космических аппаратов. Увы, это мировая тенденция, те же США могут похвастать такими же долгостроями.

Отрасль технологически очень сложная, весьма бюрократизированная, процесс разработок не быстрый. И если создатели лунной программы рассчитывают создать комплекс технологий, требуемых для пилотируемой высадки на Луну, всего за пять лет, это говорит либо о наивности, либо о полном непонимании современного положения дел в российской и мировой космонавтике.

В настоящее время просто нельзя представить, что «Роскосмос» пропустит недостаточно безопасные и проверенные посадочный модуль и космический корабль. История знает лишь один случай, когда такой комплекс технологий получилось создать за сравнимое время. Во время подготовки американской программы «Аполлон» американцы справились за восемь лет. Правда, тогда, как утверждают специалисты, американцам повезло, и очень сильно повезло. В то время полёт и высадка на Луну были во многом политической акцией, необходимой даже несмотря на возможные потери. В настоящее же время такой политической воли не найдётся ни в одном государстве, за исключением, пожалуй что, Китая.

Без постоянного упоминания в прессе даже самые интересные программы забываются очень быстро. Далеко не все помнят, что концепция российской лунной программы появлялась совсем недавно, в 2014 году. Тогда главой ещё федерального космического агентства «Роскосмос» был Олег Остапенко, а Дмитрий Рогозин был председателем военно-промышленной комиссии. По его поручению и разрабатывалась «Концепция лунной программы России».

Если её почитать, то становится понятно, что концепция 2018 года подозрительно похожа на свою предшественницу. Совпадают не только общая канва и отдельные вехи. Список задач практически идентичен, отличаются только даты. Например, в 2014 году предписывалось отправить на Луну научные космические аппараты «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. В новой же программе за 2018 год эти же самые аппараты предполагается отправить в космос до конца 2025 года, сейчас они стоят на 2021, 2023 и 2024 годы.

То есть получается, что за четыре года работы по прежней «Концепции лунной программы России» Луна не только не стала ближе, но и, наоборот, отдалилась по срокам. А ведь в программе 2018 года примерно за такое же время предполагается разработать посадочный модуль, орбитальный модуль, скафандры и всё прочее, требующееся для высадки на Луне. В реальной жизни за четыре года просто несколько раз передвинули сроки.

К слову, совсем непонятно, зачем, имея более проработанную программу 2014 года, потребовалось разрабатывать новую и заново её обсчитывать? Кроме того, непонятно, кто и когда, да и зачем прекратил действие предыдущей концепции? Если она была плоха, то почему новая повторяет её практически слово в слово, если же она устраивала, то не имело смысла с помпой представлять абсолютно новую.

Не хочется верить, что вместо реальной работы мы видим имитацию бурной трудовой деятельности, рассчитанную на то, что запланированное никогда не придётся реализовывать. Понятно, что урезанная Федеральная космическая программа оставляет достаточно мало средств и возможностей для реализации научной космической деятельности, но тогда, может, стоит и ставить реальные цели без несбыточной веры в то, что завтра всё изменится волшебным образом.

Вместе с тем в августе 2018 года исполнилось 42 года с того момента, как на Луну садился последний советский космический аппарат «Луна-24». Пока строятся новые несбыточные планы по покорению спутника Земли, выросло уже два поколения, никогда не слышавших фразы «наш космический аппарат приземлился на поверхность Луны». И в настоящее время хотелось бы просто изменить эту ситуацию.

В настоящее время проекты по изучению Луны уже есть в Федеральной космической программе, а значит, что на них выделены деньги и они могут быть реализованы. Это те самые три космических проекта «Луна», срок запуска которых постоянно сдвигается вправо.

«Луна-25» (до 2013 года её звали «Луна-глоб») – это целая система из орбитального аппарата и спускаемого зонда, направленная на изучение полярных областей Луны.

Аппарат несёт на себе более 20 кг полезной нагрузки и научных инструментов, среди которых нейтронный детектор для изучения присутствия водорода в подповерхностных слоях, датчик для измерения температуры поверхности, прибор для анализа образцов грунта (включая манипулятор, который будет «подносить» ему взятые образцы), прибор для изучения лунной экзосферы. Что самое ценное, «Луна-25» уже реально произведена в металле и полностью готова к отправке к спутнику Земли. Предполагалось, что это произойдёт в 2019 году, однако в августе 2018 года сроки старта миссии перенесли на 2021-й. По официальной версии время запуска указали учёные, как наиболее благоприятное.

