Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«Новый фактор социальной стратификации» 
О.Н. Вершинская

«Роскошь стабильности более недоступна и единственная постоянная вещь – сами изменения[1]» . Радикальные изменения в интеллектуальной среде обитания вынуждают нас серьезно корректировать свое поведение. Меняется всё, включая само понятие социальной нормы. Все, кто не живет сегодня онлайн, живёт в мире нарастающей депривации, сужения  возможностей человека в жизни. Уже появилось, зреет на глазах новое понятие — цифровая депривация.

Если психология понимает депри­вацию преимущественно как состояние личности (патологическое, длительное, не­гативно окрашенное), то социология ин­терпретирует ее скорее как социальный процесс, в ходе которого происходит со­кращение для индивидов и групп возможно­стей удовлетворения их основных жизненных потребностей. При этом психологичес­кое и социологическое толкования деп­ривации дополняют и обогащают друг друга, характеризуют данное социальное явление на макро- и микроуровнях. Это две стороны одной медали.

В социологии, которая изучает законы общества и особенности поведения человека в коллективе, широко используются понятия депривации. В рамках социологического анализа депривация в широком смысле определяется как неравенство доступа к социальным благам.

Сегодня не использование широкого спектра электронных услуг еще  не воспринимается в нашем обществе как депривация.  Однако уже для множества людей  повседневная жизнь во многом формируется практиками постоянного присутствия информационных технологий.

Существует 4 способа коммуникации между людьми: речь, письменность, печать, Интернет. Интернет – это революция. С тех пор, как люди соединились через компьютеры и возник Интернет, связи между людьми создаются иначе. Коммуникация стала интерактивной, она стала главным атрибутом информационного обмена.

Для сегодняшнего общества, которое называют и информационным, и коммуникационным и сетевым, характерен рост индивидуализации жизненных судеб и рост значимости индивидуальных особенностей. Нет больше прогресса, есть события; нет причин и следствий; у человека может быть много идентичностей.[2]

Рассмотрение Интернет-революции не с точки зрения техники, а с точки зрения возможностей человека, говорит о том, что метафизика эпохи Интернета другая. Гуманитарный подход, при котором основной акцент в исследованиях делается  не на технической стороне дела, а на человеке, использующем информационно-коммуникационные технологии и услуги, позволяет изучать их потребление.  Необходимость  такого подхода к изучению процесса распространения ИКТ обоснована опытом Европы[3], показывающим, что мир перешел от первого, технологического этапа, изучающего производство технологий, ко второму этапу — изучению их  потребления. Произошла  фундаментальная  реорганизация общества на основе появления множества новых возможностей, в частности услуг серии web 2, и быстро идущим процессом одомашнивания ИКТ.

По мнению мировых экспертов[4], цифровые технологии должны рассматриваться  в единстве их технической, математической, коммуникационно-теоретической, социальной, моральной, психологической и экономической сторон. Взаимодействие инженерных и социальных наук заслуживает специального внимания, идеи производителей техники необходимо сравнивать с реальным опытом ее использования.

Понятие депривации как  сужения возможностей в жизни, как  наблюдаемое невыгодное положение индивида[5], ввел в рассмотрение британский специалист по проблемам бедности  П.Таунсенд . Депривационный подход к бедности Таунсенда заключается в рассмотрении ситуации,  когда из-за нехватки экономических ресурсов  привычный для большинства  образ жизни становится невозможным.

Мы предлагаем  применить депривационный подход Таунсенда  к рассмотрению цифрового неравенства. Цифровой  депривацией будем считать ситуацию, когда мы ощущаем сужение возможностей, когда  привычный для большинства образ жизни является для вас невозможным из-за отсутствия навыков использования ИКТ или желания и возможности им обучиться. В какой-то период времени не иметь каких-то возможностей не является  лишением, отсутствием преимуществ (disadvantage). Но как только  эта возможность становится социальной нормой, человек, не использующий эту возможность, становится  «лишенцем». Это относится и к социальному, и к цифровому неравенству. Когда Интернет еще только начинал широко распространяться, не быть он-лайн имело лишь некоторое неудобство. По мере того, как  все больше аспектов социальной жизни управляются через Интернет,  как все больше людей используют электронную почту для общения, как использование ИКТ становится рутиной повседневной жизни, в будущем у тех, кто не пользует Интернет,  будет возникать все больше неудобств.

