Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» 
В.К. Левашов

Понятие «биосферы», как совокупности живого вещества на поверхности планеты в нижней части атмосферы, гидросфере и верхней части атмосферы, было введено в научный оборот Э.Зюссом, австрийским ученым-геологом в 1875 году. Именно в этом значении оно активно использовалось В.И.Вернадским в курсе лекций по геохимии, прочитанных в Сорбонне в 1922-

1923 гг. Но понятие «ноосферы», в котором человечество рассматривается не только как часть земной биомассы, но и как решающий фактор ее изменения, и более того, Земли в целом, посредством сознательного, разумного изменения окружающей природы и, тем самым, условий своего существования, могло появиться только в XX веке, когда техногенные эффекты воздействия человека на природу возросли в сотни раз и качественно изменились. Содержательное описание этих процессов было сделано В.И.Вернадским в упомянутых лекциях, а сам термин «ноосфера», как новый этап существования биосферы, был предложен одним из его слушателей, французским математиком и философом Э.Леруа в книге «Необходимость идеализма и факт эволюции» в 1927 году [15].

Раскрывая содержание этого понятия, В.И.Вернадский подчеркивал, что «ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности» [16].

Деятельностный подход у В.И.Вернадского выливается в формулу: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли» [17] . Основной геологической силой, которая создает ноосферу, является рост научного знания. Именно с ним связан «социально-политический идейный переворот», который «ярко выявился в XX столетии в основной своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению социальных задач человечества и форм его организации» [18].

В.И.Вернадский заложил концептуальные основы устойчивого развития как учения о ноосфере, под которой он понимал, как отмечают исследователи его взглядов, такую стадию «эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнут согласованно развиваться и сам человек как личность, и объединенное человеческое общество, и целесообразно преобразованная людьми окружающая природная среда» [19] .

Система научных взглядов В.И.Вернадского по сути дела предвосхитила осознание широкой общественностью мировых опасностей человечеству — глобальных проблем. Человеческое общество, как обособившаяся от природы часть материального мира, развиваясь на протяжении тысячелетий как особая форма жизнедеятельности людей, к середине XX века начало осознавать реальность глобальных пределов и угроз своему способу жизнесуществования — наступал кризис окружающей среды, ресурсный кризис и кризис военно-политических методов взаимоотношений между государствами. Последний связан с появлением ядерного оружия, которое начало, как ни парадоксально, постепенно выводить вооруженное насилие за скобки разумной деятельности.

Парадигмы и стратегии

Круг этих и других проблем активно обсуждается российскими политиками и учеными, которые в разных масштабах времени, в том числе и тысячелетних, больше говорят о стратегии, чем о парадигме развития. В сфере политики и социополитических отношений стратегия [греч. stratзgia < stratos войско + agф веду] означает построенный на основании научной информации план действий, учитывающий интересы и расстановку основных социальных и политических сил на данном историческом этапе развития. Как видим, для того, чтобы осуществлять успешную политическую стратегию, нужны точные знания о социальной структуре общества, роли и возможностях государственных и политических институтов и организаций, действующих в стране.

События начала 90-х годов и последовавший за этим передел собственности в стране взорвал социальную структуру и систему политического управления страной. Этот процесс наложился на глобальные трансформации, связанные с бурным научным прогрессом, изменением социального характера труда и кризисом международных институтов управления. Поэтому в тех дискуссиях, которые интенсивно ведутся в нашей стране и за рубежом, многие исследователи, ссылаясь на во многом еще не ясную в своих тенденциях картину мира, предпочитают вести речь не о вызревшей и не вызывающей сомнения стратегии, а о парадигме в том значении этого понятия, которое ввел в оборот во второй половине XX века американский философ и историк науки Томас Кун [20]. То есть парадигма как признанная научным сообществом система знаний, которая в течение определенного времени служит научной логической моделью постановки познавательных проблем и их решений.