С «Луной-26», она же «Луна-Ресурс 1», дела обстоят тоже не очень гладко. В настоящее время её запуск предполагается примерно в 2023 году, а до этого времени ещё надо дожить. Кроме того, небольшую сумятицу внесла информация с сайта госзакупок, где 24 октября 2018 года было сказано об отмене нескольких проектов «Роскосмоса», в числе которых была и программа «Луна-26». Впрочем, официальные представители «Роскосмоса» объяснили, что это лишь технический вопрос, ничего плохого с «Луной-26» не произошло и реализация проекта будет продолжена весной 2019 года. Будем надеяться.

Нужна ли нам Луна? Нужна, без сомнения. По крайней мере, для того, чтобы запускать космические аппараты и исследовать поверхность, учиться решать более сложные задачи и развивать технологии. При этом делать это надо без спешки и попытки за 20 лет пройти путь от орбитальных зондов до базы на поверхности Луны. Лучше небольшими шагами двигаться вперёд, чем каждые четыре года презентовать с помпой новую программу, отличающуюся от предыдущей в основном убегающими всё дальше датами».

Вышеприведённая подборка про «космос наш» сделана не для того, чтобы кого-то попрекнуть или уколоть. Задача в другом – обозначить проблемы, стоящие перед российской космонавтикой и пришпорить коней. Разумно пришпорить, а не без оглядки. Та же «лунная гонка» открывается сейчас в новом формате, где один в поле не воин. Если ты не Китай, конечно, с миллиардом рабочих рук, миллионами рукастых инженеров и тысячами умных учёных голов, уму разуму набравшихся у своих конкурентов и вернувшихся на свою родину, обогащёнными знаниями, чтобы вперёд двинуть свою науку на благо своих сограждан.

Нам надо уметь подать свои возможности вхождения в «лунные проекты» в «солнечном свете», так, чтобы войти в международные программы на равных (аналитики наших конкурентов имеют вполне адекватное понятие о наших нынешних возможностях в плане освоения космоса), а не в позу бывших первопроходцев вставать, которым за былые заслуги все место в очереди должны уступать. Ветераны в почёте, но мир стал жёстче – сейчас надо впереди паровоза бежать, чтобы под колёса научно-технического прогресса не попасть и там не пропасть.

Если же несколько приземлённо посмотреть на развитие космических технологий, то стоит отметить, что сразу в нескольких местах мира проводится строительство революционных наземных телескопов, обещающих открыть дверь в новую эру астрономических исследований.

Гора Мауна-Кеа на Гавайях, Австралия, Южная Африка, северо-западная часть Китая, а также пустыня Атакама, расположенная на территории Чили – в этих областях с очень сухим климатом будет построено сразу несколько установок, которые не только позволят заглянуть ещё дальше в бескрайние космические просторы, но и рассмотреть, что там находится с более высоким уровнем детализации.

Одной из таких установок станет Чрезвычайно большой телескоп (ELT) Европейской южной обсерватории – крупнейший оптический телескоп нового поколения, оборудованный сложным составным зеркалом с диаметром 39 метров.

Основная фаза строительства ELT началась в мае 2017 года, после нескольких лет споров и обсуждений на тему того, где же его лучше всего возводить. Согласно текущему плану объект собираются сдать в 2024 году. На момент утверждения плана строительства в 2012 году общая стоимость проекта оценивалась в 1,12 миллиарда долларов. В 2018 году под действием инфляции стоимость телескопа возросла до 1,23 миллиарда долларов. Согласно последним прогнозам к 2024 году стоимость всего проекта должна составить около 1,47 миллиарда долларов.

Строить подобную систему необходимо в высотной области, где эффективность наблюдений не будет зависеть от атмосферных изменений и световых загрязнений. А ещё площадка для строительства должна обладать идеально ровной поверхностью, чтобы можно было заложить фундамент очень массивной установки. Потратив годы поисков, Европейская южная обсерватория такого места не нашла и в итоге решила его создать самостоятельно – на вершине горы Армазонес в Чили.