Сегодня, когда владение ИКТ становится новым  ресурсом  развития, этот ресурс становится новым основанием социальной стратификации.  Ресурсный подход к анализу социальной структуры [6] предложила Тихонова Н.Е.

Навыки в области информационных технологий являются своего рода «входным билетом» на наиболее привлекательные рабочие места[7]. Отсутствие соответствующих компетенций жестко предопределяет отсутствие доступа к ним. Цифровой ресурс начинает выполнять  роль базового стратификационного критерия в обществе.

По данным разных источников в 2015 году 60 % российского населения этот ресурс использовали, жили онлайн. Существует две группы людей, различающихся по одному критерию — отношением к использованию цифрового ресурса. Все люди и везде делятся на людей онлайн и оффлайн.  По шкале «онлайн-оффлайн» располагаются плавно переходя друг в друга слои, различающиеся уровнем использования ИКТ. Эта шкала, сколько бы индикаторов в ней не использовались, является вариантом одномерной стратификации. Для постиндустриального этапа развития общества характерен этот новый критерий социальной стратификации. У этих групп  разные жизненные шансы и перспективы социальной мобильности, они всё больше зависят от усилий самих людей.

Группы людей различаются по одному критерию: онлайн или оффлайн.  Основа этой дифференциации — нормы поведения и стили жизни. Динамика дальнейшего развития этих групп определяется вектором дальнейшей эволюции общества – наступлением IV промышленной революции «Интернетизация и роботизация», как ее назвали в Давосе в январе 2016 года , или  IV революция коммуникаций между людьми, как назвал ее А. Бард в книге «Netократия».

Процесс цифровой стратификации  набирает всё большую силу, год от года людей, не использующих  ИКТ, становится всё меньше. Однако цифровой образ жизни сегодня  стал  привычным в основном для  молодежи и  людей трудоспособного возраста.  40% российского населения не используют Интернет. Они не используют его по разным причинам. Этих людей можно разделить на три группы:

- нет желания  чему-то учиться;

- в принципе отрицающих использование техники;

- желание есть, возможностей пока нет.

Продемонстрировав новые возможности и оказав помощь в их освоении,

значительной части этих людей можно помочь войти информационное общество.

Активность людей протекает сегодня в широком коридоре возможностей. Попытаемся понять минимальный список новых цифровых возможностей, определяющих сегодня образ жизни.

Набор функциональных возможностей человека лежит в основе теории благосостояния как возможностей[8], разработанной А.Сеном. Она основана на теории базовых потребностей. Благосостояние связано у А.Сена не с полезностью и не с набором потребительских благ, а с набором функциональных возможностей человека. Он отмечал, что эффективность социально-экономической среды в значительной степени определяется равенством возможностей в реализации имеющихся ресурсов.  Все люди разные и то, как они могут воспользоваться одними и теми же возможностями,  зависит,  от трех факторов: индивидуальных характеристик (пол, уровень грамотности, интеллект); социальных характеристик (государственная политика, социальные нормы, властные отношения и др.)  и характеристик среды (климат, уровень развития инфраструктуры, институты и пр.). Интересно, что академик  Макаров В.Л [9]. предлагает ввести такой макропоказатель, как показатель благожелательности среды для проявления способностей человека. Этот показатель должен  выражать суммарный спрос общества на проявление той или иной способности.

