Russian
| English
"Куда идет мир? Каково будущее науки? Как "объять необъятное", получая образование - высшее, среднее, начальное? Как преодолеть "пропасть двух культур" - естественнонаучной и гуманитарной? Как создать и вырастить научную школу? Какова структура нашего познания? Как управлять риском? Можно ли с единой точки зрения взглянуть на проблемы математики и экономики, физики и психологии, компьютерных наук и географии, техники и философии?"

«КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ» 
О.Н. Астафьева

Опубликовано в: Синергетика и искусство

17. См.: Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы. М.: «ЯНУС-К», 1999. С.11–33.

18. Нами предлагается в данном случае отказаться от использования понятия “универсальные”, как имеющего самый широкий смысл, и заменить его близким, но более точным по смыслу понятием – “общие параметры порядка”.

19. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы. М.: «ЯНУС-К», 1999. С.18.

20. См.: Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы. М.: «ЯНУС-К», 1999. С.20 – 23.

21. См.: Буданов В.Г. Принципы синергетики и управление кризисом // Синергетика и социальное управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 89. Обращение к концепции параметров порядка и анализа некоторых из классификаций осуществляется в работах Л.А. Василенко, В.Л.Романова, И.Н. Рыбаковой и др.

22. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. С. 68.

23. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с франц. М.,1974 .

24. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.,1998 .

25. Эвристичность концепции “параметров порядка культуры”, предложенной нами с учетом специфики социально-гуманитарного знания, проявилась при исследовании социокультурных процессов в условиях нестабильности и неустойчивости. Синергетическая модель “параметров порядка”, образующая гибкий “каркас”, дополнена ценностно-смысловым содержанием, поддерживающим целостность сверхсложных систем, к типу которых относятся антропо-социо-культурные системы. См.: Астафьева О.Н. Параметры порядка социокультурного пространства // Синергетика. Человек. Общество. – М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 248–268; Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. – М.: Изд-во МГИДА, 2002; и др.

26. См.: Малинецкий Г.Г. Параметры порядка и современные проекты учебного процесса // Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 27–38.

27. См.: Моль А. Социодинамика культуры: Пер.с фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005. С.46–47, 60–61.

28. См.: Моль А. Указ. соч. С.61.

29. См.: Моль А. Указ. соч. С.60–66.

30. См.: Моль А. Указ. соч. С.66.

31. См.: Шендрик А.И. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.398 – 401; Дуков Е.В., Жидков В.С., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства. СПб.: Алетейя, 2001; и др.

32. Менталитет – совокупность глубинных, не рефлексируемых индивидуальным и коллективным сознанием, устойчивых, интеллектуально-психологических установок и представлений, воспроизводящихся в определенной социальной общности и ориентирующих индивидов в социокультурном пространстве. Соответственно, ментальность формируется в рамках определенной культуры, является ее результатом и одновременно глубинным источником развития.

33. Напомню в этой связи используемое французским структуралистом А. Молем понятие “память мира”, когда он говорит о социальной культуре, которой обладает каждое общество. Культура определяется А.Молем как совокупность всех орудий мысли, которым располагает человечество. Культура сохраняется и постоянно обновляется, человек усваивает в виде оценочно осмысливаемых восприятий элементы культуры, приобщает их к тому, что хранится у него в памяти. Культура, таким образом, рассматривается как “духовное оснащение личности”. См. об этом: Моль А. Социодинамика культуры: Пер.с фр. / Предисл. Б.В.Бирюкова. Изд.2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2005. С.55–56, 47.

34. См.: Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления: Материалы Первой международной научно-практической конференции. В 5 тт. Т. III . Часть 1-я / Под ред. В.Л.Романова, О.Н. Астафьевой. – М.: Изд-во “Проспект”, 2004. С.16.

35. См.: Джауэлл Т. Культура и власть // Государственная служба за рубежом: Управление культурой. Реф. бюллетень. №5 (55). 2004. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 5.

36. См. об этом подробнее: Астафьева О.Н. Глобализация по “модели культуры” // Конкурентоспособность России в условиях глобализации / Под ред. В.К. Егорова, В.С. Степашина. М., 2006. С. 379–385.

37. См.: Результаты выборочного социологического опроса экспертов и населения Российской Федерации на тему “Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования” // Социология власти. М.: Изд-во РАГС, 2005. №1. С. 21–43.

38. См.: Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. Изд.2-е. М.,2004

39. См.: Соколов А.С. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития // Государственная служба. 2005. № 4 (36). С.5–13.

40. См.: Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 142 – 167.

41. Библер В . Культура. Диалог культур (опыт определения) // На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Гнозис,1997. С. 228.