Ключевая особенность и возможности нового телескопа ELT будут заключаться в его основном зеркале, которое будет сложено из 798 гексагональных частей, диаметр каждой из которых будет составлять 1,4 метра. В итоге из кусков будет собрано огромное 39-метровое зеркало, способное получать данные с беспрецедентным уровнем качества, на которое не способен ни один из ныне существующих телескопов.

Например, очень большой телескоп (VLT) все той же Европейской южной обсерватории – на данный момент крупнейший и самый технологически продвинутый оптический телескоп – представляет собой комплекс из четырёх отдельных 8,2-метровых и четырёх вспомогательных 1,8-метровых оптических телескопов, объединённых в одну систему. Имея возможность работать в режиме интерферометра, по угловому разрешению VLT стал эквивалентен телескопу со сплошным зеркалом до 200 метров. Но даже несмотря на это, 39-метровый ELT сможет превзойти по возможностям VLT. Его площадь обзора будет в сотню раз больше, следовательно, он сможет вести наблюдение сразу за большим числом источников света, при этом отмечая и объекты с существенно меньшим уровнем яркости, которые не способны наблюдать нынешние телескопы.

Кроме того, диафрагма ELT будет неразрывна, а сами получаемые изображения не будут нуждаться в серьёзной обработке. По словам инженеров, ELT будет в 200 раз эффективнее того же космического телескопа «Хаббл», что сделает его самым мощным телескопом, работающим в оптическом и инфракрасном диапазонах.

Разработчики проекта отмечают, что благодаря чувствительному зеркалу и адаптивной оптике, настройки которой будут корректироваться исходя из атмосферной турбулентности, ELT сможет проводить прямое наблюдение за экзопланетами, находящимися на орбитах далёких звёзд, что крайне редко возможно с использованием нынешних телескопов.

Поскольку телескоп будет действительно самым мощным в своём классе и сможет напрямую вести наблюдение за каменистыми экзопланетами, то одной из его научных задач будет изучение атмосферы этих миров. В этом отношении ELT сможет произвести настоящую революцию в поиске потенциально пригодных для жизни экзопланет за пределами Солнечной системы.

И это далеко не все его потенциальные возможности. Например, благодаря его оптической мощи учёные смогут напрямую проводить измерения скорости расширения Вселенной, что позволит решить сразу несколько космологических загадок. К примеру, выяснить какую роль сыграла тёмная энергия в эволюции космоса. Имея возможность более точно изучать прошлое космоса, астрономы смогут создать более точные модели развития Вселенной.

В последующие годы к ELT должны присоединиться и другие наземные телескопы нового поколения, такие как Тридцатиметровый телескоп (TMT), Гигантский Магелланов телескоп (GMT), «Антенная решётка площадью в квадратный километр» (SKA), а также Сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой (FAST). В то же время запущенные космические телескопы: TESS, предназначенный для открытия экзопланет транзитным методом и «Джемс Уэбб» – смогут оказать мощную поддержку наземным установкам в открытии новых космических горизонтов.

Мощную поддержку человеку в деле освоения космоса могут оказать и уже оказывают системы искусственного интеллекта (ИИ). Вот лишь несколько примеров тому.

Учёные из лаборатории NASA Frontier Development Lab в сотрудничестве с Microsoft и IBM работают над самообучаемыми системами для прогноза силы и масштаба солнечных бурь. В случае успеха их можно будет использовать для определения климата других планет, оценки возможности наличия на них жизни, их пригодности для колонизации человеком. Лабораторию основал новозеландский предприниматель Джеймс Парр, вдохновившись программой Обамы Asteroid Grand Challenge в 2013. Парр предложил NASA совместно работать над проектом, внедряющим передовые разработки в области ИИ в проекты защиты Земли от астероидов и других опасностей. По словам Парра, искусственный интеллект – единственная технология, пользу которой астрономы ещё не успели оценить.

Искусственный интеллект помогает учёным открывать новые планеты. Телескоп Kepler, оснащённый алгоритмом с ИИ, был запущен в космос в марте 2009 года и проработал почти десятилетие: за это время астрономы с его помощью нашли более 2600 экзопланет. В конце 2017 года космический телескоп помог найти двойника Солнечной системы, открыв планеты Kepler 80g и Kepler 90i в звёздной системе Kepler-90 в созвездии Дракона. «Это как найти иголку в стоге сена», – сказал Крис Шаллу, старший инженер в Google AI, один из исследователей проекта. Чтобы добиться такого результата, исследователи тренировали ИИ с помощью данных, полученных от NASA. После изучения 15 тысяч тестовых сигналов телескоп смог правильно определить планеты в 96% случаев.