Базовые функциональные возможности  и являются  базовыми цифровыми потребностями, меняющими образ жизни. Эти базовые цифровые возможности и потребности  можно охарактеризовать перечнем  электронных услуг, которые  можно экспертным путем разделить на три класса:

- Услуги 1-ой необходимости ( 24 часа не выходя из дома можно заплатить за квартиру; заказать еду или лекарства,  билет в театр или на поезд; обменяться письмами по электронной почте)

- Услуги 2-ой необходимости (общение по Скайпу; участие в соцсетях; взаимодействие с властями; виртуальные путешествия по миру; виртуальное посещение театральных постановок, музеев, выставок, концертов; облачное хранение данных)

- Услуги для продвинутых, «роскошные» возможности  (услуги по обеспечению комфорта и безопасности «умного дома»; настройка набора новостных источников; носимая электроника; робот-помощник по дому )

Вот мы и получили классификацию цифровых возможностей на январь  2016 года.  Отсюда образуется (определенный экспертным путем)  базовый список цифровых лишений: необходимость покидать свой дом, чтобы заплатить за квартиру или купить билет или  лекарство;  невозможность современной интерактивной коммуникации (имейлы, блоги, чаты, общение по Скайпу); отсутствие быстрой связи с госорганами; не использование программ навигации; невозможность использования множества финансовых э-услуг; отсутствие возможностей э-развлечений.

Не пользоваться э-услугами даже 1-ой необходимости – такой образ жизни в современных российских условиях означает «цифровую бедность», и постепенно такие люди  будут превращаться в социально исключенных.   Базовый список цифровых возможностей  постоянно увеличивается. Кроме  него существует множество приложений, расширяющих возможности пользователя. Предложение сегодня сильно опережает спрос, однако не использование перечисленных базовых возможностей уже задаёт и будет всё сильнее задавать ощущение депривации.

Развитие инновационного потенциала  каждой отдельной личности –  ключ к  развитию инновационной экономики. Выдвигаются новые требования к человеку, от него требуется  большая  креативность, быстрая  адаптации к новым условиям, освоение новой техники и новых навыков работы. Под воздействием ИКТ происходят серьезнейшие личностные изменения[10], происходят изменения в познавательных способностях человека, формируются новые формы межличностной коммуникации. Сегодня нужна способность к мгновенному перевоплощению, когда изменяются условия и требования окружающей среды. Личный статус и влияние человека определяются теперь способностью человека к восприятию и переработке информации, уровнем его восприимчивости и гибкости.

Однако ИКТ увеличивают человеческие возможности  в первую очередь  для информационно активных людей. Вопрос о том, были ли   люди, активные в электронном мире всегда информационно активны или ИКТ делают активными и информационно пассивных людей, требует изучения. Каковы статические характеристики виртуального мира, что в нём остается постоянным, мы пока не знаем.

 Становясь, в сущности, образом жизни, электронная деятельность – это новый жизненный уклад, не отрицающий, а дополняющий старые позиции. В искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности. Личностные параметры человеческого существования (потребности и смыслы) и социальные параметры (ценности) обладают свойством качественности, т.е. количественной несравнимости. Личностные смыслы индивидуальны и неповторимы, а потребности взаимоНЕзаменяемы. Если в индустриальном обществе изучали в основном производителей, то в постиндустриальном информационном обществе, которое еще называют обществом потребления,  акцент смещается на потребление и потребителей, и прежде всего, электронных потребителей, т.е. пользователей ИКТ.

Возрастание роли  виртуальной составляющей в социальной реальности ведет к необходимости изучения пользователей ИКТ как новых электронных акторов[11], так как с появлением услуг серии web 2 пользователь стал не только потребителем, но и производителем. Меняется баланс между ролью потребителя и ролью  производителя.

Виртуальный мир – это сфабрикованный мир, который можно изучать при помощи наблюдения за практикой использования ИКТ. Прогресс ИКТ делает виртуальный мир  все более реальным, и это  способно  легко обманывать человеческую психологию. Количество культурно-психологических и этических проблем в электронном мире увеличивается. И позитивные, и негативные аспекты социальной и социокультурной  динамики требуют внимания.