Именно о таком новом социальном и научном видении мира писал почти на полвека раньше академик В.И.Вернадский: «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, свершающийся лишь раз в тысячелетия, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков… Стоя на этом переломе, охватывая взором будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать. Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди» [21].

Новое «царство» мысли — ноосфера возникает не из ничего, не на пустом месте. Оно зиждется на мировом научном и интеллектуальном потенциале. Возникновение науки как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности, относят к VI веку, когда в Древней Греции сложились для этого благоприятные условия. Однако и после того, как начали зарождаться элементы научного знания, на протяжении истории человеческого общества несколько раз происходила смена парадигм — признаваемых в обществе систем знаний и убеждений. Смена одной господствующей парадигмы другой принимала, как правило, революционный в жизни и в умах людей характер.

Мифологическая парадигма господствовала на ранних этапах развития общества, когда не была понятна сущность объективных факторов физических и общественных явлений. В этих условиях мифы [греч. mythos слово] как сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях выполняли функцию сверхъестественного толкования жизни. Такое объяснение явлений природы, человека, общества трудно назвать научным, концептуально-теоретическим, но все же оно исходило из идеи системности и причинной обусловленности жизни. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

На более поздних этапах развития общества возникает теологическая [греч. бог и слово, учение] парадигма — систематизированное изложение вероучения, т.е. богословие как совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Теология как система взглядов на мир включает догматику — положения, принимаемые на веру, экзектику — правила и приемы толкования текстов, апологетику — доказательства истинности главных религиозных представлений, гомилетику — теоретические и практические вопросы церковной проповеди и др. Теология в лице религиозных систем знаний сыграла важную роль в утверждении моральных норм и правил. Проблема заключается в том, что существует несколько теологических парадигм, которые не только не согласуются, но и враждуют между собой. На это обстоятельство обращал внимание В.И.Вернадский, когда он рассматривал познавательные и креативные возможности религии и науки, которую он в конечном итоге рассматривал как «проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли» [22].

Натуралистическая [лат. natura природа] парадигма дает объяснение природы и социума, исходя из доминирующего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов. В форме натурфилософии она возникла в древности и, по сути дела, являлась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы-фисиологи (Левкипп, Демокрит) выдвинули ряд фундаментальных научных гипотез, в частности, атомистическую гипотезу строения мира. Она оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественнонаучной мысли. Как развивающаяся система взглядов натуралистическая парадигма тяготела к физике, а в средние века сближалась с философией. Наиболее существенными подходами в натуралистическом способе объяснения общественных явлений считаются географический детерминизм, геополитика, биополитика и широкий спектр психологических концепций. Все эти подходы относятся к одному классу теоретических представлений и конкурируют друг с другом в борьбе за абсолютную или первичную истину.

Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, которые объясняют явления общественной жизни через действие социальных факторов. Как и все другие парадигмы, она складывалась и существовала на протяжении многих веков. В научную форму социологии она сложилась в XIX веке и стала рассматривать общество как системное целое, развивающееся по объективным законам, » а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов…» [23].

В разных социальных, социологических, социетальных теоретических подходах природа и происхождение явлений общества объясняются как результат созидающей роли той или иной сферы жизнедеятельности или проявления социокультурных свойств. Различные социальные концепции в качестве порождающих и поддерживающих жизнь общества называют экономические отношения, право, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают социум исключительно как продукт смыслополагающей деятельности людей, и потому различные общественные явления ставят в зависимость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции. Но и эта парадигма к концу XX века оказалась тесной для понимания происходящих в мире явлений в их многообразии и сложной системе взаимосвязей.

В настоящее время на фундаменте концепции устойчивого развития происходит становление интегральной общенаучной парадигмы знаний, которая возникает как результат широкого синтеза наук о природе, обществе и человеке, т.е. трех основных направлений развития бытия. Эта бурно развивающаяся система знаний обладает внутренним устойчивым свойством организовывать вокруг себя новые направления систематизации информации и результатов исследований по сохранению и воспроизводству жизни. В силу развития информационных технологий в Интернете происходит экспоненциальное возрастание объемов информации, связанной с различными аспектами теории и практики устойчивого развития. На данный момент в сети Интернет размещено свыше двухсот тысяч страниц на политическую и управленческую проблематику устойчивого развития в глобальном и национальных масштабах.