Телескоп Kepler завершил свою миссию в октябре 2018 года. Однако уже после того, как космический телескоп закончил охоту за новыми мирами, астрономы смогли открыть ещё 104 экзопланеты, используя собранные им данные и информацию с телескопа Gaia.

Полёты в космос – огромный стресс для человека, и не только с физической точки зрения. Долгие месяцы, проведённые вдали от родных часто без возможности связаться с ними – сложное испытание даже для самых опытных и подготовленных. Учёные надеются, что новые технологии помогут в сфере ИИ и с этим.

В Японском агентстве аэрокосмических исследований (JAXA) разработали Int-Ball – дистанционно управляемый дрон для международной космической станции, который снимает на камеру эксперименты, проводимые на борту МКС, и отправляет их на Землю. Все элементы Int-Ball напечатаны на 3D-принтере, передвигается он при помощи двенадцати пропеллеров, а ориентируется внутри МКС по наклеенным розовым точкам-маркерам. Маленький глазастый робот (весит Int-Ball всего килограмм, диаметр – 15 см) облегчает синхронизацию работы экипажа и команды на Земле. Дрон взял на себя несколько обязанностей астронавтов и уменьшил объём их работы на 10%. Планируется, что в будущем Int-Ball сможет отслеживать запасы продуктов и чинить сломанные детали корабля.

Компания Airbus совместно с IBM по заказу Германского центра авиации и космонавтики разработала виртуального помощника для космонавтов: CIMON (Интерактивный Мобильный Спутник Команды), первый ИИ-ассистент, задача которого – облегчить жизнь экипажа во время длительной космической экспедиции.

Робот, похожий на футбольный мяч, оснащён несколькими видеокамерами, микрофонами, сенсорами и процессорами: с их помощью он общается с космонавтами. Двенадцать встроенных воздушных винтов позволяют ему летать во всех направлениях, кивать и качать «головой».

Главная функция CIMON на борту корабля или космической станции – давать инструкции для выполнения сложных заданий или ремонта частей корабля (он умеет быстро искать и систематизировать информацию). Но CIMON – не просто ассистент, у него есть и социальная роль: общаться с космонавтами во время долгих полётов. Именно поэтому разработчики добавили ему функцию распознавания лиц и «человеческий» элемент в виде широкой улыбки на экране.

Исследования в этой области проводят и в России. Первый человекообразный робот-спасатель Федор (FEDOR – Final Experimental Demonstration Object Research), разработанный Фондом перспективных исследований и НПО «Андроидная техника», возможно, станет членом экипажа уже в 2021 году. Робот умеет водить автомобиль, преодолевать полосу препятствий, использовать строительные инструменты, ориентироваться на местности и поднимать грузы весом до 20 кг. На данный момент это единственный антропоморфный робот, который умеет ползать на четвереньках.

Для взаимодействия с окружающим миром Федор использует две камеры, тепловизор, микрофон, GPS и несколько десятков лазеров: такая экипировка позволяет ему строить трёхмерную схему окружающей среды и точнее выполнять задания. У Федора четыре режима работы: автономный, супервизорный, копирующий и комбинированный. Ещё одна его особенность – системы обратной силомоментной или сенсорной связи. Оператор с помощью специального костюма управляет роботом, а робот передаёт информацию через костюм обратно оператору. Таким образом, например, управляющий может почувствовать, насколько тяжёлый груз поднимает Федор.

Большую опасность для здоровья членов космических экипажей представляет радиоактивное излучение. Во время полёта космонавты сталкиваются сразу с двумя типами ионизирующего излучения: солнечными вспышками и космическими лучами. Продолжительное воздействие таких лучей разрушает цепочки ДНК. Организм способен восстанавливать разрывы, но во время «починки» часто происходят ошибки, ведущие к мутациям. Учёные всего мира проводят совместные исследования в области ИИ для мониторинга здоровья космонавтов во время полёта. Технология, способная отслеживать даже незначительные изменения в состоянии здоровья членов экипажа, позволит вовремя принять меры и избежать тяжёлых последствий воздействия космического излучения.