Негативные стороны жизни онлайн  вырисовываются всё чётче. Это прежде всего развитие клипового не системного мышления, это развитие нехимической зависимости от гаджетов, это чувство тревожности  при отсутствии гаджета; это разные виды киберпреступности и пр.

Социальные последствия  жизни «всегда на связи» исследует социолог Найоми С.Барон в статье «Тирания электронной коммуникации. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи»[12]. Она подчеркивает, что любые технологии всегда амбивалентны. У людей всегда есть выбор, мы сами решаем, оставаться ли всегда на связи. Масштабные американские социологические исследования показывают, что постепенно рождается другое понимание слова «общаться», что возникает все больше поверхностных знакомств, что общение становится все менее индивидуальным, менее полным. У нас все больше поверхностных знакомств. Социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным.

Интернет расширяет, но не замещает традиционное личное общение.  У человека есть «прочные» и «слабые» (приятельские, более формальные) связи .  Как влияет интернет на соотношение наших сильных и слабых связей?  Слабые связи не входят в основной круг общения. Исследования показывают, что в США сокращается число прочных связей, сокращается число друзей, которые дают не только удовольствие, но и помогают выжить. Число слабых связей среди интернет — пользователей намного больше.

Мы жертвуем эрудицией и изяществом в пользу скорости. Есть быстрое и медленное время, быстрое и медленное мышление[13], всё медленное ИКТ разрушают.

Современные языковые технологии еще довольно молоды: СМС от нескольких до 15 лет, в зависимости от страны; имейл широко используется всего два десятилетия; интернет-мессенджеры – около 10 лет. Есть социальные круги, в которых круто иметь свой блог.

Как отмечает в своей книге У.Бек[14], уже начинают проглядывать контуры общества, приходящего на смену обществу, «распределяющему богатства», и это оказывается общество, «распределяющее риски». Количество рисков всё увеличивается. Думать и говорить стали меньше. ИКТ ослабляют  наше мышление. Меняется природа человеческих отношений, короткие тексты сомнительной орфографии всё чаще заменяют грамотный русский язык.

Если в  начале века Интернета появились «новые читатели»[15], теперь появились и  новые писатели. Эти «новые грамотные» получили возможность высказываться, не задумываясь  о правилах правописания, о глубине своих мыслей. Народ подал голос, выйдя в соцсети. У образованных людей эти тексты вызывают ужас. «Город солнца» или сташный сон?», так назвал своё выступление на заседании ЕС А.Ронки, генеральный секретарь одной из Программ сотрудничества, занимающейся продвижением использования новых технологий в сфере культуры.

Сегодняшние потребители ИКТ совсем другие, чем были профессиональные пользователи и специалисты в сфере компьютеров.  Уроженцы цифрового века, «цифровые аборигены» — граждане Сети. Хотя среди них есть и думающие, интересующиеся люди, у значительной части молодежи заметно развитие «инстинкта приматов»: они бесконтрольно слоняются; едят, где попало; глубоких чувств не испытывают. Скорость, с которой они учатся и работают, не оставляет им времени остановиться и проанализировать , исправить то, что они учат или над чем работают.

Гаджеты всё больше проявляют себя как зло, и это требует внимательного изучения.  Общество проходит фундаментальные трансформации под влиянием распространения передовых информационно-коммуникационных технологий. Поколенческий разрыв в восприятии этих трансформаций очень велик.

Дальнейшее исследование цифровой  стратификации подразумевает поиск ответов на множество вопросов типа:

Осознают ли люди новый критерий социального позиционирования?

Появились ли уже средние стандарты потребления э-услуг? Какое отклонение от такого стандарта является  значимым?

Ощущает ли человек  лишения в потреблении товаров и услуг, учитывая свои  цифровые возможности?

Положение с изучением социальных проблем информатизации в РФ хуже некуда. В стране принят исключительно технократический подход к проблемам информатизации, практически исключающий рассмотрение проблем пользователей ИКТ. В то же время в российском обществе уже появилась новая социальная стратификация, множится количество цифровых рисков  для человека.