О социополитических стратегиях

К сожалению, Россия, ее научное сообщество и политическая элита пока выпадают из общемирового процесса поиска парадигмы и выработки национальной стратегии устойчивого развития. Во всяком случае, после знакомства с многочисленными программными политическими документами складывается впечатление, что те усилия, которые предпринимаются в этой области на уровне политического руководства, носят скорее имитационный, камуфляжный, чем сущностный характер. На протяжении последних пятнадцати лет государство и общество скорее отдалялись, чем приближались к пути устойчивого развития. Именно в силу этого обстоятельства на очередном витке кризиса страна вновь оказалась перед выбором социополитической стратегии. В широком веере концептуальных возможностей в ближайшем будущем перед правительством страны неминуемо встанет выбор трех основных сценариев — стратегий социополитического развития.

Сценарий 1 - стратегия либерального фундаментализма. Изначальная некорректность этого выбора заключалась в том, что Россия являлась страной с развитой экономикой и высокообразованным населением, привыкшим к довольно высоким стандартам и хорошему качеству жизни. Заставив осуществить меры по финансовой стабилизации, предназначенные для развивающихся стран, учителя и их старательные ученики остановили и разорили большую часть предприятий, лишили их оборотных средств, а работников — заработной платы. Началась деиндустриализация экономики и образовалась огромная резервная армия труда. Одновременно ускоренными темпами была проведена приватизация промышленных предприятий, в первую очередь в ТЭК, что привело к тому, что из страны хлынул поток дешевого высококачественного стратегического сырья, топлива, полуфабрикатов, оборудования, технологий, специалистов, капиталов. Развитые страны Запада пополнили свои стратегические запасы в материалах и специалистах на много лет вперед.

В настоящее время система общественных отношений во многих своих частях носит коррумпированный, криминальный и даже террористический (Чеченская республика) характер. Выбранная схема и результаты приватизации привели к минимизации в обществе трудовой мотивации. Огромная, недопустимая для такой потенциально развитой и богатой страны часть населения испытывает материальные трудности, нехватку денег на удовлетворение самых необходимых жизненных потребностей. В конечном итоге стратегия либерального фундаментализма ведет к сокращению живой материи (по В.И.Вернадскому) на территории России — основного показателя устойчивости жизни как таковой. Если страна и дальше продолжит этот путь, то она обречена на дальнейшую деградацию и существование в самых последних периферийных эшелонах мирового либерализма, выполняя роль сырьевого придатка и полигона отходов стран «золотого миллиарда».

Сценарий 2 - стратегия олигархического автаркизма. Этот путь развития по своим социальным последствиям мало чем отличается от предыдущего. Разница заключается в том, что в силу геополитических причин Россия будет вынуждена развиваться автономно от мировых рынков и ТНК. Гипотетически такая ситуация может возникнуть в том случае, если Запад в лице правительств и НАТО возьмет курс на ядерное разоружение и расчленение России, а правительство страны будет по-прежнему проводить политику национально-государственного суверенитета. В этом случае Россия может оказаться в политической и экономической блокаде. Из страны по-прежнему в необходимых количествах будут вывозиться, выкачиваться ресурсы, но на пути инвестиций и технологий будут поставлены барьеры. В целях ускоренного развала государства и истощения общества возможна организация двух-трех управляемых локальных (в России или на постсоветском пространстве) межэтнических конфликта. Учитывая состояние экономики и армии, а также уровень социально-политического и морального единства страны, как результат развития по этому сценарию можно предвидеть быстрый распад страны.

Сценарий 3 - стратегия социальной солидарности. Этот сценарий является наиболее предпочтительным, так как в этом случае страна, по всей вероятности, сумеет сохранить территориальную целостность и национальный суверенитет. Государство сознательно проводит курс на социополитическую интеграцию общества путем снижения социальной поляризации и ликвидации критического имущественного расслоения, проведение сильной социальной политики, направленной на долгосрочную стратегическую перспективу.