Самые ожидаемые разработки в области космонавтики – космические аппараты, способные самостоятельно выходить на орбиты других планет, исследовать их поверхность с целью выбора посадочной площадки, осуществлять посадку на поверхность планеты в самостоятельно выбранную точку. Выбрать участок для посадки – сложная и многомерная задача. Нужно, чтобы поверхность была относительно ровной, хорошо освещённой, место посадки должно соответствовать целям космической экспедиции. Кроме того, эти условия должны соблюдаться на достаточно большой площади на случай, если аппарат сядет не в точно намеченном месте, а рядом. При этом решения нужно принимать на основе неполных и разнородных данных о поверхности планеты, собранных из нескольких источников.

Для решения этой проблемы учёные разработали систему на основе ИИ, которая выбирает подходящую посадочную площадку для марсианской миссии. Технология базируется на теории нечёткой логики. В отличие от обычной логики, в нечёткой утверждения могут быть не только истинными и ложными. Помимо них в нечёткой логике используются такие понятия, как «утверждение верно с такой-то вероятностью» или «утверждение верно в такой-то мере».

Используя данные о рельефе, воздухе, составе почвы и других условиях в разных точках Марса, система автоматически отбирает подходящие места для посадки марсохода. Программа работает так: разбивает поверхность Марса на маленькие участки, присваивает каждому число от 0 до 1 (0 – не подходит для посадки, 1 – подходит для посадки), группирует благоприятные участки вместе, и на основании этих данных выбирается место для посадки.

В теории программа может работать и в обратном направлении: подбирать наиболее подходящий планетоход для исследования определённого ландшафта. Авторы проекта надеются, что скоро такие алгоритмы можно будет использовать для создания автономных планетоходов, которые связываются с Землёй только в экстренных случаях. Это сделало бы исследование новых планет намного эффективнее и быстрее. По словам инженера NASA Хиро Оно, космические корабли с ИИ на борту уже в стадии разработки. Возможно, Европа, один из спутников Юпитера, станет следующим пунктом назначения планетоходов.

За последние годы полёты в космос стали проще, безопаснее и продуктивнее, но в области космической инженерии остаётся множество нерешённых задач. Корабли управляемые искусственным интеллектом, «умные приборы», социальные роботы и другие разработки в области искусственного интеллекта могут помочь справиться с этими проблемами, сделав другие планеты ближе и доступнее.

В завершение краткого обзора космических технологий весьма уместным представляется привести обширную выдержку из статьи учёного в области теоретической радиотехники, писателя-публициста, автора научных монографий и книг историко-публицистического жанра Юрия Окунева «Схватка за Луну».

«24 декабря 1968 года экипаж «Аполлона-8», осуществивший первый пилотируемый полет к Луне, завершал девятый виток вокруг Луны. В Хьюстоне только что зашло солнце, и наступил Рождественский вечер. Сотни миллионов людей на планете Земля, во всех странах, кроме СССР и социалистического лагеря, смотрели прямой телевизионный репортаж с лунной орбиты. После демонстрации лунного пейзажа пилот лунного модуля Билл Андерс открыл полётный план и сказал:

«Сейчас мы приближаемся к лунному заходу солнца, и для всех людей на Земле у экипажа «Аполлона-8» есть послание, которое мы хотели бы зачитать».

История послания астронавтов «Аполлона-8» землянам драматична и удивительна. Удивительно, во-первых, уже то, что ни американское правительство, ни какие-либо официальные лица НАСА не имели к посланию никакого отношения и даже не знали о его существовании, оно – следствие индивидуальной инициативы астронавтов. Удивительно, во-вторых, что они отнюдь не опустились до банальной пропаганды из космоса, а, напротив, обнаружили в себе такт и глубину, достойную тех великих слов, которые были произнесены. Удивительно, наконец, то, что эти простые парни, судя по всему, понимали свою историческую миссию лучше профессиональных политиков и историков.

То послание поставило точку в исторической лунной гонке между двумя сверхдержавами, стало значимым этапом в борьбе атеистов и верующих за души людей и в идеологическом конфликте ХХ века между тоталитаризмом и свободой.