Для хотя бы частичного решения поставленных проблем необходимо регулярно проводить масштабные всероссийские обследования населения. Требуется реалистическая оценка потребности в ИКТ на местах и проверка готовности населения к жизни и работе в информационном обществе.

В статистике отсутствует характеристика целого ряда актуальных с точки зрения развития информационного общества процессов:

- возможности и потребности населения конкретного региона в сфере ИКТ;

- развитие цифровых услуг в регионе;

- восприимчивость жителей к современным технологиям,

- вовлеченность населения региона в электронный мир;

- уровень востребованности новых навыков в регионе;

- цифровой раскол населения региона (по принципу как доступа, так и разни-

цы в использовании ИКТ).

Все эти процессы – социальные последствия распространения ИКТ, давно и широко изучаемые мировой наукой. Мониторинг  ситуации позволит разработать механизмы компенсации  информационного неравенства и вовлечения граждан в информационное общество. Людям нужна помощь государства в вопросе воспитания компьютерной культуры. Принятая во всем мире практика вовлечения сегодняшних непользователей в информационное общество — проведение демонстрационно-просветительских компаний, разработка и распространение различных доступных рядовому человеку лозунгов типа: «Научись  новому навыку и ты расширишь свои возможности», «Вперед к лучшей жизни», «Активное гражданство каждого прямо из дома» и др. Лозунги используются в разных странах, особенно в Китае, для привлечения внимания к удобству получения услуг с использованием ИКТ. Создаются также мотивационные и образовательные видеоролики. Компьютерную культуру, как и информационную культуру вообще, можно и нужно внедрять и развивать. Не попробуешь, не захочешь использовать современные технологии.

Россия — страна большая и неоднородная, и это порождает свои особенности и проблемы. Огромная протяженность страны (около 5000 кмс севера на юг и 10 000 кмс запада на восток); разнообразие природных условий (от арктических пустынь до субтропиков); резкие различия в освоенности; контрасты в плотности населения, в развитии инфраструктуры в центрах и на периферии; разнообразие культурных ландшафтов; наличие границ со многими соседними странами характеризуют пространство страны. Россия имеет и природное, и социально-экономическое разнообразие регионов.  По доходам и продукции в душевом измерении российские территории отличаются и количественно, и качественно. Россия – «это своего рода объединение Голландии и Буркина Фасо в одной стране, регионы которой находятся на разных стадиях развития».[16]

Мы подошли ко второй реальности, у которой существуют свои границы, которых мы раньше не видели. В искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности.  Изучение гуманитарных аспектов инновационного развития требует разработки междисциплинарного подхода, ориентированного на изучение практических действий как в реальном, так и в  электронном пространстве. Подхода, позволяющего изучать как существующую ситуацию, так и изменения в  активности населения, методы ее стимулирования. Предложенный автором подход к исследованию социального воздействия ИКТ [17]  строится  на трех базовых  шагах для каждого изучаемого региона:

- поиск универсалий, общезначимых  явлений виртуального мира;

- выявление относительно стабильных явлений и  характеристик (вообще и в данном регионе, в частности);

- изучение роли информации  в изучаемом регионе. Значимость информации как фактора перемен в разных регионах разная.

Создание  адекватной  управленческой  модели для каждого региона: определение  целей и управляемых параметров  их достижения; возможных или имеющихся точек роста; первоочередных необходимостей, имеющихся возможностей  и возможных препятствий на пути достижения цели, позволит проанализировать готовность региона к электронному развитию.

Последствия крупных социально значимых нововведений, т.е. их результаты,  подобные использованию интернета, не имеют аналогов в прошлом, и поэтому несопоставимы с этим прошлым по параметру эффективности.  Искусственный цифровой  мир становится частью современного .  Уже появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура.  Социокультурная динамика такова: зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Последствия этой новой социокультурной динамики создают возможности для развития социально-экономических процессов и в разных нетрадиционных направлениях,  жизненные стратегии индивидов могут принимать  новые, не используемые ранее формы. По прогнозам Google[18] 85% поверхности Земли будет в ближайшее время иметь доступ в Интернет, электроника станет беспроводной, появятся самоуправляемые автомобили; носимая электроника станет имплантируемой.