Принимая во внимание потенциал материальных и интеллектуальных ресурсов, еще имеющихся в стране, проведение такой стратегии вполне возможно. В конечном счете должна быть решена задача оптимизации распределения ресурсов и усилий внутри и вне страны. Абсолютным императивом экономической политики должно быть прекращение вывоза из страны стратегических ресурсов, сырья и наращивание вывоза работающего на благополучие общества капитала и товаров. Внешняя экономическая стратегия должна быть перестроена под функционирование на мировых рынках ТНК, контролируемых российским капиталом или государством и обслуживающих национальные интересы. В этом случае страна начнет вписываться в глобальные процессы, которые будут доминировать на планете в XXI веке.

Стратегия социальной солидарности

Послевоенный опыт успешных экономических реформ в Европе и Азии показывает, что существуют фундаментальные

социополитические принципы устойчивого развития государства, которые должны соблюдаться наравне и в согласованности с национальными особенностями социально-экономических и политических отношений.

  • Во-первых, принцип рациональной экономической свободы, на основе которой формируется смешанная экономика, обеспечивающая необходимое количество рабочих мест и достаточное производство товаров и услуг для общества.
  • Во-вторых, трудовые отношения в обществе выстраиваются на принципах — социального партнерства государства, наемного труда и работодателей.
  • В-третьих, принцип обязательного государственного регулирования рыночных отношений, достижение оптимальных для общества, природы и человека уровней и соотношений производства и потребления.
  • В-четвертых, государство во всех своих действиях преследует соблюдение принципа социальной справедливости, что сопровождается перераспределением общественного продукта в пользу менее трудоспособных и нуждающихся.
  • В-пятых, соблюдается принцип демократического коллективного управления производством и социальной сферой общества, обеспечивающий оптимально возможную степень социальной солидарности.

Соблюдение и наполнение этих принципов реальной деятельностью сводит отчуждение между обществом и государством до минимума. Конечно, выделенные принципы не существуют ни в одной из стран в чистом виде. Социокультурные традиции по-своему определили их формы выражения, иногда кардинально различные. Но генеральная тенденция развития выстраивается вдоль гуманистического вектора усилий мировой цивилизации. Уровень и характер производительных сил и технологий в развитых странах потребовал установления правил планетарного общежития. Совокупность этих правил и составляет сущность социально ориентированного управления как в планетарных, так и в национальных масштабах.

В сфере политики стратегия социальной солидарности означает проведение политики в интересах большинства членов общества.

В сфере экономики стратегия социальной солидарности осуществляет переход от рыночно-потребительской экономики максимализации капитала к смешанной экономике социальной, экономической и экологической достаточности и устойчивости.

В социальной сфере стратегия социальной солидарности проводит политику ликвидации социальных диспаритетов и диспропорций, доступа и гарантий каждому гражданину социального минимума: получения работы, материальной поддержки в старости, жилья, образования, медицинского обслуживания.

В духовно-нравственной сфере стратегия социальной солидарности означает отход от конфронтационных идеологий к этике устойчивого развития на основе традиционных гуманистических ценностей, коллективизма, взаимопомощи, трудового самоуправления.

В сфере экологии стратегия социальной солидарности начинает проводить политику отказа от покорения и господства над природой.