За узким окном корабля проплывал безжизненный лунный пейзаж, солнечный свет резко поделил его на свет и тьму, на лунный день и лунную ночь, и они из света входили в бездну тьмы.

Билл Андерс взял в руки полётный план, начал тихо читать, и великие слова древних пророков, сказанные на планете Земля у колыбели человеческой цивилизации и прошедшие с ней трёхтысячелетний тяжкий путь познания, доставленные людьми на орбиту Луны и излучённые радиопередатчиком Аполлона-8, полетели обратно от Луны к Земле через сотни тысяч километров космической бездны:

ВНАЧАЛЕ БОГ СОТВОРИЛ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА ПУСТА И БЕСФОРМЕННА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ. И ДУХ БОЖИЙ ВИТАЛ НАД ВОДОЮ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ. И СТАЛ СВЕТ. И УВИДЕЛ БОГ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ; И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ.

Только эти всем известные слова – мудрые, величественные и поэтичные – соответствовали сути и значению происходящего. Миллионы людей на Земле замерли у экранов телевизоров. А в Хьюстоне Валерия Андерс дрожащим голосом прошептала: «Билл читает Библию с Луны».

Пилот командного модуля Джим Ловелл взял текст у Билла Андерса и продолжил:

И НАЗВАЛ БОГ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО ― ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВОД ПОСРЕДИ ВОДЫ, И ДА ОТДЕЛЯЕТ ОН ВОДУ ОТ ВОДЫ. И СДЕЛАЛ БОГ СВОД И ОТДЕЛИЛ ВОДУ, КОТОРАЯ ПОД СВОДОМ, ОТ ВОДЫ, КОТОРАЯ НАД СВОДОМ. И СТАЛО ТАК. И НАЗВАЛ БОГ СВОД НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО ― ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Миллионы верующих ощутили, что чудо, которого они так долго ждали, наконец-то, свершилось, и столь желанная победа, в которую верили почти безнадёжно и вопреки всем страшным реалиям ХХ века, наконец-то пришла. А в Хьюстоне Мэрилин Ловелл, не представлявшая, что простой человек способен на что-либо подобное, смиренно подумала: «Они, должно быть, в руках Божьих».

Джим Ловелл передал текст командиру корабля Фрэнку Борману, и он продолжил:

«И СКАЗАЛ БОГ: ДА СОБЕРЕТСЯ ВОДА, КОТОРАЯ ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША. И СТАЛО ТАК. И НАЗВАЛ БОГ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СОБРАНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО».

Миллионы верующих и неверующих почувствовали, что нечто таинственное и великое совершается у них на глазах, а те, кто умел видеть вперёд, к тому же поняли, что история, упорно и неоглядно катившая своё колесо в Ад, резко и непредвиденно обратила свой лик к Небесам. Впервые у сотен миллионов людей одномоментно перехватило дыхание, и комок застрял в горле. А в Хьюстоне Сюзан Борман заплакала.

Фрэнк Борман взглянул в окно. Лунная ночь быстро приближалась – через несколько секунд Солнце опустится за лунный горизонт, и Аполлон-8 снова войдёт в бездну тьмы. Фрэнк глубоко вздохнул и закончил:

«А теперь – от экипажа «Аполлон-8». Всего доброго, удачи вам и счастливого Рождества, и да благословит всех вас Бог – всех вас на этой прекрасной Земле». Так три американских астронавта победно завершили гигантскую технологическую и идеологическую схватку за Луну, случившуюся в середине ХХ века. Более двух миллиардов людей на Земле вздохнули с облегчением – Бог с нами!»

Не только большие страны осваивают, но и и сравнительно небольшие, так  Израильский космический модуль «Берешит» выполнил успешный маневр и продолжает путешествие к Луне. «Берешит» работает отлично и продолжает свой полет к Луне в штатном режиме», — отметил он.

Наземное управление активировало главный двигатель космического корабля на четыре минуты, выведя его на новую орбиту на расстоянии 131 000 километр от Земли. Следующий маневр запланирован на следующую неделю. «Маневр был проведен, как и ожидалось. Все системы космического корабля работали должным образом», — сказал Идо Антеби, генеральный директор SpaceIL. «Мы летим на Луну». Судно также побило израильский рекорд скорости, преодолев барьер в 10,5 километров в секунду. Beresheet будет кружить вокруг Земли все большими петлями, пока не будет захвачен лунной гравитацией, после чего выйдет а орбиту Луны. Посадка запланирована на 11 апреля.