Стимулирование интереса к получению и применению знаний  требует разработки   единой в своих основных положениях социально-ориентированной политики, направленной  на настройку общественного сознания на жизнь и работу в информационном обществе.  Социальная ориентация политики заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в инновационное информационное общество с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам. Результатом дли­тельной политики поощрения посредственности в нашей стране явилась девальвация профессиональных знаний и малая конкурентноспособность нашей ра­бочей силы на мировом рынке труда сегодня. Уничтожение тонких механизмов передачи знаний в значитель­ной мере привело к тому, что сегодня мы часто проявляем информационное безразличие и нетребовательность[19].

Чтобы более точно и глубоко ответить на вопрос «КАК» стимулировать развитие, нужно проводить серьезные  региональные исследования, выясняя по каждому региону ключевые для него факторы развития. Но везде человеческую ресурсную базу для инновационного общества необходимо сознательно улучшать и выращивать.  Информационная подготовка – это воспитание новой культуры цифрового века. Этот социальный фактор может тормозить (и часто тормозит) или содействовать экономическому развитию. Инициировать системный спрос на новые идеи можно  с помощью демонстрационно-просветительских компаний, стимулирующих инновационное поведение и  рассказывающих о преимуществах использования ИКТ. Действенным средством является и широкая реклама в СМИ преимуществ инновационного поведения,  демонстрация положительных примеров (отечественных и зарубежных), внедрение в телепередачи привлекательных элементов использования ИКТ. Социальные изменения происходят как благодаря технологическим достижениям, так и благодаря модификации требований и ожиданий пользователей, которые также меняются во времени. Новые возможности порождаются новыми технологиями, которые в свою очередь порождают новые типы поведения и новые способы потребления.



[1] Бард А., Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – СПб: Стокгольмская школа экономики, 2004, стр 5

[2] Бард А., Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – СПб: Стокгольмская школа экономики, 2004.

[3] Вершинская О.Н. Европейский подход к анализу социальных последствий информатизации\\Информационное общество, №2, 2016

[4] Норберт Больц. Азбука медиа. М.:Издательство «Европа», 2011

[5] Townsend P. International Analysis of Poverty. L., Harvester Wheatsheaf, 1993

[6] Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: НОВЫЙ ХРОНОГРАФ. 2014

[7] Горшков М.К. Заключение к книге «Бедность и бедные в современной России». М.: Издательство «Весь Мир». 2014

[8] Sen A.K. On Economic Inequality. Oxford. Clarendon Press, 1997

[9] Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.: Бизнес Атлас, 2010

[10] Вершинская О.Н. Кто эти люди? Мнение эксперта. VIP PREMIER.2014, стр 113-121

[11] Vershinskaya O. Theoretical Approach to the Concept of Humans as e-Actors//Interacting with Broadband Society/ Volume 1. PETER LANG. 2010

[12] Найоми С.Барон «Тирания электронной коммуникации. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи» //Информационное общество. М.,  №5 2010

[13] Hofstede, G. & Hofstede, J. G., 2005. Cultures and organizations—software of the mind. New York : McGraw-Hill.

[14] Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: 2000

[15]  Vershinskaya Olga. New Readers. COST 298

[16] С.С. Артоболевский, П.Я.Бакланов, А.И.Трейвиш. Пространство и развитие России: полимасштабный анализ \ \ Вестник Российской Академии Наук. Том 79, Номер 2. Февраль 2009, стр 108

[17] Вершинская О.Н. Информационные технологии как фактор экономического и общественного развития. Труды ИСА. 2010, том 56

[19] Вершинская O.H. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития// Экономика и математические методы. -Том 29, вып.4, 1993.