Разработка национальной стратегии развития России как повестки дня и программы действий на XXI век — дело чрезвычайной важности. Соединение национальных традиций социальной демократии в России и стратегии устойчивого развития позволят избежать пустой растраты усилий и обратят социальную энергию во благо национального и глобального развития. Сделать, по всей вероятности, это удастся на максимально возможной широкой социальной основе правительства национального согласия и возрождения. Устойчивое развитие в нашей стране попало в западню, подготовленную радикальными реформами. Поэтому перед учеными стоит задача не только адаптации идей и разработки стратегии безопасного и устойчивого развития для России, но и утверждения их в общественном мнении и сознании политиков. Одна из целей настоящей и будущей работы — знакомство с теми передовыми разработками теории и практики устойчивого развития, которые появились у нас в стране и за рубежом. В частности, с национальными стратегиями, которые разработаны в США, Китае, других странах. Составной частью этих стратегий являются системы измерения безопасности и устойчивости развития. Эта отрасль в настоящее время интенсивно развивается по многим направлениям. По сути, создается новая метрика социального развития. Она позволяет на основе верифицируемых количественных измерений уйти от черно-белой «грубой» картины мира. В устойчиво развивающемся обществе будущего предстоит не только чувствовать и думать, смеяться и плакать, но и научиться точно измерять жизнь, ставить диагноз, обладать достоверной информацией и принимать адекватные решения.

Как это ни парадоксально, в очередной раз в результате кризиса в России сложились благоприятные предпосылки для объединенной продуктивной работы политиков, философов и экологов, социологов и экономистов, математиков и биологов. Предстоит сделать первые, самые трудные шаги, уйти от отживших традиций, взять на -вооружение новые знания и на их основе приблизиться к коэволюции человека, общества и природы.

Литература:

[1] См. подробнее Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. -Спб.: Алетейя, 2001.

[2] Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. С. 40-41.

[3] Среди множества публикаций, появившихся в последние годы по проблемам следует обратить внимание на книгу Cohen Robin and Kennedy Paul. Global Sociology. Palgrave. N.Y. 2000.

[4] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общества и культура. М.: ГУ ВШЭ. 2000. С. 105.

[5] Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. С. 34.

[6] Подробнее социологический анализ происходящих в международных отношениях социальных изменений представлен в книгах: Цыганков П.А. Международные отношения. -М.: Новая школа, 1996; Международные отношения: социологические подходы / Рук. авт. колл. П.А. Цыганков. -М.: Гардарика, 1998.

[7] Cohen Robin and Kennedy Paul. Global Sociology. Palgrave. N.Y. 2000.

[8] Теоретический и эмпирической анализ катастроф и экстремальных ситуаций см. в книге: Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск: Наука и техника, 1995.

[9] Подробнее см. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia, 1999 г.

[10] Проблемы применения возможностей синергетики и нелинейной динамики для исследования явлений сферы социальной жизни рассматриваются в книге: Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и проблемы будущего. -М.: Эдиториал УРСС.

[11] С моей точки зрения. Советские и зарубежные писатели: диалоги, интервью, размышления. -М.: Прогресс, 1986. С. 423.

[12] Аснер Пьер. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки. Всемирное слово. Спб. 1999. С. 190-191.

[13] Подробнее см. Clayton Antony M.H., Radcliffe Nicolas J., Sustainability. A systems approach. Earthscan Publications Ltd., London, 1996.

[14] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., Наука, 1991. С. 241.

[15] Подробнее см. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И.Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. С. 210.

[16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 511.

[17] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. М., Наука, 1977. С. 38.

[18] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. М., Наука, 1977. С. 27.

[19] См. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И.Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. С. 210.

[20] Кун Т. Структура научных революций. Перевод с английского. Прогресс, М., 1977. С. 11.

рая. М., Наука, 1977. С. 38.

[23] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1. С. 165

The crticle is devoted to the problems of sociological study of globalization processes, social safety and sustainable development. The roots of objective processes of globalization are found in the fundamental changes of material life of society. The analytical approach allows to select in globalization processes such aspects as communicational compression of the world, strengthening of the interdependence in the world, the replacement of the hierarchic society by a global society, with the economy working in real-time mode, the strengthening of cultural interaction of the international relations system.

The increased planetary destructive and creative material possibilities have come in conflict with the archaic forms of ensuring social safety, which by milleniums had been drawn up on the principles of local sociums, human immortality and violence as efficient ways of achieving material and spiritual superiority. Increasing scales and depth of global disparities and catastrophes call for the creation of a new system of global safety, based on principles of cooperation and sustainable developmen