Search results

Совсем недавно Китай посадил роботизированный зонд Chang’e 4 на обратной стороне Луны. Все эти миссии – удивительные технические достижения и чудеса человеческих ноу-хау, спонсируемые и создаваемые крупными правительственными космическими агентствами.

Beresheet от SpaceIL — что означает на иврите «начало» – станет первой миссией, стартующей с Земли и приземляющейся на Луну, финансируемой частными лицами, а также первым космическим кораблем, который будет двигаться над лунной поверхностью после посадки. Эта миссия знаменует собой еще одну веху не только в истории и технических аспектах освоения космоса, но и в том, как человечество занимается освоением космоса.

SpaceIL была основана в 2011 году для участия в программе Google Lunar XPrize, которая планировала выплатить 30 миллионов долларов первой частной компании, которая сможет построить космический корабль и успешно посадить его на Луну. Помимо посадки, космический корабль или луноход должен был преодолевать расстояние в 500 метров или более и передавать на Землю изображения окружающей обстановки поле посадки с высокой четкостью разрешения. Конкурс Google Lunar XPrize закончился в 2018 году без победителя. Неустрашимый SpaceIL продвинулся вперед в разработке и постройке космического корабля, и теперь готов к его запуску с Мыса Канаверал во Флориде.

Корабль Beresheet имеет размер и форму семейного обеденного стола, приблизительно 6 футов в диаметре и 4 фута в высоту, и весит (на Земле) около 350 фунтов. Оснащенный приборами для измерения магнитного поля Луны, лазерным отражателем, предоставленным НАСА, и капсулой времени с культурными и историческими израильскими артефактами, корабль полетит в космос в качестве вторичной полезной нагрузки – как пассажир в поездке – на борту ракеты SpaceX Falcon 9. Основным грузом при запуске SpaceX является не спускаемый аппарат SpaceIL, а спутник связи, предназначенный для доставки на геостационарную орбиту, расположенную на большой высоте, приблизительно в 22 000 миль над экватором Земли.

Космический аппарат Beresheet будет сопровождать основной спутник в его путешествии. Но для того, чтобы достичь Луны, ему нужно пройти более чем в 10 раз дальше. В космическом полете основным препятствием при путешествии с места на место является не расстояние, а количество требуемой энергии. Ракета Falcon 9 несет Beresheet только около 10 процентов от общего расстояния до Луны. Но она обеспечивает почти 90 процентов всей энергии, необходимой для того, чтобы туда добраться. Следовательно, будучи поднятым с поверхности Земли и с небольшим количеством дополнительной энергии от своей собственной двигательной установки, Beresheet может увеличить свою орбиту, помещая себя так, чтобы быть захваченным гравитационным притяжением Луны. Этот процесс займет несколько недель.

Однако после приземления на Луну миссия может продлиться всего несколько дней. Посадочный модуль не предназначен для дальних полетов, но вместо этого продемонстрирует достижения в области технологий, а также бизнес-модель для частного космического аппарата, приземляющегося на другое тело в Солнечной системе. В этом смысле Beresheet создаст вторую и еще более запоминающуюся «Луну Израиля».

На Луне нет воздуха – и, следовательно, нет звука. Так что, как и в оригинальном фильме 1924 года, это продолжение тоже будет безмолвным. Технические ноу-хау, разработанные командой инженеров, научные и технические данные с приборов космического корабля, изучение того, как космические полеты могут выполняться за пределами правительственной программы, а также вдохновение, полученное целым поколением молодых людей – особенно в Израиле и ближневосточном регионе – все это принесет ценные идеи и вдохновение на десятилетия вперед.

Сегодня в деле освоения космического пространства человечество ушло далеко вперёд, а космические технологии привнесли в жизнь современного человека множество технических новшеств и удивительных возможностей, про которые большинство из нас даже не знает, что они пришли к нам из космоса, точнее, стали результатом освоения человеком ближнего и дальнего космоса или явились продуктом технологий, без которых освоение космического пространства затруднительно.